Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 371
Дата публикации 30.11.2016
Профилактика компьютерной зависимости младших школьников во внеурочной деятельности
Расщектаева Дарья Олеговна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск
Аннотация: Профилактика компьютерной зависимости младших школьников во внеурочной деятельности, как одна из наиболее важных проблем в педагогике.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддиктивное поведение, внеурочная деятельность
South Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk
Abstract: Prophylaxis of computer dependence of younger school students in extracurricular activities, as one of the most important problems in pedagogics.
Keywords: computer dependence, addictive behavior, extracurricular activities
Проблема компьютерной зависимости у младших школьников, на современном этапе значится одной из наиболее важных в педагогике. Компьютер играет существенную роль в жизни людей. Многие не могут обойтись без компьютера, а так же не представляют жизни без интернета.
По различным оценкам, на данный момент диагноз «компьютерная зависимость» можно поставить 10% населения земного шара. Российские психиатры полагают, что среди россиян этой болезнью страдают 4-6% [1].
По определению Александра Леонидовича Венгера: «компьютерная зависимость» – это влечение к занятиям, которые подразумевают использование компьютера, подвергающие к резкому уменьшению всех иных разновидностей деятельности, ограничению контакта с иными людьми [3].
Ученые выделили 5 разновидностей компьютерной аддикции:
- Назойливый серфинг (нахождение данных по базам и веб-сайтам);
- Интерес к азартным играм;
- Виртуальное общение;
- Киберсекс (одержимость порносайтами);
- Пристрастие к компьютерным играм [4].
Принято считать, что рассматриваемая проблема чаще встречается у гуманитариев и у людей, не получавших высшее образование, тогда как мастера в сфере информационных технологий подвергаются интернет-зависимости намного реже.
Важным условием возникновения компьютерной зависимости у младших школьников, является ограниченность в коммуникации с реальными людьми, друзьями, семьей. Компьютерные технологии захватывают своей новизной и широкими возможностями в доступности всей информации, которая интересует ребенка и вследствие этого у людей пропадает потребность в реальном общении и постепенно приходит осознание того, что можно справиться и без чьей либо помощи [3].
Большей части людей, которые подвержены аддикции – свойственны бытовые и семейных проблемы, трудности на работе, учебе, в межличностных отношениях. Для такой личности реальность становится скучной и полной опасностей, именно поэтому люди пытаются погрузиться в другой мир – виртуальный, где больше возможностей и он сам назначает правила игры.
Ученые считают, что предрасполагающими моментами к интернет-аддикции служат:
- Сверхличностная сущность межличностных отношений,
- Возможность анонимных общественных интеракций,
- Возможность для реализации представлений и воображений с обратной связью, включая разные виды идентичности, общественных ролей,
- Неповторимые возможности поиска нового собеседника, недостаток потребности сохранять его интерес [3].
Компьютеры на текущий момент до такой степени крепко вошли в обыденную жизнь, что дискуссии по поводу пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят исследования о влиянии компьютерных игр на развитие и формирование личности [4]. Ниже приведена таблица, в которой представлены вред и польза компьютерных игр.
Таблица 1. Влияние компьютерных игр на личность младшего школьника
Вред | Польза |
1. Уход от действительности.2. Абсолютное вникание в роль, погружение в виртуальную реальность.
3. Гибель или разрушение «своего» персонажа испытывается, почти как личная (квесты). 4. Уход в игру «с головой», сопровождается враждебностью, озлобленностью (стратегические, активные игры). 5. Игры просят высокого интереса, затягивают, от них сложно оторваться (аркадные, симуляторы). 6. Формирование игровой зависимости. | Формируют:- скорость реакции;
— мелкую моторику рук; — визуальное восприятие предметов; — память и внимание; — логическое осознание; — зрительно-моторную координацию. Учат: — систематизировать и подводить итоги; — аналитически размышлять в необычной ситуации; — добиваться собственной цели; — совершенствовать интеллектуальные умения |
Отсюда следует, что компьютер может оказаться как вредным так и являться полезным – решающим фактором является то, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у монитора.
Одной из миссий педагога является совместно с родителями предупредить формирование компьютерной зависимости, поскольку аддикция не только приводит к деформации личности, но и нарушает связи родителей с ребенком.
Необходимо регулировать количество времени, проводимого ребенком за компьютером, рассказывать детям на уроках о симптомах и негативных последствиях влияния компьютерной зависимости, а так же заниматься профилактикой во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью обучающихся подразумевают комплекс всех типов работы школьника, в которой в соответствии с главной образовательной программой образовательного учреждения находят решение
проблемы обучения и социализации, развитие интересов, формирование универсальных учебных действий.
В соответствии с запросам ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность исполняется согласно соответствующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Главным приоритетом внеурочной деятельности считается предоставление школьникам возможности широкого спектра занятий.
Ребенок должен получить знания о возможностях компьютера. Уже в школьном возрасте он может овладеть азами программирования и веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, научиться пользоваться просторами интерната в познавательных целях, для поиска информации [2].
Для того чтобы компьютер стал сотрудником для ребёнка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали огромный и такой захватывающий компьютерный мир.
Список литературы
1. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации [Текст] / М.В.Жукова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 11. – С. 120-129.
2. Жукова, М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте [Текст] / М.В.Жукова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. № 10. – С. 32-36.
3. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст]/ С.В. Краснова. – М.: Эксмо, 2012. – 89 с.
4. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков /Е.Е. Малкова, Н.И. Калин. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 . – с. 15.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL:http://минобрнауки.рф/documents/922 (дата обращения: 19.02.16).