Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 371

Дата публикации 30.11.2016

Исследование отношения младших школьников к трудолюбию

Сайфуллина Вероника Владиковна
Челябинский Государственный Педагогический Университет

Аннотация: В статье исследовано отношение младших школьников к трудолюбию посредством анкетирования, опроса учащихся, учителей, родителей учащихся; диагностических методик Г.А. Урунтаевой, Т.И. Гризик , Р. С. Буре, А.И. Высоцкого. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у преобладающего числа испытуемых невысокие характеристики волевых качеств; низкий уровень силы воли, упорства, преобладает низкий уровень настойчивости и терпеливости.
Ключевые слова: трудолюбие, волевые качества, ценность труда

A study of the attitudes of younger students for hard work

Saifullina Veronica Vladkova
Chelyabinsk State Pedagogical University

Abstract: The article examines the attitude of Junior schoolchildren to industry by means of a questionnaire survey of students, teachers, parents, students; diagnostic techniques G. A. Uruntaeva and T. I. Gresik, R. S. Storm, A. I. Vysotsky. Experimental work the Results showed that the predominant number of subjects characteristics low willpower, low willpower, perseverance prevails a low level of perseverance and patience.
Keywords: hard work, willpower, the value of work

Анализ современных тенденций в современном общесте  выявил необходимость воспитания трудолюбия. Трудолюбие формируется в детстве, большая роль в этом процессе отводится школе. Именно в образовательном учреждении созданы все условия для формировнаия позитивного отношения к трудолюбию.

На современном этапе развития общества, переживающем кризис в экономическом, социальном, духовном плане, остро стоит вопрос о целях и средствах развития личности детей и подростков. В период роста явлений безработицы, с одной стороны, и «экономических» мотивов и ценностей – с другой, принципиально важным становится вопрос формирования трудолюбия, т.е. увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, у подрастающего поколения.

В настоящее время в практике работы образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по воспитанию трудолюбия у младших школьников, реализации роли взрослого как образца-ориентира в воспитании данного качества личности. В образовательном учреждении предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у младших школьников с учетом современных требований к личности ребенка в начальной школе. Таким образом, тенденции современного общества определяют актуальность исследования отношения младших школьников  к трудолюбию. [1]

Наше экспериментальное исследование мы проводили с сентября 2016 года по октябрь 2016 года. В силу специфики цели нашего исследования, выборку составили 2 группы по 25 человек.  В первой группе (экспериментальная группа, далее – ЭГ) выборка составила 25 – учащиеся 3А класса МОУ СОШ №9. Во второй группе (контрольная группа, далее КГ) выборка составила тоже 25 человек. Возраст детей – 10-11 лет.

В исследовательской работе использовались следующие методики:

а) вопросы для интервьюирования, анкетирования, опроса учащихся, учителей, родителей учащихся;

б) диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», [5, с.55]

в) диагностическая методика Р. С. Буре «Сформированность трудолюбия у младших школьников», [3, с.88]

г) диагностическая методика «Оценка волевых качеств» (А.И. Высоцкий), [5, с.59]

д) хронометраж «Режим дня»;

е) целенаправленные наблюдения;

ж) анализ продуктов детского творчества.

Результаты одной методики дополнялись другими, что давало возможность получить более полную и достоверную информацию.

С помощью данных методик организуется полнота исследования, так как отношение младших школьников к трудолюбию напрямую связано с ,учётом сформированности активности, самостоятельности, ответственности, творчества, старательности и аккуратности.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» в экспериментальной и контрольной группах обощены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анализа представлений о труде взрослых в экспериментальной и контрольной  группах (в %)

Шкалы Низкий Норма Высокий Выборка
Характер представлений о труде взрослых. 33, 333, 3 44, 441, 1 22, 225, 5 ЭгКг
Отношение детей к труду взрослых 44, 443, 3 44, 442, 2 11, 114, 4 ЭгКг

Анализ представлений о труде взрослых позволил заключить, что изучение  характера и содержаний представлений детей о труде взрослых у ЭГ, мало отличается от результатов исследования КГ, характеризуется недостаточно адекватным восприятием труда взрослых. Не сформированы представления о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда и показатели отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых. Для анализа статистически значимых отличий мы применили коэффициент U Манна-Уитни. Подсчеты проводились с помощью программы SPSS 13. Результаты расчета U — критерия Манна — Уитни для оценки различий между двумя выборками представлены в приложении В.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике Р. С. Буре «Сформированность трудолюбия у младших школьников» в экспериментальной и контрольной группах обобщены в  таблице  2.

Таблица 2. Результаты сформированности трудолюбия в экспериментальной и контрольной  группах (в %)

Шкалы Низкий Норма Высокий Выборка
Когнитивный компонент 56, 155, 5 32, 733, 0 11, 111, 4 ЭгКг
Мотивационно-ценностный компонент 56, 055, 8 32, 233, 0 11, 711, 1 ЭгКг
Эмоционально-потребностный компонент 56, 655, 5 32, 233, 3 11, 111, 1 ЭгКг
Деятельностно-преобразующий компонент 56, 055, 5 32, 333, 0 11, 711, 4 ЭгКг
Контрольно-оценочный компонент 44, 443, 3 44, 442, 2 11, 114, 4 ЭгКг

Констатирующий эксперимент показал, что у преобладающего числа испытуемых поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями (56,1% в ЭГ и 55,5% в КГ), неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение (56,0% в ЭГ и 55,8% в КГ), преобладают отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудом; для детей характерно выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда (56,6% в ЭГ и 55,5% в КГ), отмечена способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя (56,0% в ЭГ и 55,5% в КГ), свойственна несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда (44,4% в ЭГ и 43,3% в КГ).

Таким образом, изучение  сформированности трудолюбия у ЭГ, мало отличается от результатов исследования КГ, характеризуется неверным представлением о ценности труда; отсутствием мотивации к труду.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике  «Оценка волевых качеств» (А.И. Высоцкий)в экспериментальной и контрольной группах обобщены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты анализа волевых качеств в экспериментальной и контрольной  группах (в %)

Шкалы Низкий Норма Высокий Выборка
Сила воли 44, 443, 3 44, 442, 2 11, 114, 4 ЭгКг
Упорство 56, 055, 8 32, 233, 0 11, 711, 1 ЭгКг
Настойчивость 56, 655, 5 32, 233, 3 11, 111, 1 ЭгКг
Терпеливость 44, 443, 3 44, 442, 2 11, 114, 4 ЭгКг

 

Таким образом, констатирующий  эксперимент показал, что у преобладающего числа испытуемых невысокие  характеристики волевых качеств; низкий уровень силы воли отмечен у 44,4% испытуемых в ЭГ и 43,3% в КГ, низкий уровень упорства у 56,0% испытуемых в ЭГ и 55,8% в КГ, преобладает низкий уровень настойчивости (56,6% в ЭГ и 55,5% в КГ), и терпеливости (44,4% в ЭГ и 43,3% в КГ).

Таким образом, изучение  характера и содержаний представлений детей о труде взрослых у ЭГ, мало отличается от результатов исследования КГ, характеризуется недостаточно адекватным восприятием труда взрослых. Не сформированы представления о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда и показатели отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

У преобладающего числа испытуемых поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями, неверное представление о ценности труда; отсутствует мотивация к труду, преобладают отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудом; для детей характерно выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда, отмечена способность к кратковременным действиям; желание действовать привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого старания; довольствование ролью либо пассивного наблюдателя, свойственна несформированность умения проводить контроль процесса труда и оценку.

Таким образом,  проанализировав отношение младших школьников  к трудолюбию, можно сделать вывод,  что у преобладающего числа испытуемых невысокие  характеристики волевых качеств; низкий уровень силы воли, упорства, преобладает низкий уровень настойчивости и терпеливости.


Список литературы

1. Федеральный закон от 22 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», статья 87 [Электронный ресурс]: // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно методическое пособие / Р.С. Буре. - СПб.: Детство -ПРЕСС, 2011. − 144 с.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с. – Режим доступа: http://www.orkce.org/458.htm
5. Ильин Е. П.. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. − М.: Владос, 1991. 288 с.
6. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя [Текст] /В.Ю. Троицкий. − М.: Просвещение, 1991. 288 с.
7. Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Электронный ресурс] /Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с. URI: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/320
8. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Моногр. [Электронный ресурс] /Н.П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – 172 с. URI: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/319

Расскажите о нас своим друзьям: