Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 373.24
Дата публикации 06.12.2016
Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов в области педагогики и психологии
Васина Юлия Михайловна
Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого РФ, г.Тула
Кокорева Оксана Ивановна
Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого РФ, г.Тула
Аннотация: В статье рассматривается определение и содержательные составляющие информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога в соотнесении с компонентами профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационную компетентность, профессиональная деятельность, педагог, психолог, компьютерные технологии
Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy Russia, Tula
Tula State Pedagogical University named after LN Tolstoy Russia, Tula
Abstract: The article deals with the definition and components of meaningful information and communication competence of the teacher and psychologist in correlation with the components of professional activity.
Keywords: information and communication competence, professional activities, teacher, psychologist, computer technology
В основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования лежит компетентностный подход, основывающийся на формировании у студентов определенного уровня компетентности в своей профессиональной области. В настоящее время невозможно говорить о психолого-педагогической компетентности будущих специалистов без учета уровня владения ими современными информационными технологиями обучения.
Такое положение обусловлено, прежде всего, тем, что с интенсивной информатизацией происходит процесс изменения жизни общества в целом, и системы образования, в частности, за счет использования значительного объема знаний из различных областей человеческой деятельности. Современные информационные технологии обеспечивают сбор, хранение, обработку, передачу и представление информации самыми оптимальными способами при использовании компьютерной техники и коммуникационных сетей.
Поэтому для обеспечения эффективности профессиональной деятельности педагог и психолог должны не только уметь ставить содержательные профессиональные задачи, но и применять для их решения весь огромный резерв научной и технологической информации, возможность использования которого предоставляется при владении навыками использовании информационных и коммуникационных технологий. В этом случае можно говорить об информационно-коммуникационной компетентности, которая в настоящее время является не только необходимым условием любой интеллектуальной деятельности в различных профессиональных областях, но и успешной социальной адаптации человека в современном обществе.
В.И. Байденко информационно-коммуникационную компетентность рассматривает как совокупность умений по решению профессиональных задач разного уровня с использованием информационных и коммуникационных технологий обработки данных и информационных систем и специализированных сред, а также умений, необходимых для эксплуатации и сопровождения специализированной информационной среды» [1, с.115].
В учебно-методической литературе и других источниках информации часто используются термины «информационная компетентность» и «компьютерная компетентность». Понятие информационной компетентности связано с умениями и навыками получать информацию, обрабатывать ее, предоставлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности. В свою очередь компьютерная компетентность определяет готовность студента применять разные программные средства для переработки полученной информации.
Однако этим содержание информационно-коммуникационной компетентности как составной части компетентности специалиста в области педагогики и психологии не исчерпывается. Специфика профессиональной психолого-педагогической деятельности определяет и специфику понятия информационно-коммуникационной компетентности специалиста в этих сферах деятельности, поэтому необходимо определить его содержание и сущность. [2, с.133]
Поскольку качество профессиональной деятельности можно оценить с позиций владения специалистом наиболее продуктивными технологиями решения профессиональных задач, то компетентность выступает его интегральным показателем. Исходя из этого, она не может определяться как простой синтез определенных знаний и набор некоторых умений, а требует и обязательного наличия некоторого опыта деятельности. Самый элементарный опыт общения с компьютерной техникой, использования системы Интернет и ее ресурсов современный человек получает еще в детстве. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Но для того, чтобы говорить о компетентном владении информационными технологиями в рамках своей профессиональной области этих навыков недостаточно.
В качестве главной сущностной характеристики профессиональной компетентности должно признаваться умение специалиста эффективно применять знания, умения и опыт в конкретных условиях определенной производственной ситуации, как типичной, так и требующей творческого подхода.
Компетентность, особенно в области работы с людьми, должна характеризоваться также достаточно высокой степенью сформированности умения оперативно, креативно и продуктивно реагировать на изменение условий осуществления профессиональной деятельности. [5, с.51]
Содержательные составляющие информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога в соотнесении с компонентами профессиональной деятельности можно представить в следующем виде.
Гностический компонент представлен способностью осуществлять поиск необходимой информации и ее переработку посредством специальных технологий, проводить ее анализ применительно к конкретной ситуации, а также умением делать на этой основе обоснованные выводы.
Проективный компонент включает умение принимать объективные и адекватные решения об использовании полученной информации, проектировать свою деятельность по реализации этих решений.
Организаторский компонент предполагает достаточно высокий уровень сформированности умения продуктивно применять нужную информацию при осуществлении непосредственной профессиональной деятельности, в том числе и для внесения необходимых корректив в процессе регулирования.
Эмоционально-ценностный компонент информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога может рассматриваться как критическое и творческое отношение к информации и различным информационным технологиям.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов в области педагогики и психологии должно происходить в процессе обучения в вузе по нескольким направлениям.
Операциональная подготовка осуществляется на профессионально-ориентированных лабораторных работах, в ходе выполнения которых будущие специалисты узнают о возможностях применения и приобретают начальный опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий для обучения детей.
Мотивационно-психологическая подготовка должна предусматривать формирование у студентов отношения к применению компьютерных средств обучения как современному дополнительному набору возможностей для разностороннего развития ребенка и повышения качества образовательного процесса. У будущих педагогов и психологов необходимо пробудить желание применять в своей работе компьютерную технику не только для получения информации, но и использовать компьютерные технологии для обучения и развития детей.
Когнитивная подготовка предполагает знание имеющихся специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих, диагностических и развивающих) а также условий, обеспечивающих сбережение здоровья ребенка при работе на компьютере.
Практическая подготовка должна обеспечить овладение навыками использования в педагогическом процессе системных, инструментальных и прикладных компьютерных программ. При этом особое внимание следует уделить работе с прикладными программами, помогающими повысить эффективность обучения и развития детей. В качестве примера можно привести серию развивающих программ «Баба Яга учится читать», «Баба Яга учиться считать» и т.д., которые помогают ребенку осваивать азбуку и основы арифметики в интересной для него форме и индивидуальном темпе.
Информационно-коммуникационная компетентность будущих специалистов в области педагогики и психологии предполагает, что в ходе практической подготовки у них будут сформированы навыки применения педагогических приемов при организации педагогического процесса с использование компьютера.[3,с.210]
При этом гностический компонент информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога будет формироваться с одной стороны, как умение подбирать и использовать компьютерные программы для диагностики развития ребенка, проводить анализ полученных данных и их оценку. С другой стороны, гностический компонент будет выступать как формирование умения анализировать свою профессиональную деятельность, связанную с использованием информационно-коммуникативных технологий в педагогическом процессе. Еще один аспект будет заключаться в умении анализировать обучающие и развивающие компьютерные программы на предмет их соответствия поставленным задачам и индивидуальным возможностям детей.
Становление проективного компонента информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога должно быть обеспечено за счет формирования умения подбирать компьютерные технологии, позволяющие отбирать содержание и способы предъявления учебного материала разной степени сложности, наиболее соответствующие возможностям и задачам обучения, а в случае необходимости – коррекции отклонений в развитии конкретного ребенка.
Организаторский компонент информационно-коммуникационной компетентности предполагает обучение будущих педагогов и психологов приемам изменения степени трудности и характера задания, для адаптации его к адекватным возможностям ребенка во время занятия на компьютере. [4, с.326]
Для формирования эмоционально-ценностного компонента информационно-коммуникационной компетентности педагога и психолога следует создать у них представление о том, как многие традиционные методики, использовавшиеся ранее, при их переводе на компьютерную основу получили свое второе развитие и стали более эффективными и интересными для детей.
Нужно предоставить студентам возможность посмотреть на профессиональную деятельность с использованием компьютерных технологий с новых позиций, творчески переосмыслить методические приемы обучения и развития. Положительное и творческое отношение будущих педагогов и психологов к использованию компьютерных программ в педагогическом процессе должно строиться на осознании их возможностей в повышении мотивации ребенка к обучению за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, и получении одобрения успешности его действий со стороны ее персонажей.
Таким образом, формирование информационно-коммуникационной компетентности специалиста в области педагогики и психологии является важной составляющей его профессионализма. Такой специалист должен иметь не только пользовательские навыки работы на компьютере, но и уметь адаптировать различные программы учебного и развивающего назначения к возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
Использование компьютерных технологий следует рассматривать как один из путей совершенствования педагогического процесса и оказания психологической помощи, как способ расширения возможностей создания развивающей среды и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, как условие создания положительного эмоционального фона обучения.
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие/ В.И.Байденко - М.,2005.- 215с.
2. Васина Ю.М. Информационно-коммуникационная компетентность специалистов в области информатизации начального образования. / Ю.М.Васина// Психолого-педагогические аспекты развития системы профессиональной подготовки в непрерывном образовании / Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной памяти Д.М.Гришина. Выпуск 4. – Калуга: КГПУ им.К.Э.Циолковского, 2005. – С. 133-134.
3. Васина Ю.М., Романов В.А. Оценка сформированности информационно-коммуникационной компетентности учителя как педагогическая проблема / Ю.М.Васина, В.А.Романов// Информатизация образования – 2006: Материалы Международной научно-методической конференции: В 3 т. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.Толстого, 2006.- Т.3. - С.207-212.
4. Васина Ю.М. Формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов в области дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья./ Инновационные подходы в системе психолого-педагогического сопровождения образования детей со зрительной недостаточностью: Материалы всеросс. науч.-практ. конф.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– С.321-329.
5. Кокорева О.И. Формирование психолого-педагогической компетентности будущих специалистов дошкольного образования в области поликультурного воспитания детей// В книге: Поликультурное образование: теоретико-методологический аспект Филатова М.В. Коллективная монография. Тула, 2011. С. 49-57.