Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 159.9.072.43
Дата публикации 18.04.2024
Профилактика эмоционального выгорания молодых педагогов
Терюшкова Юлия Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Петрозаводский Государственный Университет», г. Петрозаводск, Россия, t7i@mail.ru
Аннотация: Объектом исследования является феномен эмоционального выгорания, предметом исследования – профилактика эмоционального выгорания у молодых педагогов вуза. Автор рассматривает такие аспекты темы как особенности эмоционального выгорания именно у педагогов, начинающих свою карьеру, выделяет основные факторы, способствующие снижению СЭВ, выявляет методы профилактики данного феномена. Исследование проходило в 2 этапа. Первый этап - выявление групп с низким, средним и высоким уровнем эмоционального выгорания молодых педагогов. Второй этап – с помощью фокус-групп выявление методов самопрофилактики СЭВ. Методы исследования: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, фокус-группа с экспертами. Основным выводом проведенного исследования становится то, что недостаточно работ посвящено особенностям профилактики СЭВ в целом, а в частности у молодых преподавателей вузов. Исследование доказало, что данная проблема достаточно актуальна, педагоги высшей школы с небольшим стажем работы, до 5 лет, также подвергаются синдрому эмоционального выгорания в разной степени. Заявлена важность и необходимость создания системы сопровождения молодых педагогов на пути их профессионального становления.
Ключевые слова: Синдром эмоционального выгорания, педагоги высшей школы, факторы способствующие синдрому эмоционального выгорания, методы исследования СЭВ, фокус-группа, профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of General and Vocational Education, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia
Abstract: The object of the study is the phenomenon of emotional burnout, the subject of the study is the prevention of emotional burnout among young university teachers. The author considers such aspects of the topic as features of emotional burnout specifically among teachers starting their careers, identifies the main factors that contribute to the decrease in SEW, and identifies methods for preventing this phenomenon. The study took place in 2 stages. The first stage is to identify groups with low, medium and high levels of emotional burnout of young teachers. The second stage is to identify methods of self-prevention of SEV using focus groups. Research methods: methodology for diagnosing the level of emotional burnout V.V. Boyko, focus group with experts. The main conclusion of the study is that not enough work is devoted to the features of preventing SEV in general, and in particular among young university teachers. The study proved that this problem is quite relevant; higher school teachers with short work experience of up to 5 years are also exposed to burnout syndrome to varying degrees. The importance and necessity of creating a system of supporting young teachers on the path of their professional development is stated.
Keywords: Emotional burnout syndrome, higher education teachers, factors contributing to emotional burnout syndrome, methods of studying SEV, focus group, prevention of emotional burnout syndrome.
Терюшкова Ю.Ю. Профилактика эмоционального выгорания молодых педагогов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-molodykh-pedagogov.html (Дата обращения: 18.04.2024)
Введение
Современная действительность продолжает вносить существенные изменения в процесс подготовки будущих специалистов. Одним их основополагающих факторов является педагогический состав: на смену высоким научным знаниям и мастерству владения методикой преподавания пришли высокая готовность к изменениям, умение ориентироваться в окружающей действительности, правильно планировать будущее выпускников, адекватно распределять собственные ресурсы. Краеугольным камнем становится деятельность молодого преподавателя вуза. Он освоил один набор компетенций и готов его применять в образовательном процессе, однако на самом деле ему придется реализовывать, кроме профессиональных навыков, личностные: умение сохранять психическое здоровье, справляться со стрессами, восполнять энергетические затраты. Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ, проведённый в 2022 году показывает, что вопрос профессионального выгорания является актуальным не только для опытных педагогов, но и для молодых специалистов с небольшим стажем, менее 5 лет. Удивительно, что именно они чаще всего сталкиваются с разочарованием в выбранной профессии. По статистике, 6.3% из таких педагогов полагают, что совершили ошибку, выбрав путь учителя, а 12.2% склонны согласиться с этим утверждением. В то же время, доля педагогов с опытом более 20 лет, пришедших к подобным выводам, ниже – 4.8% и 6.8%.
Не следует забывать и об учителях, работающих от 5 до 20 лет – среди них 3.6% и 12.0% испытывают подобные сомнения. Однако радует, что большинство учителей не считают свою профессию ошибкой. Важно отметить, что более 87.3% учителей с опытом работы более 20 лет счастливы, что выбрали данную профессию, в то время как у молодых педагогов эта цифра немного ниже – 77.2% (стаж 5–20 лет) и 75.3% (менее 5 лет).
Однако по-прежнему имеется значительная доля учителей, которые не испытывают радости от своей профессии. 24.7% педагогов с опытом работы менее 5 лет и 22.8% с опытом от 5 до 20 лет «полностью не согласны» или «скорее не согласны» с утверждением о «получении удовольствия от работы в школе». Данные показатели являются важным сигналом, что проблема профессиональной неудовлетворенности существует и требует пристального внимания и анализа со стороны образовательных учреждений [4].
Первые описания признаков эмоционального выгорания: дискомфорт, снижение интереса к профессиональной деятельности, раздражительность, можно найти в работах американского психиатра Х.Дж. Фрейденбергера [6]. Он выявил наличие этих симптомов у людей, которые вынуждены в рамках своей профессии много взаимодействовать с людьми. Позднее наиболее полная картина синдрома эмоционального выгорания была представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей: В.Е. Орел, Г.А. Робертс, М.М. Скугаревская, К. Маслач и др. Если изначально данный синдром активно изучался только у специалистов, которые работают с людьми более 10-15 лет, то позже появились исследования СЭВ работников других сфер. Сегодня достаточно актуальными являются исследования, посвященные изучению профилактики эмоционального выгорания у молодых специалистов (В.Н. Димова, Е.С. Картавая).
В 2023 году в МГППУ выяснили, что профессиональное выгорание педагогов складывается под влиянием токсичной среды в коллективе. Из всех факторов, связанных с возрастом, именно характеристики биологического возраста (которые были определены в исследовании индексом относительного биологического старения по В.П. Войтенко) коррелируют с уровнем профессионального выгорания. Увеличение уровня профессионального выгорания напрямую связано с ускоренным биологическим старением организма педагогов. При этом наблюдается отсутствие связи или незначительное присутствие между показателями календарного возраста, стажа и параметрами профессионального выгорания. Присутствие психологического насилия на рабочем месте, которому трудно противиться, также является причиной эмоционального выгорания. Недовольства, возникающие в педагогическом коллективе, становятся дополнительными причинами, приводящими к неспособности ощущать свои профессиональные достижения, что создает стойкое чувство принуждения. [3]
Основываясь на различных исследованиях СЭВ, можно утверждать, что «выгорание» выходит далеко за профессиональную сферу. Так, специалист с СЭВ чувствует зачастую не только профессиональную неудовлетворенность, но и снижение качества личной и семейной жизни, что приводит к стрессу и желанию сменить род деятельности [1; 2].
Исходя из разнообразия исследований и описаний признаков СЭВ, мы определяем данный синдром, как динамический процесс нарастающего эмоционального истощения, который возникает на фоне стресса в процессе интенсивного межличностного взаимодействия, оказывая негативные последствия на профессиональную деятельность и жизнь в целом.
Было выделено 2 группы факторов, которые способствуют возникновению СЭВ [1]. Прежде всего, это особенности профессиональной деятельности педагога. К ним относятся: высокая нагрузка, особенности психологического климата коллектива, высокие требования к уровню преподавания, высокая степень автономности и ответственности. Основной особенностью этой группы является невозможность влиять на эти факторы, это условия, заданные организацией [5].
Вторая группа - личностные факторы [6]. Такие, как особенности нервной системы, уровень стрессоустойчивости, особенности мышления, саморегуляция поведения. Эту группу факторов, мы относим к субъективным, на которые можно влиять через систему профилактики и личностного развития педагога.
Процедура исследования
Необходимо отметить, что исследований, посвященных профилактике СЭВ молодых педагогов вузов крайне мало, в отличие от исследований выгорания у школьных педагогов. Именно поэтому мы посвятили свое исследование изучению уровня эмоционального выгорания молодых педагогов вуза и методам самопрофилактики, с целью создания системы профилактики и сопровождения педагогов на первых ступенях профессиональной деятельности.
Исследование проходило в 2 этапа:
Первый – распределение педагогов, которые работают до 5 лет в вузе в возрасте до 35 лет (молодой специалист), в группы с разными уровнями эмоционального выгорания. Была использована методика: диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко - для диагностирования стадии и основных составляющих выгорания.
На втором этапе были проведены фокус-группы с молодыми педагогами с высоким, средним и низким уровнем СЭВ, с целью выявления методов самопрофилактики СЭВ. На наш взгляд, использование фокус-групп позволяют не только более глубоко определить факторы, способствующие разным уровням выгорания, но и выполняют функцию первичной профилактики данного синдрома.
В исследовании приняли участие 45 преподавателей ПетрГУ, стаж работы до 5 лет, средний возраст 35 лет, исследование носило конфиденциальный характер, осуществлялось с помощью GooglForm.
Данные, полученные в результате исследования, были занесены в таблицу. (Таблица 1)
Таблица 1. Результаты исследования преподавателей по методике В. В. Бойко
Симптом | Средний балл | Уровень сформированности симптома |
Проживание психотравмирующей ситуации | 9,8 | Складывающийся симптом |
Недовольство собой | 7,5 | Не сложившийся симптом |
Ощущение загнанности | 4,2 | Не сложившийся симптом |
Ощущение тревоги и проявление депрессивного состояния | 8,6 | Не сложившийся симптом |
Ощущение напряжения | 31,2 | Фаза не сформирована |
Неадекватные эмоциональные реакции | 15,5 | Сложившийся симптом |
Эмоционально-моральная дезориентация | 11,0 | Складывающийся симптом |
Расширение экономии эмоций | 10,3 | Складывающийся симптом |
Снижение профессиональных обязанностей | 13,6 | Складывающийся симптом |
Резистентность | 50,8 | Фаза в стадии формирования |
Эмоциональный дефицит | 9,1 | Складывающийся симптом |
Эмоциональное отчуждение | 9,7 | Складывающийся симптом |
Личностное отчуждение | 6,8 | Симптом не сложился |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | 9,0 | Складывающийся симптом |
Истощение | 34,2 | Фаза не сформирована |
1. Высокий уровень выгорания (15 участников):
- 7 из них испытывают чрезмерную усталость и эмоциональное истощение,
- 5 выразили недовольство работой и чувствуют себя измученными,
- 3 педагога имеют конфликты со студентами и коллегами.
2. Средний уровень выгорания (20 участников):
- 10 чувствуют усталость, но продолжают работать,
- 8 педагогов выразили некоторое безразличие к работе,
- 2 испытывают давление со стороны учащихся, коллег или администрации.
3. Низкий уровень выгорания (10 участников):
- 6 педагогов демонстрируют высокую мотивацию и энтузиазм к работе,
- 3 успешно справляются со стрессом и не испытывают усталости,
- 1 педагог чувствует себя ценным членом коллектива.
Второй этап исследования имел цель выявления основных методов самопрофилактики эмоционального выгорания с помощью участия в фокус-группах. Было проведено 3 фокус-группы в соответствии с уровнем СЭВ. Участникам необходимо было ответить на 3 вопроса:
- Что помогает работать преподавателем вуза?
- Что мешает работать преподавателем вуза?
- Как вы восстанавливаетесь после рабочего дня, недели, месяца?
Все ответы были распределены в 5 групп: мотивация (заработная плата, интерес, отсутствие альтернативной работы), коллеги (отношения в коллективе, помощь коллег, дружеские отношения, приемлемый стиль руководства), условия труда (график, рабочее место, обязанности, удобное месторасположение, длительный отпуск) профессиональные цели (интерес к преподаванию, интерес к науке, желание получить научные звания), личные качества (активность, стрессоустойчивость, потребность в постоянном развитии).
Результаты проведения фокус-группы представлены в таблице (Таблица 2)
Таблица 2. Результаты проведения фокус - группы педагогов по представленным критериям
Группа | Что помогает работать | Что мешает работать | Способы восстановления после работы |
Группа 1 | Профессиональные цели, интерес к деятельности, стрессоустойчивость, желание постоянного развития | Низкий уровень заработной платы, плохие условия труда, высокие требования к деятельности | Разнообразные формы: спорт, танцы, походы, учеба, общение с более опытными коллегами, чтение книг |
Группа 2 | Профессиональные цели, интерес к преподаванию, стрессоустойчивость, активность | Низкий уровень заработной платы, плохие условия труда, большой объем непедагогической нагрузки | Интеллектуальные формы восстановления: общение, учеба, интеллектуальные хобби
|
Группа 3 | Условия труда: подходящий график, удобное месторасположение, длительный отпуск | Отсутствие интереса к научной деятельности, страх к смене профессии, сложности с нагрузкой, отсутствие | Коммуникативные формы профилактики: семья, друзья, участие в клубах по интересам, волонтерская деятельность |
Итак, к первой группе с низкими показателями СЭВ преобладают практические все деятельности. Респонденты имеют регулярные физические активности, расширяют коммуникативные сети, общаются с прекрасным и готовы к новым впечатлениям. Во второй группе значительно меньше были представлены деятельности по активности и эстетические. Большинство молодых педагогов со средним уровнем выгорания предпочитают общение и интеллектуальные хобби. В третьей группе большинство респондентов отметили наличие коммуникативных форм профилактики в своей жизни. Что на наш взгляд, не снижает эмоциональное выгорание, а может приводить к повышению, поскольку именно большое количество коммуникации на работе ведет к повышению раздражительности и усталости. Именно переключение и смена деятельности позволяет сохранять психологический и физический баланс.
Заключение
Исходя из результатов нашего исследования, становится понятным, что педагоги высшей школы с небольшим стажем работы до 5 лет, также подвергаются синдрому эмоционального выгорания в разной степени. Важным становится понимание того, что достаточно большое количество молодых педагогов испытывают серьезные переживания на работе, быструю утомляемость, высокую нагрузку, что сказывается как на процессе педагогической деятельности, так и на личной жизни. Существует огромное количество методов, направленных на предотвращение или преодоление синдрома эмоционального выгорания, но ключевым фактором всегда остается поддержка преподавателей внутри образовательной организации, в рамках их коллектива. Руководителям необходимо заранее продумывать и применять правильные реабилитационные меры, чтобы предотвратить нарастание кризиса, который быстро набирает обороты, вместо того чтобы впоследствии с ним бороться.
Неоспоримым фактом является то, что риск эмоционального выгорания существенно снижается при наличии стабильной и удовлетворяющей человека работы, которая стимулирует творческое развитие и предоставляет возможности для роста педагога как профессионала, так и личности. Мотивационные мероприятия, семинары и тренинги по личной эффективности, упражнения по укреплению коллективного духа и развитию креативных способностей – все это способно благотворно влиять на преподавателей, являясь причиной повышения уверенности в собственной компетенции, самооценки и стать поводом получения радости от творческой деятельности.
Уровень толерантности педагогов также играет значительную роль в процессе управления эмоциональным стрессом и укреплении эмоциональной стабильности.
Для того чтобы оставаться в тонусе, педагоги должны регулярно развивать свои личностные и профессиональные навыки, стремиться к непрерывному обучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Неуклонное стремление к приобретению новых знаний и навыков, основанное на профессиональной и личностной компетентности, является двигателем для профессионального роста и личностного развития педагогов [8].
Список литературы
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения: в помощь школьному психологу: / О. И. Бабич /под ред. А.В. Перепелкиной. - Волгоград.: Учитель, 2014.-122с.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / Безносов С.П.-- СПб: Речь- 2004. - С.272.
3. Березина, Т. Н., Деулин, Д. В. Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды / Психология и право 2023. Том 13. № 3. - С. 193–210 [Электронный ресурс] URL:https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2023_n3/Berezina_Deulin_Sechko_Rosenova (дата обращения 15.04.2024)
4. Заир-Бек, С. И. Анчиков, К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень / С. И. Заир-Бек, К. М. Анчиков; Нац. исслед. ун-т «Высшая
школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 44 с.
5. Зеер, Э. Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога // Мир психологии. – 2002.- No4. – С.15-22
6. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 205с.
7. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в университете: монография / Т.А. Бабакова, Е.А. Раевская, А.С. Сухоруков, Ю.Ю. Терюшкова; под ред.Т.А. Бабаковой. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. 100 с.
8. Светличная, Д. А. Проблема профессионального выгорания педагогов и пути её разрешения / «Экономика и социум» №4(107)-1 2023. – С. 869-872