Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 372.851

Дата публикации 10.01.2022

Методические рекомендации по внедрению смешанного обучения на уроках математики на примере изучении темы «методы решения тригонометрических уравнений» в десятом классе

Рожкова Олеся Валерьевна
Магистрант, ФБГОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», РФ, г. Волгоград rozhkova1999@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены рекомендации по ведению уроков математики в десятом классе на тему: Методы решения тригонометрических уравнений» с использованием различных моделей смешанного обучения. Описаны возможности дистанционного и очного формата обучения, представлены методические рекомендации по использованию моделей смешанного обучения на уроках математикой.
Ключевые слова: смешанное обучение; модели смешанного обучения; тригонометрические уравнения; методы решения тригонометрических уравнений.

Methodological recommendations for the introduction of mixed learning in mathematics lessons on the example of studying the topic "methods for solving trigonometric equations" in the tenth grade

Rozhkova Olesya Valeryevna
Master's student, Volgograd State Socio-Pedagogical University of the Russian Federation, Volgograd, Russia, Volgograd

Abstract: The article presents recommendations for conducting math lessons in the tenth grade on the topic: Methods for solving trigonometric equations" using various models of mixed learning. The possibilities of distance and full-time education are described, methodological recommendations on the use of mixed learning models in mathematics lessons are presented.
Keywords: mixed learning; mixed learning models; trigonometric equations; methods for solving trigonometric equations.

Правильная ссылка на статью
Рожкова О.В. Методические рекомендации по внедрению смешанного обучения на уроках математики на примере изучении темы «методы решения тригонометрических уравнений» в десятом классе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodicheskie-rekomendatsii-po-vnedreniyu-smeshannogo-obucheniya-na-urokakh-matematiki-na-primere-izuchenii-temy-metody-resheniya-trigonometricheskikh-uravnenij-v-desyatom-klasse.html (Дата обращения: 10.01.2022)

Современные проблемы человечества показали целесообразность и необходимость развивать и внедрять в школы смешанное обучение.

Одно из определений смешанного обучения в своей статье дает К.Г. Кречетников: «Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классноурочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения». [3]

Проанализировав труды Т.И. Красновой и Н.В. Любомирской, выделим основные модели смешанного обучения. Группа «Ротация» включает в себя модели: «автономная группа», «перевернутый класс», «смена рабочих зон», данные модели предполагают чередование работы учащихся с электронными ресурсами и взаимодействия с учителем. [2, 4]

Организовать модель «перевернутый класс» на уроках математики в десятом классе не составляет большого труда, так как ученики достаточно взрослые и самостоятельные. Начать работу над темой «Решение тригонометрических уравнений» можно с самостоятельной, дистанционной работы учеников, прописав им рекомендации по освоению основ тригонометрических уравнений.

И.Н. Семёнова и А.В. Слепухин в своей работе говорят о том, как внедрить в образовательный процесс дистанционное обучение, утверждают, что дистанционные занятия имеют свои положительные стороны, такие как доступность образования для учеников, у которых временно нет возможности посещать школу. Экономия времени, которое при очном обучении затрачивается на перемещение до образовательного учреждения. У педагога открывается широкая возможность использования просторов интернета, необходимого программного обеспечения для предоставления наглядной информации. [6]

Уроки усвоения нового материала на тему: «Решение уравнений с помощью единичной окружности. Функционально-графический метод» десятиклассники осваивают самостоятельно, помощниками в данном деле станут электронные ресурсы. Для выведения на экран качественных графиков тригонометрических функций педагогу целесообразно скачать или воспользоваться онлайн графическим калькулятором «GeoGebra» [8]. Данная программа удобна в использовании, бесплатна и имеет множество возможностей для построений графиков, их изменений в зависимости от заданной функции. Также для самостоятельного изучения можно отвести тему «решение простейших тригонометрических уравнений», так как данная тема имеет низкий уровень сложности. В свою очередь, учителю предлагается самостоятельный выбор необходимых материалов и ресурсов, которыми буду пользоваться ученики, таким образом, можно быть уверенным в том, что дети не найдут некачественную информацию. [1, 5]

Во время очного занятия, учитель не объясняет новый материал, а наоборот, проводит контроль самостоятельного усвоения темы урока, отвечает на вопросы учащихся. На уроке большая часть времени отводится на решение задач, для более прочного закрепления материала.

Обращаясь к мнению Т.И. Красновой и Н.В. Любомирской, определим методические рекомендации по организации модели «Перевернутый класс»: для самостоятельной дистанционной работы, целесообразно подобрать необходимый теоретический материал и электронные ресурсы, видео и т.п. для уверенности в достоверности информации; данную модель можно использовать только для конкретных тем, а не на всем протяжении обучения; для более продуктивной работы, начать нужно с разъяснения принципа и удобства смешанного обучения ученикам и родителям, во избежание непонимания. [2, 4]

Модель «Автономная группа» удобна в случае, если наблюдается расслоение класса на «успевающих» и «отстающих», либо по другим критериям. Модель подразумевает разделение класса на группы, в одной из которых большую часть урока отводят на самостоятельную работу с электронными ресурсами, а со второй группой ведется непосредственно взаимодействие с учителем, после чего группы меняются местами. Такой подход поможет ученикам, нуждающимся в более подробной объяснении, лучше понять материал, не гонясь за остальными. [2, 4]

Методические рекомендации по реализации модели «Автономная группа»: разделение на группы осуществляется продуманно, исходя из необходимых для продуктивной работы, критериев; на уроке ведется постоянная интеграция учащихся автономной группы в работу со всем классом, для того, чтобы избежать изоляции учащихся; деятельность учеников можно чередовать, обращая большее внимание на неавтономную группу детей, но давая им возможность для самостоятельной работы; поддержка технической составляющей обучения автономной группы: организация работы с сайтом «Miro» [9], онлайн-платформой для создания интерактивной доски, подборка качественных видео, онлайн-тестов и т.п.

В настоящее время очные занятия несколько отличаются от традиционных. Прогресс в техническом и методическом плане дает толчок, для проведения более интересных и интерактивных уроков. За организацию интерактивного урока отвечает модель смешанного обучения «Смена рабочих зон».

Данная модель подразумевает разделение класса на три группы, которые работают на разных станциях в пределах кабинета. Традиционно станции представляют собой три рабочие зоны: работа с учителем, работа с электронными ресурсами и проектная работа. Критерий распределения учащихся по группам определяется различным уровнем успеваемости или по интересам учащихся. Для удобства перемещения учащихся по станциям, учитель раздает маршрутные листы с указанием цели каждой станции и проведения рефлексии. [2, 4]

Такие методы, как «Замена переменной», «Разложение на множители», «Приведение к однородному уравнению» целесообразно разобрать учащимся самостоятельно в зоне проектной работы. Самостоятельный поиск истины развивает творческий подход к решению задач, активизирует умственную деятельность и вовлекает в учебный процесс. Проектная работа может представлять собой создание алгоритма решения тригонометрического уравнения, составление контрольной работы для других учеников, нахождение нестандартных подходов к решению и другое.

Их учение более сложных методов решения тригонометрических уравнений «Введение вспомогательного угла», «Формулы понижения степени», «Условие равенства одноименных функций» целесообразнее проводить на станциях «Работа с учителем» или «Работа с электронными ресурсами». Для организации работы учеников с компьютером, необходимо подготовить материал, с которым будет работать ученик. Лучше понять методы решения тригонометрических уравняй помогут обучающие видеоролики, сайт для учителей «Якласс» [7], в котором уже содержится много необходимой информации по тригонометрии, авторская презентация от учителя и другие ресурсы. [1, 5]

В зоне работы с учителем педагог, ориентируется не на объяснении материала, а на вопросы учеников, уточнении и коррекции знаний, по возможности, активно пользуется техническим оборудованием класса. Использование интерактивной доски дает возможность экономить время урока, которое теряется при записи на доске, на экран выводятся этапы решения уравнений, сравнительная таблица методов решения тригонометрических уравнений, графики функций, единичная окружность, так же есть возможность делать записи на самом экране, как с использованием компьютера, так и рукой учителя или ученика.

Для актуализации знаний в некоторые школы используют комплекты интерактивной системы тестирования, например, оборудование «Mimio», «Votum», которое включает в себя проектор, приставку к нему и комплект пультов для учащихся. Суть состоит в том, что ученики, находясь на своих местах могут быстро ответить на вопросы, которые выводит учитель на экран, нажав кнопки пульта. Происходит быстрый сбор информации, и учитель сразу видит результаты учеников, которые выводятся в сводную таблицу.

Методические рекомендации по реализации модели «Смена рабочих зон»: зонирование кабинета необходимо проводить продуманно, чтобы учащиеся различных групп не мешали друг другу; в каждой зоне должна быть организована активная работа учеников, предоставлено достаточное количество ресурсов; распределение учащихся по группам является залогом успешного и продуктивного урока, поэтому очень важен выбор критериев отбора; важной частью урока является наличие технической составляющее кабинета, особенно в зоне работы с электронными материалами; урок должен быть динамичным, поэтому нужно установить четкое время, отведенное на выполнение заданий в каждой зоне. [2, 4]

Можно сделать вывод о том, что смешанное обучение в настоящее время становится более актуальным, нежели традиционное. Урок с использованием моделей смешанного обучения представляет собой средство для самостоятельного развития учеников, становится более интерактивным и интересным, позволяет ученикам раскрыть свой потенциал. Современный учитель становится лишь помощником и направляющим, он развивает в детях самостоятельный поиск истины и творческие способности учеников, активно пользуется техническим оборудованием класса и различными ресурсами интернета. Модели смешанного обучения различны по своему функционалу, способу реализации и техническим возможностям, что дает учителю выбор более подходящей модели для ведения уроков.

Таким образом, была представлена лишь часть информации о моделях смешанного обучения, и рекомендациях по их внедрению в учебных процесс. Данная технология является прогрессивной, актуальной и, в какой-то мере, более комфортной для обучения старшеклассников.


Список литературы

1. Алимов Ш.А., Калягин Ю.М.., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И.. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012. – 464 с.
2. Краснова, Т.И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы. In the World of Scientific Discoveries, № 11(59), 2014
3. Кречетников, К.Г. особенности организации смешанного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.
4. Любомирская, Н. В. Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/39566383-Smeshannoe-obuchenie-nataliya-lyubomirskaya.html
5. Рожкова О.В. «Алгоритм выбора метода решения тригонометрического уравнения», Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 3(74). 20 июля 2021. Волгоград, 2021. 8 стр. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%8F/Downloads/1626783875.pdf
6. Семёнова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014 № 8 С. 68-74.
7. ЯКласс» — это платформа электронного образования для школ. [Электронный ресурс] URL:https://www.yaklass.ru/p/algebra/10-klass/trigonometricheskie-uravneniia-9145/metody-ispolzuemye-dlia-resheniia-trigonometricheskikh-uravnenii-9134/re-995e0a3e-90bc-4e3a-b784-3f48ab285dde (дата обращения 22.12.2021)
8. Графический калькулятор – GeoGebra. [Электронный ресурс] URL:https://www.geogebra.org/graphing?lang=ru (дата обращения 22.12.2021)
9. Платформа для создания интерактивной диски «Miro» [Электронный ресурс] URL: https://miro.com/ (дата обращения 22.12.2021)

Расскажите о нас своим друзьям: