Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 371

Дата публикации 30.11.2016

О проблеме интернет-зависимости и о возможностях ее диагностики

Довженко Светлана Викторовна
Донецкий институт железнодорожного транспорта, г. Донецк

Аннотация: Данная статья посвящена изучению проблемы Интернет-зависимости как одной из важнейших социально-психологических проблем. Основное внимание уделяется исследованию влияния Интернет-деятельности на развитие личности. Рассматриваются вопросы Интернет-аддикции и возможности психодиагностических методов выявления степени Интернет-аддикции. Выясняется, что проблема требует своего решения, является актуальной и привлекает внимание специалистов.
Ключевые слова: интернет-аддикция, интернет-зависимая личность, склонность к интернет-зависимости, диагностика, личностное развитие, коммуникативность

About the problem of internet addiction and its diagnostics possibilities

Dovzhenko Svetlana Viktorovna
Donetsk Institute of Railway Transport, Donetsk

Abstract: In this article, Internet addiction as one of the most important social and psychological problems is studied. The influence of Internet activities on the development of a personality is researched. The issues of Internet addiction and the possibility of psycho-diagnostic methods to identify the degree of Internet addiction are considered. It turns out that the problem is relevant so it needs to be addressed and attracts the attention of specialists.
Keywords: internet addiction, internet addicted personality, the inclination to Internet addiction, diagnostics, personal development, communication skills

Современное общество можно охарактеризовать как информационное. «Интернет», как всемирная информационная система, образующая киберпространство, особую реальность, рождает киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком и является сегодня одной из главных составляющих становления информационного общества. Постоянно увеличивается число Интернет-пользователей, проживающих не только реальную жизнь, но и виртуальную, занимаясь различными видами деятельности в Интернет-среде. Особенно актуально представляется исследование влияния Интернет-деятельности на развитие личности, так как молодые поколения получают доступ к Всемирной Сети. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера. Согласимся с А.Е. Войскунским в том, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при так называемой Интернет-аддикции существует возможность позитивного развития отдельных особенностей Я-концепции и мотивационной сферы в целом [3].

По приблизительным оценкам психологов около 30% «жителей» интернета страдают серьезной формой зависимости, а в легкой форме больны все, кто ежедневно пользуется Интернетом [1]. Большинство среди Интернет-зависимых – это молодые мужчины, регулярно посещающие порносайты, занимающиеся Интернет-серфингом, бесцельно переходя с сайта на сайт, сидящие в социальных сетях. Ведущие свои или читающие чужие Интернет-дневники (блоги).

В области психологии и психиатрии вопрос Интернет-аддикции является одним из наиболее дискутируемых. А.Г.Асмоловс соавторами в своей работе рассматривает психологическую модель Интернет-зависимости личности, отмечая, что данную проблему нужно рассматривать, используя междисциплинарный подход [2]. Таких публикаций достаточно много в зарубежной психологии, однако в отечественной психологии пока недостаточно. Необходимо отметить, что постоянное вовлечение в Интернет-сообшество все новых ее членов, сопровождается ростом публикаций в СМИ, и в Интернете в том числе, о негативном влиянии Интернета на личность пользователя, о росте числа зависимых. Также как и в зарубежном секторе Интернета, в русскоязычном Интернете появляются сайты, на которых можно определить степень зависимости от Интернета. То есть через сеть определить, является ли человек Интернет-аддиктом. Такая практика на западе имеет ряд критических отзывов. Известны случаи, когда компьютерный тест не выявлял зависимость у тестирующегося несмотря на то, что она была, и наоборот. Самым известным является тест К. Янг, которая в 1994 г. разместила свой опросник на сайтеПиттсбургского университета в США и вскоре получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, как оказалось, аддиктами [4]. В 1995 г. И. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения заболевания, названного им Internet Addictionaisorder (IAa). В 1997 году эти критерии были переведены на русский язык. Однако Дж. Грохол раскритиковал такой способ выработки и введения в диагностическую практику нового заболевания. Впрочем, как впоследствии оказалось, И. Голдберг предложил данный способ определения критериев зависимости как пародию, что никак не повлияло на распространенность этой системы оценки среди отечественных психологов. Позже К. Янг опубликовала и выложила на сайте опросники для определения каждого из пяти видов Интернет-зависимости (зависимость от компьютера – обсессивное пристрастие к играм, программированию или другим видам деятельности; «информационная перегрузка» — компульсивная навигация по сайтам; паталогическая привязанность к азартным играм, электронным покупкам, онлайн аукционам, зависимость от «киберотоношений»; зависимость от «киберсекса»), а также опросник для отделения аддиктов от не проявляющих зависимости от Интернета. В книге Д. Гринфилда представлен опросник «виртуальной аддикции», который был размещен на одном из сайтов, посвященном выявлению Интернет-аддикции.

Все эти опросники основаны на самостоятельно выполняемой тестируемым оценке: как много времени проводит он в сети, чем именно занимается, какие интересы оказались забыты, какие эмоции испытывает в Интернете, какие чувства привязывают к сети и др. Есть возможность выявления способа психологической защиты, если потенциальный аддикт отрицает свою зависимость.

 

Из отечественных методик исследования Интернет-адикции известны: методика выявления отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (адаптация А.Е. Жичкиной и Е.А. Щепилиной)[4], опросник «Восприятие Интернета» (автор Е.А. Щепилина), шкала Интернет-зависимости, методика «Интернет – это…» (модификация А.В. Гордеевой)[5].

Методика «Незаконченные предложения» состоит из 33 предложений, которые необходимо продолжить. Результат отражается пятью шкалами: восприятие Интернета в целом, положительные и отрицательные свойства сети, люди и информация в Интернете, Я в Интернете.

Опросник «Восприятие Интернета» включает 67 вопросов по 12 шкалам, среди которых три фактора зависимости (принадлежность к сетевой культуре, нецеленаправленность поведения, потребность в сенсорной стимуляции, четыре шкалы особенностей восприятия Интернета (мотивация, измененное состояние сознания, эскапизм, общение) и пять шкал, связанных с последствиями зависимости (время и пространство в Интернете, Интернет как проективная реальность, персонификация сети, перенос норм из реальности в виртуальность).

Шкала Интернет-зависимости состоит из 7 пар утверждений, модификация опросника К.Янг. стандартизация проведена на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года.

В основе методики «Интернет – это…» лежит методика исследования субъект-объектного образа компьютера «Компьютер: кто он?» (А.В. Гордеева)[5], процедура которой заключается в том, что опрашиваемого просят дать 20 различных ответов на вопрос «Кто он такой?», заданный в отношении определенного объекта исследования. Оставив процедуру проведения опроса неизменной, автором была разработана категориальная система для классификации полученных ответов. Были выделены следующие категории для изучения структуры образа Интернета: субъектность, объектность, коммуникативность, реципиентность; пространство и время, движение и азарт, возможности Интернета, положительные и отрицательные эмоции. Для обработки результатов используется метод контент-анализа.

Таким образом, несмотря на существование психодиагностических методов выявления степени Интернет-аддикции, следует отметить, что еще недостаточно средств ее диагностики. Эта проблема требует своего решения, является актуальной и привлекает внимание специалистов.


Список литературы

1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. – Спб.: Речь, 2008 – 224 с.
2. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности // Мир психологии. – 2004. - №1. – С.24-32.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. // Психол. журн. – 1998. – Т.19, №1. – С.89-100.
4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С.100-131,
5. Гордеева А.В. Методика исследования образа компьютера / А.В. Гордеева // Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 2. - С. 36-41.
6. Жичкина А.Е. Интернет-зависимость / А.Е. Жичкина // Научно- популярный журнал «Ломоносов». - М., 2003. - №7 - 8. - С. 13-15.

Расскажите о нас своим друзьям: