Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024

УДК 378.4:027.7

Дата публикации 30.09.2024

Интеграция электронно-библиотечных систем в образовательную деятельность университета

Басалаева Оксана Геннадьевна
канд. филос. наук, доцент кафедры информационных технологий, Кемеровский государственный медицинский университет, РФ, г. Кемерово, lloguna@mail.ru

Аннотация: В статье затрагивается тема специфики адаптации электронно-библиотечных систем (ЭБС) к высшему образованию. Несмотря на то, что внедрение ЭБС в медицинские университеты уже состоялось, вопрос интеграции ресурсов в образовательную деятельность не теряет своей актуальности. В данной статье рассматривается проблема отсутствия коммуникации между библиотекой и студентами. Это относится к различным аспектам: от статистики использования ресурсов до удовлетворенности качеством ЭБС. Обосновывается идея, которая заключается в том, что агрегаторы ЭБС должны обеспечивать разные возможности взаимодействия с библиотеками и постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Ключевые слова: электронно-библиотечные системы, высшее образование, университетские библиотеки, студенты-медики, взаимодействие.

Integration of electronic library systems in educational activities of University

Basalaeva Oksana Gennadievna
Cand. Sci. (Philos.), Associate professor of Department Information Technology, Kemerovo State Medical University, Russia, Kemerovo

Abstract: The article touches upon the topic of the specifics of the adaptation of electronic library systems (ELS) to higher education. Despite the fact that the introduction of ELS in medical universities has already taken place, the issue of integrating resources into educational activities does not lose its relevance. This article examines the problem of the lack of communication between the library and students. This applies to various aspects: from resource usage statistics to satisfaction with the quality of the EBS. The idea is substantiated that EBS aggregators should provide different opportunities for interaction with libraries and constantly adapt to changing conditions.
Keywords: electronic library systems, higher education, university libraries, medical students, interaction.

Правильная ссылка на статью
Басалаева О.Г. Интеграция электронно-библиотечных систем в образовательную деятельность университета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/integratsiya-elektronno-bibliotechnykh-sistem-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost-universiteta.html (Дата обращения: 30.09.2024)

В 2011 году был издан приказ № 1953 о внедрении электронно-библиотечных систем (ЭБС) в образовательную деятельность высших учебных заведений.

Применение БД ЭБС дает вузам «возможность соблюсти нормативные требования ФГОС, построить процесс обучения с использованием электронных версий изданий, которые недоступны в печатном виде» [1, с. 92].

Современные электронные реферативные базы и библиотечные системы, информационно-аналитические Интернет-ресурсы обеспечивают постоянный оперативный и высокоскоростной доступ к накопленным на протяжении многих лет данным, вне зависимости от местоположения пользователя [2, с. 31].

Целью внедрения электронно-библиотечных систем является переход в предоставлении библиотечно-информационных услуг к цифровым технологиям и обязательное информационное обеспечение учебного процесса (по каждой дисциплине).

Электронно-библиотечная система (ЭБС) – это автоматизированная информационная система, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, в том числе электронных публикаций, используемых для информационной поддержки учебного и научно-исследовательского процесса в образовательных учреждениях, обеспечивающих доступ к электронным документам через Интернет.

Таким образом, ЭБС – это разновидность электронной библиотеки, предназначенной для использования в образовательном процессе.

Основная функция ЭБС заключается в обеспечении учебного процесса учебной и методической литературой. Поэтому, большинство ЭБС включают в себя: (1) учебники, учебные и методические пособия; (2) монографии и научную литературу; (3) справочные издания.

Но, основную статистику чтения и книговыдач в ЭБС обеспечивает образовательный контент [3, с. 70].

Здесь, важно отметить, что был период, когда «все ратовали за поддержку ЭБС со стороны государства, но потом совершенно сознательно поменяли свои убеждения, потому что в этом случае нет развития: система стабилизируется и закостенеет» [4, с. 36].

Современный рынок профессиональной и учебной литературы распространяется от университетского сообщества до среднего профессионального образования. Все образовательные учреждения охвачены электронной подпиской. На этом фоне рынок ЭБС растет довольно активно. В настоящее время, благодаря конкуренции и амбициям ЭБС, появились различные возможности и сервисы. Но главной целью любой системы, в том числе и электронно-библиотечной, является адаптация системы к потребностям пользователя.

Несмотря на то, что внедрение электронно-библиотечных систем (ЭБС) в университеты уже состоялось повсеместно, вопрос интеграции ресурсов в образовательную деятельность университета не теряет своей актуальности.

Одной из серьезных проблем здесь может быть отсутствие взаимодействия между библиотекой и студентами. Это относится к различным аспектам: от статистики использования ресурсов до удовлетворенности качеством ЭБС.

Отечественные вузы – это уникальные организации с разными бизнес-процессами и приоритетами. Для медицинских университетов характерна особая специфика. Студенты-медики остро нуждаются в учебной литературе.

Научная библиотека Кемеровского государственного медицинского университета имеет доступ к следующим подписным электронно-библиотечным системам: «Консультант студента», «Консультант врача. Электронная медицинская библиотека», «Медицинская библиотека «MEDLIB.RU», «Букап», «Электронные издания», ЛАНЬ, образовательная платформа ЮРАЙТ.

Причем ЭБС Лань и «Юрайт» остаются ведущими игроками рынка отечественных ЭБС по охвату вузовских библиотек [5, с. 36].

Безусловно, библиотека, получает статистику от всех ЭБС, на которые она подписаны. Но, здесь, существуют две проблемы. Во-первых, нет возможности соотнести эти данные, т.к. принципы формирования статистики разные. Во-вторых, не является секретом, тот факт, что при первой встречи студентов-медиков с библиотекарем их подписывают автоматически на все ЭБС.

В таком случае библиотека не имеет объективной картины реального использования коммерческих подписных ресурсов студентами вуза.

Автором исследования была разработана анкета, а сотрудниками библиотеки и деканата лечебного факультета КемГМУ были привлечены студенты для проведения опроса по проблеме использования коммерческих подписных электронно-библиотечных систем. Всего прошли анкетирование 594 студента-медика с первого по шестой курс.

В результате, были получены и обработаны следующие данные. Ответы на вопрос о предпочтениях студентов в отношении печатных и электронных учебных изданий выглядят следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Предпочтения студентов-медиков в использовании электронных и печатных ресурсов

 

В Научной библиотеке, на постоянной основе, ведется курс «Основы информационной культуры». В рамках этого курса все студенты вуза регистрируются в ЭБС и обучаются пользоваться электронными ресурсами. Тем не менее на вопрос «Знаете ли вы о существовании ЭБС (электронно-библиотечных систем)?» 7% опрошенных студентов ответили отрицательно.

Кроме того, на вопрос о регистрации в подписных электронно-библиотечных системах были получены следующие результаты (рис. 2).

Рисунок 2. Ответы на вопрос «Зарегистрированы ли студенты в ЭБС?»

Возможно, что студентам работа в ЭБС на занятиях по «Основам информационной культуры» показалась сложной. Но ответы на вопрос о возможности без консультации сотрудников Научной библиотеки разобраться как работать с ЭБС разделились следующим образом: понадобилась помощь библиотекарей в освоении электронных библиотечных систем 27,7% самостоятельно разобраться с возможностями ЭБС смогли 72,3% опрошенных.

В результате опроса была выявлена еще одна серьезная проблема. Что бы ни делали представители Научной библиотеки, активность студентов в плане использования ЭБС, к сожалению, остается средней.

Так, например, на вопрос «Почему вы пользуетесь ЭБС?» были получены следующие ответы (рис. 3).

Рисунок 3. Причины использования электронно-библиотечных систем

Безусловно, необходимо было выяснить причины отказа от использования ЭБС в образовательном процессе. Далее отвечали только студенты, игнорирующие ЭБС. Были получены следующие результаты (рис. 4).

Рисунок 4. Ответы на вопрос «Почему студенты не пользуются ЭБС?»

Однако, прежде чем разрабатывать эффективные механизмы влияния, необходимо понять важность этого показателя для развития библиотечного обслуживания в университете.

 Студенты становятся активными, когда им это удобно или выгодно, когда создаются определенные условия.

Важно, чтобы ресурсы ЭБС были включены в единую образовательную среду вуза, и студент не задумывался о том, куда он обращается. Конечно, ресурс должен быть простым в использовании. Хотелось бы создать ситуацию, при которой у большинства студентов будет личная мотивация. Здесь нужно понимать, что у ЭБС всегда есть альтернатива – свободный Интернет, предоставляющий студентам учебные пособия, рефераты, решебники.

Агрегаторы ЭБС должны обеспечивать высокое качество образовательного контента и качественный доступ к нему.

Одним из направлений современного образования является индивидуализация обучения. Все студенты разные, и каждому нужно что-то свое, чтобы стать компетентным специалистом. Электронные библиотеки могут в этом помочь.

Тем более, что, в современных условиях, «агрегаторы наращивают свои коллекции, развивают сервисы, а образовательные учреждения заявляют о новых требованиях и пожеланиях к качеству контента и форматам доступа» [6, с. 24].

Например, ресурсы ЭБС могут быть дополнены модулями дистанционного обучения, видеоконтентом и онлайн-курсами.

Таким образом, зоной роста коммерческих электронно-библиотечных систем может быть непрерывная интеграция, и не столько техническая, сколько коммуникативная между различными участниками образовательной деятельности.

 


Список литературы

1. Боброва, Е. И. Взаимодействие вуза культуры и агрегаторов электронно-библиотечных систем / Е. И. Боброва, И. А. Кащеева // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 92-101.
2. Пробин, П. С. О проблемах современной модели цифрового образования / П. С. Пробин // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2(31). С. 30-38. Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/?p=0000 (Дата обращения: 05.09.2024)
3. Нестерова, А. Н. Открытый доступ и ЭБС: вносим ясность, прогнозируем перспективы / А. Н. Нестерова, И. К. Разумова // Университетская книга. 2021. № 5. С. 66-71.
4. Университетская библиотека: пространство экспериментов // Университетская книга. 2024. № 6. С. 36-44.
5. Каплин, Р. Е. ЭБС-2023: тренд на разнообразие форматов и сервисов / Р. Е. Каплин, Е. Н. Бейлина // Университетская книга. 2023. № 10. С. 34-43.
6. Бейлина, Е. Н. ЭБС в библиотеках - 2020: новые приоритеты и потребности / Е. Н. Бейлина, Р. Е. Каплин // Университетская книга. 2020. № 10. С. 24-31.

Расскажите о нас своим друзьям: