Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016

УДК 37

Дата публикации 06.12.2016

Использование методов изотерапии для преодоления конфликтных ситуаций в семье дошкольника

Подоленчук Оксана Васильевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, г.Тула
Шелиспанская Эллада Владимировна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, г.Тула

Аннотация: В статье рассматривается возможность разрешения конфликтных ситуаций в семье дошкольника средствами изотерапии.
Ключевые слова: конфликт, семья, дошкольник, изотерапия

Using isotherapy methods for overcoming conflicts in the family preschooler

Podolenchuk Oksana Vasilievna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula
Shelispanskaya Hellas Vladimirovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula

Abstract: The article discusses the possibility of resolving conflict situations in the family of a preschooler means of ipoterapii.
Keywords: conflict, family, preschooler, isotherapy

Конфликтные ситуации в семье, к сожалению, не редкость. Частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи. Конечно, обычные страхи, бывают наиболее разнообразны и свойственны в той или иной степени большинству детей 3 – 6 лет, легко появляются и нередко сами собой исчезают в течение 3—4 недель. Однако у детей, проживающих в конфликтных семьях, они со временем не исчезают, не корригируются, а переходят в навязчивые формы, что является сигналом неблагополучия в эмоционально-личностной сфере ребенка.

Изотерапия (рисуночная терапия) как метод психологической коррекции предоставляет ребёнку возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом. Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребёнок этого хочет и готов её заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Рисунок помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из нее.

Изотерапия – это направление арт – терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт- терапии» был введён в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах сохранения психического здоровья. Основная цель арт – терапии заключается в гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения[4].

Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях. Ведь в любом человеке природой заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме. Считается, что основной механизм изобразительной деятельности — это отражение индивидуально-психологических свойств автора, его мироощущения, характера, самооценки [2].

Один из эффективных приемов для работы с конфликтующими семьями – совместное рисование членов семьи. Совместное рисование родителя и ребенка поможет наладить их отношения. Ведь иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. Совместное участие в изобразительной деятельности может способствовать созданию позитивных внутрисемейных отношений и чувство взаимного принятия, также дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Также такой процесс дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Занятия изотерапией, как пассивные, так и активные, помогают ребенку выстроить адекватную систему защиты. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов.  Рисование каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс в семье и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Однако, в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает критерием его оценки, здесь рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в баночке, подцепить некоторое количество и перенести на бумагу, оставив первый мазок. Пальчиковые краски хорошо развивают не только мелкую моторику, что влияет на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Занятия с пальчиковыми красками – это еще и хороший рефлекторный массаж. Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию творческих способностей: рисуя, ребенок самовыражается, предает свои ощущения на бумагу [2].

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: «тычок» жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, использование восковых мелков (свечи) и акварели, отпечатки листьев, рисование ватными палочками и т.п.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, мятой бумагой, кляксография обычная и с трубочкой, печать по трафарету и т.д.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.


Список литературы

1. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
2. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — стр.128. — (Библиотека Воспитателя).
3. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная школа. - 2001. - № 5.
4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии / Л.Д.Лебедева // Дидакт. - М., 2000.
5. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д.Карвасарского/. СПб.: Питер, 2006

Расскажите о нас своим друзьям: