Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №10 (99) Октябрь 2024

УДК 159.9

Дата публикации 30.10.2024

Профессиональный стресс и его влияние на психологическое здоровье сотрудников коллектива

Цыба Анжелла Борисовна
студент, Тольяттинский государственный университет, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 59, Должность заместитель заведующего, г.Кострома, Российская Федерация, anzhella.novikova.67@bk.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению феномена неспецифической реакции организма человека в ответ на разнообразные повреждающие воздействия в процессе профессиональной деятельности. Рассмотрены факторы, способствующие переходу стресса в эустресс, и необходимые определенные условия для преодоления стресса в коллективе сотрудников. Поставлена цель исследования: теоретическое обоснование, выявление факторов, влияющих на психологическое здоровье сотрудников коллектива в условиях психологического стресса и разработка психологических рекомендаций для управления стрессом в организации. Определен предмет исследования - влияние профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников. Объект исследования – психологическое здоровье сотрудников организации. В эмпирической части представлены достоверные результаты теоретического психологического исследования сотрудников коллектива. Описаны результаты исследования, а именно: в большинстве исследуемых организаций отсутствует система управления стрессом; психологически неблагоприятными являются отрицательные эмоции, возникающие в ситуациях дефицита информации, необходимой для организации профессиональной деятельности; в возникновении психологического стресса преобладает когнитивная составляющая, связанная с поведенческой регуляцией.
Ключевые слова: стресс; эустресс; здоровье; психология; эмоции; профессиональный коллектив; тревожность.

Professional stress and its impact on the psychological health of team members

Tsyba Anzhella Borisovna
student, Togliatti State University, Municipal budgetary preschool educational institution Kindergarten 59; Position deputy head, Russian Federation, Kostroma

Abstract: The article is devoted to the study of the phenomenon of nonspecific reaction of the human body in response to various damaging influences in the process of professional activity. The factors contributing to the transition of stress into eustress and the necessary certain conditions for overcoming stress in a team of employees are considered. The purpose of the study was theoretical justification, identification of factors influencing the psychological health of team members under conditions of psychological stress and development of psychological recommendations for stress management in the organization. The subject of the study is determined - the influence of professional stress on the psychological health of employees. The object of the study is the psychological health of the organization’s employees. The empirical part presents reliable results of a theoretical psychological study of team members. The results of the study are described, namely: in the majority of the organizations studied there is no stress management system; Psychologically unfavorable are negative emotions that arise in situations of lack of information necessary for organizing professional activities; in the occurrence of psychological stress, the cognitive component associated with behavioral regulation predominates.
Keywords: stress; eustress; health; psychology; emotions; professional team; anxiety.

Правильная ссылка на статью
Цыба А.Б. Профессиональный стресс и его влияние на психологическое здоровье сотрудников коллектива // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 10 (99). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnyj-stress-i-ego-vliyanie-na-psikhologicheskoe-zdorove-sotrudnikov-kollektiva.html (Дата обращения: 30.10.2024)

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена состоянием психологического здоровья населения, в особенности сотрудников крупных организаций. Термин «психологическое здоровье» введен всемирной организацией здравоохранения, имеет разную интерпретацию с термином «психическое здоровье» и имеет три концептуальных уровня: высший уровень (креативность); средний уровень (адаптивность); низший уровень (дезадаптивность). Поскольку существует тесная связь между психикой и физическим состоянием человека, профессиональные стрессы могут привести к ухудшению здоровья, нарушению социального взаимодействия и др. Сотрудники, не имеющие психологических проблем, реже подвергаются влиянию негативных социальных факторов.

Профессиональный стресс оказывает значительное влияние на психологическое здоровье сотрудников коллектива. Дифференциация профессионального стресса достаточно сложна и в большинстве случаев весьма условна. Профессиональный стресс характеризуется отрицательными эмоциями, утомлением, астенией и эмоциональной напряженностью. При длительном протекании и интенсивности такие эмоциональные явления, как панические атаки, тревожность, фрустрация, внутренняя напряженность, неудовлетворенность работой, психологический дискомфорт, могут рассматриваться как психотическое последствие стресса.

Степень разработанности проблемы

Многие ученые уделяли большое внимание проблеме стресса в трудовой организации. Большой вклад в исследование стресса внес Ю.В. Щербатых. Ученый систематизировал факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс и факторы, эффективные при переходе стресса в эустресс. Инженерная психология указывает, что «…проблема контроля и предотвращения стресса в профессиональной деятельности связана с грамотным и ответственным управлении стрессами и снижении тенденции перерастания стресса в дистресс» [6].

Цель диссертационного исследования И.А. Мотивилиной заключалась в изучении особенностей динамики профессионального стресса у служащих организации в процессе организационных изменений и факторов. Определялся характер влияния нововведений на приобретение сотрудниками профессионального стресса. Автором выявлено: организационные изменения при реорганизации в организации влияют на субъективную комфортность, эмоциональные переживания сотрудников, адаптацию организма к возмущающим факторам, удовлетворенность содержанием профессиональной деятельности [1].

Авторы Т.М. Костина, Е.А. Филимонова выделяют следующие проблемы в сфере управления стрессом:

- разведение процессов профессионального стресса на составляющие части по категориям работников;

- наиболее высокий уровень профессионального стресса отмечается у молодых (вновь назначенных) руководителей;

- длительный высокий уровень профессионального стресса приводит к снижению эффективности деятельности персонала;

- стресс любой интенсивности у сотрудников приводит к снижению производительности труда и работоспособности;

- профессиональные стрессы могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам;

- профессиональные стрессы способствуют соматическим заболеваниям [7].

Трифонова Е.И. считает профессиональный стресс реакцией на сложную и, как кажется самому сотруднику, неразрешимую ситуацию. Эмоциональный дискомфорт, появляющийся в период стрессовой ситуации является следствием усталости и истощения. Автором выделены различные виды стресса: глубокий, умеренный, повседневный, которые по – разному влияют на психологическое здоровье, т.е. состояние, при котором сотрудник способен реализовать собственный потенциал, справляться с стрессами, продуктивно работать [2]. 

О.Л. Сафронова описала способы преодоления стресса и его последствий через развитие антистрессовых навыков и совладающего поведения. Для снижения уровня профессионального стресса автор предлагает сосредоточиться на урегулировании отношений между сотрудниками, повышении уровня управленческой компетентности менеджеров; формировании психологических и аутопсихологических компетенций у сотрудников, создание условий сопровождения адаптации для уменьшения симптомов стресса и др. [3]. 

Анализ научных источников позволил определить цель исследования - теоретическое обоснование, выявление факторов, влияющих на психологическое здоровье сотрудников коллектива в условиях психологического стресса и разработка психологических рекомендаций для управления стрессом в организации.

 Предмет исследования - влияние профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников.

Объект исследования – психологическое здоровье сотрудников организации.

В процессе исследования было выявлено существование следующих признаков профессионального стресса у сотрудников коллектива: поведенческие; эмоциональные; интеллектуальные; физиологические. Автор научной статьи В.М. Синишина поведенческие проявления стресса разделила на четыре группы: нарушение психомоторики; нарушение привычного образа жизни (труда и отдыха); профессиональные ошибки; конфликты и нарушение социально-ролевых функций.  Интеллектуальные изменения проявляются в изменениях когнитивной сферы. Физиологические проявления стресса по мнению автора влияют на всю соматику в целом. Эмоциональные проявления профессионального стресса касаются характеристик общего эмоционального состояния и психических новообразований [8].

Профессор Ю.В. Щербатых причинами производственного стресса относит вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные обстоятельства. К неблагоприятным условиям труда автор относит высокий темп деятельности, длительную работу, «рваный» темп деятельности, повышенную ответственность, значительные физические нагрузки, климатические условия. Научная ценность исследования Ю.В. Щербатых в том, что приводятся примеры профессиональных стрессов и описаны внутриличностные факторы профессионального стресса [6].

В качестве факторов профессионального стресса, влияющих на психологическое здоровье, были рассмотрены психологические модели стресса: генетически-конституциональная теория (основанная на психогенетике); модель предрасположенности к стрессу (зависимость наследственных факторов от профессиональных, внешних); психодинамическая модель (в основе лежит теория З. Фрейда о зарождении тревоги); междисциплинарная модель стресса (возникновение стресса под влиянием стимулов тревожности); теории конфликтов (причины стресса - это факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе); модель физиологического стресса Г. Селье (стресс как состояние организма, в основе которого лежат адаптивные и не адаптивные реакции); системная модель стресса (отражает понимание процессов управления поведением, адаптацией, самореализацией и т. п. на уровне системной саморегуляции; интегративная модель стресса (центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения) [4].

Авторы С. Гремлинг, С. Ауэрбах разработали практикум, включающий механизм влияния на стрессовую реакцию и стратегии преодоления стресса. Ценность рекомендации в ранжировании методик для каждого отдельного случая. по выбору наиболее эффективной из них для каждого конкретного случая [5].

Для достижения поставленной цели были разработаны психологические рекомендации для управления стрессом в организации, которые приведены в систему.

Рис. 1. Система управления профессиональным стрессом в организации

Для предотвращения и профилактики профессиональных стрессов были систематизированы научные знания, которые впоследствии приведены в систему (Рис.1). В систему входят следующие направления деятельности: цель - формирование единого подхода к профилактике и управлению профессиональным стрессом; психодиагностика физических, поведенческих проявлений и психического благополучия; психологическое методическое обеспечению оценки стрессовых симптомов; методы нейтрализации профессионального стресса; основные направления реализации методов и ожидаемый результат.

Психологическая диагностика может проводиться по следующим векторам:

- стратегический вектор психологического здоровья;

- творческий вектор психологического здоровья;

- семейный вектор психологического здоровья;

- Я-вектор психологического здоровья;

- просоциальный вектор психологического здоровья.

Практический психолог должен сосредоточиваться на предмете исследования и выявлять психологические причины профессиональных стрессов, те изменения, которые происходят в психике сотрудника. Профессиональный стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может быть различной - от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных психосоматических заболеваний.

Методы нейтрализации профессионального стресса желательно согласовывать с руководителем коллектива и применять их можно только с согласия сотрудника, основываясь на психологической этике.

Подбор методов осуществляется в соответствии с выявленными индивидуально-психологическими закономерностями проявления профессионального стресса.

Таким образом, профессиональный стресс по-разному может проявляться у сотрудников коллектива, что предполагает учета личностных особенностей сотрудников.

Предикторами развития профессионального стресса у сотрудников организации имеют значение, следующие характеристики личности: тип темперамента, акцентуации характера, особенности смысложизненных установок (отсутствие жизненных целей), возрастные особенности, особенности психики, социальное окружение, семейное положение и др.

Разработанная система управления профессиональным стрессом в организации имеет практическую значимость и может быть использована на предприятиях и в организациях. А использование принципов комплексного подхода к изучению профессионального стресса в процессе организационных изменений, расширяют научные представления о закономерностях его динамики и факторах, влияющих на его развитие.

 

 


Список литературы

1. Мотовилина, И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : Москва, 2003 174 c. РГБ ОД, 61:04-19/277
2. Трифонова Е.И. Влияние профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников организации // Экономика и социум. 2022. №10-1 с.101.
3. Сафронова О.Л. Технология управления профессиональным стрессом / О.Л. Сафронова // Труд и социальные отношения. – 2020. – № 2. – С. 123-127.
4. Мельникова, М.Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Гремлинг, Сандра Е. Практикум по управлению стрессом / Сандра Гремлинг, Стивен Ауэрбах; [Пер. с англ. А. Смирнов]. - СПб. [и др.] : Питер, 2002. - 235 с. : табл.; 21 см. - (Серия «Практикум по психологии»).; ISBN 5-318-00476-8

Список источников
6. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с: ил. - (Учебное пособие). - тверд. обл. ISBN 978-5-469-01517-8
7. Костина Т.М., Филимонова Е.А. Профессиональный стресс и его влияние на эффективность деятельности предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 10-3. – С. 426-432;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2507 (дата обращения: 16.10.2024).
8. Синишина В.М. Психологический анализ структуры стрессоустойчивости спасателей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n3/63809 (дата обращения: 16.10.2024)

Расскажите о нас своим друзьям: