Теория, методика и организация социально-культурной деятельности | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 37.013.42

Дата публикации 30.12.2021

Программы формирования этнокультурной компетентности социальных работников в США: цели, структура, виды

Якубовская Алла Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ресурсного центра, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, РФ, г. Калининград, mpkdf0805@mail.ru

Аннотация: В исследовании рассматриваются программы формирования этнокультурной компетентности специалистов в практике социальной работы США, отражающие этическую ответственность специалиста за культурно компетентную реализацию своей профессиональной деятельности в работе с этночувствительными группами. Основной целью исследования автор ставит анализ программ и целевых ориентиров формирования этнокультурной компетентности социальных работников в практике социальной работы США, что позволяет приспособить методы и формы оказания социальной помощи к этническим реалиям клиентов. Основное содержание исследования составляет классификация основных типов обучающих программ при подготовке специалистов в области социальной работы к межкультурному взаимодейст-вию: просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг. Статья представляет интерес для специалистов по работе с этночувствительными группами населения.
Ключевые слова: социальная работа в США, этнокультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, программы подготовки.

Programs for the formation of ethnocultural competence of social workers in the USA

Yakubovskaya Alla Evgenievna
PhD, Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Resource Center, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: The study examines programs for the formation of ethnocultural competence of specialists in the practice of social work in the United States, reflecting the ethical responsibility of a specialist for the culturally competent implementation of his professional activities in work with ethno-sensitive groups. The main goal of the study is the analysis of programs and targets for the formation of ethnocultural competence of social workers in the practice of social work in the United States, which allows us to adapt the methods and forms of social assistance to the ethnic realities of clients. The main content of the study is the classification of the main types of training programs in the preparation of specialists in the field of social work for intercultural interaction: education, orientation, instruction and training. The article is of interest to specialists working with ethno-sensitive groups of the population.
Keywords: social work in the USA, ethnocultural competence, intercultural interaction, training programs.

Правильная ссылка на статью
Якубовская А.Е. Программы формирования этнокультурной компетентности социальных работников в США: цели, структура, виды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/programmy-formirovaniya-etnokulturnoj-kompetentnosti-sotsialnykh-rabotnikov-v-ssha-tseli-struktura-vidy.html (Дата обращения: 30.12.2021)

Деятельность специалиста по работе с этночувствительными группами в США построена на ценностных ориентирах социальной работы, знании этнических особенностей, а также осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с принципами и методами, позволяющими приспособить методы и формы оказания социальной помощи к этническим реалиям клиента.

Культурная компетентность является динамично развивающейся структурой личности, нуждающейся в постоянном формировании новых представлений о культурном разнообразии социума [2], [4]. J.S.  Gallegos отмечает, что специалисту в области социальной работы необходимо постоянно расширять пространство культурных знаний, важных для работы с разными группами клиентов, анализируя на их основе имеющиеся проблемные зоны социокультурных общностей, потенциальные формы работы с различными группами клиентов [8].

Программы формирования этнокультурной компетентности специалистов в области социальной работы в США имеют следующие целевые ориентиры: развитие понимания специалистами имеющихся в социуме межкультурных особенностях; расширение самосознания до признания и понимания специфики культурных различий и ее влияния на мировоззрение специалиста.

Программы формирования этнокультурной компетентности включают следующие компоненты:

- развитие языковых умений (языковое разнообразие, предполагающее, что специалисты обязаны предоставлять информацию и социальную поддержку клиентам на их языке, что может предполагать использование переводчика);

- этно- и социокультурные знания на психологическом уровне (социальные работники должны обладать знаниями, отражающими осознание значение культуры в ходе оказания социальной поддержки клиентам: осуществлять деятельность в различных социокультурных группах; понимать роль культурных различий в практике работы, проводить оценку проблем клиента с учетом культурных традиций; определять потенциально эффективные формы и методы работы с клиентами, имеющими определенный культурный или маргинальный опыт и т.д.);

- социальные знания и саморефлексия (анализ специалистами собственных ценностных и культурных ориентиров, социальных установок для понимания и осознания важности поликультурной идентичности других людей, что позволяет осмысленно анализировать их в своей деятельности, выстраивая эффективное взаимодействие с клиентами от понимания своего культурного багажа к принятию культурных традиций других людей);

- культурная компетентность в области прав человека (предполагает саморазвитие специалиста и его продвижение от социокультурных знаний к развитию межкультурной сензитивности, в связи с чем необходимо развивать навыки и способности, дающие возможность защищать интересы клиентов и не допускать негативное отношение к их культурному опыту, неравенство в отношении власти и привилегией в США. По мнению L.M.   Gutiérrez, E.A. Lewis, B. Simon, это предусматривает возможность роста осознания социальных проблем, развития навыков деятельности, связанной с достижением социальных изменений [9], [10], [12].

Специалисты в области социальной работы должны осуществлять профессиональную деятельность с учетом ценностей, этики и стандартов, осознавая этически приемлемые и неприемлемые формы поведения [3]. Уровень развития культуры и этническая принадлежность способны оказывать воздействие на людей. Нормы поведения, принятые одной культурой, могут быть не приняты другой, поэтому для понимания и анализа данных норм, социальный работник должен знать культурные традиции и нормы поведения клиентов, выстраивая свою деятельность с учетом их культурной специфики с возможностью разрешения этических проблем клиентов различных социокультурных общностей [1], [7], [11].

В практике социальной работы в США получили распространение несколько типов образовательных программ при подготовке специалистов в области социальной работы к межкультурному взаимодейст­вию: просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг.

Программы просвещения имеют своим целевым ориентиром приобретение необходимых специалисту знаний о культуре, этнических традиций и нравственных нормах и др. В США подготов­ка социальных работников в течение длительного времени базировалась на дидактическом фундаменте культурно-специфичного просве­щения (так называемые интеллектуальные программы), основными задачами которых было получение знаний по истории, обычаям и традициям, нравственным нормам, поведенческим установкам и др., то есть речь шла о накоплении специалистом абстрактных знаний.

Однако быстро обнаружился тот факт, что одних только абстрактных знаний не всегда хватает, информация бывает представлена обобщенно, без учета некоторой специфики взаимодействия с представителями этнокультурной среды. В связи с этим в последние годы широкое распространение имеет позиция в отношении важности «научить специалиста обучаться» [6].

К просвещению примыкают еще два типа образовательных программ формирования этнокультурной компетентности специалистов по социальной работе. Ориентирование направлено на быстрое погружение специалиста в этнокультурную среду, знакомство с новым этнокультурным пространством взаимодействия, основными традициями, цен­ностными установками и мировоззренческими основами этнокультурной группы. Инструктаж дает возможность более широко осветить отдельные проблемы межкультурного взаимодействия или акцентировать внимание на принципиальных вопросах адаптации к этнокультурному пространству.

Еще одной разновидностью образовательных программ формирования этнокультурной компетентности специалистов по социальной работе является тренинг, целевые ориентиры которого направлены на непосредственное взаимодействие с членами других групп, овладение ценностями, нормами, ролевыми структурами другой культуры. Социальные работники должны обладать навыками, отражающими осознание значение культуры в ходе оказания социальной поддержки клиентам: осуществлять деятельность в различных социокультурных группах; понимать роль культурных различий в практике работы, проводить оценку проблем клиента с учетом культурных традиций; определять потенциально эффективные формы и методы работы с клиентами, имеющими определенный культурный или маргинальный опыт.

Довольно часто в практике формирования этнокультурной компетентности социальных работников применяются программы общекультурного тренин­га с акцентом на осознании себя представителем определенной культуры, ана­лизе различий между культурами и, в конечном счете, выра­ботке способности адаптироваться в новой культурной среде для повышения результативности профессиональной деятельности. Специалисты отмечают [1], [3], [5], что в практике подготовки специалистов к социальной работе с этночувствительными группами важно применять различные образовательные программы, способствующие формированию готовности взаимодействовать с представителями различных культурных групп.  


Список литературы

1. Лифинцев Д.В. Теория и практика социальной работы в США. - Калининград, Изд-во КГУ, 2004. - 311 с.
2. Гриневецкая Т.Н. Анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №5. - С. 98-104.
3. Жиляева М.С. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы: динамика развития коммуникативного компонента // Вестник ЗабГУ. - 2018. - №3. - С. 63-71.
4. Мельникова Н.М. Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2020. - №1. - С. 79-100.
5. Степанова А.А., Сыманюк Э.Э. Этнокультурный тренинг как фактор профилактики этнической отчужденности личности // Образование и наука. - 2019. - №5. - С. 157-177.
6. Хармз В. Психологическая адаптация эмигрантов (на материале исследования иракских эмигрантов в Швеции). - Спб.: Речь, 2002. – 240 с.
7. Якубовская А.Е. Педагогические аспекты социально-психологической адаптации представителей этнических меньшинств в США
//Перспективы науки. - 2020. - № 1 (124). - С. 131-133.
8. Gallegos J.S. The ethnic competence model for social work education: National Association of Social Workers. 1982. - pp. 7- 8.
9. Gutiérrez L.M. Working with women of color: An empowerment perspective. Social Work.1990. - N35. - pp. 149-153.
10. Gutiérrez L.M., & Lewis, E.A. Empowering women of color. New York: Columbia University Press. 1999. - 256 p.
11. Mychko E.I., Serykh A.B., Potmenskaya E.V. Adaptation of migrant children in a multicultural educational environment in conditions of the municipal experimental platform // VI International Forum on Teacher Education. «Arpha Proceedings» Kazan Federal University. - 2020. - С. 1741-1755.
12. Simon B. The empowerment tradition in American social work. New York: Columbia University Press. 1994. – 227 p.

Расскажите о нас своим друзьям: