Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 371

Дата публикации 30.11.2016

Профилактика компьютерной зависимости младших школьников во внеурочной деятельности

Расщектаева Дарья Олеговна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск

Аннотация: Профилактика компьютерной зависимости младших школьников во внеурочной деятельности, как одна из наиболее важных проблем в педагогике.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддиктивное поведение, внеурочная деятельность

Prophylaxis of computer dependence of younger school students in extracurricular activities

Rasshchektayeva Darya Olegovna
South Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk

Abstract: Prophylaxis of computer dependence of younger school students in extracurricular activities, as one of the most important problems in pedagogics.
Keywords: computer dependence, addictive behavior, extracurricular activities

Проблема  компьютерной зависимости у младших школьников, на современном этапе значится одной из наиболее важных в педагогике. Компьютер играет существенную роль в жизни людей. Многие не могут обойтись без компьютера, а так же не представляют жизни без интернета.

По различным оценкам, на данный момент  диагноз «компьютерная за­висимость» можно поставить 10% населения земного шара. Российские психи­атры полагают, что среди россиян этой болезнью страдают 4-6% [1].

По определению   Александра Леонидовича Венгера: «компьютерная зависимость» – это влечение к занятиям, которые  подразумевают использование компьютера, подвергающие к резкому  уменьшению  всех иных разновидностей деятельности, ограничению контакта с иными людьми [3].

Ученые выделили  5 разновидностей  компьютерной аддикции:

  1. Назойливый серфинг (нахождение данных по базам и веб-сайтам);
  2. Интерес к азартным играм;
  3. Виртуальное общение;
  4. Киберсекс (одержимость порносайтами);
  5. Пристрастие к компьютерным играм [4].

Принято считать, что  рассматриваемая проблема  чаще встречается у  гуманитариев  и у  людей, не получавших  высшее образование, тогда как мастера  в сфере информационных технологий  подвергаются  интернет-зависимости намного реже.

Важным условием возникновения  компьютерной зависимости у младших школьников, является ограниченность в коммуникации с реальными людьми, друзьями, семьей. Компьютерные технологии захватывают своей новизной и широкими возможностями в доступности  всей информации, которая интересует  ребенка и вследствие этого  у людей пропадает потребность в реальном общении и постепенно приходит осознание того, что можно справиться и без чьей либо помощи [3].

Большей части  людей, которые подвержены аддикции  – свойственны  бытовые и семейных проблемы, трудности на работе, учебе, в межличностных отношениях. Для такой личности  реальность становится скучной и полной опасностей, именно поэтому  люди  пытаются погрузиться в другой мир – виртуальный, где больше возможностей  и он сам  назначает правила игры.

Ученые считают, что предрасполагающими моментами к интернет-аддикции служат:

  1. Сверхличностная сущность межличностных отношений,
  2. Возможность анонимных общественных интеракций,
  3. Возможность для реализации представлений и воображений с обратной связью, включая разные виды идентичности, общественных ролей,
  4. Неповторимые возможности поиска нового собеседника, недостаток потребности сохранять его интерес [3].

Компьютеры на текущий момент до такой степени крепко вошли в обыденную   жизнь, что дискуссии по поводу пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят  исследования о влиянии компьютерных игр на развитие и формирование личности [4]. Ниже приведена таблица, в которой представлены  вред и польза компьютерных игр.

Таблица 1. Влияние компьютерных игр  на личность младшего школьника

Вред Польза

1. Уход от действительности.2. Абсолютное вникание в роль, погружение в виртуальную реальность.

 

3. Гибель или разрушение «своего» персонажа испытывается, почти как личная (квесты).

4. Уход в игру «с головой», сопровождается враждебностью, озлобленностью (стратегические, активные игры).

5. Игры просят высокого интереса, затягивают, от них сложно оторваться (аркадные, симуляторы).

6. Формирование игровой зависимости.

Формируют:-      скорость реакции;

 

—      мелкую моторику рук;

—      визуальное восприятие предметов;

—      память и внимание;

—      логическое осознание;

—      зрительно-моторную координацию.

Учат:

—      систематизировать  и подводить итоги;

—      аналитически размышлять в необычной  ситуации;

—      добиваться собственной цели;

—      совершенствовать интеллектуальные умения

Отсюда следует, что компьютер может оказаться как вредным так и являться полезным – решающим фактором является то, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у монитора.

Одной из миссий педагога  является совместно с родителями предупредить формирование компьютерной зависимости, поскольку аддикция не только приводит к деформации личности, но и нарушает связи родителей с ребенком.

Необходимо регулировать количество времени, проводимого ребенком за компьютером, рассказывать детям  на уроках о  симптомах и негативных последствиях влияния компьютерной зависимости, а так же заниматься профилактикой во внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью обучающихся  подразумевают  комплекс всех типов работы школьника,  в которой в соответствии с главной образовательной программой образовательного учреждения находят решение

проблемы обучения и социализации, развитие интересов, формирование универсальных учебных действий.

В  соответствии с запросам ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность исполняется  согласно соответствующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Главным приоритетом внеурочной деятельности считается предоставление школьникам  возможности широкого спектра занятий.

Ребенок должен получить знания о возможностях компьютера. Уже в школьном возрасте он может овладеть азами программирования и веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, научиться пользоваться просторами интерната в познавательных целях, для поиска информации [2].

Для того чтобы компьютер стал сотрудником для ребёнка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали огромный и такой захватывающий компьютерный мир.


Список литературы

1. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации [Текст] / М.В.Жукова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 11. – С. 120-129.
2. Жукова, М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте [Текст] / М.В.Жукова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. № 10. – С. 32-36.
3. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст]/ С.В. Краснова. – М.: Эксмо, 2012. – 89 с.
4. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков /Е.Е. Малкова, Н.И. Калин. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 . – с. 15.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL:http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 19.02.16).

Расскажите о нас своим друзьям: