Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 373
Дата публикации 19.04.2024
Изучение критериев сформированности умения определять время у обучающихся второго класса
Бежанова Наталия Леонидовна
канд. пед. наук, зав. кафедрой «Дошкольное и начальное образование», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, feofaniyaalfa@mail.ru
Спижовая София Витальевна
ст. 3 курса направления педагогическое образования, профиль: начальное образование, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ, г. Севастополь, sofiya203402ss@mail.ru
Аннотация: В данной статье описываются критерии, показатели и уровневые показатели, способствующие составлению критериальной характеристики проверки уровня сформированности умения обучающихся второго класса определять время по часам. В работе изучаются актуальность данного исследования, упоминаются учёные, изучавшие данную проблему, а также уточняются ключевые понятия. Статья акцентирует внимание на причинах выбора учеников второго класса как целевой группы для формирования данного умения. В тексе статьи подчёркивается, что для обоснования методики формирования умения определять время по часам, необходим анализ современного состояния уровня владения этим навыком среди учеников вторых классов, что невозможно без четко определенной критериальной характеристики. В связи с этим, в статье представлен инструментарий, который позволят в будущем оценить начальный уровень сформированности умения определять время по часам учениками второго класса.
Ключевые слова: критериальная характеристика, критерий, показатель, уровневый показатель, умение, время, часы, второклассник.
cand. ped. sciences, assoc. prof. of the department "Preschool and primary education", FSAEI HE "Sevastopol State University", Russia, Sevastopol
3rd year student of pedagogical education, profile: primary education, FSAEI HE "Sevastopol State University", Russia, Sevastopol
Abstract: This article describes the criteria, indicators and level indicators that contribute to the compilation of the criteria for checking the level of formation of the ability of second grade students to determine the time by the clock. The paper examines the relevance of this study, mentions scientists who have studied this problem, and clarifies key concepts. The article focuses on the reasons for choosing second grade students as the target group for the formation of this skill. The text of the article emphasizes that in order to substantiate the methodology for the formation of the ability to determine time by the clock, it is necessary to analyze the current state of the level of proficiency in this skill among second grade students, which is impossible without a clearly defined criterion characteristic. In this regard, the article presents tools that will allow in the future to assess the initial level of formation of the ability to determine time by the clock by second grade students.
Keywords: criterion characteristic, criterion, indicator, level indicator, skill, time, clock, second grader.
Бежанова Н.Л., Спижовая С.В. Изучение критериев сформированности умения определять время у обучающихся второго класса // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/izuchenie-kriteriev-sformirovannosti-umeniya-opredelyat-vremya-u-obuchayushhikhsya-vtorogo-klassa.html (Дата обращения: 19.04.2024)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [7] и Федеральная общеобразовательная программа начального общего образования [6] являются ключевыми документами, определяющими содержание, цели и задачи обучения в начальной школе в России. Эти документы устанавливают требования к минимальному содержанию и уровню подготовки учащихся, а также направлены на развитие их личностных, метапредметных и предметных компетенций. Данные документы указывают на то, что во втором классе запас знаний, приобретенных учениками в первом классе, уточняется и систематизируется. В программе обучения во втором классе акцент делается на понимании соотношений между различными единицами времени, в частности, между часом и минутой. Помимо уточнения и систематизации, знания учащихся также расширяются. В контексте изучения времени это включает в себя более глубокое понимание структуры времени и его измерений. Ученики начинают более осознанно работать с понятиями часа, минуты и секунды, учатся применять эти знания в практических ситуациях определения времени по аналоговым часам.
В связи с этим, к концу обучения во втором классе у учеников должно быть четко сформировано умение определять время с помощью аналоговых часов. Данное умение включает в себя совокупность учебных действий, направленных на ориентировку во времени на циферблате обучающимися, перевод единиц времени, а также определении времени по аналоговым часам [2, с. 139].
Вопрос о формировании умения определять время по часам изучали в своих трудах такие учёные как: Б.М. Бим-Бад, В.В. Эк, М.Ф. Гордеева, Т.Д. Рихтерман, М.А. Данилова, Б.П. Есипов, В.П. Ушачёв и другие. В свою очередь вопрос проверки сформированности данного умения изучали: И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, А.Д. Чернин, А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, В.В. Давыдов, А.И. Кочетов и другие.
Однако, не смотря на значительный опыт, отражающий особенности формирования умения определять время по часам, существует потребность в анализе современного состояния сформированности умения определять время по часам непосредственно у обучающихся второго класса, что невозможно осуществить без четкой критериальной характеристики.
Целью данной статьи является описание критериев, показателей, уровневых показателей и составление критериальной характеристики проверки уровня сформированности умения определять время по часам обучающихся второго класса.
В процессе обучения и оценки умений ставится вопрос о том, как правильно оценить уровень сформированности определенного умения у обучающегося. Для этого необходимы четкие и объективные критерии проверки. Данную мысль подтверждают слова П.И. Пидкасистого, который утверждал, что «процесс измерения уровня освоения изучаемых сведений является одной из фундаментальных и трудно решаемых проблем педагогических измерений в дидактике. Ибо требуется анализ того, что подлежит измерению, установление критериев и показателей» [9, с. 399]. В связи с этим, важно четко понимать, что означают термины «критерий», «показатель» и «уровень».
М.И. Шилова считает, что критерий – «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно» [3, с. 348].
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров понимают под критерием «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».
В.М. Полонский обозначил понятие «критерий», как мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.
А.Я. Савченко определяет «критерий», как ценности и стандарты, которыми руководствуется человек, когда принимает решения или выносит суждения».
И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений [4, с. 31].
Собственное определение даёт В.И. Загвязинский. По мнению автора, «критерий — это обобщенный показатель». То есть, обязательным является установление ряда признаков для определения критериальных показателей.
Подобным образом данное понятие описал в собственных трудах З.В. Короткевич, относясь к критерию как к обобщенному показателю, отражающему развитие какой-либо системы, успешность той или иной деятельности, как к основе для классификации.
В соответствии с утверждением П.И. Пидкасистого, для проверки уровня сформированности умения необходимо определить его критерии и их показатели (параметры), по которым будут предложены контрольные задания. Чтобы определить требования к конечным и промежуточным целям, необходимо иметь четкое представление о качествах умения, которые впоследствии будут оцениваться, а также о процессе выделения и оценки степени сформированности этих качеств. Для оценки умения и их качеств у обучающихся необходимы эталоны, которые послужат ориентирами. Следовательно, при оценивании будет использован собственный эталон, отражающий степень достижения определенных учебных целей [5, с. 76].
Согласно Н.С. Рождественскому, для определения критериев необходимо выбрать группу качественных показателей (признаков), которые, проявляясь в разной степени, позволят оценить степень выраженности этого критерия. Критерии должны отражать изменения в исследуемых качествах во времени и в культурно-педагогическом пространстве [8, с.87].
«Критерий является общим признаком, по которому производится оценка и сравнение педагогических явлений, качеств и процессов. Показатели, в свою очередь, являются конкретными выражениями степени проявления и качественной сформированности критериев», - писал в своих трудах И.П. Подласый.
Некоторые исследователи рассматривают критерий как показатель, позволяющий оценить эффективность определенного процесса. В таком случае критерий представляет собой набор основных показателей, отражающих конкретный уровень явления.
Важным аспектом является определение способов фиксации критериев на разных уровнях. Практика педагогических исследований показывает, что существуют разные точки зрения на определение критериев и показателей. По мнению М.И. Моро, показатель, вместе с критерием, является средством для измерения или сравнения вариантов наилучшего решения практических задач в определенных условиях (имеющихся или заданных условиях).
Согласно В.А. Сластенину, показатель является событием или явлением, которое позволяет оценить ход конкретного процесса [10, с.21]. Важно отметить, что показатель не следует рассматривать как всеобщее измерение, так как каждое явление имеет различные свойства, которые помогают его полноценно охарактеризовать. Показатель отражает определенные свойства и признаки изучаемого объекта, а также является инструментом для сбора количественных и качественных данных.
Понятие «показателя» главным образом определяется его конкретностью и диагностичностью, то есть он должен быть доступным при проведении наблюдений, учета и фиксации, при этом позволяя подходить к нему как к более специфичному относительно критерию и, следовательно, измерению последнего.
Как отмечает М.И. Моро, показатель следует рассматривать как основание для определения присутствия определенного признака. Учитывая требование к простоте процедуры оценивания, необходимо минимизировать количество используемых показателей и параметров. Одним из основных требований к системе показателей является их понятность, конкретность и доступность для измерения. Каждый из показателей должен также иметь достаточную емкость для отражения основных сфер деятельности.
Е.Ю. Конюхова определяет понятие «показатель» как некоторую величину или качество переменной (критерия), которое может проявляться у конкретного объекта, т.е. мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта.
По мнению В.В. Давыдова, показатель является характеристикой, по которой можно судить о развитии конкретного явления, процесса или объекта, а также о значимости его размеров в конкретных условиях места и времени [1, с. 37].
В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака [3, с. 350].
В свою очередь, В.И. Загвязинский рассматривает показатель как фактор, который помогает выявлять и оценивать эффективность определенной деятельности с учетом каждого критерия и индикатора, то есть тех показателей, которые поддаются изменению.
Обратившись к Большому толковому словарю русского языка, нами было выявлено, что составителями словаря понятие «уровня» обозначено, как степень развития чего-либо, качественное состояние, степень этого развития.
В словаре Ожегова, определение понятия «уровень», трактуется как «степень величины, развития, значимости чего-нибудь».
Подобного мнения придерживается В.И. Загвязинский, определяя уровень как степень, которая характеризует качество, высоту, величину развития чего-либо.
Таким образом, проанализировав научно-методическую и психолого-педагогическую литературу, под критерием, мы будем понимать определение А.Ю. Коджаспирова и Г.М. Коджаспировой, о том, что «критерий – это признак, основываясь на который оценивают, определяют или классифицируют что-либо. Под понятием «показатель», мы будем понимать определение В.В. Давыдова, о том, что «показатель – это данные, позволяющие выносить суждение касательно развития свойств и качеств чего – либо [1, с. 37]. А под понятием уровнем, мы будем понимать определение В.И. Загвязинского, о том, что «уровень – это степень, которая служит характеристикой качества, высоты, величины развития чего-либо».
На основе анализа и выделения содержательной составляющей изучаемого умения нами были определены следующие критерии, а также соответствующие показатели проверки сформированности умения определять время по часам обучающихся второго класса. Представим выделенные критерии и показатели в Таблице 1.
Таблица 1. Критерии и показатели сформированности умения определять время по часам у обучающихся второго класса
Показатели | |
Умение определять время на циферблате как в цифровом, так и в аналоговом формате. | – умение определять и называть время в 12-часовом формате по аналоговым часам; – умение определять и называть время в 24-часовом формате по аналоговым часам; – умение определять и называть точное время, в случае, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретный час; – умение определять и называть время с точностью до минуты, в случае, когда часовая стрелка указывает конкретный час и минутная указывает на определённые минуты. |
Умение переводить время с цифрового формата на аналоговый и обратно. | – умение переводить и называть показания времени аналоговых часов в цифровой формат; – умение переводить и называть цифровое время в аналоговый формат; – умения переводить часы в минуты и обратно. |
Умение выполнять арифметические действия с величинами времени. | – умение рассчитывать временные интервалы; – умение определять время до ближайшего часа; – умение решать задачи на перевод времени, времени из одной системы в другую, включая перевод смешанных; – умение решать практические задачи, связанные с определением времени на циферблате. |
Представленные критерии и показатели позволяют определить уровневые показатели к каждому критерию проверки уровня сформированности умения определять время по часам у обучающихся второго класса: высокий, средний и низкий. Представим выделенные уровневые показатели в Таблице 2.
Таблица 2. Критериальная характеристика проверки уровня сформированности умения определять время по часам у обучающихся второго класса
Критерии | Уровневые показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Умение определять время на циферблате как в цифровом, так и в аналоговом формате. | Обучающийся второго класса допускает не более одной ошибки из 10 примеров вида: определить и назвать время в 12-часовом формате, а также в 24-часовом формате по аналоговым часам. Второклассник выполняет примеры вида: определи и назови точное время, в случае, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретный час, с допущением не более одной ошибки. Пример упражнения может быть следующим: определи и назови время, указанное на циферблате - 11:00 / одиннадцать ноль ноль / одиннадцать часов ровно/ ровно одиннадцать часов утра / одиннадцать часов до полудня. Также ученик из 10 примеров вида: определи и назови время с точностью до минуты, в случае, когда часовая стрелка указывает конкретный час, и минутная указывает на определённые минуты, допускает не более одной ошибки. В качестве примера упражнения можно привести следующий вариант: определи и назови время, указанное на циферблате – 17:12 / семнадцать часов двенадцать минут / пять часов вечера и 12 минут / пять часов двенадцать минут после полудня. | Обучающийся второго класса из 10 примеров вида: определи и назови время в 12-часовом формате, так и в 24-часовом формате по аналоговым часам, допускает 2-3 ошибки. Второклассник выполняет примеры вида: определи и назови точное время, в случае, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретный час, с допущением 2-3 ошибок. Также ученик из 10 примеров вида: определи и назови время с точностью до минуты, в случае, когда часовая стрелка указывает конкретный час и минутная указывает на определённые минуты, допускает 2-3 ошибки. Примером ошибки может быть следующее: ученик точно определяет и называет время, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретные деления, но допускает ошибки в определении времени с точностью до минуты. | Обучающийся второго класса из 10 примеров вида: определи и назови время в 12-часовом формате, так и в 24-часовом формате по аналоговым часам, допускает 4 и более ошибок. Второклассник выполняет примеры вида: определи и назови точное время, в случае, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретный час, с допущением 4 и более ошибок. Также ученик из 10 примеров вида: определи и назови время с точностью до минуты, в случае, когда часовая стрелка указывает конкретный час и минутная указывает на определённые минуты, допускает 4 и более ошибок. Примером ошибки может быть следующее: ученик часто допускает ошибки при попытке точно определить и называть время, особенно когда требуется учет точности до минуты или понимание различия между 12-часовым и в 24-часовым форматом.
|
Умение переводить время с цифрового формата на аналоговый и обратно. | Второклассник допускает не более одной ошибки из 10 примеров типа: переведи и назови показания времени аналоговых часов в цифровой формат. Пример упражнения может быть следующим: переведи и назови время, указанное на циферблате – 14:00 = два часа ровно / два часа после полудня / два часа дня. Такое же количество ошибок, допустимо при решении обратных примеров вида: переведи и назови цифровое время в аналоговом формате. В качестве примера упражнения можно привести следующее: переведи и назови время, указанное на цифровых часах в аналоговый формат - 9:20 = двадцать минут десятого / девять часов двадцать минут / девять часов утра и 20 минут. Обучающийся второго класса из 10 примеров вида: переведи часы в минуты и обратно, допускает не более одной ошибки. Одним из вариантов примера может быть следующее: переведи 1 ч. 20 мин. в минуты; переведи 122 мин. в ч. | Второклассник допускает 2-3 ошибки из 10 примеров вида: переведи и назови показания времени аналоговых часов в цифровой формат. Также допускает 2-3 ошибки, при решении обратных примеров вида: переведи и назови цифровое время в аналоговом формате. Примером ошибки, в заданиях такого вида может быть следующее: ученик в большинстве случаев способен корректно переводить и называть показания времени аналоговых часов в цифровой формат и наоборот, но может допускать ошибки, в одном или обоих случаях перевода. Обучающийся второго класса из 10 примеров вида: переведи часы в минуты и обратно, допускает 2-3 ошибки. Примером ошибки может быть следующее: второклассник имеет базовое понимание и умение в переводе времени из часов в минуты и обратно, однако может допускать, в одном или обоих случаях перевода, а также с более сложными расчётами. | Второклассник допускает 4 и более ошибок из 10 примеров вида: переведи и назови показания времени аналоговых часов в цифровой формат. Также, 4 и более ошибок, ученик допускает при решении обратных примеров вида: переведи и назови цифровое время в аналоговом формате. Примером ошибки, в заданиях такого вида может быть следующее: ученик ошибается при попытке корректно перевести и назвать показания времени аналоговых часов в цифровой формат и наоборот, часто допуская ошибки в базовых заданиях. Обучающийся второго класса из 10 примеров вида: переведи часы в минуты и обратно, допускает 4 и более ошибок. Примером ошибки может быть следующее: второклассник показывает низкий уровень умения в переводе времени из часов в минуты и обратно, допуская значительные ошибки в расчетах. |
Умение выполнять арифметические действия с величинами времени. | Ученик второго класса рассчитывает временные интервалы, выполняет примеры вида: точно определи, сколько времени прошло между двумя моментами времени. Из 10 заданий подобного вида допускает мене одной ошибки. Также обучающийся определяет время до ближайшего часа, выполняя примеры вида: укажи, какой сейчас час или какой час наступит следующим. При выполнение подобных примеров допускает также менее одной ошибки. Второклассник допускает менее одной ошибки при решении 10 предложенных задач вида: переведи время из одной системы в другую, включая перевод смешанных единиц. А также решает практические задачи, связанные с определением времени на циферблате и планированием расписания, расчетом времени путешествия с учетом остановок, а также абстрактные задачи на время, требующие логического мышления и применения нескольких арифметических операций, допуская в вышеперечисленных не более одной ошибки.
| При выполнении примеров вида: точно определи, сколько времени прошло между двумя моментами времени, ученик второго класса, из 10 примеров совершает 2-3 ошибки. Ошибки могут быть представлены в следующем виде: обучающийся может рассчитывать временные интервалы, но допускает ошибки в примерах, требующих работы с большими интервалами времени. Такое же количество допустимо при решении примеров вида: укажи, какой сейчас час или какой час наступит следующим. Второклассник допускает от 2 до 3 ошибок при решении 10 предложенных задач вида: переведи время из одной системы в другую, включая перевод смешанных единиц. Примерами ошибок можно считать, что ученик решает задачи на перевод времени из одной системы в другую, включая перевод минут в часы и обратно, но допускает ошибки при работе с секундами или при переводе смешанных единиц времени. Также ученик второго класса решает практические задачи, связанные с определением времени на циферблате и планированием расписания, расчетом времени путешествия с учетом остановок, а также абстрактные задачи на время, требующие логического мышления и применения нескольких арифметических операций, допуская в вышеперечисленных от 2 до 3 ошибок соответственно. | При выполнении примеров вида: точно определи, сколько времени прошло между двумя моментами времени, ученик второго класса, из 10 примеров совершает более 4 и более ошибок. Что обозначает, что ученик имеет ограниченное понимание в расчёте временных интервалов, часто допуская ошибки даже в простых задачах, например, не может точно определить, сколько времени прошло между двумя моментами времени. Такое же количество допустимо при решении примеров вида: укажи, какой сейчас час или какой час наступит следующим. То есть, обучающийся испытывает затруднения при определении времени до ближайшего часа, часто неправильно идентифицируя текущий или следующий час, особенно если требуется учесть «до полудня» и «после полудня». Второклассник допускает от 4 ошибок и более при решении 10 предложенных задач вида: переведи время из одной системы в другую, включая перевод смешанных единиц. Примерами ошибок можно считать, что ученик допускает значительные ошибки при решении задач на перевод времени из одной системы в другую, например, при переводе минут в часы или при работе с смешанными единицами времени. Также ученик второго класса испытывает трудности при решении практических задач, связанных с определением времени на циферблате и планированием расписания, расчетом времени путешествия с учетом остановок, а также абстрактные задачи на время, требующие логического мышления и применения нескольких арифметических операций, допуская в вышеперечисленных от 4 и более ошибок соответственно. |
Таким образом, в ходе данного исследования были выделены критерии проверки уровня сформированности умения определять время по часам у обучающихся второго класса, которые опираются на показатели. Умение определять время на циферблате как в цифровом, так и в аналоговом формате (умение определять и называть время в 12-часовом формате по аналоговым часам; умение определять и называть время в 24-часовом формате по аналоговым часам; умение определять и называть точное время, в случае, когда часовая и минутная стрелки указывают на конкретный час; умение определять и называть время с точностью до минуты, в случае, когда часовая стрелка указывает конкретный час и минутная указывает на определённые минуты). Умение переводить время с цифрового формата на аналоговый и обратно (умение переводить и называть показания времени аналоговых часов в цифровой формат; умение переводить и называть цифровое время в аналоговый формат; умения переводить часы в минуты и обратно). Умение выполнять арифметические действия с величинами времени (умение рассчитывать временные интервалы; умение определять время до ближайшего часа; умение решать задачи на перевод времени, времени из одной системы в другую, включая перевод смешанных; умение решать практические задачи, связанные с определением времени на циферблате). К тому же были определены уровневые показатели к критериям: высокий, средний и низкий. На основании разработанных критериев и уровневых показателей была составлена критериальная характеристика проверки уровня сформированности умения определять время по часам у обучающихся второго класса.
Список литературы
1. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 480 с.
2. Лауткина С.В., Марфель К.И. Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью // мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск), 2019. - С. 137-139.
3. Макарова О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности Функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. - № 1 (часть2). - 2013. - С. 348-351.
4. Педагогическое сопровождение обучающихся в практике дополнительного образования: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2021. – С. 88-89.
5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2018. – 183 с.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
7. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
8. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С.Рождественский. – М.: Просвещение, 2018. – 328 с.
9. Сатторов, Ш. Н. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю / Ш. Н. Сатторов, У. М. Ярлакбаев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 9 (56). – С. 398-400. – URL: https://moluch.ru/archive/56/7644/ (дата обращения: 13.01.2024).
10. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2019. – 160 с.