Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 331.108.45

Дата публикации 21.10.2016

Процедура формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность» в рамках промышленного кластера Удмуртской Республики

Перевощикова Екатерина Сергеевна
Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, г.Ижевск

Аннотация: Проведен анализ учебных дисциплин для формирования профессиональных компетенций направления подготовки «Техносферная безопасность» в инфаструктуре регионального промышленного кластера.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, техносферная безопасность, образовательная траектория, промышленный кластер

The procedure for the formation of professional competencies of bachelors on direction "Technosphere safety" within the industrial cluster of the Udmurt Republic

Perevoshchikova Ekaterina Sergeevna
Izhevsk State Technical University

Abstract: The analys of the disciplines for formation of professional competence training areas "Technosphere safety" in the Infrastructure of the regional industrial cluster is spend .
Keywords: professional competence, technosphere safety, educational trajectory, industrial cluster

Современная система формирования и развития профессиональных компетенций строится по принципу наращивания «сквозных» знаний и умений, акцентирующихся  на прикладное использование и активное участие  обучаемого в образовательном процессе [1, с.42]. Профессиональная подготовка в первую очередь определяется социальным заказом общества, его потребностями в специалистах соответствующего профиля. Формирование профессиональной компетентности определяется обеспечением профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности [2, с.143]. Процесс формирования компетенции в рамках образовательной программы, развивающийся во времени, может быть представлен в форме временной диаграммы целевого направления развития процесса [3, с.52]. При этом формирование компетенции идет через процессы постепенного освоения ее компонентов: знаний, умений и уровня владения.  При этом «владения» как инновационный компонент результатов обучения включают навыки и опыт деятельности. Они относятся к рефлексивным стратегиям познавательной деятельности, соответствуют начальным стадиям проявления [4,с. 72].

Важной составной частью процесса формирования профессиональной компетентности является система контроля. Цель контрольно-оценочных процедур состоят в том, чтобы проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускника, адекватность этого уровня требованиям образовательного стандарта на профессию на каждом этапе обучения. В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество,  позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально- профессиональная компетентность  человека. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека [5, с.194].

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в виде деятельности. Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее [6,с.23].

Для определения необходимости формируемых профессиональных компетенций и подбора учебных курсов по группам видов деятельности было  проведено исследование, которое позволило сформировать уточнённый перечень дисциплин по выбору для эффективной и качественной подготовки студентов по направлению «Техносферная безопасность». Виды профессиональной деятельности направления подготовки «Техносферная безопасность» разделены на два основных блока подготовки:

  1. Техническая (проектно-конструкторская, научно-исследовательская).
  2. Организационная (организационно-управленческая; экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; научно-исследовательская) [7].

Такая группировка позволила сформировать группы дисциплин учебного плана в соответствии с профессиональными компетенциями рабочего места. Для каждой дисциплины подсчитано количество формируемых профессиональных компетенций и составлен рейтинг важности дисциплин по видам профессиональной деятельности.

Необходимость наличия компетенции в модели выпускника определяется важностью её освоения, которая определяется методом экспертного опроса, процедура проведения которого представлена на рисунке.

Проведенный анализ учебного плана позволил составить рейтинг дисциплин с позиции  количества формируемых профессиональных компетенций. В табл.1 представлен рейтинг по основным видам деятельности.

 Рисунок 1. Процедура проведения экспертного опроса

 Таблица 1. Рейтинг учебных дисциплин по видам деятельности для бакалавров  по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Виды деятельности Дисциплины учебного плана Количество формируемых профессиональных компетенций
проектно-конструкторская (ПК1-ПК5) метрология 4
Безопасность жизнедеятельности 3
Управление техносферной безопасностью 3
Надзор и контроль в сфере безопасности 3
Безопасность технических процессов и оборудования 3
Экономика и организация социального и медицинского страхования 3
Надежность технических систем и техногенный  риск 3
механика 3
пожарная безопасность 3
Основы токсикологии 2
Промышленная экология 3
Аттестация рабочих мест 2
электротехника 3
гидрогазодинимика 3
теплофизика 3
Производственная санитария и гигиена труда 2
экономика безопасности труда 1
сервисно-эксплуатационная(ПК6-ПК8) метрология 4
Безопасность жизнедеятельности 3
Управление техносферной безопасностью 3
Надзор и контроль в сфере безопасности 3
Безопасность технических процессов и оборудования 3
Экономика и организация социального и медицинского страхования 3
Надежность технических систем и техногенный  риск 3
пожарная безопасность 3
Промышленная экология 3
электротехника 3
гидрогазодинимика 3
теплофизика 3
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности 1

организационно-управленческая (ПК9-ПК13)

 

 

 

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности 3
Управление техносферной безопасностью 3
Надзор и контроль в сфере безопасности 3
Безопасность технических процессов и оборудования 3
Экономика и организация социального и медицинского страхования 3
Надежность технических систем и техногенный  риск 2
механика 2
Основы токсикологии 3
Промышленная экология 2
Аттестация рабочих мест 2
Производственная санитария и гигиена труда 2
гидрогазодинимика 1
теплофизика 1
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности 2
физиология человека 2
Природные ресурсы и основы природопользования 2
экономика безопасности труда 1
Теория горения и взрыва 1
ноксология 1
экология 1
Социальное здоровье 1
Безопасность жизнедеятельности 3
экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская (ПК14-ПК18) Управление техносферной безопасностью 3
Надзор и контроль в сфере безопасности 3
Безопасность технических процессов и оборудования 3
Экономика и организация социального и медицинского страхования 3
механика 2
пожарная безопасность 2
Основы токсикологии 3
Промышленная экология 2
Аттестация рабочих мест 2
Производственная санитария и гигиена труда 2
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности 2
электротехника 1

Для проведения экспертизы важности дисциплин в рамках регионального промышленного кластера УР сформирована анкета опроса. В результате экспертного опроса получены данные важности дисциплин, рейтинг которых более 5 баллов по 10-бальной шкале (табл.2)

Таблица 2. Рейтинг дисциплин, необходимых для формирования профессиональных компетенций бакалавров  по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

Дисциплины учебного плана Важность с позиции работодателей Важность с позиции студентов
Промышленная экология 10 10
Производственная санитария и гигиена труда 9 9
Пожарная безопасность 8 7
Надзор и контроль в сфере безопасности 7 6
Управление техносферной безопасностью 7 5
Безопасность жизнедеятельности 6 5
Безопасность технологических процессов и оборудования 5 5
Надежность технических систем и техногенный  риск 8
Экономика безопасности труда 5
Аттестация рабочих мест 5

Данная траектория используется для составления прогнозной модели учебного плана, которая корректируется на основе изменяющихся потребностей рынка труда и регионального промышленного кластера. Такой подход согласуется с современными тенденциями развития образовательной системы, ориентированной на  опережающую подготовку специалистов.


Список литературы

1. Миссия, стратегические приоритеты, цели и задачи развития системы образования: Монография.–Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 184 с.
2. http://www.molych.ru/raznoe/formirovanie-professionalnyh-kompetentsij-kak-psihologo-pedagogicheskaja-problema.html (Дата обращения 8.04.2015)
3. Столбова И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дис. док. тех. наук / И.Д. Столбова. Пермь, 2012.- 399 с.
4. Столбова И.Д. Прагматизм как лейтмотив отношений. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований регионального рынка труда (на основе исследовательских материалов Пермского государственного технического университета) // Аккредитация в образовании. 2008.№27. С. 58-61.
5. http://www.ouro.ru/files/2012-09-04/book1.pdf (Дата обращения 8.04.2015)
6. Гузеева Г.Н. Особенности профессиональной компетентности будущих менеджеров// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, Выпуск№ 4 / 2010
7. Перминова О.М., Васюткина И.Н. Траектории формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Математические модели и информационные технологии в организации производства: период. науч.-практ. журнал.-2014.-№ 2.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014.-C.129-132

Расскажите о нас своим друзьям: