Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024

УДК 159.99

Дата публикации 30.09.2024

Психологическая профилактика для развития стрессоустойчивости при самостоятельной работе: теоретические и практические аспекты

Давыдова Анна Андреевна
Магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия

Аннотация: В статье анализируется стресс и его последствия, как для отдельного человека, так и для развития общества в целом. Целью статьи является обзор методов психологической профилактики стресса для широких слоев населения, а также методов коррекции психоэмоционального стресса. Важный вопрос, который затрагивается в статье – это возможности повышения эффективности указанных методов. Выдвигается предположение, что методы совладания со стрессом должны учитывать социально-психологический тип личности и тогда это даст более выраженный эффект при аналогичных затратах ресурсов.
Ключевые слова: психологическая профилактика стресса, влияние стресса, виды стресса, совладающее поведение, хроническое стрессовое состояние, оптимизация психического состояния.

Psychological prevention for the development of stress resistance during independent work: theoretical and practical aspects

Davydova Anna Andreevna
Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tolyatti State University", Tolyatti, Russia

Abstract: The article analyzes stress and its consequences, both for the individual and for the development of society as a whole. The purpose of the article is to review methods of psychological prevention of stress for the general population, as well as methods for correcting psycho-emotional stress. An important issue that is addressed in the article is the possibility of increasing the efficiency of these methods. It is suggested that methods of coping with stress should take into account the socio-psychological type of personality and then this will give a more pronounced effect with similar expenditures of resources.
Keywords: psychological prevention of stress, influence of stress, types of stress, coping behavior, chronic stress, optimization of mental state.

Правильная ссылка на статью
Давыдова А.А. Психологическая профилактика для развития стрессоустойчивости при самостоятельной работе: теоретические и практические аспекты // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-profilaktika-dlya-razvitiya-stressoustojchivosti-pri-samostoyatelnoj-rabote-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty.html (Дата обращения: 30.09.2024)

 

В настоящее время развитие общества напрямую сопряжено с уровнем психического и физического здоровья населения. Наше общество испытывает огромную потребность в ментальной стабильности и устойчивости людей, потому что это влияет на их эффективную включенность в общественно-политическую жизнь. Что в свою очередь повышает значимость существующей взаимосвязи между стрессом и здоровьем каждого отдельного человека.

Актуальные статистические данные уже отражают всевозрастающий субъективный уровень стресса, который люди чувствуют в повседневной жизни. А именно: на 9,4% повысилось количество людей, которые находятся в состоянии стресса. Согласно данным социологического исследования ВЦИОМ в 2024 году свыше половины россиян (67 %) сталкивались со стрессом регулярно [10].

Термин «стресс» в научный обиход был введен американским физиологом У. Кэнноном, который понимал под ним «ответную реакцию организма на некоторое угрожающее воздействие (стимул)» [1, с.12].

Как за рубежом, так и в России, ученые рассматривают стресс в пределах нескольких главных направлений. «Среди них выделяют процесс исследования стрессовых ситуаций, как: обстоятельства, которое ухудшает процесс взаимной связи со средой, способствующей нарушения так называемого гомеостазиса; реакции организма, являющегося целостным по своей структуре; процесса совладения с определёнными ситуациями проблемными и критическими» [2, с.29].

Анализируя стрессовые ситуации как обстоятельства, которые являются «причиной ухудшения взаимной связи непосредственно с самой средой и нарушающих процесс гомеостазиса, термин «стресс» нужно признать тождественным с понятием непосредственного самого стрессора. Под последним следует понимать раздражитель внешнего или внутреннего типа. В зависимости от параметров стрессора, а также усваивания его организмом проявляется ухудшение состояния гомеостазиса» [11, с.56].

При этом известны последствия наличия стресса в разных сферах жизни – на физическое состояние, иммунитет, но также и на психологическое состояние, которое формирует поведение человека в рабочей среде, создание и поддержание межличностных отношений, а также на проявление человека в социальной жизни.

Стрессовые ситуации делятся на краткосрочные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Длительный же стресс – это постепенная мобилизация и расходование как «поверхностных», так и «глубоких» адаптационных резервов. Его направление может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается фиксировать только особыми, специальными для этого методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса [3, с.112].

 «Влияние высокого напряжения организма непосредственно на иммунитет. В ситуациях сильного стресса функции иммунитета значительно снижены по причине падения количества лимфоцитов. Это связано с увеличенным процессом образования гормонов – кортикостероидов. Если человек хочет избавиться от состояния дискомфорта посредством принятия психоактивных веществ, состояние его не улучшается, а становится только хуже» [4, с. 70].

«Влияние высокого напряжения организма на физическое состояние. Повышенный уровень гормонов увеличивает выносливость и работоспособность во время проявления высокого напряжения организма, но результат наблюдается лишь короткий срок, состояние ухудшается, что проявляется в следующих ответных реакциях: боли в области головы; затяжная бессонница; функциональные нарушения работы сердечной мышцы и сосудов: снижение ЧСС; повышенное давление хроническое, инфаркт; снижение сосредоточенности, сильная  усталость, падение производительности в работе; ухудшение функции ЖКТ: гастриты, язвы, диспепсии невротического происхождения; обострение онкологических заболеваний; снижение иммунных сил; ухудшение функции работы эндокринных желёз, нерегулярное образование гормонов, возможно формирование остеопороза, диабета и других болезней» [5, с.23].

Человек не может трезво анализировать окружающую действительность, когда он находится в состоянии сильного стресса. Есть вероятность больших требований к самому себе и иным. Личность приобретает черты сильнейшей апатии, агрессии, а также тревоги.

«Хроническая усталость, снижение концентрации — причина падения продуктивности в работе человека, что отражается в следующем: частые ошибки; предпочтение во сне: зевота, закрываются глаза; нет аппетита; боль, а также шум в голове; боль в глазах; витающий тип мыслей, отсутствие концентрации внимания; отсутствие мотивации в продолжении трудовой деятельности на текущей должности» [6, с.26].

«Природный механизм обеспечения защиты, который способствует мобилизации сил в целях преодоления ограничений – это повышенное напряжение организма в ответ на раздражители, что иногда даёт результаты, имеющие позитивный характер. Если душевное потрясение организма свершилось на маленький срок, то оно может оказаться полезным: гормон окситоцин в значительной степени увеличивается, а именно он способствует тому, что конфликт проходит;  становятся более активными дополнительные энергозапасы, возникают дополнительные силы, которые способствуют дойти до намеченных целей; иммунная система функционирует лучше, также оптимизируются и биологические параметры; возможно, сосредоточиться на разрешении нерешённого вопроса» [7, с.189].

Эта статистика напрямую влияет на первоочередные задачи государства, обозначенные министерством здравоохранения. Таковыми являются действующие проекты по психологической поддержке населения, направленные на улучшение психического здоровья и снижение уровня стресса; проекты по проведению образовательных программ о методах управления стрессом и профилактике психологических проблем. Планируется, что результатом этой работы станет эмоционально-оценочная, регулятивная функции и адекватное совладающее поведение людей в социальном пространстве. Но помимо каких-то инициатив на уровне государства, каждый человек может применять различные инструменты для саморегуляции, например, в дополнение к помощи специалистов.

Анализ современной психологической науки в области теории и практики о влиянии стрессовых ситуаций на здоровье человека позволяет определить недостатки, к которым относятся низкая психологическая культура населения, отсутствие четкой системы работы со стрессом при стремительном совершенствовании качества жизни и расширении информационного пространства. Так же сюда относится игнорирование социально-психологического типа личности человека, как одного из центральных ориентиров в предупреждении негативных последствий стресса и коррекции стрессовых состояний, что зачастую служит причиной формализма такой работы, где изучение психотипа человека заменяется общепринятыми шаблонами.

Целью данной статьи является анализ теоретических данных о роли различных инструментов в психологической работе для совладания со стрессом, доступных для широкого круга людей. Эта статья является первым этапом работы над более глобальным вопросом: каким образом организовать эффективную систему психологической работы со стрессом с целью снижения его негативного влияние на здоровье в зависимости от социально-психологического типа личности?

Невозможно убрать факторы, вызывающие стресс, так как они связаны с самим течением жизни. Именно поэтому самостоятельная работа по повышению личной стрессоустойчивости должна стать обязательной для каждого взрослого человека.

Для решения поставленной задачи необходимо:

  1. Исследовать, как различные стрессоры влияют на здоровье в зависимости от социально-психологического типа личности
  2. Составить каталог методов работы со стрессом, доступных широкому кругу людей
  3. Проводить мероприятия по психологическому просвещению больших масс населения, включающих обучение самодиагностике, а также применению данных методов работы со стрессом. Регулярно проводить вовлекающие мероприятия для продвижения этой темы.

Ведущими характеристиками стрессовой ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий, каждодневных ситуаций или травм, трансформация самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке снаружи.

Профилактика стрессовых состояний – системное воздействие на эмоциональную, мотивационную, волевую, поведенческую составляющие личности, на снижение негативных воздействий внешних стресс-факторов, целью чего является предупреждение стрессовых состояний и формирование высокого качества жизни.

В соответствии с классификацией, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, различают первичную, вторичную и третичную профилактику стрессовых состояний человека.

«При первичной профилактике реализуются меры по снижению или удалению стрессовых факторов, чаще связанных с внешними условиями. Первичной профилактикой считается комплекс социальных, медицинских и психологических мероприятий, направленных на усиление защитных факторов и уменьшение воздействия стрессов на человека. Традиционно считается, что первичная профилактика носит массовый характер, направлена на поддержание психологической устойчивости и реализуется в работе с условно здоровыми людьми» [8, с.231].

Например, организация рабочего места работника или обучающегося, изменения условий жизни, учебы или труда, внедрение здоровьесберегающих технологий, забота о конструктивных стилях взаимодействия и т.п. – все это критерии первичной профилактики.

Под вторичной профилактикой стрессов подразумевается «система мероприятий, направленная на изменение уже возникшего стрессового состояния с акцентом на развитие личностных ресурсов человека. Целью вторичной профилактики является предотвращение перехода стрессового состояния в хроническую форму, изменение неконструктивных паттернов поведения на конструктивные и предупреждение стрессовых расстройств» [8, с.240].

В данном случае используются различные обучающие методы преодоления стрессовых состояний. Это могут быть тренинги, ролевые игры, имитационные эксперименты, антистрессовые методики, позволяющие людям эффективно справиться со стрессовым состоянием.

«Третичная профилактика стрессов чаще всего направлена уже на серьезную психотерапию и реабилитацию людей, находящихся в хроническом стрессовом состоянии. Третичная профилактика – это система мероприятий, направленных на снижение риска возобновления стрессовых расстройств, посттравматических стрессовых состояний и связанных с этим поведенческих нарушений и на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к новым условиям среды и формированию эффективных преодолевающих стратегий поведения» [12, с.192].

Целью такой профилактики является восстановление личностного, профессионального и социального статуса человека.

Наиболее действенными средствами управления состоянием являются различные методы оптимизации психического состояния. «Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы с одной стороны индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время» [13].

«С помощью таких методов может выполняться лечение любого вида высокого напряжения организма, а также его профилактика:

–       психологический (рациональная терапия);

–       физиологический (закаливание);

–       биохимический (лекарственные средства);

–       физический (физические упражнения)» [9, с.15].

Выбор метода лечения зависит от конкретного человека и тяжести его состояния.

В целом, психологическая профилактика высокого напряжения организма обладает множеством различных методов, каждый из которых как в отдельности, так и в совокупности с каким-либо другим или комплексом методов, дает положительный результат.

Таким образом, эффективные стратегии, направленные на минимизацию стресса, включают как индивидуальные, так и коллективные подходы. К ним относятся развитие навыков управления стрессом, такие как техники релаксации, тренировки осознанности и физическая активность. Также важным аспектом являются социальная поддержка и укрепление межличностных отношений, способствующие повышению эмоциональной устойчивости.

Коррекция стресса требует активного участия как самого человека, так и профессионалов в области психического здоровья. Психотерапия, консультирование и группа поддержки могут сыграть ключевую роль в преодолении трудных ситуаций и восстановлении психологического благополучия. Вместе с тем, важность профилактических мероприятий неоценима. Образование о стрессовых факторах, развитие эмоционального интеллекта и формирование здорового образа жизни могут значительно снизить уровень стресса и его негативные последствия.

Мы предполагаем, что если использовать методы психологической профилактики более сфокусированно, в зависимости от социально-психологического типа личности, то это даст более выраженный и ощутимый эффект при меньших затратах ресурсов. Сюда относится не только использование методов психопрофилактики, но и предварительная оценка уровня стресса. Так как это повышает информированность, а значит, осознанность самого человека и делает его активным субъектом при формировании устойчивости человека к стрессовым воздействиям и повышения качества жизни.

 

 


Список литературы

1. Апчел В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб. : ВМА , 1999 – 86 с.
2. Золотова Т.Н. Психология стресса. М. : «Книголюб», 2016 – 280 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Москва, 2019. - 186 с.
4. Ковалева А.Г. Психология личности. М. : Москва, 2021. -211 с.
5. Иовчук Н.М. Вопросы психического здоровья детей и подростков. М. : Книга по Требованию, 2010. – 144 с.
6. Куликова Е.А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления // Концепт. 2019. №10. С.25-27.
7. Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство – образ – анализ – действие. М. : Генезис, 2018 – 376 с.
8. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах. М. : «Добрая книга», 2018 – 512 с.
9. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2019 – 336 с.

Список источников
10. ВЦИОМ Новости: Управление стрессом [Электронный ресурс]: сайт URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/upravlenie-stressom
11. Лебедева Л. Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии: Речь, 2006. СПб.: Речь, 2020 - 256 с.
12. Левин П.А. Исцеление от травмы. СПб. : ИГ «Весь», 2011 – 128 с.
13. Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт [Электронный ресурс]: сайт URL: http://www.diss.rsl.ru/ (дата обращения: 25.06.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: