Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №02 (79) Февраль 2023

УДК 37.014.5

Дата публикации 28.02.2023

Профилактика экстремистского воздействия на студенческую молодёжь в вузах города Иваново

Гагина Марина Павловна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО Ивановский государственный энергетический университет, Gaginamp@gmail.com
Митрофанова Галина Николаевна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России, Bulmit24@mail.ru
Николаева Ольга Алексеевна
кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал OlgaNikolaeva60@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на текущий социополитический момент проблеме воспитания молодёжи: профилактика и противодействие экстремистским явлениям в вузах города Иваново. Вовлечение студенчества в противозаконные организации ведётся и в реальной жизни, и – в особенности – в социальных молодёжных сетях: Telegram, Instagram, WhatsApp, ВКонтакте и других. В статье предлагаются некоторые действенные способы защиты от влияния манипуляторов, которые кураторы студенческих групп используют в воспитательном процессе.
Ключевые слова: воспитательный процесс, экстремизм, виртуальная дискуссия, социальные сети

Prevention of extremist influence on students in universities of the Ivanovo city

Gagina Marina Pavlovna
senior teacher, Ivanovo State Power Engineering University, Russiа, Ivanovo
Mitrofanova Galina Nikolaevna
senior teacher, Ivanovo State Medical Academy of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Russiа, Ivanovo
Nikolaeva Olga Alekseevna
PhD, associate Professor, Plekhanov Economic University, Ivanovo Branch, Russiа, Ivanovo

Abstract: The article is devoted to the current sociopolitical issue of youth education: countering extremist phenomena. The involvement of students in illegal organizations is also carried out in real life, and – in particular – in social youth networks: Telegram, Instagram, WhatsApp, VKontakte and others. The article proposes some effective ways to protect against the influence of manipulators, which the curators of student groups use in educational process.
Keywords: educational process, extremism, virtual discussion, social networks

Правильная ссылка на статью
Гагина М.П., Митрофанова Г.Н., Николаева О.А. Профилактика экстремистского воздействия на студенческую молодёжь в вузах города Иваново // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 02 (79). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/profilaktika-ekstremistskogo-vozdejstviya-na-studencheskuyu-molodyozh-v-vuzakh-goroda-ivanovo.html (Дата обращения: 28.02.2023)

Проблема экстремизма и терроризма с недавнего времени стала одной    из самых опасных общественно-политических ситуаций, требующих немедленного вмешательства государственных, правоохранительных органов не только в нашей стране, но и во всём мире. В Российской Федерации профилактические меры активно предпринимаются на уровне школьного и студенческого социума, это стало задачей  всего гражданского общества: общественных, религиозных объединений, преподавателей учебных заведений, отдельных граждан.

Подобные меры пресечения избираются и в отношении некоторых социальных сетей, которые признаны в России противозаконными, выкладывающими социально-политические ролики и посты явно провокационного характера.  К сожалению, участники виртуальных дискуссий на каналах Instagram, Facebook, YouTube, Telegram, Instagram, WhatsApp, VKontakte – или дилетанты, или даже «тролли», «флеймы» или «холивары», то есть люди, которые целенаправленно навязывают негативное, отрицательное восприятие некоторых социальных, экономических или политических явлений, провоцируя подписчиков на конфликт.

И, наконец, существует мнение, что современная молодёжь не разбирается и не желает разбираться в политике. Это не совсем так. В ивановских вузах регулярно проводятся различные мероприятия по политико-экономической проблематике. Студенты направления «Капитаны» Ивановского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, например,  устраивают политические игры и дискуссии, где каждый участник становится «человеком из политики», отстаивая убеждения выбранного политического деятеля. Благодаря дискуссиям и играм, студенты познают мир политики и экономики, узнают новости от профессионалов, общественных деятелей [4].

Как известно, Президентским Указом № 344 от 29 мая 2020 года «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» внесены следующие поправки: к противозаконным действиям относится «вербовка россиян и иностранцев в экстремистские организации; формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов; межнациональные и территориальные конфликты в регионах России» [7].

В ноябре 2020 года Президент РФ В. В. Путин вновь поднял  проблему пропаганды экстремизма в сети Интернет, а также противодействия ей. Эти и другие факты свидетельствуют об актуальности данной проблемы, о необходимости принятия мер борьбы с этим негативным явлением [2,3,5].

Экстремистскими принято называть действия, «направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"» [6]. То есть это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.

Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Например, существуют этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться как на уровне отдельной личности, так и целого государства (общества).

Считается, что экстремистская деятельность возникает и активизируется в периоды социально-экономической нестабильности, в кризисный период (или в период пандемии, как сейчас, например), когда в обществе  увеличивается количество социальных аутсайдеров  (безработные, малообразованная молодёжь, малоимущие).  Считается также, что в экстремистскую деятельность чаще вовлекаются молодые люди от 14 до 22 – агрессивные, жестокие, предпочитающие силовые методы при решении жизненных задач, не чувствительные к чужой боли, страданиям и потерям и т. п.  И вновь делается упор на низкий уровень образования и общей культуры. А является ли студенчество представителем «низкого уровня образования»?

Наиболее интересным в этой связи нам представляется сообщество студенчества как одной из самых мобильных социальных групп, открытых для развития толерантных установок. Ведь именно студенческая среда является самой «смешанной», интернациональной: в вузах города Иванова, как свидетельствует Интернет, учатся около полутора тысяч иностранных студентов [1].

Бесспорно, что в экстремистские и террористические организации молодых людей вербуют чаще всего через Интернет. И делается это по нескольким причинам: легкий доступ к аккаунтам в соцсетях, возможность анонимной коммуникации, высокая скорость передачи информации, простота в использовании, мультимедийные средства, адаптация молодёжи в социальных сетях.

Именно молодым отдаётся предпочтение для вовлечения их во всякие сомнительного рода проекты. Это неудивительно: ведь молодёжь отличается поиском смысла жизни, собственной идентичности и друзей по духу, часто – отрицанием того, что говорят взрослые. Молодому поколению, особенно подросткам, свойственна неустойчивая психика, легко подвергаемая внушению и манипулированию со стороны.

Вот этими особенностями и пользуются так называемые «вербовщики», то есть специально обученные люди, нацеленные на создание контакта (сначала – виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для «прощупывания» его слабых мест, для дальнейших манипуляций. Об этом известно многим взрослым. А молодёжь разве будет просматривать нужные информационные сайты?

Вербовщики – прекрасные психологи, и перед тем, как войти в контакт с будущей жертвой, они изучают странички в соцсетях, переписку, выкладываемые посты и фотографии.

Знают ли об этом молодые люди, особенно подростки, вовлекаемые в противоправную деятельность взрослыми и умелыми «наставниками»? Думается, нет. От них скрывают, что за осуществление экстремистской деятельности граждане несут уголовную (в крайнем случае – гражданско-правовую) ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. А разве школьники и студенты понимают серьёзность своих действий? Для них это похоже на видеоигру, забавное развлечение. В общении с такими «наставниками» молодые люди чувствуют себя взрослыми и «опасными», как в фильмах, которые идут по телевизору.

Выясняется, что за распространение информации, несущей явно негативные нормы и правила общественного поведения (порнография, непринятие иной расовой и религиозной принадлежности), социальные сети до сих пор не несли никакой ответственности! Только недавно начали применяться меры пресечения такой деятельности. Органы государственной власти принимают чаще репрессивные меры по противодействию экстремизму, а превентивная молодёжная политика, предотвращающая воздействие на виртуальном и личностно-коммуникативном уровнях, проводится непосредственно в учебных заведениях.

Всё вышесказанное и является предметом обсуждения на кураторских часах в студенческих группах первокурсников в ивановских вузах [4]. Кураторы предлагают также варианты элементарных мер, чтобы случайно не попасть под влияние экстремистов:

- надо ограничить доступ к своей страничке в соцсетях, к фотографиям, комментариям и другим материалам; сделать их доступными только для хорошо знакомых друзей;

- нельзя слишком откровенничать в общедоступных группах и на форумах, особенно нельзя делиться собственными разочарованиями, несчастьями, неудачами – это настоящий кладезь для «ловцов душ»;

- нельзя принимать «в друзья» всех подряд, нужно выяснить, что это за человек, просмотреть его страничку в соцсетях;

- нельзя отвечать на телефонные сообщения, содержащие приглашения, обещания, сообщения непонятного содержания, тем более – с незнакомого номера и т.п.

В ивановских вузах часто проводятся различные мероприятия по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям (День студентов, День Африки, совместные празднования Рамадана, Масленицы, Нового года, международные научные конференции, как, например, «Мир без границ» в ИвГУ, олимпиады, конкурсы и т.д.), создаются условия для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития студентов [1,4].


Список литературы

1. Гагина М. П., Николаева О. А., Степанова Н. Ю. Формирование толерантности в межкультурной коммуникации у студентов вузов города Иваново // Мир педагогики и психологии. – 2020. – 1 (42). – С. 92-99.
2. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В. и др. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 85-99.
3. Национальные интересы и вопросы регионального развития в системе приоритетов международной деятельности российских университетов: коллект. монография. – М., 2021. – 266 с.
4. Николаева О. А., Смирнова А. Н. Должен ли вуз заниматься воспитанием студентов? // Современное состояние и тенденции инновационного и социокультурного развития экономики региона / Сб. мат. науч.-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова в рамках III Межрегионального экономического форума. – Иваново, 2018. – С. 45-48.
5. Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов: коллект. монография. – М.: Издательский Центр РИОР, 2020. – 295 с.
6. УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды… – Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/d350878ee36f956a74c2c86830d066eafce20149/ (дата обращения 23.02.2023 г.)
7. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». – Электронный ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/ (дата обращения 23.02.2023 г.)

Расскажите о нас своим друзьям: