Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (65) Декабрь 2021

УДК 378.126

Дата публикации 30.12.2021

Межкультурная коммуникация в университетской среде: специфика компетенций преподавателя вуза

Серебрякова Дарья Борисовна
старший преподаватель научно-учебной лаборатории поведенческой экономики и развития коммуникаций Сибирский федеральный университет, РФ, г.Красноярск, darya_serebryakova@mail.ru

Аннотация: Глобализационные процессы, происходящие в настоящий момент, затронули практически все сферы жизни общества. Тотальное распространение онлайн-образования, уменьшение числа иностранных студентов и другие изменения, связанные с пандемией коронавируса, порождают новые риски в системе образования. Целью статьи является определение специальных компетенций преподавателей Вуза, обучающих студентов-иностранцев, направленных на повышение качества учебного процесса в условиях эффективной межкультурной коммуникации. Проанализирована необходимость изменений в реализации компетентностного подхода по отношению к преподавателю. Выделены и изучены особенности социокультурной, психолого-педагогической и профессиональной компетенций преподавателя высшей школы в университетской среде.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, межкультурная коммуникация, иностранные студенты, преподаватель высшей школы, вуз

Cross-cultural communication in the university environment: academicians` specific competencies

Serebryakova Darya Borisovna
senior lecturer of Research and Training laboratory of Behavioral Economics and Communication Development, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The current globalisation trends have affected almost every facet of society. The total growth of online education, declining number of international students and other changes due to the coronavirus pandemic are posing new risks to the educational system. The aim of the article is defining academicians` specific competencies, engaged in education of international students, aimed at improving the quality of the educational process in conditions of effective cross-cultural communication. The author analyzed the need for changes in the implementation of the competency-based approach in relation to the academician. The specific features of socio-cultural, psychological and educational as well as professional competencies of the academician in the university environment were identified and studied.
Keywords: competency-based approach, competency, cross-cultural communication, international students, academician, university

Правильная ссылка на статью
Серебрякова Д.Б. Межкультурная коммуникация в университетской среде: специфика компетенций преподавателя вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 12 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-universitetskoj-srede-spetsifika-kompetentsij-prepodavatelya-vuza.html (Дата обращения: 30.12.2021)

В условиях глобализационных процессов, увеличения миграционных потоков и тотального развития онлайн-образования, когда большинство людей, заинтересованных в собственном развитии и получении образования, имеют доступ практически к неограниченному спектру различных программ, курсов, семинаров и т. д., особую актуальность приобретает развитие офлайн-образования, которое является одним из необходимых элементов конкурентоспособности государств на международной геополитической арене. Государства-лидеры жизненно заинтересованы в привлечении иностранных студентов, что связано не только с повышением качества собственного человеческого капитала, экономическими выгодами, но и является одним из важных элементов так называемой «мягкой силы», когда те или иные идеологические доминанты могут распространяться без применения насильственных методов, и сами студенты становятся их носителями и пропагандистами.

Следовательно, в настоящее время перед российской системой высшего образования стоит фундаментальная цель по завоеванию одной из ведущих позиций на мировом рынке образовательных услуг, что особенно актуально в условиях продолжающегося санкционного и политического противостояния с западными партнерами. В связи с этим именно качество межкультурной коммуникации и комфортная среда пребывания становятся одними из основных факторов выбора иностранными студентами Российской Федерации в качестве площадки для получения образования.

Таким образом, целью данной статьи является определение специальных компетенций преподавателей Вуза, обучающих студентов-иностранцев, направленных на повышение качества учебного процесса в условиях эффективной межкультурной коммуникации.

В то же время, основополагающие задачи по становлению России в качестве одного из лидеров мирового образовательного рынка зафиксированы в ряде документов федерального уровня. Так, в соответствии с паспортом национального проекта «Образование», утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года, одним из 10 федеральных проектов, входящих в его состав, является федеральный проект «Экспорт образования». Данный проект дополняет подпрограмму «Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377.[1]

Кроме того, результаты федерального проекта будут способствовать достижению национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а именно, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности за счет привлечения финансовых средств в рамках оказания качественных образовательных услуг. [2]

На сегодняшний день, согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2019/2020 численность иностранных студентов, получающих высшее образование по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составляла 6,6%.[3] В это же самое время, «стоит подчеркнуть важность и необходимость миграционного прироста населения, где значимую роль играют иностранные студенты, которые являются потенциальными жителями нашей страны».[4]

Тем не менее, анализ обозначенных документов и имеющейся практики демонстрирует недостаточное внимание государства к вопросу выстраивания эффективной межкультурной среды для иностранных студентов и активного включения в данный процесс российских студентов.

В то же время, необходимо отметить существенное влияние пандемии COVID–19 на структуру работы по привлечению иностранных студентов в российские Вузы. Ввиду глобального ограничения физической мобильности и финансовой нестабильности студентов-иностранцев, интернационализация и экспорт образования на данный момент являются одной из пострадавших сфер, и данный эффект еще долго сохранит свое воздействие, в том числе, и по психологическим причинам боязни перемещения. [5]

Изменения, связанные с пандемией коронавируса, порождают новые риски в системе образовании. В частности, это связано с изменением в формате образования, а именно: в переходе на полное или частичное дистанционное образование. Необходимость овладения новыми компетенциями в IT-сфере для успешной подготовки и проведению занятий, возросший объем работы, психологический дискомфорт и проблемы другого характера, все это может сказаться на качестве предоставляемых/потребляемых услуг.

Так же можно отметить новые сложности, связанные с миграционными процедурами, организационной и психологической поддержкой студентов-иностранцев, когда первичная психологическая помощь отчасти возлагается именно на преподавателя Вуза, который должен обладать необходимым набором компетенций для успешной межкультурной коммуникации.

Появившиеся новые проблемы в сфере межкультурной коммуникации, в том числе и в связи с пандемией коронавируса требуют определения специальных  компетенций преподавателей вуза к работе с иностранными студентами.

Для достижения этой цели в статье ставятся и решаются следующие задачи:

1. Анализ необходимости изменений в реализации компетентностного подхода по отношению к преподавателю.

2. Изучение особенностей специальных компетенций преподавателей Вуза, обучающих студентов-иностранцев.

Компетентностный подход в образовании начал широко применяться после того как зарекомендовал себя в подготовке и переподготовке персонала в корпоративной среде.

Существует мнение, что переустройство системы высшего образования должно осуществляться не только на применении компетентностного подхода для учащихся и выпускников, но и согласно этой методологической основе для формирования необходимых компетенций преподавателя. Такой подход должен помочь решить проблему, суть которой в несоответствии компетенций преподавательского состава высшей школы современным условиям,  необходимым для инновационного развития университетов в поликультурной среде. Для ускорения данного процесса (профессионализации преподавателей высшей школы в условиях международного сотрудничества) следует определить наиболее важные компетенции для успешной межкультурной коммуникации и условий для их формирования.

Во-первых, эта необходимость связана с масштабностью и темпами социокультурных изменений. В последние годы увеличивается количество студентов приехавших на обучение в Российскую Федерацию. Большую часть, безусловно, составляют студенты из стран ближнего зарубежья таких как: Армения, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, однако стоит отметить стремительный рост интереса к российскому образованию со стороны молодежи из Азии, Африки и стран Ближнего Востока. С позиции демографической ситуации и перспектив ее развития именно эти регионы представляют существенный потенциал для увеличения количества поступающих в отечественные учебные заведения.

Во-вторых, стоит обратить внимание на Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», направленный на повышение престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере, развитие инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности российских вузов в мировые образовательные процессы, в том числе «Проект 5/100», реализующийся в настоящее время.[6]

Модернизация системы образования связана с потребностями экономики в квалифицированных кадрах, мотивированных на обучение людей в течение всей жизни, обладающих мобильностью, готовым к инновациям, непрерывному и открытому образованию.

Перечисленные факторы подчеркивают значимость определения специальных компетенций преподавателей Вуза, обучающих студентов-иностранцев, направленных на повышение качества учебного процесса в условиях эффективной межкультурной коммуникации.

Проблема определения сущности понятия «компетенция» и/или его взаимосвязи с понятием «компетентность», формулирование широкого круга компетенций преподавателя Вуза, рассматривается в целом ряде исследований (Т.Р.Рахимов, В.Н.Правдюк, О.А.Овсянникова).

В контексте данной статьи фундаментальными для исследования являются понятия «компетенция» и «межкультурная коммуникация», а так же   определение и изучение специальных компетенций преподавателя Вуза, необходимых для обучения иностранных студентов, не зависимо от языка преподавания.

 Обратившись к глоссарию: «Основные понятия педагогики высшей школы» можно определить, что «компетенция – это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью».[7]

В рамках проводимого исследования наиболее подходящее определение термина «межкультурная коммуникация» было предложено Ю.В.Николаевой, где «межкультурная коммуникация — есть сложное, комплексное явление, которое включает разнообразные направления и формы общения между отдельными индивидами, группами, государствами, относящимися к различным культурам».[8]

Так, преподавателям работающим с иностранными студентами  следует  принимать во внимание страновую принадлежность, культуру, образовательный опыт, уровень языковой подготовки студента. И, соответственно, важнейшей компетенцией, необходимой для работы с иностранными студентами становится в первую очередь социокультурная. Именно в рамках этой компетенции преподаватель должен иметь хорошее национально-психологическое представление об особенностях студентов-иностранцев. Зная эти особенности, преподаватель может выстраивать занятие таким образом, чтобы студенты проявляли свои сильные стороны и минимизировали слабые.[9]

Кроме того, независимо от преподаваемой дисциплины, стоит отметить психолого-педагогическую компетенцию, которая входит в ряд основополагающих в структуре профессиональной деятельности педагога современной высшей школы.  «Преподавателю вуза ежедневно приходится иметь дело с самыми разнообразными педагогическими ситуациями и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, сочетая действия нормативные, стандартные и нестандартные, а так же найденные в процессе собственного педагогического поиска». [10]

Преподаватели, работающие с иностранными студентами, должны обладать «способностью стимулировать деятельность студентов через постановку задач, вызывать у студентов соответствующие эмоции к предмету изучения, организовывать их деятельность соответственно поставленным задачам занятий, более детально прорабатывать учебный материал, включать студентов-иностранцев в содержательный диалог по учебному предмету, выявлять факторы психологического барьера и подбирать соответствующий способ его ликвидации, изменять свою деятельность в соответствии с изменением деятельности студентов, анализировать свои затруднения, с которыми столкнулись при работе с иностранными студентами в ходе преподавания; вносить необходимые коррективы в организацию процесса обучения». [11]

Профессиональная компетенция так же является неотъемлемой частью личности преподавателя и процесса образования. Работая с иностранными студентами преподаватель должен быть не только специалистом в своем предмете, ему необходимо учитывать вариативный уровень подготовки студентов, скорость восприятия, понимания и усвоения информации в зависимости от страновой принадлежности студентов-иностранцев. Соответственно, преподавателю следует быть готовым и способным решать уникальные вызовы, связанные с его профессиональной деятельностью. В том числе в сфере информационных технологий, где иностранные студенты, как и российские, являясь поколением ZOOM превосходно владеют инструментами IT- сферы. Быть адаптивным, уметь доносить свое сообщение к особенностям аудитории, владеть саморефлексией, уметь проводить анализ занятий, корректировать их в зависимости от образовательных запросов и потребностей студентов-иностранцев.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: несмотря на уменьшение количества иностранных студентов в российских Вузах ввиду пандемии коронавируса, перед системой высшего образования стоит цель  по завоеванию одной из ведущих позиций на мировом рынке образовательных услуг, что отражено в ряде документов федерального уровня. Кроме того, в статье был проведен анализ необходимости изменений в реализации компетентностного подхода по отношению к преподавателю, суть которого в несоответствии компетенций преподавателя высшей школы современным условиям необходимым для инновационного развития университетов в поликультурной среде. А так же были выделены и изучены особенности специальных компетенций преподавателей Вуза, обучающих студентов-иностранцев,  в частности социокультурная, психолого-педагогическая и профессиональная. Рассмотренные в статье компетенции призваны помочь преподавателю высшей школы грамотно выстроить успешную межкультурную коммуникацию с иностранными студентами.


Список литературы

1. Программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 377 // Справочная правовая система «Гарант».
2. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Справочная правовая система «Гарант».
3. Россия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2020 – 550 с.
4. Джолдасова В.К. Социальная адаптация иностранных студентов из стран постсоветского пространства (на примере НИУ «БЕЛГУ»)// «Экономика и социум» . 2016. №6(25). C.484-487
5. Минаева Е.А.Изменения в работе вузов по привлечению иностранных студентов в период пандемии // Мониторинг экономики образования. 2020. №24
6. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Справочная правовая система «Гарант».
7. Глоссарий: основные понятия педагогики высшей школы [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.twirpx.com/file/287368/
8. Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен : учебное пособие : [16+] / Н.М.Боголюбова, Ю.В.Николаева. – Санкт-Петербург : Издательство СПбКО, 2009. – 416 с.
9. Рахимов Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестн. Том. гос. Ун-та. 2012. № 365. C. 149-153.
10. Правдюк В.Н., Овсянникова О.А. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя как условие успешности реализации педагогического процесса в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. №. 2. 2012. С. 303–309.
11. Чжан Ли. О специфике профессионально-педагогической деятельности преподавателя при работе с иностранными студентами // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 1 (53). С. 267-272

Расскажите о нас своим друзьям: