Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 613.65

Дата публикации 30.04.2021

Исследование влияния физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему студентов среднего профессионального образования

Гришенков Александр Вениаминович
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия Крымский филиал, РФ, г. Симферополь, grishenkovav1962@mail.ru
Кормич Елена Витальевна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Российский государственный университет правосудия Крымский филиал, РФ, г. Симферополь, alena.kormich@gmail.com

Аннотация: Проблема снижения физической активности становится все более актуальной в связи с ростом цифровизации информационного пространства и сфер деятельности человека. Наиболее уязвимыми оказываются обучающиеся высших и средних заведений, использующие информационно-коммуникационные технологии в обучении и общении. Научная статья посвящается исследованию положительного влияния физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему, даются рекомендации по проведению занятий физической культурой по предотвращению резких перегрузок после длительного отсутствия двигательной активности.
Ключевые слова: студент, здоровье, физические нагрузки, физические упражнения, двигательная активность, перегрузка, артериальное давление, частота сердечных сокращений, пульс, эксперимент.

Research of the influence of physical activity on the cardiovascular system of students of secondary vocational education

Grishenkov Alexander Veniaminovich
senior teacher of the Department of General education, Russian State University of justice Crimean branch, Russia, Simferopol
Кormich Elena Vitalyevna
senior teacher of the Department of General education, Russian State University of justice Crimean branch, Russia, Simferopol

Abstract: The problem of reducing physical activity is becoming more and more urgent in connection with the growth of digitalization of the information space and areas of human activity. The most vulnerable are students of higher and secondary institutions who use information and communication technologies in teaching and communication. The scientific article is devoted to the study of the positive effect of physical activity on the cardiovascular system, recommendations are given for conducting physical culture classes to prevent sudden overloads after a long absence of physical activity.
Keywords: student, health, physical activity, physical exercise, physical activity, overload, blood pressure, heart rate, pulse, experiment.

Правильная ссылка на статью
Кормич Е.В., Гришенков А.В. Исследование влияния физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему студентов среднего профессионального образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-vliyaniya-fizicheskikh-nagruzok-na-serdechno-sosudistuyu-sistemu-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.04.2021)

Современные технологии, с одной стороны, значительно облегчили труд человека, но, с другой стороны, резко снизилась его общая физическая активность. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии заняли прочное первенство в работе и досуге, перевели формы деятельности в виды, приводящие к малоподвижному образу жизни. Неправильное положение тела приводит к нарушению расположения внутренних органов, что планомерно ведет к нарушению здоровья в целом.

Качественное изменение окружающего пространства несет не только положительные преобразования в повседневной жизни человека. Наряду с ними выступают и неблагоприятные факторы быстро изменяющегося мира. В том числе нервные и физические перегрузки, стрессы, влияние экологии, психологические нарушения, связанные с ускоряющимся ритмом жизни. Все это ведет к нарушениям обменных процессов, сердечно-сосудистой системы. [1]

По статистическим данным, практически 80% населения подвержены гиподинамии. Механизация труда, развитие транспортной системы, автоматизация производства снизили двигательную активность человека. Еще больше увеличили этот показатель условия, которые внесла пандемия коронавирусной инфекции COVID-19   и ее последствия, длящиеся уже больше года. У студентов высших и средних образовательных учреждений очное образование перешло в дистанционный формат. При онлайн обучении ведущей стала умственная деятельность, обучающиеся вынуждены постоянно использовать различные виды компьютерной техники, что привело к ограничению физической активности. Отсутствие каких-либо физических нагрузок, постоянное положение сидя, меняющее осанку, оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему (ССС)- ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. [2]

Однако, при всех отрицательных сторонах объективной реальности, существует более опасная проблема. При возвращении к традиционной форме обучения как возобновившиеся нагрузки на занятиях по физической культуре окажут влияние на организм в целом и на ССС в частности? Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью критичного подхода к организации физических нагрузок на занятиях со студентами после достаточно длительного отсутствия систематической двигательной активности в результате карантинных мер при пандемии инфекционного заболевания. На актуальность темы указывает такой фактор, как важность формирования экономической и социокультурной мотивации быть здоровыми не только у подрастающего поколения, но и у общества в целом, определенной в Концепции развития системы здравоохранения РФ до 2020 г. [3]

Цель исследования: определение средств и методов регулирования физической нагрузки на ССС по профилактике перегрузок обучающихся на занятиях по физической культуре при возвращении на очное обучение после длительного ограничения двигательной активности в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, эксперимент, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД) в начале эксперимента, в течение эксперимента и после его окончания, сбор и анализ статистических данных.

Более полувека проводятся исследования в области физической активности и ее профилактической значимости. Первоначально исследовалась реакция сердечно-сосудистой системы на предельно возможные нагрузки. Следующим этапом, а в дальнейшем одним из основных, стало рассмотрение адаптационных мер по профилактике перегрузок как в спорте, так и на занятиях в образовательных учреждениях. Методы определения интенсивности и длительности физических упражнений менялись на протяжении всего этого времени начиная от дневников наблюдений и различного вида опросников до современных мобильных устройств. Вместе с этим менялись и методические рекомендации. Рекомендации Всемирной организации здравоохранения 2010 года, на сегодняшний момент, являются всемирно признанными. Однако, многие вопросы остаются нерешенными, в том числе, вопросы, связанные с физической активностью обучающихся образовательных организаций, применяющих дистанционные формы обучения.

Любая физическая нагрузка, даже самая небольшая, ведет к учащению пульса и повышению артериального давления. Если человек систематически занимается физическими упражнениями, его сердце легче адаптируется к нагрузкам и быстрее восстанавливается после них. Оценить качество функционирования ССС можно с помощью измерения ЧСС, АД. Анализ изменения АД показывает, насколько правильно выполнены тренировочные упражнения, помогает оценить эффективность тренировки и, если необходимо, внести коррективы в количество и качество выполняемых физических упражнений.  Показатели измерения дают возможность объективно оценить способность восстановления сердечной мышцы. Такие наблюдения являются доступными средствами контроля работы ССС и позволяют индивидуально подбирать интенсивность нагрузки каждому студенту или группе студентов с аналогичными показателями здоровья. [4]

Для исследования были взяты статистические данные, полученные в результате работы со студентами первого курса, получающих среднее профессиональное образование (СПО). Студенты составили генеральную совокупность. Возрастной период данной группы 15-16 лет. Из этой совокупности были взята выборка. Она является репрезентативной, (представительной), так как любой первокурсник имел равную вероятность по отношению к другим быть отобранным в выборку. Для обеспечения репрезентативности был использован метод случайного отбора. Объем выборки 35 человек. Студенты экспериментальной группы кроме учебных занятий физической культурой в образовательном учреждении, занимались дополнительно, причем физические нагрузки организовывались по нарастающей интенсивности. [5]

Время: эксперимента-учебный год. АД и ЧСС были измерены в начале эксперимента и по окончании. Данные представлены ниже в Таблице 1.

На основе анализа научно-методической литературы, с целью развития динамики изменения состояния здоровья обучающихся на дополнительных занятиях использовалась серия физических  упражнений, направленных, прежде всего, на развитие общей и специальной выносливости, повышение уровня общей физической подготовки средствами легкой атлетики, спортивных игр, оздоровительной и атлетической гимнастики. [6,с.45-72]

Основные тренировочные средства:

  1. Легкая атлетика
  1. Ходьба, в том числе спортивная ходьба (с увеличением частоты шагов до максимальной).
  2. Медленный бег (или прыжки со скакалкой в среднем темпе);
  3. Бег на 30, 60. 100 метров; бег на 400, 800 метров (девушки); 800. 1500 метров (юноши).
  4. Ходьба и бег со строго дозированным дыханием 1 км (например, бег 200 метров: 2 шага вдох, 2 шага выдох + ходьба 200 метров: 4 шага-вдох, 3 шага-выдох) в среднем темпе.
  5. Общеразвивающие упражнения на гибкость.
  6. Прыжковые упражнения.
  1. Спортивные и подвижные игры:
  1. Баскетбол.
  2. Волейбол.
  3. Эстафетный бег с различными элементами.
  1. Элементы атлетической гимнастики:
  1. Упражнения с небольшими отягощениями.
  2. Упражнения на тренажерах.

Все занятия разбиты на недельные микроциклы. На первом занятии использовался метод повторного упражнения, способствующего развитию скоростных силовых способностей. Работа-отдых варьировались в зависимости от тренировочного эффекта нагрузки, проверяемого измерением ЧСС.

Второе занятие микроцикла проводилось по типу круговой тренировки, с использованием метода интервального упражнения. На данном этапе основное внимание уделялось развитию выносливости.

На третьем занятии, с использованием тренажеров и небольших отягощений, сначала выполнялись упражнения для основных мышечных групп, далее- для определённых. Силовые упражнения сопровождались постепенным увеличением отягощений и количества подходов.

Такое разграничение физической активности способствовало адаптации организма к постепенному увеличению нагрузки на все системы органов, ускорить темп физической подготовленности обучающихся. [7]

АД и ЧСС были измерены в начале эксперимента и по окончании.

Данные измерения АД приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Данные в начале эксперимента и по окончании

 

Измерение артериального давления

в начале эксперимента

в конце эксперимента

всего

пониженное

повышенное

нормальное

пониженное

повышенное

нормальное

35чел

7

5

23

2

1

32

Доли пониженного, повышенного и нормального давления у студентов выбранной группы найдены по формуле:

Не менее важным фактором, оценивающим состояние сердечно-сосудистой системы, является частота сердечных сокращений и пульс. В ходе эксперимента, на различных этапах занятий по физической культуре у студентов экспериментальной группы проводились соответствующие измерения. В начале учебного года показатели колебались: от 61 до 82 ударов в минуту пред занятием, от 153 до 174 ударов в минуту в середине занятия и от 75 до 92 ударов в минуту после отдыха и в конце учебного года- от 51 до 61, 119-150 и от 63до72 ударов в минуту в соответствующие периоды измерения. [9]

Проанализировав результаты, полученные в ходе эксперимента, определено положительное влияние физических нагрузок на ССС на данную группу студентов СПО. У нетренированных людей очень часто для нормализации дыхания, частоты сердечных сокращений или артериального давления уходит довольно много времени. Выполнение физической нагрузки повышает эффективность работы сердечно-сосудистой системы в виде увеличения ударного объема сердца и частоты сердечных сокращений. При прекращении нагрузки в достаточно короткие сроки сердечно-сосудистая система возвращается в норму.

Следует подчеркнуть, что в условиях длительного отсутствия двигательной активности, что имело место в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, резкое повышение физической нагрузки может оказать негативное воздействие на организм человека. Надо отметить, что в начале эксперимента у некоторых студентов наблюдались временная потеря сил, веса, боли в мышцах, головная боль. Поэтому очень важно правильно выбирать методику физических занятий и дозировку физических упражнений для предотвращения перегрузок сердечно-сосудистой системы. [10] Тренировочный эффект любого упражнения должен быть пропорционален его продолжительности и тяжести, развиваться с разной скоростью в разных органах. Нагрузки должны наращиваться постепенно. Темп выполнения упражнений выбираться с учетом тех органов, на которые физические нагрузки оказывают влияние медленнее. Движения должны быть достаточно однотипными, циклическими, равномерно распределенными, которым можно задавать определенный темп или менять его при возникающей необходимости. [11]

Методика проведения занятий должна включать в себя:

  • принцип дифференцированного обучения с учетом уровня состояния здоровья студентов и физической подготовленности;
  • принцип регулярности занятий, уделяя большее внимание в процессе обучения использование различных форм самостоятельных и внеаудиторных занятий физическими упражнениями.

Следует значительно повысить объем занятий общей физической подготовки, отдавая предпочтение повышению уровня общей выносливости. Необходимо чаще и разнообразнее проводить занятия на свежем воздухе, используя оздоравливающие и закаливающие факторы внешней среды. 

Максимально дифференцированный подход к дозированию физических упражнений оградит от применения недостаточных или чрезмерных, опасных для здоровья, нагрузок. Измерение артериального давления и пульса после определенных комплексов упражнений позволит своевременно выявить соответствие применяемой нагрузки функциональному состоянию не только сердечно-сосудистой системы, но и других систем органов студентов.


Список литературы

1. Кострыкина, Е. Е.Гребенчук, М. В.Ларченко, И. И. Цедрик, М. В. Аспекты влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую систему [Электронный ресурс]: Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1–2 нояб. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. А. Коледа (гл. ред.) [ и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 534-538. http://elib.bsu.by/handle/123456789/217006
2. Нуруллаева А.И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии // Скиф. 2020. №5-1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-distantsionnogo-obucheniya-na-samochuvstvie-studentov-vo-vremya-pandemii (дата обращения: 15.03.2021).
3. Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года //
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации : офиц. сайт. — 2009. —URL: https://www.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 18.03.2021).
4. Зверев А.А., Зефиров Т.Л. Статистические методы в биологии: учебно-методическое пособие / Казань, КФУ, 2013. - 42 с.
5. Быков, Е. В. Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта/Быков Е. В., Петрушкина Н. П., Коломиец О. И., Симонова Н. А. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-pri-organizatsii-nauchnyh-issledovaniy-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta (дата обращения: 01.04.2021).
6. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов: учебное пособие / Т. Н. Шутова, О. В. Везеницын, Д. В. Выприков, Г. С. Крылова, И. М. Бодров, Д. А. Кокорев, А. Г. Буров; под ред. д-ра ист. наук И. В. Яблочкиной, Г. Б. Кондракова. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – 108 с. ISBN 978-5-7307-1073-3
7. Губернаторов А. А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентами на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-fizkulturno-ozdorovitelnyh-zanyatiy-so-studentami-na-osnove-prioritetnogo-ispolzovaniya-atleticheskoy-gimnastiki-i (дата обращения: 30.04.2021).
8. Корниенко, В.С. К 67 Математическая статистика. Решение задач по теме: «Проверка статистических гипотез». Методическая разработка [Текст] /В.С. Корниенко; Волгогр. гос. с.-х. акад. Волгоград, 2010. 68 с. факультета менеджмента Москва – 2011
9. Теплухин, Е. И. Развитие индивидуальных показателей студента средством ОФП на занятиях физической культурой /Теплухин Е. И., Теплухина К. Е., Мухаметов Н. Ш. // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-individualnyh-pokazateley-studenta-sredstvom-ofp-na-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 20.03.2021).
10. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 195-200; [Электронный ресурс]. – URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38056 (дата обращения: 04.12.2020).
11. Теплухин, Е. И. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему студентов СГУГиТ /Теплухин Е. И., Колесников В. И., Крыжановская О. О. // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih-uprazhneniy-na-serdechno-sosudistuyu-sistemu-studentov-sgugit (дата обращения: 20.03.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: