Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 37.04

Дата публикации 30.04.2021

Профессиональное становление обучающихся в условиях университета

Рютина Лариса Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, Кафедра физической культуры и спорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г.Иркутск
Гаврилова Дарья Викторовна
студентка 5 курса, кафедра «Таможенное дело и правоведение», ФГБОУ Иркутский государственный университет путей сообщения, РФ, г.Иркутск, gavrllova@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются особенности профессионального становления обучающихся. Актуальность исследования обусловлена тем, что трудности, возникающие при выборе профессии, влияют на дальнейшее определение жизненных перспектив личности. В статье затрагиваются такие проблемы профессионального становления молодежи, как инфантилизм, неполные представления о мире профессий, отсутствие самостоятельности при осуществлении профессионального выбора, ориентация на социальный престиж профессии и т.д. Показано, что профессиональное становление необходимо рассматривать во взаимосвязи с воспитанием, образованием, нравственностью, а также – экономическими и социальными трансформациями современного общества. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины замены профессиональной деятельности – предпринимательской. Проанализированы и структурированы ключевые проблемы профессионального становления студентов. Выявлена и обоснована необходимость разработки мер по решению проблем профессионального становления обучающихся в современных социальных условиях.
Ключевые слова: обучающиеся, самоопределение, социализация, профессиональное становление

Professional development of student in a university setting

Ryutina Larisa Nicolaevna
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of Physical Education and Sport, Irkutsk state railway University, Russia, Irkutsk
Gavrilova Darya Victorovna
5th year student, Department of Customs and Law, Irkutsk state railway University, Russia, Irkutsk

Abstract: The article deals with the features of professional development of students. The relevance of the study is due to the fact that the difficulties encountered in choosing a profession affect the further definition of life prospects of the individual. The article deals with such problems of professional development of young people as infantilism, incomplete ideas about the world of professions, lack of independence in the implementation of professional choice, focus on the social prestige of the profession, etc. It is shown that professional formation should be considered in connection with education, education, morality, as well as economic and social transformations of modern society. This article attempts to reveal the main reasons for the replacement of professional activity-business. The key problems of professional development of students are analyzed and structured. Identified and justified the need to develop measures to address the problems of professional development of students in modern social conditions.
Keywords: students, professional formation, socialization, self-determination, students

Правильная ссылка на статью
Рютина Л.Н., Гаврилова Д.В. Профессиональное становление обучающихся в условиях университета // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnoe-stanovlenie-obuchayushhikhsya-v-usloviyakh-universiteta.html (Дата обращения: 30.04.2021)

Неотъемлемой частью развития человека является поддержание здоровья на высоком уровне в процессе обучения в университете. За счёт его укрепления достигается улучшение показателей не только физических, но и психологических и творческих. Занятия физкультурой неспроста считаются эффективным методом сохранения внутренних сил, необходимых для борьбы со старостью и болезнями.

Кто-то со временем приходит к тому, что постоянная физическая активность, действительно, является лучшим способом сохранения молодости, однако не стоит исключать вероятности того, что в ближайшем будущем, такой образ жизни будет нормой.

Психофизиологическая характеристика труда – это совокупность характеристик двух неразделимых показателей, отражающая насколько изменяются психофизические и физиологические системы внутри организма в процессе осуществления труда. У студентов нагрузка достаточно сильна, так как порой приходится совмещать в своей жизни различные сферы деятельности, такие как учёбу, работу, повседневную жизнь и много всего другого. Из-за такого напряжения в организме студентов порой возникают различные «смещения» не в лучшую пользу, обусловленные проблемами с распределением нагрузок. Следствием из этого обыкновенно является утомляемость, которая со временем переходит в более тяжелые стадии.

Целью является теоретический анализ аспектов высокой активности студентов в учебной деятельности. Ключевым условием, необходимым для достижения студентами высоких результатов в процессе подготовки, является сохранение высокой активности в учебной деятельности. От степени затрат студентами сил на обучение напрямую зависит его качество. Дополнительной трудностью в обучении являются существенные проблемы противоречий:

1) объём научной и учебной информации против времени, уделяемого на её изучение;

2) медленная скорость становления и постепенное развитие человека, как специалиста, против острого желания показать себя и самоутвердиться;

3) ограниченный набор предоставляемых знаний против стремления самостоятельного их выбора, зависящего от личных интересов.

Как и все другие противоречия, эти не являются исключением из числа тех, что влекут трудности. В данном же случае – эти трудности «наращивают» эмоциональное напряжение, которое не может не влиять на здоровье обучающихся. Одной из задач процесса обучения в нормальном темпе считается отслеживание эффекта влияния данных противоречий на студентов.

Обучающиеся в университете – группа с наиболее высокими показателями здоровья и интеллекта, по сравнению с другими группами людей. Часто изменяющиеся условия в жизни оказывают на эти показатели. К примеру, к таким условиям можно отнести семейно-бытовые, социальные и другие.

Ключевой потребностью в годы студенчества считается становление студента, как профессионала в своей сфере. Рост значения этой потребности также затрагивает и личность, непосредственно связывая рост личности и профессионализм. Это связано с тем, что выбор будущей профессии – основной путь, по которому идёт человек после школы, и именно в университете происходит формирование личности.

В процессе самоопределения личность формирует свой смысл жизни и определяет цели, которых необходимо достигнуть, и в момент, когда она готова к самостоятельному существованию, этот процесс можно считать завершившимся. На этом этапе личность способна осознавать всё происходящее вокруг, формировать свои желания, чувствовать свои слабости и различные наклонности, учитывать мнение общества. И поэтому выбор будущей профессии ощутимо влияет на все стороны развития этой личности, начиная условий в университете и заканчивая «призванием» в далёком будущем.

На стадии формирования профессионализма человек сталкивается с различными проблемами, к примеру, те же противоречия. Поэтому важно разграничить эти проблемы молодёжи, структурировать их и исследовать для определения комфортных условий профессиональной социализации и предотвращения неприятных исходов.

Личность самостоятельно определяет для себя, какое место в жизни занимает трудовая деятельность. На это оказывают существенное влияние цели, которые планируется достигнуть на протяжении жизни. Вся рабочая деятельность влияет на самоопределение в профессии. Все рабочие процессы, осуществляемые человеком, могут влиять на формирование конкретных суждений, касающихся конкретного занятия. Это может быть как обучение в университете, так и участие в строительстве по найму. Интерес может возникнуть неожиданно, и так же неожиданно угаснуть. В данной работе будут рассматриваться ключевые проблемы становления студента со стороны профессионализма.

Возраст обучающихся может быть разным, но в среднем он находится в промежутке 18-30 лет. Причём ближе к 21-22 годам одни из них могут только определяться с направлением будущей профессии, а другие в это же время могут быть в неё вовлечены и уже полноценно работать.

Если человеку предстоит прервать процесс обучения и начать трудиться, то такой исход будет считаться неблагоприятным, так как в будущем работник будет без квалификации. Без определения своей основной квалификации выбор работы впоследствии будет значительно сокращён. Такая тенденция в последнее время прослеживается в семьях с невысокими доходами – старшее поколение не всегда способно обеспечивать полноценное обучение, что «является результатом снижения уровня жизни населения»[8, с. 99]. Однако, имеют место быть и положительные исходы, когда трудовая деятельность с учёбой совмещается (к примеру, это может быть работа во внеучебное время, или заочное обучение). В таком случае влияние на профессиональное становление может значительно усилиться, так как обучающемуся будет представляться возможность изучения не только основной его специализации (в процессе обучения), но и иных (в процессе труда), что позволяет более глубоко погрузиться в процесс исследования работы, в то время как неработающие студенты будут обладать только поверхностными знаниями на данной стадии.

Ввиду того, что в процессе обучения личность ещё не является окончательно сформировавшейся, то можно судить о том, что она подвержена влиянию окружающего социума. Согласно словам А.В. Мантиковой, личность старшего школьника «в высочайшей степени подвержена прямому и косвенному воздействию разнообразных агентов влияния» [4, с. 42]. К таким агентам могут относиться абсолютно все каналы, с которыми так или иначе взаимодействует школьник: семья, телевидение, различные СМИ, школа и друзья, Интернет и многие другие. Необходимо также отметить, что данные каналы могут двояко влиять на формирование отношения к определённому объекту: с одной точки зрения – расширяется кругозор за счет открытости информации, с другой же – это может быть выражено или строго преподнесено в качестве мнения, которое может ввести в заблуждение.

Таким образом, за счёт внешнего влияния подросток способен определяться «не по своей воле», то есть без явного понимания преследуемых целей и осознания своих желаний, что впоследствии часто отражается на изменении направления своей деятельности. Как решение этой проблемы можно предложить более чёткое формирование видения своей будущей профессии у молодёжи за счёт повышения грамотности, которая позволит более умело оперировать различными инструментами в информационном пространстве, в том числе для развития умений по «сортировке» потока информации на негативные и позитивные, а также навыков по отграничению полезных сведений от ненужных.

Второй основной проблемой считается инфантильность молодого поколения, которое менее приспособлено к взрослой жизни и становлению. Окончание школы и выбор профессии – серьёзное решение, которое требует не менее серьёзных аргументов для его принятия. Так как в нынешних условиях выбор будущей профессии – это необходимость, то из этого следует вывод, что этому выбору подвержено преимущественное большинство. Опираясь на социальные исследования, в том числе и И.Н. Ананьевой, С.В. Морозовой, Ю.В. Олейникова, был сформирован результат, согласно которому нынешние подростки в меньшей степени желают принимать какие-либо решения и переходить на новый этап в своей жизни. Инфантилизм явно проявляется в социологических исследованиях, направленных на молодёжь как на социальную группу. Учёные говорят о глобальном явлении инфантилизма, которое встречается в современной социокультурной системе [7, с. 28].

Проблема берёт своё начало из изменения образа жизни с того, где формируются понятия ответственности, на более простые – у молодёжи и подростков попросту отсутствует самостоятельность, если сравнивать их с более старшим поколение. Ввиду отсутствия твёрдых перспектив им приходить жить «настоящим днём», не задумываясь о том, что их ждёт в будущем. Необходимости принятия решений на долгосрочный период нет, а значит и ответственности вместе с ней. Из этого следует, что область волевых выборов ограничивается только «знакомой» ответственностью, т.е. возникает желание принять что-то более простое, либо же подвергнуться решениям более опытных людей. Из-за этого, «не свой» выбор постепенно обретает черты нормального явления, что влечёт за собой низкую сопротивляемость различным манипуляциям, в том числе и в плане выбора профессии.

Именно по причине существования этой проблемы возникает необходимость в том, чтобы в школе подростки учились самостоятельно осуществлять выбор, опираясь на мнение и опыт старших в тех случаях, когда этот выбор стоит, действительно, непростой.

Модель обучения в России в настоящее время не всегда позволяет сделать выбор именно свободный, так как на это влияет несколько факторов, таких как стоимость обучения, сокращение бюджетных мест, а также необходимые проходные баллы. В таких случаях, поступающим приходится выбирать не желаемую профессию, а доступную, из-за чего полная профессиональная реализация значительно ограничивается в таких условиях. В результате этого, получив профессиональное образование, около 50 % молодёжи трудоустраиваются не по специальности [3, с. 70].

Нежелание связывания будущего со сферой, которую выбрать «пришлось», а не «захотелось», а также необходимость компетентности в этой сфере зачастую не позволяют полноценно реализовать желания личности вместе со своими предпочтениями в труде. И, исходя из условий ограниченного выбора, появляются основные предпосылки, влияющие на него – высокая зарплата и престижность. В 2017 основными направлениями, которые соответствовали этим требованиям, были профессии, связанные с новизной, такие как IT, инженерия, нанотехнологии, digital-маркетинг и другие [6, с. 93].

Однако профессии в этих областях не обеспечивают достижение успеха в них, если студент ко времени окончания университета не овладел знаниями и навыками в этой профессии, и у него не сформировалось влечение к ней. Согласно словам И.Н. Шерера, в возрасте, когда обычно заканчивается учебная деятельно «большинство молодых людей испытывают так называемый шок от реальности, связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте»[8, с. 100].

Помимо этого, существенное влияние оказывает рыночная система в экономической модели. Студентам всё больше приходится по душе предпринимательство, вместо обыкновенной профессиональной деятельности. Согласно исследованиям Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге, предприниматели в России занимаются своим делом, исходя из желания решить свои проблемы, связанные с деньгами. Степень различия данных проблем достаточно велика -  для кого-то это необходимость решить насущные вопросы, а кто-то занимается этим для достижения своих собственных целей. Первая причина преобладает, однако именно по этой причине в большей степени профессиональный и предпринимательский потенциал почти не реализуется  [1, с. 75]. Для молодёжи более важной целью является получение материального достатка как можно быстрее, нежели реализовать себя в профессиональном плане.

Получение материального достатка – одна из ценностей молодого поколения. Следовательно, можно судить о их важности в становлении личности. Л.Б. Шиляева писала, что весь спектр ценностей человека определяет его цели в жизни и направления в развитии. И для успешной реализации себя в какой-либо профессии, человек должен принимать труд именно в качестве ценностного ориентира, в качестве перспективного пути развития личности, умений, знаний. Такой подход позволит не только получать удовольствие от трудового процесса с осознанием того, что это не «тупиковая» ветвь, но и подходить к работе творчески, позволяя реализовать потенциал, а также привнести пользы в общество. «Зрелая личность должна обладать чувством долга перед выбранной профессией, трудовой активностью и понимать, что для больших достижений потребуется больше дополнительных усилий, и не бояться этого» [9, с. 26-28]. Но реальность значительно печальнее, и в настоящее время достаточно часто возникает проблема, когда труд не является ценностью для личности.

Современной молодёжи свойствен прагматизм, а также высокая степень озабоченности материальными проблемами. Как подчёркивают М.А. Матвиенко, К.Е. Егушев, наиболее актуальны следующие противоречия в молодёжной среде: молодому поколению одновременно присущи целеустремлённость и рассеянность, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и в то же время апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного [5, с. 1523].

Абитуриенты в результате анкетирования при исследовании факторов, представленных на рис.1, сталкивались с теми или иными трудностями, корректировали профессиональные цели или вовсе кардинально их меняли.

1– востребованность профессии на рынке труда (42%);

2– интерес к определенному роду деятельности (32%);

3– доходность профессии (12%);

4– позиция родителей (6%);

5– престижность профессии (5%);

6– пример родственников (2,6%);

7– другое (0,4%).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии

Данные рисунка свидетельствуют о неоднозначности выбора абитуриентов будущей профессии.

В процессе исследования профессионального самоопределения обучающихся выяснилось, что существует множество препятствующих факторов. Как правило, это поверхностное представление о профессиях, несамостоятельный и неосознанный выбор профессии под влиянием социального окружения, инфантильность современной молодёжи, выбор доступной, а не желаемой профессии, руководство исключительно престижностью профессии при отсутствии необходимых способностей, идеализирование будущей профессии, неготовность к трудностям и т.д. Учитывая вышесказанное, будет полезна разработка мер по созданию благоприятных условий для профессионального самоопределения молодёжи на этапе выбора профессиональной деятельности.

Исследование проблем молодого поколения с точки зрения профессионального самоопределения в настоящих условиях даёт наиболее наглядное представление направлений, с которыми необходимо работать окружающему личность людьми.

На сегодняшний день необходимо изучать особенности принятия решений, влияющих на профессиональное самоопределение молодёжи и разрабатывать различные программы, позволяющие донести информацию до абитуриентов, чтобы они могли полноценно и объективно оценить важность предстоящего выбора, ознакомиться с тонкостями и перспективами и в не «прогадать» с этим.


Список литературы

1. Грошев И.Л., Грошева Л.И. Развитие семейного молодёжного предпринимательства в условиях современной России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 24. – С. 75-77.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 2005. – 304 с.
3. Лутовина К.В. Почему выпускники вузов не работают по специальности // Молодой ученый. – 2017. – №36. – С. 69-72. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/170/45594/
4. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте // «Наука. Мысль: электронный периодический журнал». – 2016. - №9. – С. 38-42. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-lichnosti-v-starshem-pubertatnom-vozraste
5. Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1523-1525. — URL https://moluch.ru/archive/90/18759/
6. Мешкова Ю.О. Востребованные специальности в 2017 году // Научный вестник ЮИМ. – 2016. – №3. – С. 92-94. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/vostrebovannye-spetsialnosti-v-2017-godu
7. Ряполова Я.Н. «Проблемы профессионального самоопределения молодёжи в современных социальных условиях». Режим доступа: URL https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-molodyozhi-v-sovremennykh-sotsialnykh-usloviyakh.html
7. Шангаева Т.Н. «Профессиональное самоопределение молодёжи в современных условиях» Режим доступа: URL https://infourok.ru/professionalnoe-samoopredelenie-molodyozhi-v-sovremennih-socialnih-usloviyah-3586247.html
8. Олейников Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. 2014. №2. С.24-45.
9. Шерер И.Н. Проблемы занятости молодёжи на рынке труда // Известия ВГПУ. 2012.С. 99-103. URL https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-zanyatosti-molodezhi-na-rynke-truda
10. Шиляева Л.Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1. С.26-28.

Расскажите о нас своим друзьям: