Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024

УДК 378

Дата публикации 30.09.2024

Этапы формирования готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере

Шведова Вера Сергеевна
аспирант кафедры «Педагогика и психология», Пензенский государственный технологический университет, РФ, г. Пенза, veraodinokowa@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена этапам формирования готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. Показано, что каждый этап ориентирован на формирование основных компонентов готовности студентов к рассматриваемой деятельности. Обосновывается мысль о том, что при осуществлении поэтапной работы со студентами важно последовательно развивать у них активность, далее деловую активность, а затем направленность деятельности в профессиональной сфере. Такой взгляд будет интересен для педагогов, работающих со студентами колледжа.
Ключевые слова: этап, готовность, студент, колледж, деятельность, предпринимательство.

Stages of formation of readiness of college students to entrepreneurial activity in the professional sphere

Shvedova Vera Sergeevna
Postgraduate at the Department of «Pedagogy and Psychology» Penza State Technological University, Russia, Penza

Abstract: The article is devoted to the stages of formation of college students' readiness for entrepreneurial activity in the professional sphere. It is shown that each stage is focused on the formation of the main components of students' readiness for the activity in question. The article substantiates the idea that in the implementation of stage-by-stage work with students it is important to consistently develop their activity, then business activity and orientation of activity in the professional sphere. This view will be interesting for teachers working with college students.
Keywords: stage, readiness, college student, activity, entrepreneurship.

Правильная ссылка на статью
Шведова В.С. Этапы формирования готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/etapy-formirovaniya-gotovnosti-studentov-kolledzha-k-predprinimatelskoj-deyatelnosti-v-professionalnoj-sfere.html (Дата обращения: 30.09.2024)

Вводная часть и новизна. Проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере занимает важное место в государственной политике, проводимой Российской Федерацией. Об этом свидетельствует Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (№ 474 от 21.07.2020г.) [11]. В этой связи наряду с профессиональным и личностным развитием студенческой молодёжи очевидна ориентация ФГОС СПО на предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере (Приказ Министерства просвещения РФ № 339 от 18.05.2022 г.) [12].

Новизна статьи заключается в представлении основных этапов формирования готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

Данные о методах исследования. В качестве методов исследования использовались анализ и обобщение научной литературы, разъяснение.

Основная часть. Анализ научной литературы проблемы формирования готовности студентов к занятию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере находит свое отражение в работах современных исследователей. Данная проблема рассматривается с позиций анализа: теоретических подходов к её решению (Г.П. Геранюшкина) [1, с. 50], факторов формирования предпринимательских намерений (И.Н. Шафранская) [2], развития образовательной среды (С.А. Литвина) [3, с. 89] и др.

В научной литературе «готовность» определяется как умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности [2], [4], [5]. В нашем исследовании в структуре готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере предлагаем выделять четыре компонента: когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный и рефлексивный. Они формируются в ходе организуемой педагогом со студентами деятельности.

Понятие «деятельность» определяется как «система», построенная на основе «различных форм реализации» (А. Н. Леонтьев) [13], как «совокупность любых действий», ориентированных на конкретную цель (С. Л. Рубинштейн) [6]. Для достижения цели деятельность реализуется поэтапно (т.е. пошагово). Исходя из сказанного формирование готовности студентов к занятию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере предлагаем осуществлять в четыре этапа, каждому из которых соответствует развитие одного из названных выше компонентов готовности: на I этапе формируется когнитивный компонент; на II этапе – мотивационно-отношенческий; на III этапе – творческо-деятельностный; на IV этапе – рефлексивный.

В контексте нашего исследования важно начинать работу со студентами с формирования у них когнитивного компонента, а не мотивационного, как это происходит традиционно в работах современных исследователей [8], [9], [10]. Это объясняется тем, что при подготовке студентов колледжа к занятию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере у них ещё недостаточно знаний теоретических основ о предпринимательской деятельности, чтобы продемонстрировать своё отношение к ней.

Реализация каждого этапа формирования у студентов готовности к названной деятельности происходит посредством развития у них активности как одной из ведущих характеристик деятельности [7].  

На примере Пензенского агропромышленного колледжа, преподавателем которого являюсь, кратко покажем содержание каждого из названных выше этапов. Формирование готовности студентов к деятельности, о которой идёт речь в статье, осуществляется посредством реализации в учебном процессе дисциплины, связанной с основами финансовой грамотности и предпринимательской деятельности.

На первом этапе в рамках теоретической и практической подготовки через познавательный интерес и активность предлагается развивать у студентов когнитивный компонент готовности к занятию предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. В ходе дисциплины их вооружают знаниями: об истории развития предпринимательства; о юридических аспектах в сфере землеустройства; о процедурах разработки бизнес-проектов в сфере землеустройства, их финансирования и т.п. Студенты овладевают умениями: по выявлению сильных и слабых сторон конкурентов предприятий, специализирующихся в сфере землеустройства: по оценке потребностей потребителя, в этой сфере; по расчету и анализу показателей эффективности бизнес-плана предприятий и др. По мере освоения учебного материала, в ходе организованного познавательного интереса у студентов формируются предпосылки к мотивации занятия предпринимательской деятельности (они связаны с развитием потребности, ожиданий и т.п.).

На втором мотивационно-отношенческом этапе формирования компонента готовности начинает развиваться мотивация, которая, в свою очередь стимулирует появлению у студентов деловой активности, под которой понимается такое важное для развития качество личности как предприимчивость. На учебных занятиях наряду с традиционными используется популярный среди современной молодёжи метод насмотренность или визуальный опыт. Его использование способствует знакомству с опытными предпринимателями, их историей успеха, служит пониманию деловых качеств личности и развитию деловой активности. Студенты расширяют свои познания о предприимчивости, как характерном качестве предпринимателя, побуждают себя к занятию предпринимательской деятельностью. Приглашённые предприниматели демонстрируют студентам важность постановки амбициозных, но при этом вполне конкретных целей, способность оценить перспективу (даже во время кризиса предприятия), готовность рисковать. Через рассказ, беседу, диалог, мысленное погружение в деловую среду предпринимательства у студентов значительно быстрее развивается собственное видение этого явления, отношения к нему, происходит процесс формирования предприимчивости.

На третьем этапе формируется творческо-деятельный компонент. Организуемая учебная работа со студентами на данном этапе дополняется внеучебной. Под влиянием новых впечатлений, полученных от встреч, экскурсий и других подобных форм работы, у студентов активнее развиваются аналитические способности, совершенствуются навыки творческой деятельности. Соприкасаясь с творческим процессом, например, для выработки собственной бизнес-идеи, студентам помогают записи и фото материалы, вдохновляющие для авторских проектов. На данном этапе деловая активность приобретает направленный характер, связанный непосредственно с предпринимательской деятельностью в профессиональной сфере. В ходе учебной и внеучебной работы со студентами проводятся мастер-классы с приглашением предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве. Происходит знакомство с конкретными и успешными бизнес-планами, технологиями их разработки и реализации на практике. Организованная подобным образом работа со студентами способствует развитию у них навыка создания собственного дела.

На четвертом этапе формируется рефлексивный компонент готовности. Созданные студентами в рамках учебного процесса бизнес-планы и разработанные ими творческие проекты представляются на конкурсы, где основными экспертами оценки их труда выступают конкретные предприниматели из профессиональной сферы. Направленность деятельности студентов на занятие предпринимательством таким образом ещё больше усиливается, достигается решение задачи по формированию готовности студентов к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

Выводы. Таким образом, в статье предложены четыре этапа формирования готовности студентов колледжа к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере. На каждом этапе формируется отдельно взятый компонент готовности студентов к рассматриваемой деятельности когнитивный, мотивационно-отношенческий, творческо-деятельностный, рефлексивный. При их формировании рекомендовано акцентировать внимание на последовательно осуществляемом развитии у студентов активности как характеристики деятельности, деловой активности (предприимчивости), направленности деятельности в профессиональной сфере. Полагаем, что последовательно организованная подобным образом работа педагога успешно достигнет решение поставленной задачи по формированию готовности студентов к предпринимательской деятельности в профессиональной сфере.

 


Список литературы

1. Геранюшкина Г. П. Теоретические подходы к проблеме готовности к предпринимательской деятельности // Психология в экономике и управлении. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-probleme-gotovnosti-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.08.2024).
2. Шафранская И.Н. Можно ли научится предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2019;23(3):79-93. [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.021 (дата обращения: 29.08.2024).
3. Литвина, С. А. Развитие психологической готовности к предпринимательской деятельности в рамках образовательной программы / С. А. Литвина // Психология обучения. – 2011. № 7. С. 89-97.
4. Горюнова, Л. В. Формирование готовности студентов к предпринимательской деятельности: теоретические и практические аспекты / Л. В. Горюнова, Е. М. Землина. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2022. C.166.
5. Лежнева, Н. В. Теоретические основы развития психологической готовности студентовк инновационной предпринимательской деятельности в условиях вуза / Н. В. Лежнева // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 91-1. С. 92-94.
6. Рубинштейн С. Л. Принципы творческой самодеятельности К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии 1986. №4. С. 101—108.
7. Станкевич Л.П. Активность как мера деятельности личности. // Вестник Моск. ун-та, сер. Философия. 1970. № 6.
8. Прокопенко И. Г. Экспериментальное исследование сформированности психологической готовности студента к карьерному росту // Система ценностей современного общества. 2010. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-sformirovannosti-psihologicheskoy-gotovnosti-studenta-k-kariernomu-rostu (дата обращения: 29.08.2024).
9. Ханова З.Г. Формирования психологической готовности студентов к предпринимательской деятельности // Гуманизация образования. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-k-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2024).
10. Дианова, Ю. А. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности как современный технологический вызов / Ю. А. Дианова // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 60.

Список источников
11. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/?ysclid=m0fg9739fe362959932 (дата обращения: 29.08.2024).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2022 № 339 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.19 «Землеустройство»» (Зарегистрировано в Минюсте России от 21.06.2022 № 68941) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/404864705/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=m0fgj3dq63792294042 (дата обращения: 29.08.2024).
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. С. 107.

Расскажите о нас своим друзьям: