Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016
УДК 331.108.45
Дата публикации 21.10.2016
Процедура формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность» в рамках промышленного кластера Удмуртской Республики
Перевощикова Екатерина Сергеевна
Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова, г.Ижевск
Аннотация: Проведен анализ учебных дисциплин для формирования профессиональных компетенций направления подготовки «Техносферная безопасность» в инфаструктуре регионального промышленного кластера.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, техносферная безопасность, образовательная траектория, промышленный кластер
Izhevsk State Technical University
Abstract: The analys of the disciplines for formation of professional competence training areas "Technosphere safety" in the Infrastructure of the regional industrial cluster is spend .
Keywords: professional competence, technosphere safety, educational trajectory, industrial cluster
Современная система формирования и развития профессиональных компетенций строится по принципу наращивания «сквозных» знаний и умений, акцентирующихся на прикладное использование и активное участие обучаемого в образовательном процессе [1, с.42]. Профессиональная подготовка в первую очередь определяется социальным заказом общества, его потребностями в специалистах соответствующего профиля. Формирование профессиональной компетентности определяется обеспечением профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности [2, с.143]. Процесс формирования компетенции в рамках образовательной программы, развивающийся во времени, может быть представлен в форме временной диаграммы целевого направления развития процесса [3, с.52]. При этом формирование компетенции идет через процессы постепенного освоения ее компонентов: знаний, умений и уровня владения. При этом «владения» как инновационный компонент результатов обучения включают навыки и опыт деятельности. Они относятся к рефлексивным стратегиям познавательной деятельности, соответствуют начальным стадиям проявления [4,с. 72].
Важной составной частью процесса формирования профессиональной компетентности является система контроля. Цель контрольно-оценочных процедур состоят в том, чтобы проследить динамику формирования у обучающихся профессиональных знаний и умений, установить уровень обученности и профессиональной подготовки выпускника, адекватность этого уровня требованиям образовательного стандарта на профессию на каждом этапе обучения. В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально- профессиональная компетентность человека. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека [5, с.194].
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Природа компетентности такова, что она может проявляться в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в виде деятельности. Важной особенностью профессиональной компетентности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее [6,с.23].
Для определения необходимости формируемых профессиональных компетенций и подбора учебных курсов по группам видов деятельности было проведено исследование, которое позволило сформировать уточнённый перечень дисциплин по выбору для эффективной и качественной подготовки студентов по направлению «Техносферная безопасность». Виды профессиональной деятельности направления подготовки «Техносферная безопасность» разделены на два основных блока подготовки:
- Техническая (проектно-конструкторская, научно-исследовательская).
- Организационная (организационно-управленческая; экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; научно-исследовательская) [7].
Такая группировка позволила сформировать группы дисциплин учебного плана в соответствии с профессиональными компетенциями рабочего места. Для каждой дисциплины подсчитано количество формируемых профессиональных компетенций и составлен рейтинг важности дисциплин по видам профессиональной деятельности.
Необходимость наличия компетенции в модели выпускника определяется важностью её освоения, которая определяется методом экспертного опроса, процедура проведения которого представлена на рисунке.
Проведенный анализ учебного плана позволил составить рейтинг дисциплин с позиции количества формируемых профессиональных компетенций. В табл.1 представлен рейтинг по основным видам деятельности.
Рисунок 1. Процедура проведения экспертного опроса
Таблица 1. Рейтинг учебных дисциплин по видам деятельности для бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность»
Виды деятельности | Дисциплины учебного плана | Количество формируемых профессиональных компетенций |
проектно-конструкторская (ПК1-ПК5) | метрология | 4 |
Безопасность жизнедеятельности | 3 | |
Управление техносферной безопасностью | 3 | |
Надзор и контроль в сфере безопасности | 3 | |
Безопасность технических процессов и оборудования | 3 | |
Экономика и организация социального и медицинского страхования | 3 | |
Надежность технических систем и техногенный риск | 3 | |
механика | 3 | |
пожарная безопасность | 3 | |
Основы токсикологии | 2 | |
Промышленная экология | 3 | |
Аттестация рабочих мест | 2 | |
электротехника | 3 | |
гидрогазодинимика | 3 | |
теплофизика | 3 | |
Производственная санитария и гигиена труда | 2 | |
экономика безопасности труда | 1 | |
сервисно-эксплуатационная(ПК6-ПК8) | метрология | 4 |
Безопасность жизнедеятельности | 3 | |
Управление техносферной безопасностью | 3 | |
Надзор и контроль в сфере безопасности | 3 | |
Безопасность технических процессов и оборудования | 3 | |
Экономика и организация социального и медицинского страхования | 3 | |
Надежность технических систем и техногенный риск | 3 | |
пожарная безопасность | 3 | |
Промышленная экология | 3 | |
электротехника | 3 | |
гидрогазодинимика | 3 | |
теплофизика | 3 | |
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | 1 | |
организационно-управленческая (ПК9-ПК13)
| Безопасность жизнедеятельности | 3 |
Управление техносферной безопасностью | 3 | |
Надзор и контроль в сфере безопасности | 3 | |
Безопасность технических процессов и оборудования | 3 | |
Экономика и организация социального и медицинского страхования | 3 | |
Надежность технических систем и техногенный риск | 2 | |
механика | 2 | |
Основы токсикологии | 3 | |
Промышленная экология | 2 | |
Аттестация рабочих мест | 2 | |
Производственная санитария и гигиена труда | 2 | |
гидрогазодинимика | 1 | |
теплофизика | 1 | |
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | 2 | |
физиология человека | 2 | |
Природные ресурсы и основы природопользования | 2 | |
экономика безопасности труда | 1 | |
Теория горения и взрыва | 1 | |
ноксология | 1 | |
экология | 1 | |
Социальное здоровье | 1 | |
Безопасность жизнедеятельности | 3 | |
экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская (ПК14-ПК18) | Управление техносферной безопасностью | 3 |
Надзор и контроль в сфере безопасности | 3 | |
Безопасность технических процессов и оборудования | 3 | |
Экономика и организация социального и медицинского страхования | 3 | |
механика | 2 | |
пожарная безопасность | 2 | |
Основы токсикологии | 3 | |
Промышленная экология | 2 | |
Аттестация рабочих мест | 2 | |
Производственная санитария и гигиена труда | 2 | |
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | 2 | |
электротехника | 1 |
Для проведения экспертизы важности дисциплин в рамках регионального промышленного кластера УР сформирована анкета опроса. В результате экспертного опроса получены данные важности дисциплин, рейтинг которых более 5 баллов по 10-бальной шкале (табл.2)
Таблица 2. Рейтинг дисциплин, необходимых для формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Техносферная безопасность»
Дисциплины учебного плана | Важность с позиции работодателей | Важность с позиции студентов |
Промышленная экология | 10 | 10 |
Производственная санитария и гигиена труда | 9 | 9 |
Пожарная безопасность | 8 | 7 |
Надзор и контроль в сфере безопасности | 7 | 6 |
Управление техносферной безопасностью | 7 | 5 |
Безопасность жизнедеятельности | 6 | 5 |
Безопасность технологических процессов и оборудования | 5 | 5 |
Надежность технических систем и техногенный риск | — | 8 |
Экономика безопасности труда | — | 5 |
Аттестация рабочих мест | — | 5 |
Данная траектория используется для составления прогнозной модели учебного плана, которая корректируется на основе изменяющихся потребностей рынка труда и регионального промышленного кластера. Такой подход согласуется с современными тенденциями развития образовательной системы, ориентированной на опережающую подготовку специалистов.
Список литературы
1. Миссия, стратегические приоритеты, цели и задачи развития системы образования: Монография.–Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 184 с.
2. http://www.molych.ru/raznoe/formirovanie-professionalnyh-kompetentsij-kak-psihologo-pedagogicheskaja-problema.html (Дата обращения 8.04.2015)
3. Столбова И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дис. док. тех. наук / И.Д. Столбова. Пермь, 2012.- 399 с.
4. Столбова И.Д. Прагматизм как лейтмотив отношений. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований регионального рынка труда (на основе исследовательских материалов Пермского государственного технического университета) // Аккредитация в образовании. 2008.№27. С. 58-61.
5. http://www.ouro.ru/files/2012-09-04/book1.pdf (Дата обращения 8.04.2015)
6. Гузеева Г.Н. Особенности профессиональной компетентности будущих менеджеров// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, Выпуск№ 4 / 2010
7. Перминова О.М., Васюткина И.Н. Траектории формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Математические модели и информационные технологии в организации производства: период. науч.-практ. журнал.-2014.-№ 2.-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014.-C.129-132