Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 06.12.2016
Использование методов изотерапии для преодоления конфликтных ситуаций в семье дошкольника
Подоленчук Оксана Васильевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, г.Тула
Шелиспанская Эллада Владимировна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, г.Тула
Аннотация: В статье рассматривается возможность разрешения конфликтных ситуаций в семье дошкольника средствами изотерапии.
Ключевые слова: конфликт, семья, дошкольник, изотерапия
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula
Abstract: The article discusses the possibility of resolving conflict situations in the family of a preschooler means of ipoterapii.
Keywords: conflict, family, preschooler, isotherapy
Конфликтные ситуации в семье, к сожалению, не редкость. Частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи. Конечно, обычные страхи, бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей 3 – 6 лет, легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель. Однако у детей, проживающих в конфликтных семьях, они со временем не исчезают, не корригируются, а переходят в навязчивые формы, что является сигналом неблагополучия в эмоционально-личностной сфере ребенка.
Изотерапия (рисуночная терапия) как метод психологической коррекции предоставляет ребёнку возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом. Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребёнок этого хочет и готов её заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.
Рисунок помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее.
Изотерапия – это направление арт – терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт- терапии» был введён в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах сохранения психического здоровья. Основная цель арт – терапии заключается в гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения[4].
Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях. Ведь в любом человеке природой заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается, что основной механизм изобразительной деятельности — это отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки [2].
Один из эффективных приемов для работы с конфликтующими семьями – совместное рисование членов семьи. Совместное рисование родителя и ребенка поможет наладить их отношения. Ведь иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. Совместное участие в изобразительной деятельности может способствовать созданию позитивных внутрисемейных отношений и чувство взаимного принятия, также дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Также такой процесс дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Занятия изотерапией, как пассивные, так и активные, помогают ребенку выстроить адекватную систему защиты. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов. Рисование каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс в семье и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Однако, в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает критерием его оценки, здесь рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в баночке, подцепить некоторое количество и перенести на бумагу, оставив первый мазок. Пальчиковые краски хорошо развивают не только мелкую моторику, что влияет на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Занятия с пальчиковыми красками – это еще и хороший рефлекторный массаж. Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию творческих способностей: рисуя, ребенок самовыражается, предает свои ощущения на бумагу [2].
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: «тычок» жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, использование восковых мелков (свечи) и акварели, отпечатки листьев, рисование ватными палочками и т.п.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксография обычная и с трубочкой, печать по трафарету и т.д.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
Список литературы
1. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
2. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — стр.128. — (Библиотека Воспитателя).
3. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. - 2001. - № 5.
4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
5. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д.Карвасарского/. СПб.: Питер, 2006