Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 29.11.2021

Психологические особенности проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов в условиях современной школы

Судакова Елена Михайловна
студентка 6 курса направления «Клиническая психология», Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, owlbaby98@mail.ru
Научный руководитель Болучевская Валентина Викторовна
кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета

Аннотация: В статье раскрываются и анализируются результаты эмпирического исследования психологических особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов в условиях современной школы. На степень профессионального выгорания педагога большое влияние оказывают уровень его эмоционального интеллекта и некоторые копинг-стратегии, предпочитаемые им в решении трудных ситуаций. В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой), тест на оценку уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. В качестве дополнительного статистического исследования по указанным методикам был также проведен корреляционный анализ Пирсона и однофакторный дисперсионный анализ.
Ключевые слова: педагоги, стаж работы, синдром профессионального выгорания, эмоциональный интеллект, копинг-стратегия.

Psychological features of professional burnout syndrome in teachers in conditions of modern school

Sudakova Elena Mikhailovna
6th year student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Volgograd
Academic advisor Boluchevskaya Valentina Viktorovna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Teacher of the Department of General and Clinical Psychology of Volgograd State Medical University

Abstract: The article reveals and analyzes the results of an empirical study of the psychological features of the manifestation of professional burnout syndrome in teachers in conditions of modern school. The degree of professional burnout of a teacher is greatly influenced by level of his emotional intelligence and some coping strategies preferred by him in solving difficult situations. The study used psychodiagnostic methods: a technique for diagnosing emotional burnout С. Maslach and S. Jackson (adapted by N.E. Vodopyanova), a test for assessing the level of emotional intelligence D.V. Lucin and the questionnaire "Methods of Co-behavior" R. Lazarus. As an additional statistical study, were carried a correlation analysis Pearson and a single-factor variance analysis.
Keywords: teachers, seniority, professional burnout syndrome, emotional intelligence, coping strategy.

Правильная ссылка на статью
Судакова Е.М. Психологические особенности проявления синдрома профессионального выгорания у педагогов в условиях современной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-osobennosti-proyavleniya-sindroma-professionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-v-usloviyakh-sovremennoj-shkoly.html (Дата обращения: 29.11.2021)

Введение. Профессиональное выгорание, на сегодняшний день, является одной из ключевых проблем современного общества. Многие специалисты социальной сферы подвержены данному феномену, который разрушает их здоровье, а самое главное, мешает качественному выполнению их профессионального долга.

Профессиональным выгоранием называют синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Выгорание наступает в том случае, когда человек в течение продолжительного времени накапливает отрицательные эмоции и не избавляется от них должным образом [3].

Педагоги также относятся к той категории работников, которые более всего подвержены профессиональному выгоранию. Изучением профессионального выгорания в педагогической сфере отечественные ученые начали заниматься в конце XX века, среди них были М.В. Борисова, С.И. Кудинов и А.А. Рукавишников. Педагоги являются неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому им изо дня в день приходится общаться с большим количеством людей, они вынуждены находиться в постоянном взаимодействии с учениками. Такие особенности работы чаще всего могут приводить к нервно-психическим перегрузкам, которые проявляются в постоянной тревожности, неудовлетворенности рабочими задачами и результатами своей деятельности, неприязни к окружающим, равнодушии, теряется интерес к чему-либо [1]. При этом, педагоги не осведомлены о способах эмоциональной разрядки, а школьная администрация не обеспечивает педагогов своевременной психологической помощью. Всё это, как нельзя лучше, способствует развитию у педагогов профессионального выгорания.

Важно помнить, что педагог – это ключевая фигура образовательного процесса. Именно от него зависит насколько успешным будет процесс воспитания, обучения и развития современного школьника. И для того, чтобы педагоги успешно выполняли свои профессиональные задачи, необходимо подробно изучить природу профессионального выгорания педагогов, а также выявить какие эмоциональные и поведенческие особенности могут способствовать ухудшению их психического состояния [6].

Целью исследования стало выявление проявлений синдрома профессионального выгорания педагогов в условиях современной школы.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 24 педагога, стаж работы которых не превышает пятнадцати лет, и 26 педагогов, стаж работы которых составляет более пятнадцати лет. Общий объем выборки составил 50 человек.

Исследование проводилось с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [4]. Применение данной методики позволило выявить уровень профессионального выгорания педагогов. Использование теста на оценку уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина [5] позволило определить особенности эмоциональной сферы, которые оказывают влияние на степень выраженности синдрома профессионального выгорания. Применение опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса [2] позволило выявить наиболее предпочтительные копинг-стратегии, которых придерживаются педагоги в трудных ситуациях.

Полученные результаты и их интерпретация. Сравнительное исследование позволило определить степень профессионального выгорания двух групп обследуемых. В ходе статистического анализа полученных данных по методике диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон было выявлено процентное соотношение по результатам внутри групп (табл. 1) и получены средние значения по шкалам (табл. 2).

Таблица 1. Процентное соотношение по результатам методики диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой) внутри групп

Название шкалы

Степень выгорания

Стаж менее

15 лет

Стаж более

15 лет

Абс.

%

Абс.

%

Эмоциональное истощение

Низкая

4

16,7

12

46,1

Средняя

9

37,5

12

46,1

Высокая

11

45,8

2

7,7

Крайне высокая

0

0

0

0

Деперсонализация

Отсутствует

0

0

5

19,2

Низкая

3

11,5

12

46,1

Средняя

11

45,8

8

30,8

Высокая

10

41,7

1

3,8

Крайне высокая

0

0

0

0

Редукция профессиональных достижений

Отсутствует

0

0

1

3,8

Низкая

4

16,7

16

61,5

Средняя

11

45,8

9

34,6

Высокая

8

33,3

0

0

Крайне высокая

1

4,2

0

0

Итоговый интегральный показатель

Отсутствует

0

0

2

7,7

Низкая

1

4,2

14

53,8

Средняя

10

41,7

9

34,6

Высокая

13

54,2

1

3,8

Крайне высокая

0

0

0

0

У обследуемых основной группы не было выявлено выраженных низких, средних, высоких и крайне высоких показателей по какой-либо шкале.

Таким образом, педагогам, имеющим стаж работы менее пятнадцати лет, не характерно выраженное эмоциональное истощение. Хотя, полученные результаты и имеют небольшой разброс в значениях, всё же большая часть группы находится на низком и среднем уровне эмоционального истощения. Таким образом, им практически не свойственны чувство постоянной усталости, физическое недомогание и сниженный эмоциональный фон. Молодые педагоги имеют выраженную отрешенность от своих коллег и учеников. Им менее интересны проблемы других, не исключено даже, что они могут проявлять некоторую циничность в отношении тех, с кем работают. Они не видят больших перспектив в своей профессиональной деятельности, возможно, принижают себя и недооценивают свои способности. Общий показатель выгорания в группе высокий – 54,2%.

У обследуемых контрольной группы не было выявлено выраженных средних, высоких и крайне высоких показателей по какой-либо шкале. Тем не менее большинство набрали низкий балл по шкале «Редукция профессиональных достижений» - 61,5%. Два человека из группы (7,7%) вообще не имеют выгорания.

Также, как и у менее опытных коллег, у педагогов, имеющих стаж работы более пятнадцати лет, в большей степени выражен низкий и средний уровень эмоционального истощения. Это говорит о том, что им не свойственны постоянное чувство усталости, физическое недомогание и сниженный эмоциональный фон. Что касается деперсонализации, то как и с эмоциональным истощением, выраженность данного явления в группе слабая. Педагоги имеют хорошие отношения со своими коллегами и учениками, проявляют участие к их проблемам и трудностям. Уровень профессиональной успешности в данной группе находится на достаточно высокой позиции, что говорит о реалистичной оценке своих профессиональных достижений, довольстве своей профессиональной деятельностью. Общий показатель выгорания в основной группе низкий – 53,8%.

Таблица 2. Средние значения основной и контрольной групп по шкалам методики диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Название шкалы

Среднее значение

Стаж менее

15 лет

Стаж более

15 лет

Эмоциональная истощенность

2

2

Деперсонализация

2

1

Редукция профессиональных достижений

2

1

Итоговый интегральный показатель

7

4

Для наглядного сравнения результатов двух групп целесообразно привести сводную диаграмму (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнение средних показателей по методике диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Для оценки уровня эмоционального интеллекта обследуемых в обеих группах был использован тест на оценку уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Статистически проанализировав все значения основной и контрольной групп по данной методике, было выявлено процентное соотношение внутри групп (табл. 3) и получены средние значения по шкалам (табл. 4).

Таблица 3. Процентное соотношение по результатам теста на оценку эмоционального интеллекта Д.В. Люсина внутри групп

Название шкалы

Выраженность признака

Стаж менее

15 лет

Стаж более

15 лет

Абс.

%

Абс.

%

Межличностный эмоциональный интеллект

Очень низкая

7

29,2

3

11,5

Низкая

11

45,8

5

19,2

Средняя

3

12,5

14

53,8

Высокая

3

12,5

4

15,4

Очень высокая

0

0

0

0

Внутриличностный эмоциональный интеллект

Очень низкая

3

12,5

0

0

Низкая

5

20,8

4

15,4

Средняя

14

58,3

11

42,3

Высокая

2

8,3

7

26,9

Очень высокая

0

0

4

15,4

Понимание эмоций

Очень низкая

5

20,8

2

7,7

Низкая

8

33,3

5

19,2

Средняя

10

41,6

11

42,3

Высокая

1

4,2

5

19,2

Очень высокая

0

0

3

11,5

Управление эмоциями

Очень низкая

5

20,8

0

0

Низкая

11

45,8

8

30,8

Средняя

6

25

11

42,3

Высокая

1

4,2

7

26,9

Очень высокая

1

4,2

0

0

Общий уровень эмоционального интеллекта

Очень низкая

7

29,2

2

7,7

Низкая

5

20,8

5

19,2

Средняя

10

41,6

12

46,1

Высокая

2

8,3

6

23,1

Очень высокая

0

0

1

3,8

Среди обследуемых основной группы, не было выявлено выраженных низких и высоких показателей по шкалам. Тем не менее большинство набрали средний балл по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» - 58,3%. Таким образом, для менее опытных педагогов более свойственно лучшее понимание своих эмоций, нежели чужих. Они в достаточной мере умеют сдерживать нежелательные эмоции, при необходимости вызывать у себя положительные. Склонны к анализу своего эмоционального состояния, но это, вероятнее всего, зависит от конкретной ситуации, а не является обыденностью. У них могут наблюдаться сложности в общении, они не чувствуют настроение другого человека, из-за чего никогда не могут предугадать, какой будет его реакция на их слова и действия. Не умеют оказывать влияние на настроение окружающих. Общий уровень эмоционального интеллекта ближе к низкому.

Среди обследуемых контрольной группы, не было выявлено выраженных низких и высоких показателей по шкалам. Тем не менее большинство набрали средний балл по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» - 53,8%. Следовательно, педагогам, имеющим стаж работы более пятнадцати лет, удается больше понимать чужие эмоции, чем свои собственные. Но и это у них получается не всегда успешно. Им зачастую сложно повлиять на чужие эмоции, они не склонны манипулировать людьми. Тем не менее, свои эмоциональные проявления они умеют контролировать в достаточной мере. В нужный момент сдержать нежелательные эмоции или наоборот вызвать положительные. Иногда могут прибегать к самоанализу, если того потребует ситуация.

Таблица  4. Средние значения групп по шкалам теста на оценку эмоционального интеллекта Д.В. Люсина

Название шкалы

Среднее значение

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

Межличностный эмоциональный интеллект

37

42

Внутриличностный эмоциональный интеллект

40

46

Понимание эмоций

39

44

Управление эмоциями

38

44

Общий уровень эмоционального интеллекта

77

88

Для наглядного сравнения результатов двух групп целесообразно привести сводную диаграмму (рис. 2).

Рисунок 2. Сравнение средних показателей по тесту оценки уровня эмоционального интеллекта Д.В. Люсина

Для исследования копинг-стратегий обследуемых в обеих группах использовался опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Статистически проанализировав все значения основной и контрольной групп по данной методике, было выявлено процентное соотношение внутри групп (табл. 5) и получены средние значения по шкалам (табл. 6).

Таблица 5. Процентное соотношение по результатам опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса внутри групп

 

Название шкалы

 

Выраженность признака

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

Абс.

%

Абс.

%

Конфронтация

Низкая

6

25

5

19,2

Средняя

16

66,7

19

73,1

Высокая

2

8,3

2

7,7

Дистанцирование

Низкая

13

54,2

5

19,2

Средняя

9

37,5

20

76,9

Высокая

2

8,3

1

3,8

Самоконтроль

Низкая

0

0

0

0

Средняя

9

37,5

13

50

Высокая

15

62,5

13

50

Поиск социальной поддержки

Низкая

1

4,2

1

3,8

Средняя

17

70,8

16

61,5

Высокая

6

25

9

34,6

Принятие ответственности

Низкая

10

41,7

13

50

Средняя

12

50

13

50

Высокая

2

8,3

0

0

Бегство-избегание

Низкая

3

12,5

3

11,5

Средняя

12

50

16

61,5

Высокая

9

37,5

7

26,9

Планирование решения проблемы

Низкая

0

0

0

0

Средняя

13

54,2

9

34,6

Высокая

11

45,8

17

65,4

Положительная переоценка

Низкая

2

8,3

2

7,7

Средняя

15

62,5

11

42,3

Высокая

7

29,2

13

50

У обследуемых основной группы большинство набрали низкий балл по шкале «Дистанцирование» - 54,2%, средний балл по шкалам «Конфронтация» - 66,7%, «Поиск социальной поддержки» - 70,8%, «Планирование решения проблемы» - 54,2%, «Положительная переоценка» - 62,5%, высокий балл по шкале «Самоконтроль» - 62,5%.  Таким образом, менее опытным педагогам не свойственно субъективное снижение значимости проблемы. Вместо этого они предпочитают целенаправленно подавлять и сдерживать эмоции, минимизировать их влияние на оценку ситуации и выбор стратегии поведения. Они высоко контролируют все свои поведенческие проявления, стремятся к самообладанию. Поэтому зачастую они скрывают от окружающих свои переживания, касающиеся проблемной ситуации. Тем не менее, в таком состоянии они могут активно отстаивать собственные интересы, планировать решение проблемы, опираясь на прошлый опыт и имеющиеся у них ресурсы. Иногда могут видеть в возникшей проблеме положительный смысл, трактуя её как стимул для личностного роста.

У обследуемых контрольной группы не было выявлено выраженных низких показателей по какой-либо шкале. Тем не менее большинство набрали средний балл по шкалам «Конфронтация» - 73,1%, «Дистанцирование» - 76,9%, «Поиск социальной поддержки» - 61,5%, «Бегство-Избегание» - 61,5%, и высокий балл по шкале «Планирование решения проблемы» - 65,4%. Следовательно, педагоги, чей стаж работы превышает пятнадцать лет, предпочитают решать любую возникающую проблему путем планирования своих действий. Им больше свойственно анализировать ситуацию, обдумывать различные варианты поведения, вырабатывать стратегию, планировать собственные действия с учетом объективных условий, прошлого опыта, имеющихся ресурсов. Такой способ реагирования на возникающие трудности является адаптивным, способствующим конструктивному разрешению этих трудностей. Но, при этом, у людей, предпочитающих данную стратегию, может наблюдаться недостаточная эмоциональность, интуитивность и спонтанность в поведении. Некоторым педагогам данной группы свойственно уверенно отстаивать собственные интересы, они обладают энергичностью и предприимчивостью. Субъективное снижение значимости проблемы, отрицание её наличия или привлечение к решению проблемы внешних ресурсов также факультативно могут ими использоваться в качестве стратегии поведения.

Таблица 6. Средние значения групп по шкалам опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса

Название шкалы

Среднее значение

Стаж менее 15 лет

Стаж более 15 лет

Конфронтация

8

8

Дистанцирование

7

8

Самоконтроль

13

13

Поиск социальной поддержки

11

12

Принятие ответственности

7

6

Бегство-избегание

12

10

Планирование решения проблемы

13

13

Положительная переоценка

11

12

Для наглядного сравнения результатов двух групп целесообразно привести сводную диаграмму (рис. 3).

Рисунок 3. Сравнение средних показателей опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса

В рамках корреляционного анализа Пирсона была выявлена взаимосвязь между степенью профессионального выгорания и уровнем эмоционального интеллекта. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Понимание эмоций» существует значимая низкая обратная взаимосвязь (r = -0.284, p <0,05). Также значимая низкая обратная взаимосвязь выявлена между шкалой «Деперсонализация» и шкалой «Управление эмоциями» (r = -0.282, p <0,05). Значимая умеренная обратная взаимосвязь была выявлена между шкалой «Деперсонализация» и шкалами «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (r = -0.337, p <0,05), «Понимание эмоций» (r = -0.330, p <0,05), между шкалой «Редукция профессиональных достижений» и шкалами «Межличностный эмоциональный интеллект» (r = -0.333, p <0,05), «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (r = -0.401, p <0,01), «Понимание эмоций» (r = -0.405, p <0,01), «Управление эмоциями»

(r = -0.380, p <0,01). Из этого следует, что степень профессионального выгорания тем выше, чем ниже уровень эмоционального интеллекта, таким образом взаимосвязь между этими двумя компонентами подтверждается.

Также, нами была обнаружена взаимосвязь между степенью профессионального выгорания и копинг-стратегиями. Между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Бегство-Избегание» существует значимая умеренная прямая взаимосвязь (r = 0.357, p <0,05). Чем больше напряжение данной копинг-стратегии у педагога, тем больше проявляется эмоциональное истощение у педагога и наоборот. Значимая умеренная обратная взаимосвязь существует между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалами «Планирование решения проблемы» (r = -0.366, p <0,01) и «Положительная переоценка» (r = -0.333, p <0,05). Из этого следует, что эмоциональное истощение тем больше, чем меньше напряжение данных копинг-стратегий у педагога и наоборот. Шкала «Редукция профессиональных достижений» и шкала «Бегство-избегание» имеют между собой значимую низкую прямую взаимосвязь (r = 0.298, p <0,05). Таким образом, чем больше напряжение данной копинг-стратегии, тем больше выражена редукция профессиональных достижений у педагога. Полученные значения подтверждают наличие взаимосвязи этих копинг-стратегий со степенью профессионального выгорания педагога.

В рамках однофакторного дисперсионного анализа по шкалам были выявлены следующие значения значимости при p≤0,05: шкала «Эмоциональное истощение» - 0.001; шкала «Деперсонализация» - 0.0; шкала «Редукция профессиональных достижений» - 0.0 (табл. 7). Эти значения свидетельствуют о разности средних показателей у двух групп (основной и контрольной), тем самым подтверждая наличие взаимосвязи между степенью профессионального выгорания и стажем работы педагога.

Таблица 7. Однофакторный дисперсионный анализ по шкалам методики диагностики эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Шкала

Знч. Ливиня

Знч.

Эмоциональное истощение

0,359

0,001

Деперсонализация

0,696

0,000

Редукция профессиональных достижений

0,325

0,000

По результатам, которые были получены в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что педагоги, стаж которых не превышает пятнадцати лет, более подвержены профессиональному выгоранию, чем педагоги, стаж которых составляет более пятнадцати лет. Наблюдаются различия в индивидуально-личностных особенностях педагогов, степени развитости эмоционального интеллекта, а также стратегиях поведения, к которым они прибегают, оказавшись в сложной ситуации. Данные различия нельзя назвать слишком значительными, но их и невозможно опровергнуть.

Выводы. Таким образом, на основании полученных данных в результате эмпирического исследования, можно сделать вывод, что педагоги, имеющие стаж работы менее пятнадцати лет, более подвержены профессиональному выгоранию, чем их коллеги, стаж которых составляет более пятнадцати лет.

Отношение к профессии у молодых педагогов преимущественно носит формальный характер, зачастую они не могут должным образом в ней реализоваться из-за отсутствия реальной оценки себя и своих возможностей. Также, таким педагогам свойственна некоторая отрешенность от своих коллег и учеников. Нет желания вникать в их проблемы и предлагать свою помощь. У них плохо развит эмоциональный интеллект, в частности, межличностный. Такие люди не умеют распознавать чужие эмоции, а следовательно, и управлять ими. Проблемы, возникающие как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности они решают с помощью иррациональных стратегий поведения, прибегая к подавлению и сдерживанию своих эмоций.

Педагоги, чей стаж превышает пятнадцать лет работы, менее склонны к профессиональному выгоранию, но не застрахованы от него. По сравнению со своими младшими коллегами, они более заинтересованы в помощи своим коллегам и ученикам. Считают, что успешно реализовались в своей профессиональной деятельности, реально оценивают свои достижения и потенциальные возможности. Тем не менее, также, как и у молодых педагогов, у них недостаточно развит эмоциональный интеллект. Такие люди более успешно ориентируются в эмоциях других, чем в своих собственных. Но, в определенной ситуации все же способны сконцентрироваться на себе и взять под контроль свои эмоциональные проявления. Проблемы, возникающие на пути, решают более конструктивно, чем молодые педагоги, прибегая к грамотному планированию их решения.

Исходя из этих данных, можно говорить о том, что непосредственное влияние на развитие синдрома профессионального выгорания оказывают такие психологические проявления, как низкий уровень эмоционального интеллекта и неадаптивные копинг-стратегии в разрешении трудных ситуаций.


Список литературы

1. Гуров Ю.В., Карабанова К.И. Сам себе психолог. – Волгоград: Принт, 2020. – 172 с.
2. Кандаурова А.В. Совладающее поведение педагога в условиях социальных изменений. – Омск: ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2018. – 160 с.
3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 4-е изд. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.
4. Попов В.В., Новикова И.А. Психологические основы здоровья человека: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 303 с.
5. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект - разработка понятия // Разработка понятий в современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - С. 201-254.
6. Черникова Т.В., Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание: учебное пособие. – Волгоград: ВолгГМУ, 2014. – 295 с.

Расскажите о нас своим друзьям: