Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016

УДК 796.01

Дата публикации 06.12.2016

Концепция развития кафедры физического воспитания творческого высшего учебного заведения

Сомкин Алексей Альбертович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург
Константинов Сергей Александрович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье даётся анализ содержания дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» для студентов творческого высшего учебного заведения. Особое внимание в публикации уделено концепции развития кафедры физического воспитания. Рассматриваются общекультурные компетенции, физкультурная и спортивная деятельность студентов.
Ключевые слова: концепция, Федеральный государственный образовательный стандарт, кафедра физического воспитания, общекультурные компетенции, физкультурная, спортивная и рекреационная деятельность

Concept of development of the department of physical education in the creative higher education institution

Somkin Alexey Albertovich
St. Petersburg State Institute of Film and Television, St. Petersburg
Konstantinov Sergey Alexandrovich
St. Petersburg State Institute of Film and Television, St. Petersburg

Abstract: This article provides the analysis of the content of “Physical education” and “Elective courses on physical education” for students of the creative higher education institution. The special attention in the publication is paid to the concept of development of the department of physical education. General cultural competences, physical and sport activities of students are given.
Keywords: concept, the Federal state educational standard, department of physical education, general cultural competences, physical, sport and recreation activities

Кафедра физического воспитания в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) позиционирует себя как базовое образовательное подразделение в структуре института творческого профиля. В условиях модернизации высшего образования в Российской Федерации она оказывает образовательные услуги по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» студентам СПбГИКиТ, обучающимся по программам бакалавриата (на 1–3 курсах) на очной, очно-заочной и заочной форме обучения. Миссией кафедры физического воспитания является, наряду с профильными кафедрами института: подготовка востребованных, в частности, в сфере культуры, кинематографии и телевидения, высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов  творческих, технических и гуманитарных специальностей, обладающих необходимым уровнем компетенций в области физической культуры, физкультурно-оздоровительной и туристской деятельности, спорта и физической рекреации [8, 9, 10]. Формирование устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой и спортом, культивирование так называемой «моды на активный и здоровый образ жизни» является важнейшей задачей кафедр физического воспитания посредством преподаваемых на них дисциплин. Особое внимание обращается на активное противодействие «физкультурной пассивности» среди студентов [1, 2, 3].

Кафедра физического воспитания является структурным подразделением факультета управления и медиакоммуникаций и осуществляет образовательный процесс практически по всем специальностям основной образовательной программы СПбГИКиТ по дисциплинам (разделам) «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3+). Основной целью освоения данных дисциплин является формирование, прежде всего, физической культуры личности студента и его способности к целенаправленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

Преподавание дисциплины «Физическая культура» в СПбГИКиТ, согласно ФГОС ВО 3+ (дневная форма обучения), осуществляется на 1 курсе: первый семестр – 16 часов лекционных занятий и 20 часов самостоятельной работы; второй семестр – 16 часов практических (аудиторных) занятий и 20 часов самостоятельной работы. Преподавание дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» осуществляется на 1–3 курсах (1–6 семестры): 328 часов практических занятий. Данные занятия проводятся преподавателями кафедры физического воспитания в четырёх отделениях:

  1. Основном – в форме учебных занятий по физическому воспитанию, в соответствии с расписанием занятий в институте, – два раза в неделю по два академических часа (для студентов, отнесённых по состоянию здоровья, к основной и подготовительной медицинской группе).
  2. Спортивном – в форме учебно-тренировочных занятий в различных секциях по видам спорта, культивируемым в СПбГИКиТ (для студентов, входящих в составы сборных команд института по различным видам спорта), в рамках физкультурно-кондиционного спорта (футбол, волейбол, армрестлинг, тхэквондо) и некоммерческого спорта высших достижений (ушу саньда) [5].
  3. Специальном (для студентов специальной медицинской группы) – во-первых, в форме учебных занятий по физическому воспитанию два раза в неделю по два академических часа, во-вторых, на секционных оздоровительно-рекреационных занятиях (йога) и учебно-тренировочных занятиях в секциях по интеллектуальным видам спорта (шахматы, шашки).
  4. Прикладном – в форме учебно-тренировочных занятий в различных секциях прикладной и оздоровительной направленности (самооборона, реальный рукопашный бой, прикладная физическая культура, фитнес).

При этом формой контроля успеваемости студентов во всех четырёх отделениях является, во-первых, промежуточная аттестация в течение семестра и, во-вторых, зачёт в конце каждого семестра на основе достигнутых студентом индивидуальных балльно-рейтинговых показателей. Процесс изучения дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ направлен на формирование у студентов следующих общекультурных компетенций:

 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

– способность к самоорганизации и самообразованию;

В результате освоения данных дисциплин студенты должны знать:

– влияние различных оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

– способы контроля и оценки своего физического развития и уровня физической подготовленности;

– правила и способы планирования индивидуальных занятий физической культурой и спортом различной целевой направленности.

Уметь:

– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой и спортом;

– организовать режим дня (труда и отдыха) в соответствии с критериями здорового образа жизни;

Владеть:

– навыками применения средств физической культуры для повышения устойчивости к различным (часто, негативным) условиям внешней среды;

– навыками организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

– навыками саморегуляции своего психофизического состояния в различных (возможно, стрессовых) жизненных ситуациях;

– навыками управления самостоятельными занятиями физической культурой и спортом с учётом будущей профессиональной деятельности.

На основе анализа данных результатов углублённого медицинского обследования студентов СПбГИКиТ за последние шесть лет (с 2011 по 2016 годы) было выявлено, что процент студентов, поступающих в институт и имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, достаточно велик – от 36 до 50 процентов от общего числа студентов-первокурсников. Например, по данным диспансеризации, проведённой со студентами первого курса в сентябре 2016 года, были получены следующие данные:

– общее число обследованных студентов – 341 человек;

– число студентов, освобождённых от занятий физической культурой, – 9 человек (2,6 %);

– число студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, – 34 человека (10 %);

– число студентов, отнесённых к подготовительной медицинской группе, – 122 человека (35,8 %);

– число студентов, отнесённых к основной медицинской группе, – 176 человек (51,6 %).

Поэтому, сохранение и укрепление здоровья студентов – это одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед кафедрой физического воспитания СПбГИКиТ.  В связи с этим в работе кафедры особенно важен научно и методически обоснованный переход, в частности, от традиционных форм проведения занятий к личностно-ориентированной на каждого студента программе – оздоровительной, спортивной, рекреационной, прикладной.

Таким образом, разработка и принятие комплексной программы развития кафедры физического воспитания на период 2016–2020 гг. было обусловлено:

– переходом на новые образовательные стандарты – ФГОС ВО 3+;

– формированием у студентов в связи с их введением общекультурных компетенций в области физической культуры и спорта;

– необходимостью внедрения инновационных физкультурно-оздоровительных, спортивных и рекреационных технологий, интерактивных форм обучения, опирающихся на фундаментальные и прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта, для повышения качества подготовки профессиональных кадров в СПбГИКиТ.

Стратегическими приоритетами в развитии кафедры физического воспитания являются:

– реализация образовательного процесса по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» в соответствии с ФГОС ВО 3+, повышение его качества и эффективности;

– внедрение инновационных оздоровительных, спортивных, рекреационных, реабилитационных, а также информационных технологий в физкультурно-образовательную и учебно-тренировочную деятельность, направленных на формирование общекультурных компетенций у студентов института в сфере физической культуры и спорта;

– оптимизация физической активности студентов на основе интеграции учебной и внеучебной (оздоровительной, учебно-тренировочной, спортивно-массовой, соревновательной и рекреационной) деятельности как важнейшего фактора укрепления здоровья, спортивного совершенствования, повышения их умственной и физической работоспособности;

– развитие и расширение прикладных научно-методических и научно-практических исследований в области массовой физической культуры, спорта (физкультурно-кондиционного и спорта высших достижений), физической рекреации, спортивной медицины, спортивного менеджмента;

– углубление научно-методического, спортивного, информационного сотрудничества в области физкультурного образования, физкультурно-кондиционного спорта, спорта высших достижений и здорового образа жизни студенческой молодёжи на региональном, российском и международном уровне – в форме научно-практических конференций, спортивно-массовых мероприятий, соревнований;

– совершенствование системы учебной, учебно-тренировочной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе их интеграции;

– разработка личностно-ориентированных программ, адаптированных к индивидуальным способностям и потребностям студентов творческого вуза в сфере базового физкультурного образования.

На основе стратегических приоритетов была сформирована концепция развития кафедры физического воспитания СПбГИКиТ. Она направлена на конкретного студента института, как полноправного субъекта образовательного процесса по дисциплинам, преподаваемым на кафедре, и основана:

– на формировании физической культуры личности как интегрального свойства, воплощённого в здоровом образе жизни;

– на повышении информированности и компетентности студентов в вопросах сохранения, укрепления и, при необходимости, коррекции здоровья средствами физической культуры и спорта;

– на активизацию физкультурно-спортивной деятельности студентов в рамках физкультурно-кондиционного спорта, некоммерческого спорта высших достижений, интеллектуальных видов спорта, прикладных дисциплин и оздоровительных видов физической культуры;

– на формирование общих позитивных установок, ценностного активно-положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом как социальной и жизненной потребности человека в современном мире.

Концепция развития кафедры физического воспитания предполагает:

– совершенствование организационно-управленческой, образовательной, учебно-спортивной и научно-исследовательской деятельности на кафедре;

– обеспечение уровня физической подготовленности студентов, необходимого для выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО);

– формирование уровня физического здоровья, психофизической и профессионально-прикладной подготовленности, необходимого для будущих специалистов в сфере культуры, кинематографии и телевидения;

– активизацию воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов и сотрудников института, их приобщение к здоровому образу жизни.

Совершенствование организационно-управленческой деятельности на кафедре физического воспитания включает следующие направления:

– внедрение принципов менеджмента качества в деятельность кафедры, в том числе рейтинг (учебной, учебно-методической, научной, тренерской и воспитательной деятельности) всех её преподавателей; определение резерва на руководящие должности на кафедре;

– координация и интеграция работы кафедры в рамках учебно-тренировочного и соревновательного процессов со студенческим спортивным клубом СПбГИКиТ;

– повышение уровня остепенённости профессорско-преподавательского состава кафедры (плановые защиты диссертаций на звание кандидатов и докторов педагогических наук);

– привлечению к работе высококвалифицированных специалистов (тренеров-преподавателей) для повышения качества подготовки ведущих спортсменов института по различным видам спорта (в частности, волейбола);

– разработка и внедрение в учебный процесс тестовых испытаний для  проведения мониторинга о сформированности у студентов двигательных умений и навыков, об уровне их физической подготовленности;

– информационное и организационное обеспечение, а также контроль сдачи нормативов ВФСК ГТО студентами и сотрудниками СПбГИКиТ;

– совершенствование медицинского обеспечения образовательного, учебно-тренировочного и соревновательного процессов – проведение медицинских осмотров на базе районного врачебно-физкультурного диспансера, организация медицинских наблюдений за проведением практических занятий по физической культуре, спортивных тренировок и соревнований;

– обеспечение безусловного соблюдения правил техники безопасности и, при необходимости, своевременного оказания первой доврачебной медицинской помощи студентам на практических занятиях по физической культуре, учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

Учебно-воспитательная работа на кафедре физического воспитания предполагает решение следующих основных задач.

  1. Внедрение инновационных физкультурно-оздоровительных, спортивных, рекреационно-реабилитационных и информационных технологий в учебный и учебно-тренировочный процесс за счёт совершенствования содержания лекционных, практических и тренировочных (секционных) занятий для студентов всех отделений, благодаря внедрению современных (в том числе, мультимедийных) средств передачи и хранения информации, передовых методик и технологий в области физической культуры и спорта.
  2. Повышение качества и применение индивидуального подхода при промежуточных аттестациях и выставлении зачётов на основе требований, разработанных на кафедре физического воспитания, по балльно-рейтинговой оценке теоретических знаний и практических умений и навыков студентов.
  3. Совершенствование системы отработки пропущенных студентами теоретических, практических и секционных занятий – в течение семестра, в период сессии, в межсессионный период.
  4. Обеспечение учебного процесса современными учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями, как в печатной (в фондах библиотеки СПбГИКиТ), так и в электронной форме.
  5. Использование страницы кафедры физического воспитания сайта СПбГИКиТ посредством создания компьютерных баз данных по всем видам учебной, учебно-методической, научной, тренерской и воспитательной деятельности каждого преподавателя кафедры.

Отдельно необходимо выделить формирование ценностных ориентиров у студентов на занятиях физической культурой, в том числе:

–  пропаганда здорового образа жизни, «моды на спорт», личной ответственности за своё индивидуальное здоровье;

– спортивно-патриотическое воспитание студентов на примерах выдающихся советских и российских спортсменов – участников Великой отечественной войны, чемпионов мира и Олимпийских игр (проведение бесед преподавателями кафедры со студентами, круглых столов, просмотров кино и видеоматериалов из фондов кафедры и института).

– создание комфортных межличностных отношений преподавателей кафедры физического воспитания и студентов института и оптимального психологического фона на основе партнерства и сотрудничества;

– привлечение возможно большего количества студентов к участию в спортивных соревнованиях различного уровня (от внутривузовских до международных), физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводящихся в СПбГИКиТ;

– оформление и постоянное обновление информационных стендов кафедры, таких как «Физическая культура и здоровый образ жизни», «Успехи студентов СПбГИКиТ на различных соревнованиях» и другие.

Научно-исследовательская деятельность кафедры физического воспитания направлена на обеспечение единства учебного и учебно-тренировочного процесса; соревновательной деятельности в физкультурно-кондиционном спорте и спорте высших достижений; реабилитационно-рекреационных форм двигательной активности; прикладных спортивных дисциплин и научных исследований в сфере физической культуры, физиологии спорта, спортивной медицины, спортивного менеджмента и проводится:

– по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования;

– по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Основными направлениями научных исследований на кафедре являются:

– «Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи»;

– «Атлетические и сложно-координационные (гимнастические) виды спорта оздоровительной и соревновательной направленности»;

– «Теория и методика спортивно-прикладных единоборств (тхэквондо, ушу саньда, реальный рукопашный бой, самооборона, армрестлинг)».

Международная деятельность преподавателей кафедры физического воспитания будет осуществляться по следующим направлениям:

– участие в международных научных конференциях, симпозиумах и семинарах по проблемам развития физической культуры и спорта, здорового образа жизни, физической рекреации и реабилитации, спортивного менеджмента, а также их организация на базе СПбГИКиТ;

– участие преподавателей (тренеров) кафедры с подготовленными ими спортсменами (в основном, по различным видам культивируемых в институте спортивных единоборств) в международных соревнованиях различного ранга, как в нашей стране, так и за рубежом;

– участие преподавателей кафедры в организации и проведении методических и учебно-практических семинаров по различным видам спортивных и прикладных единоборств (реальный рукопашный бой, тхэквондо).

Развитие материально-технической базы для полноценного проведения учебных и учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований, спортивно-массовых мероприятий является актуальной проблемой в СПбГИКиТ [4, 6, 7]. В связи с переходом на систему практических занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в  соответствии с новым ФГОС ВО 3+, необходимо:

– регулярное приобретение, в соответствии с заявками кафедры, спортивного оборудования и инвентаря для  проведения учебных и учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований;

– своевременное формирование технического задания на приобретение спортивного оборудования, инвентаря и спортивной формы для сборных команд СПбГИКиТ по различным видам спорта;

– участие в разработке проекта собственного физкультурно-оздоровительного комплекса института;

– расширение и модернизация парка персональных компьютеров и  мультимедийной техники в соответствии с численностью и потребностями профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания.

Таковы основные положения концепции развития кафедры физического воспитания в высшем учебном заведении творческого профиля – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.


Список литературы

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
2. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
3. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
4. Константинов С.А., Сомкин А.А. Развитие материально-технического оснащения для занятий физической культурой в высшем учебном заведении: монография. – СПб.: СПбГИКиТ, Изд-во «Арт-Экспресс», 2014. – 153 с.
5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лань, 2005. – 384 с.
6. Сомкин А.А. Гимнастическое оборудование для проведения занятий по физической культуре в неспециализированных высших учебных заведениях // Обучение и воспитание: методики и практика 2014/2015 учебного года: сборник материалов XVIII Международной науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. – С. 177–183.
7. Сомкин А.А., Константинов С.А., Шепрут О.Ю. Оборудование спортивных залов для проведения занятий по курсу «Самооборона» со студентами непрофильных высших учебных заведений // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. – СПб.: Балтийская педагогическая академия, 2015. – С. 73–78.
8. Сомкин А.А., Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ // ХХ юбилейные Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф., 20–21 апреля 2016 г. Том II. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 140–143.
9. Konstantinov S.A., Somkin A.A., Demidenko O.V., Sheprut O.Yu. Innovation pedagogical technologies on physical education in unspecialized higher education institutions // “Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives”: Proceeding of the 6th International symposium (January 15, 2015). Vienna. – 2015. – PP. 77–81.
10. Konstantinov S.A., Somkin A.A. Scientific and pedagogical school at the department of physical education in the unspecialized higher education institution // The Third International conference on development of pedagogical science in Eurasia. Proceedings of the Conference (February 15, 2015). Vienna. – 2015. – РP. 218–222.

Расскажите о нас своим друзьям: