Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 372.874
Дата публикации 17.04.2024
Диагностика оригинальности мышления обучающихся на занятиях по живописи
Овсянникова Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет, РФ, Тюмень
Солдатова Яна Михайловна
студент 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень
Черноскутова Екатерина Петровна
студент 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень
Аннотация: Статья направлена на поиск и разработку диагностических инструментов по исследованию уровня развития оригинальности мышления обучающихся на занятиях живописи в детской художественной школе. На основе уточненного понятия «развитие оригинального мышления на занятиях по живописи» выделены показатели исследуемого качества обучающихся. Для каждого показателя определены методы (тестирование, творческое задание) и диагностические задания для школьников подросткового возраста. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.
Ключевые слова: живопись, оригинальность мышления, оригинальность, диагностические методы, тестирование, творческое задание.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen
4th year student of the direction of training «Pedagogical education», profile «Fine Arts» of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen
4th year student of the direction of training «Pedagogical education», profile «Fine Arts» of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen
Abstract: The article is aimed at finding and developing diagnostic tools to study the level of development of the originality of thinking of students in painting classes at a children's art school. Based on the clarified concept of "the development of original thinking in painting classes", the indicators of the studied quality of students are highlighted. Methods (testing, creative task) and diagnostic tasks for adolescent schoolchildren are defined for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.
Keywords: painting, originality of thinking, originality, diagnostic methods, testing, creative task.
Овсянникова О.А., Солдатова Я.М., Черноскутова Е.П. Диагностика оригинальности мышления обучающихся на занятиях по живописи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-originalnosti-myshleniya-obuchayushhikhsya-na-zanyatiyakh-po-zhivopisi.html (Дата обращения: 17.04.2024)
Введение. Развитие оригинальности мышления является важным элементом образовательного процесса в художественных школах, поскольку именно это качество личности способствует созданию креативных художественных образов обучающимися в художественно-творческих работах. Развитие оригинальности мышления берет свое начало на самых ранних возрастных этапах, когда детям только закладывают основы обучения дисциплины «Живопись». В Федеральных государственных требованиях для художественных школ есть требования к результатам по освоению курса «Живопись»: умение использовать изобразительно-выразительные возможности живописи; умение передачи характера и формы предмета; освоение навыков в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы [1]. К сожалению, в художественных школах на занятиях живописи в основном уделяется внимание навыкам освоения и применения различных живописных техник и материалов, и недостаточно уделяется внимание созданию нестандартных художественных образов в творческих работах, что напрямую связано с развитием оригинальности мышления. В связи с этим, перед педагогами по живописи возникает проблема диагностики и развития оригинальности мышления обучающихся. Данная проблема на занятиях живописи недостаточно изучена, требует разработки диагностического инструментария: критерия, показателей, диагностических методов и заданий для школьников.
Изложение основного материала статьи.
Разработка диагностического инструментария тесно связана с анализом понятийного аппарата.
Мышление – довольно широкое понятие, которое изучалось с различных научных позиций. Так, Матюшкин А.М. писал: «Мышление – это процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними» [2, с. 62]. Рубинштейн С.Л. рассматривал мышление как активный и творческий процесс, отмечая его связь с чувственным опытом и общением с окружающим миром. Так же Рубинштейн С. Л. считал, что «мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений и обобщенное познание объективной реальности» [3, с. 309].
Оригинальность, по мнению Безруковой В. С. – это качество продукта деятельности или личности деятеля, выражающееся как самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность [4]. С точки зрения философии, отличие оригинальности и искусственной фантазии, странности, в том, что она связана в первую очередь с созидательной деятельностью, с изобретательностью, проявленной в ней [5].
Савенков А. И. писал, что «оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, тривиальных» [6, с. 213].
Оригинальность мыслительного процесса входит в структуру креативного мышления, эту концепцию изложил в своей работе Головин С. Ю., практический психолог, который определяет такого рода мышление, как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [7, с. 107]. Джой Пол Гилфорд при изучении такого понятия как креативность, обозначил основные элементы креативного мышления: ловкость мышления, то есть количество идей, которые ребенок приобретает за время обучения и способен применять их в творческих работах. Пластичность он подразумевал как навык переключения с одной идеи на другую. Самобытность мышления – умение придумывать или находить идеи, которые отличаются от предположительных. Заинтересованность значила большую эмоциональность и чуткость к вопросам, которыми не интересуются многие. И последний элемент данного списка – иррелевантность как независимость реакций от стимулирования [7, с 105].
В нашем исследовании оригинальность мышления обучающихся будет изучаться на занятиях живописи, поэтому считаем необходимым обратиться к понятию «живопись».
В словаре Малышевского А.Ф., «живопись – это вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-либо твердую поверхность (основу), тех или иных образов, получающихся в зависимости от назначения произведения, художественного стиля, индивидуальности мастера-исполнителя» [8, с. 316]. К средствам выразительности в живописи относятся: цвет, мазок, линия, пятно, контраст, который делится на цветовой и световой колорит, форма, композиционное решение.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что оригинальность мышления – особенность творческого мышления, проявляющаяся в нестандартном подходе к проблемам и способности приходить к необычным решениям.
На основе таких понятий как «оригинальность», «оригинальность мышления», «живопись» нами было уточнено понятие «развитие оригинальности мышления на занятиях по живописи» с учетом специфики занятий по живописи в детской школе искусств. «Развитие оригинальности мышления обучающихся на занятиях по живописи – это процесс развития способности воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи и способности производить нестандартные художественные образы средствами живописи».
Исходя из темы и цели исследования, была разработана начальная диагностика исследования уровня развития оригинальности мышления обучающихся на занятиях по живописи. Затем была проведена апробация данной диагностики в детской художественной школы им А. П. Митинского города Тюмени, в которой приняли участие десять учащихся младшего подросткового возраста.
На основании уточненного понятия – «развитие оригинальности мышления на занятиях живописи», были определенны следующие показатели: «способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи», «способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи».
С учетом данных показателей были определены методы и разработаны диагностические задания, в которых учитываются возможности и возрастные особенности обучающихся.
Показатели и соответствующие им диагностические методы отражены в таблице 1.
Таблица 1. Критерий, показатели, диагностические методы по определению уровня развития оригинальности мышления обучающихся на занятиях живописи
Критерий Оригинальность мышления на занятиях по живописи | ||
Показатели | ||
Способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи | Способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи | |
Диагностические методы | ||
Практическое задание | Творческое задание | |
Опишем сущность диагностических заданий по показателям.
По показателю «способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи», обучающимся необходимо выполнить практическое задание, в котором присутствует задание, требующее краткого ответа и задание с развернутым ответом. За основу разработки задания взят принцип метода анализа художественного текста О. Г. Ревзина [9, с. 254].
В первом задании необходимо было дать оригинальные названия предложенным картинам (Г. Ходжкин «Марокканская дверь», В. Кандинский «Синяя гора», Дж. Поллок «Электрическая ночь»). Дети не знали авторов и настоящее название картин.
Во втором задании была представлена картина известного художника К. Моне «Стог сена» и ребятам необходимо написать эссе, в котором описать основную идею автора и художественный образ, который он хотел передать.
Для того, чтобы фиксировать уровень развития указанного выше показателя, были выделены следующие уровни (высокий, средний, низкий):
Способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи (высокий уровень - 3 балла) – обучающийся способен воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи, изобразить свое отношение к живописной картине, присутствует уникальное представление художественного образа.
Способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи (средний уровень - 2 балла) – обучающийся способен воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи, отобразить свое отношение к данному произведению, но основная идея живописного изображения тривиальная, неоригинальная.
Способность воспроизводить своеобразные идеи при восприятии произведений живописи (низкий уровень - 1 балл) – обучающийся затрудняется в воспроизведении и описании своеобразных идей при восприятии произведении живописи.
При выполнении практического задания все школьники в достаточной мере справились с первым заданием, в котором нужно было дать название предложенной картине. Были предложены как однотипные ответы, так и оригинальные названия. Во втором задании обучающие давали название картине, как и в первом задании, половина учеников проявила оригинальность в выполнении задания, а другая – использовала стандартные образы. Проанализировав третье задание, приходим к выводу, что половина детей не в силах в полном объеме описать картину, проставленную перед ними, это значит, что обучающиеся не обращают внимание на многие детали творческой работы, а значит не совсем точно понимают ее смысл. Один обучающийся воздержался от ответа на третье задание, что еще раз доказывает непонимание идеи автора картины или же незаинтересованность в восприятии. В четвёртом задании некоторые из ребят смогли сформулировать развернутый ответ и проанализировать предложенную картину, описали, какие чувства пытался передать автор через картину. Но большинство обучающихся испытали сложности в изложении развернутого ответа, в результате чего писали краткий ответ или оставляли задание без ответа. Можно сделать вывод о том, что у обучающихся были затруднении в определении главной идеи автора и поиске художественного образа картины.
Следующее диагностическое задание было нацелено на определение уровня показателя «способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи». В данном задании был применен метод творческого задания. В творческом задании применялся принцип задания из учебного пособия А.С. Белкина «Метод творческих заданий» [10, с. 56].
Учащимся предлагается прочитать стихотворение Б. Пастернака «Золотая осень», найти в нем основные цветовые образы и создать пейзаж.
Для определения уровня развития указанного выше показателя, нами были установлены следующие уровни (высокий, средний, низкий):
Способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи (высокий уровень - 3 балла) – обучающийся знает средства живописи и умеет с их помощью производить нестандартных художественные образы. В рисунке хорошо прослеживается идея художественного образа, которую обучающийся хотел нарисовать, в полной мере можно увидеть настроение и отношение к художественному образу.
Способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи (средний уровень - 2 балла) – обучающийся знает средства живописи, но затрудняется с их помощью производить нестандартные художественные образы. Художественный образ читается не ясно, основная суть не вполне понятна. Или учащийся имеет представление лишь о некоторых средствах выразительности живописи, присутствуют затруднения в применении их в творческой работе, но художественная идея в творческой работе нестандартная.
Способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи (низкий уровень - 1 балл) – обучающийся знает несколько средств живописи, но не умеет с их помощью производить нестандартные художественные образы.
Результаты диагностики уровня освоения второго показателя – «способность производить нестандартные художественные образы средствами живописи» демонстрируют нам, что школьники имеют низкий или средний уровень данного показателя. Были представлены работы, которые оказались идентичны друг другу. Остальные работы были достаточно тривиальными, оригинальных образов не наблюдалось, средства живописи использовались неверно. Наблюдались также работы, которые с точки зрения живописной составляющей были высокого уровня, но при этом нестандартные образы в них отсутствовали.
Выводы. После процедуры начальной диагностики по выявлению уровня оригинальности мышления, мы получили следующие результаты по первому показателю: средний уровень – 70%, низкий уровень – 30%.
По второму показателю были выявлены следующие результаты: высокий уровень – 10%, средний уровень – 70%, низкий уровень – 20%.
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что на среднем уровне исследуемого качества находятся 6 человек, на низком уровне - 4 человека, высокий уровень выявлен не был, что говорит о недостаточном уровне развития оригинальности мышления младших подростков на занятиях живописи.
Для повышения уровня развития показателей можно выделить следующие задачи:
- Необходимо развивать у обучающихся способность понимать и анализировать художественный образ.
- Научить правильно применять художественные средства выразительности (живописи) в передаче образа в творческих работах.
Данные задачи будут реализовываться с помощью развивающих занятий по живописи в Муниципальном автономном учреждение дополнительного образования города Тюмени «Детская художественная школа им. А.П. Митинского». Также необходимо тщательно, с учетом возрастных особенностей обучающихся, подобрать методы и формы работы, направленные на развитие обозначенного качества младших подростков.
Список литературы
1. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе: приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012. Режим доступа: https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352749/ (Дата обращения: 10.01.2024)
2. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – М МПСИ; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2003. 720 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Москва: Питер, 2012. 720с.
4. Газизуллин А. М. Особенность, индивидуальность и оригинальность, как основные характеристики творческой личности // Система ценностей современного общества. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennost-individualnost-i-originalnost-kak-osnovnye-harakteristiki-tvorcheskoy-lichnosti (Дата обращения: 12.03.2024).
5. Акулова О. В. Компетентность как результат личностного развития школьников в процессе обучения в информационном обществе // Личностное развитие учащихся в современном образовании и обществе. Благоевград – СПб, 2008. 171 с.
6. Савенков А. И. Одаренные дети и творческие люди: особенности психологического развития // Журнал «Школьный психолог», Содержание №30, 2004. Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200403006 (Дата обращения: 13.03.2024).
7. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности // Сборник конференции научно-исследовательские публикации «Общество и цивилизация в ХХ веке: тенденции и перспективы развития». Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/beglost-gibkost-i-originalnost-kak-osnovnye-komponenty-v-strukture-kreativnosti/viewer (Дата обращения: 10.01.2024)
8. Забродина, Е. В. Живопись как один из видов изобразительного искусства // Молодой ученый. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/388/85391/ (Дата обращения: 13.03.2024).
9. Ревзина О. Г. Методы анализа художественного текста М-лы VII-ой Международной конференции (под ред. Е.И. Дибровой) // Структура и семантика художественного текста. М., 1998. 301 с.
10. Белкин А. С. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 192 с.