Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (53) Декабрь 2020

УДК 37.015.3

Дата публикации 28.12.2020

Психологические особенности формирования культуры речи младших школьников. Эффективные пути развития и коррекции

Бархатова Юлия Францевна
студент, Институт психологии, кафедра психологии развития и образования, 3 курс, группа Мз-ПППЭ-31, КГУ им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Научный руководитель Дувалина О.Н.
доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, КГУ им. К.Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования культуры речи младших школьников. Проанализированы составляющие понятия «культура речи». Приведены примеры коррекции и формирования культуры речи.
Ключевые слова: культура речи, коммуникативные качества, речевые нарушения, ритмико-интонационная выразительность.

Psychological features of the formation of speech culture of younger schoolchildren. Effective ways of development and correction

Barhatova Yuliya Francevna
student, Institute of psychology, Department of developmental and educational psychology, 3rd year, group MZ-PPE-31, KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga
Scientific Supervisor Duvalina O.N.
associate Professor, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of psychology of development and education, KSU named after K. E. Tsiolkovsky, Russian Federation, Kaluga

Abstract: This article deals with the problem of formation of speech culture of primary school children. The components of the concept of "speech culture"are analyzed. Examples of correction and formation of speech culture are given.
Keywords: speech culture, communicative qualities, speech disorders, rhythmic-intonation expressiveness.

Правильная ссылка на статью
Бархатова Ю.Ф. Психологические особенности формирования культуры речи младших школьников. Эффективные пути развития и коррекции // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-osobennosti-formirovaniya-kultury-rechi-mladshikh-shkolnikov-effektivnye-puti-razvitiya-i-korrektsii.html (Дата обращения: 28.12.2020)

«Чем глубже человек познает тонкости родного языка, тем тоньше его восприимчивость к игре оттенков родного слова, тем более подготовленный его ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту слова».

В.А. Сухомлинский

 

Одним из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности, успешной социализации и реализации жизненных целей, является общение. Умение ребёнка устанавливать и вступать в межличностные отношения, обеспечивает создание благоприятной ситуации развития ребенка, его успешную социализацию, удовлетворяет потребность в общении, а неумение вступить в контакт с другими людьми и поддерживать этот контакт, приводит к серьезным трудностям в

межличностных отношениях. Дети начинают конфликтовать, проявляют агрессию, а также могут замкнуться в себе, что влечет за собой ещё большие проблемы психологического характера. Поэтому крайне важно, чтобы у ребёнка был хорошо развит навык общения, а это возможно при правильном формировании и развитии речи ребёнка.

Овладение речью является одной из самых сложных трудностей ребенка. Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского главным средством овладения своим поведением является речь. Как отмечал Выготский, благодаря речи ребёнок вступает в отношения с ситуацией не прямо, а через посредство речевых знаков. Это позволяет обрести относительную свободу от ситуации и преобразовать импульсивные движения в планируемое, организованное поведение. [8, с.55]

Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к школьному обучению. В свою очередь, эффективность общения зависит от того, насколько партнёры по речевой деятельности владеют культурой речи.

Проблему формирования культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста рассматривали в своих работах многие отечественные педагоги: Е.В. Баринова, Б.С. Волков, О.М. Казарцева, И.Н. Курочкина, Н.С. Малетина, Т.А. Налимова, Н.И. Формановская, Л.М. Шипицына и др. По утверждению этих авторов, можно сделать вывод о том, что наиболее благоприятным периодом для формирования культуры речевого общения является младший школьный возраст,

так как дети этого возраста активно вступают в коммуникацию и уже достаточно хорошо владеют речью как средством общения.

А.А. Леонтьев определяет культуру речи как «учение об оптимальном выборе и функционировании вариативных средств» [6, с. 81].

Л.А. Введенская пишет о понятии «культура речи» следующее: «Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка... Культура речи вырабатывает навыки регуляционного отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике» [2, с. 64].

Е.Н. Ширяев отмечает, что «культура речи появляется с появлением литературного языка». По мнению учёного, культура речи - это «такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных языковых задач» [7].

Основоположник теории культуры речи как учения о ее коммуникативных качествах ученый-лингвист Б.Н. Головин в работе «Основы культуры речи» выделяет три объекта дисциплины – коммуникативное совершенство, совокупность знаний и умений, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное общение, и область лингвистических знаний о речевой коммуникации. Б.Н. Головин вводит понятия качества грамотной (культурной) речи. Это точность, логичность, действенность, краткость, чистота, уместность, образность, ясность и др. [4, с. 38]

При этом надо иметь в виду, что в основе культуры речи и совершенства ее коммуникативных качеств находится система норм. Воздействие речи невозможно без соблюдения системы норм, и потому нормативность является безусловной основой культуры речи. [8]

Проанализировав определения понятия «культура речи», можно сделать вывод о том, что в структуру данного понятия большинство авторов включает два основных компонента: владение нормами устного и письменного русского литературного языка и качествами коммуникативно-целесообразной речи.

Рассмотрим более подробно в чем выражается несформированность культуры речи у младших школьников.

Это проявляется в том, что у детей бедный словарный запас, нарушена произносительная сторона речи, слабо сформированы орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского языка, не всегда хороший пример для подражания со стороны взрослых, а также не нужно забывать о билингвизме, что особо актуально на сегодняшний день.

Над вопросам речевых нарушений и их коррекции работали такие учёные-педагоги как: Н. А. Власова, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, О. В. Правдина, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева, Л.С. Волкова и др.

В своих работах ученые рассматривали этиологию речевых расстройств, факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений, социальную среду, которая является не только условием, но и источником развития речи.

Важными вопросами этиологии речевых нарушений являются:

• изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (алалии, афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга;

• определение роли наследственного фактора в возникновении различных видов нарушений речи;

• изучение статистических сведений о распространении речевых нарушений и их причин.

Ими были разработаны коррекционные программы, специальные комплексы упражнений, методы и приемы для коррекции и профилактики речевых нарушений [3].

По мнению таких учёных как Р.И. Аванесов, А. Н. Гвоздев, В.В. Иванов, М. В. Панов, А. А. Реформаторский, основное внимание нужно уделить орфоэпической и лексической нормам, так как именно с этих позиций наиболее целесообразно начинать работу над формированием речевой культуры младших школьников. Это обусловлено тем, что речевой опыт учащихся начальной школы не богат, и орфоэпические умения требуют специальной отработки, также словарный запас учащихся беден, школьникам зачастую не хватает лексических средств для выражения своих чувств, мыслей и эмоций.

Большое внимание бедности лексического запаса младших школьников уделялось в работах таких известных ученых как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д.Б. Эдьконин. Они считают, что проблема формирования и накаляемости лексического запаса зависит от того, что одни и те же слова повторяются очень часто, дети не умеют использовать в своей речи изобразительные средства языка (сравнение, эпитеты, метафоры и др.)

Наряду с формированием орфоэпических и лексических позиций, не следует забывать о ритмико-интонационной выразительности речи. Благодаря интонационной выразительности речь приобретает плавность, ритмичность, выразительность и мелодичность.

Одним из методов работы над формированием данного навыка является стихотворный текст и музыка. Используя этот дидактический прием, учащиеся получают возможность сформировать устойчивые ритмико-интонационные знания, умения и навыки, учатся избегать монотонности и вялости в своей устной речи. Об этом писали в своих работах такие учёные-методисты как: В.Д. Виноградов, Т. К. Донская и др.

Просодическая сторона речи обладает ярко выраженными музыкальными чертами. Целый ряд упражнений, занимательных заданий, целая система по коррекции и формированию просодического навыка были разработаны Р. Т. Гребенкиной, Т. И. Зиновьевой, М. А. Фоминой, И.Г. Выготской, А.В. Ястребовой и другими. [1]

Возрастно-психологические различия учащихся обусловливают разнообразие содержания речевого развития и различные способы взаимодействия учителя с учащимися. Так, в младшем школьном возрасте речевое развитие осуществляется через непосредственное педагогическое влияние, когда учитель оказывает прямое воздействие на речевое состояние ученика.

Речь для учителя является важнейшим педагогическим инструментом. Об этом в своих работах писали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. По их мнению, речь учителя должна быть нормированной, целесообразной, выразительной, чистой, точной и логичной. Ведь для того, чтобы грамотно и основательно вести работу по формированию речевой культуры младших школьников, учителю необходимо самому владеть высокой культурой речи, не допуская в ней диалектизмов, жаргонизма и вульгаризма.

Проанализировав работы выше перечисленных авторов, мы видим, что на сегодняшний день накоплен богатый научно-методический материал по формированию культуры речи младших школьников: проведено много фундаментальных исследований в данной области, созданы программы и учебники по культуре речи для обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Принимая во внимание возрастные особенности детей младшего школьного возраста, можно прийти к выводу, что это самый благоприятный период для формирования основных компонентов культуры речи, таких как развитие и обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматических форм, развитие ритмико-интонационной выразительности речи, коррекции произносительной стороны речи.


Список литературы

Алексеева Е.Д. Речевая культура младших подростков и методы ее диагностики : [учеб. пособие] Е.Д. Алексеева ; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Челяб. гос. пед. ун-т", Стерлитамак. гос. пед. акад. - Челябинск : Образование, 2005 (Изд-во ИИУМЦ Образование). – 70 с.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи [Электронный ресурс] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Из. 12-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 537 [1]с. – (Высшее образование) http://philfak.ru/assets/files/rpd/po_chastam/orlova/ritorika/ritorika_vvedenskaya.pdf

3. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

4. Головин Б.Н.. Основы культуры речи: Учеб, для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». — 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк.,1988.— 320 с. https://лектор.com/rechi-kultura-stilistika/osnovyi-kulturyi-rechi-ucheb-dlya-vuzov-spets.html

5. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Электронный ресурс]/ М.: Просвещение, 1969. - 214 с. http://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml?from_page=1

7. Райская Л.М. Лекции по русскому язык и культуре речи / Л.М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 148 с.

8. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ [Текст] : монография / Д. А. Серегина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Московский пед. гос. ун-т. - Москва : МПГУ : Прометей, 2013. - 103 с

9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

Расскажите о нас своим друзьям: