Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 371
Дата публикации 30.11.2016
Особенности развития устной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Шакирова Олеся Ильясовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Научный руководитель Мингазетдинова Римма Флюровна
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности развития устной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: устная речь, младшие школьники, общее недоразвитие речи
Bashkir State University, Ufa
Bashkir State University, Ufa
Abstract: This article discusses the features of oral speech of children with general speech underdevelopment.
Keywords: oral speech, junior schoolchildren, general speech underdevelopment
Основная цель занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) по развитию устной речи в образовательных учреждениях – это помощь ребенку в овладении связной речью, несмотря на нарушения, связанные с ней. Как известно, развитие устной речи представляет собой ключевую ступень единого и непрерывного обучения связной речи в современной общеобразовательной системе.
«Одним из основных положений личностно-ориентированного подхода в образовании является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу самообразования и самосовершенствования в течение всей жизни» [3].
Развитие устной речи способствует расширению кругозора младших школьников, помогает им в социуме получать необходимую информацию, но слабое владение устной речью и репродуктивными навыками изложения содержания текста при этом, порой, негативно влияют на качество речи младшего школьника, не давая ребенку возможности получить максимум необходимой информации.
О важности освоения детьми младшего школьного возраста приемов владения устной речью говорили многие педагоги и психологи: Божович Л.И., Белкин Е.Л., В.А. Сухомлинский, Я.Л. Коломенских и многие другие. Методологический уровень анализа проблемы обучения устной речи также представлен в работах В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, И.С. Якиманской и др.
Безусловно, каждый современный педагог, как и выше названные персоналии, имеет в своем профессиональном арсенале несколько особенно эффективных методов и приемов развития связной речи младших школьников. Но на сегодняшний момент ситуация такова, что педагогу необходимо стать «мастером-универсалом», сумев применять самые разнообразные методы для обучающихся с общими нарушениями речи. Мы в данной статье предпримем попытку систематизировать и обобщить методы и приемы, эффективные для развития у детей с ОНР устной речи.
Приоритетной в данном случае должна быть цель, заключающаяся в необходимости «обучить младших школьников связной устной речи вообще, научить их разговаривать, а потом уже составлять письменный текст» [5, с. 23]. Однако обучение устной речи существенно может быть усложнено, так как зачастую приходиться учителю работать одновременно с детьми без нарушений речи и с нарушениями речи.
Обучение детей с общим нарушением речи навыкам связной устной речи обычно начинается с формирования их лексического словаря. Педагогу необходимо при организации работы над новыми словами стремиться к тому, чтобы младшие школьники усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились в различных речевых ситуациях их использовать. Помимо толкования значения отдельных слов, педагогом могут быть использованы и другие способы обучения навыкам составления устного текста:
- демонстрация предмета, действия или признака, называемого словом;
- предъявление соответствующей иллюстрации или фотографии, по которой можно составить несколько предложений;
- обращение к этимологии слова в самых элементарных случаях (например, слово «рубль» происходит от слова «рубить» и т.д.);
- подбор синонимов (близких по значению слов) и (или) антонимов (противоположных по значению слов): дом – изба, избушка, квартира; большой – огромный, очень большой и т.д. [1, с. 66].
Для того чтобы для младшего школьника с ОНР слово стало «своим», т.е. вошло в его активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов слово воспринимается ребенком, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому, каждое слово педагогу необходимо провести через сознание младшего школьника с ОНР несколько раз, включая его в разные контексты и используя различные приемы (составление словосочетаний (красивая кукла, большая кукла, старинная кукла) и предложений (Красивая кукла сидит на стуле. Большая кукла стоит на витрине. Старинная кукла выставлена в музее), выбор слова из ряда других и др.).
Кроме того, для обучения составлению устного текста детей младшего школьного возраста с ОНР можно использовать следующие упражнения:
- задания на составление тематических групп (перечислите названия растений, профессий; характеристика предмета, названия деревьев, предметов одежды и т.п.);
- задания на включение определенного слова в словосочетание (можно работать по образцу: читать — что? — … (книгу, журнал, объявление), встретиться — с кем? — … (с другом, с братом, со слоном), рисовать — чем? — … (карандашом, красками, ручкой);
- задания на включение определенного словосочетания в предложения по заданной теме или по картинкам (большое дерево – Большое дерево стоит в лесу. Большое дерево сломано ветром. Большое дерево растет на опушке.);
- задания на введение определенных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом). Например, слова: солнце, трава, птицы, дом. Описание: Ярко светит весеннее солнце. Трава зеленеет. Птицы прилетели из теплых стран. Красивый дом стоит у опушки леса [2, с. 71].
При обучении младших школьников с ОНР составлению устного текста желательно на уроке использовать занимательные игры, которые оживляют занятие, делают его более интересным и разнообразным. Для младших школьников в игровой форме становится более понятной работа по составлению устного текста, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление в игровой форме старых и приобретение новых речевых навыков и умений также происходит более интенсивно. В процессе игровых упражнений младшие школьники с ОНР усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.
В работе по обучению младших школьников с ОНР составлению устного текста нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она «значительно увеличивает объём речевой деятельности детей на занятиях»: ведь хоровые ответы и «совместные» тексты помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими детьми [2, с. 123]. Эта форма работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, представленных на картинках или слайдах, которые побуждают детей спросить или сказать что-либо, не боясь допустить ошибку. Такая форма работы помогает у младших школьников сформировать запас наиболее употребительных слов и фраз для использования их в процессе составления текста.
При обучении составлению связного текста также активно используются для младших школьников правила-инструкции, разъясняющие требования к составлению текста и помогающие формировать данную компетенцию у школьников. Например: «О людях и живых существах мы говорим «кто»?», «О неживых предметах мы говорим «что»?», «О мужчине или мальчике мы говорим «он», а о девушке или женщине мы говорим «она» и т.д. [4, с. 48].
Таким образом, обучение устной речи младших школьников с ОНР – это процесс изучения живой речи для успешной социализации детей с нарушениями речи. Основными задачами учителя являются следующие: овладение основными ключевыми понятиями родного языка, предупреждение ошибок в устной речи, расширение словарного запаса и формирование умений импровизировать в процессе построения устного высказывания.
Список литературы
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. — 296 с.
2. Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи. Спецкурс: учеб. пособие [Текст] / Л.Д. Беднарская. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 192 с.
3. Воробьёва О.В. О роли автономии как образовательной цели в овладении иностранным языком [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2016. — № 4. Режим доступа: http://pedagogy.scipress.ru/article/o-roli-avtonomii-kak-obrazovatelnoj-celi-v-ovladenii-inostrannym-yazykom.
4. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] / А.И. Максаков. — 2-е изд. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 109 с.
5. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие [Текст] / С.В. Плотникова. — М.: Флинта, 2011. — 113 с.