Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 371

Дата публикации 30.11.2016

Особенности развития устной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Шакирова Олеся Ильясовна
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Научный руководитель Мингазетдинова Римма Флюровна
Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности развития устной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: устная речь, младшие школьники, общее недоразвитие речи

Specifics of training oral speech skills with junior pupils suffering general speech underdevelopment disorder

Shakirova Olesya Ilyasovna
Bashkir State University, Ufa
Scientific advisor Mingazetdinova Rimma Flyurovna
Bashkir State University, Ufa

Abstract: This article discusses the features of oral speech of children with general speech underdevelopment.
Keywords: oral speech, junior schoolchildren, general speech underdevelopment

Основная цель занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи (ОНР) по развитию устной речи в образовательных учреждениях – это помощь ребенку в овладении связной речью, несмотря на нарушения, связанные с ней. Как известно, развитие устной речи представляет собой ключевую ступень единого и непрерывного обучения связной речи в современной общеобразовательной системе.

«Одним из основных положений личностно-ориентированного подхода в образовании является направленность  на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности  и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу самообразования  и самосовершенствования  в течение всей жизни» [3].

Развитие устной речи способствует расширению кругозора младших школьников, помогает им в социуме получать необходимую информацию, но слабое владение устной речью и репродуктивными навыками изложения содержания текста при этом, порой, негативно влияют на качество речи младшего школьника, не давая ребенку возможности получить максимум необходимой информации.

О важности освоения детьми младшего школьного возраста приемов владения устной речью говорили многие педагоги и психологи: Божович Л.И., Белкин Е.Л., В.А. Сухомлинский, Я.Л. Коломенских и многие другие. Методологический уровень анализа проблемы обучения устной речи также представлен в работах В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, И.С. Якиманской и др.

Безусловно, каждый современный педагог, как и выше названные персоналии, имеет в своем профессиональном арсенале несколько особенно эффективных методов и приемов развития связной речи младших школьников. Но на сегодняшний момент ситуация такова, что педагогу необходимо стать «мастером-универсалом», сумев применять самые разнообразные методы для обучающихся с общими нарушениями речи. Мы в данной статье предпримем попытку систематизировать и обобщить методы и приемы, эффективные для развития у детей с ОНР устной речи.

Приоритетной в данном случае должна быть цель, заключающаяся в необходимости «обучить младших школьников связной устной речи вообще, научить их разговаривать, а потом уже составлять письменный текст» [5, с. 23]. Однако обучение устной речи существенно может быть усложнено, так как зачастую приходиться учителю работать одновременно с детьми без нарушений речи и с нарушениями речи.

Обучение детей с общим нарушением речи навыкам связной устной речи обычно начинается с формирования их лексического словаря. Педагогу необходимо при организации работы над новыми словами стремиться к тому, чтобы младшие школьники усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились в различных речевых ситуациях их использовать. Помимо толкования значения отдельных слов, педагогом могут быть использованы и другие способы обучения навыкам составления устного текста:

  • демонстрация предмета, действия или признака, называемого словом;
  • предъявление соответствующей иллюстрации или фотографии, по которой можно составить несколько предложений;
  • обращение к этимологии слова в самых элементарных случаях (например, слово «рубль» происходит от слова «рубить» и т.д.);
  • подбор синонимов (близких по значению слов) и (или) антонимов (противоположных по значению слов): дом – изба, избушка, квартира; большой – огромный, очень большой и т.д. [1, с. 66].

Для того чтобы для младшего школьника с ОНР слово стало «своим», т.е. вошло в его активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов слово воспринимается ребенком, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому, каждое слово педагогу необходимо провести через сознание младшего школьника с ОНР несколько раз, включая его в разные контексты и используя различные приемы (составление словосочетаний (красивая кукла, большая кукла, старинная кукла) и предложений (Красивая кукла сидит на стуле. Большая кукла стоит на витрине. Старинная кукла выставлена в музее), выбор слова из ряда других и др.).

Кроме того, для обучения составлению устного текста детей младшего школьного возраста с ОНР можно использовать следующие упражнения:

  • задания на составление тематических групп (перечислите названия растений, профессий; характеристика предмета, названия деревьев, предме­тов одежды и т.п.);
  • задания на включение определенного слова в словосочетание (можно работать по образцу: читать — что? — … (книгу, журнал, объявление), встретиться — с кем? — … (с другом, с братом, со слоном), рисовать — чем? — … (карандашом, красками, ручкой);
  • задания на включение определенного словосочетания в предложения по заданной теме или по картинкам (большое дерево – Большое дерево стоит в лесу. Большое дерево сломано ветром. Большое дерево растет на опушке.);
  • задания на введение определенных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о своей семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом). Например, слова: солнце, трава, птицы, дом. Описание: Ярко светит весеннее солнце. Трава зеленеет. Птицы прилетели из теплых стран. Красивый дом стоит у опушки леса [2, с. 71].

При обучении младших школьников с ОНР составлению устного текста желательно на уроке использовать занимательные игры, которые оживляют занятие, делают его более интересным и разнообразным. Для младших школьников в игровой форме становится более понятной работа по составлению устного текста, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление в игровой форме старых и приобретение новых речевых навыков и умений также происходит более интенсивно. В процессе игровых упражнений младшие школьники с ОНР усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.

В работе по обучению младших школьников с ОНР составлению устного текста нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она «значительно увеличивает объём речевой деятельности детей на занятиях»: ведь хоровые ответы и «совместные» тексты помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими детьми [2, с. 123]. Эта форма работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, представленных на картинках или слайдах, которые побуждают детей спросить или сказать что-либо, не боясь допустить ошибку. Такая форма работы помогает у младших школьников сформировать запас наиболее употребительных слов и фраз для использования их в процессе составления текста.

При обучении составлению связного текста также активно используются для младших школьников правила-инструкции, разъясняющие требования к составлению текста и помогающие формировать данную компетенцию у школьников. Например: «О людях и живых существах мы говорим «кто»?», «О неживых предметах мы говорим «что»?», «О мужчине или мальчике мы говорим «он», а о девушке или женщине мы говорим «она» и т.д. [4, с. 48].

Таким образом, обучение устной речи младших школьников с ОНР – это процесс изучения живой речи для успешной социализации детей с нарушениями речи. Основными задачами учителя являются следующие: овладение основными ключевыми понятиями родного языка, предупреждение ошибок в устной речи, расширение словарного запаса и формирование умений импровизировать в процессе построения устного высказывания.


Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. — 296 с.
2. Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи. Спецкурс: учеб. пособие [Текст] / Л.Д. Беднарская. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 192 с.
3. Воробьёва О.В. О роли автономии как образовательной цели в овладении иностранным языком [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2016. — № 4. Режим доступа: http://pedagogy.scipress.ru/article/o-roli-avtonomii-kak-obrazovatelnoj-celi-v-ovladenii-inostrannym-yazykom.
4. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст] / А.И. Максаков. — 2-е изд. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 109 с.
5. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие [Текст] / С.В. Плотникова. — М.: Флинта, 2011. — 113 с.

Расскажите о нас своим друзьям: