Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 378.146

Дата публикации 30.04.2021

Оценивание как фактор повышения мотивации на начальном этапе заочного обучения

Вилкова Людмила Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, plymouth@inbox.ru
Грибова Полина Николаевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, polinagri2020@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема оценивания обучающихся на начальном этапе (1-2 курсы) заочной формы обучения. Выделяются и описываются педагогические условия, при которых процесс оценивания становится мотивирующим. Особое внимание уделено педагогическому эксперименту, проведенному на основе анализа данных эмпирических методов, с учетом специфики заочной формы обучения и нового понимания феномена «оценивание». Обобщение результатов констатирует снятие трудностей, связанных с процессом оценивания, положительное влияние созданных условий не только на мотивационную составляющую, но и на процесс обучения, оценочную самостоятельность и вовлеченность обучающихся в процесс оценивания, результаты обучения.
Ключевые слова: оценивание, мотивация, заочное обучение, условия, оценочная самостоятельность.

Assessment as a factor of an increase of motivation at an early stage of distance learning

Vilkova Lyudmila Vladimirovna
Cand. Sci (Pedagogics), Associate professor at the Department of English Philology, Nizhny Novgorod Linguistics University named after N.A. Dobrolyubov
Gribova Polina Nikolaevna
Cand. Sci (Philology), Associate professor at the Department of English Philology, Nizhny Novgorod Linguistics University named after N.A. Dobrolyubov

Abstract: This article is devoted to the problem of assessment of students at an early stage of distance learning. Pedagogical conditions that make the process of assessment motivating are singled out and described. A special attention was paid to pedagogical experiment that was carried out on the basis of the analysis of the data of the empirical methods, taking into account the specifics of the correspondence form of study and a new interpretation of the phenomenon of assessment. The generalization of the results states the removal of difficulties associated with the assessing process, the positive impact of the created conditions not only on the motivational component, but also on the learning process, assessing independence and involvement of students in the assessment process, learning outcomes.
Keywords: Assessment, motivation, conditions.

Правильная ссылка на статью
Вилкова Л.В., Грибова П.Н. Оценивание как фактор повышения мотивации на начальном этапе заочного обучения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenivanie-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-na-nachalnom-etape-zaochnogo-obucheniya.html (Дата обращения: 30.04.2021)

  Изменение целей образования повлекло за собой переосмысление роли системы оценивания учебных достижений обучающихся. На первый план выходят такие функции как корректирующая, развивающая, предугадывающая, ориентирующая, стимулирующая, воодушевляющая на достижение новых целей. Оценивание превращается в мотивирующий инструмент. Именно  такое оценивание необходимо студентам и задача преподавателя реализовать этот потенциал оценивания. Студенты заочной формы обучения сознательно выбирают способ обучения, целенаправленно получают образование, где превалирует самостоятельная работа и на данном этапе онлайн обучение. На протяжении долгого времени результаты своей деятельности они оценивают самостоятельно и надеются на мнение специалиста. Несовпадение результатов оценивания является деструктивным моментом и снижает мотивационную составляющую их работы, выдвигая на первый план совершенно другие мотивы обучения.  Необходимость обращения к оцениванию как к мотивирующему фактору особенно при полном переходе на онлайн обучение студентов заочной формы обучения и недостаточная разработанность этого вопроса предопределяет актуальность темы. Цель статьи - определить условия, при которых оценивание становится мотивирующим при обучении студентов онлайн заочной формы обучения.

Анализ педагогической литературы показывает, что на современном этапе оценивание предстает как средство преобразования его субъектов; вектор, определяющий направления движения; способ коррекции; инструмент повышения качества образовательных результатов; механизм, обеспечивающий преподавателя информацией для совершенствования преподавания; процесс, запускающий обратную связь; диагностика проблем обучения; средство формирования обратной связи [1; 2; 3; 4]. Очевидно, что в практическом применении это означает непрерывность, системность, гибкость, множественность, естественность, прозрачность, самооценивание. В практическом применении это процесс взаимодействия обучаемого и обучающегося, предупреждение ошибки и обучение на ошибках, поощрение  выхода за пределы программы и стандартов, самооценивание, самостоятельное, осознанное определение своих пробелов и оценивание процесса движения к результату [5; 6; 7].  Все указывает на мотивирующий характер оценивания, но воплощение этого в процесс обучения требует определенных условий. Для достижения намеченной цели использовались такие эмпирические методы как анкетирование обучающихся, наблюдение, обсуждение изучаемого вопроса с обучающимися и педагогический эксперимент.

Обобщение результатов проведенного анкетирования студентов 1 -2 курсов заочного обучения, возраст которых варьируется от 18 до 37 лет, показало, что цели не всегда понятны студентам (76%) или на них не обращают внимания (81%); критерии оценивания как письменных работ так и устных ответов не известны (80%); задания слишком легкие, слишком трудные (54%); есть много вопросов, которые они хотели бы обсудить с преподавателями (65%); обратная связь не удовлетворяет (63%); не думают об организации работы  распределения времени (71%); считают, что их может оценить только специалист и просто надеются, что выполнили все правильно (77%). Преподаватель ассоциировался с руководством, контролем, учением и оцениванием т.е. его деятельность соответствовала информационно-обучающей и контрольно-оценочной функций. Кроме того, проведенные наблюдения констатировали отсутствие у обучающихся оценочной самостоятельности. Обучающиеся не всегда согласны, что оценивание на занятии отражает их реальные знания (32%); они анализируют, за что получили плохую оценку (91%); озабочены, когда их долго не оценивают (90%); растеряны, когда не понимают, почему их усилия так низко оценены (38%) , выясняют причину, что нередко приводит к обострению отношений между педагогами и обучающимися (38%). Очевидно, что такое оценивание способствовало снижению мотивации, выдвигая на первое место иной мотив – получение диплома любой ценой.

На основании полученных данных были выработаны условия, устраняющие вышесказанные трудности, снижающие деструктивную составляющую процесса оценивания и способствующие повышению (сохранению) мотивационной составляющей обучения/оценивания, и предложены группам, участвующим в эксперименте:

- правильно поставленные и четко сформулированные цели контрольных заданий служат ориентиром для обучающихся и критерием отбора содержания учебного материала для преподавателей;

- перевод целей в измеряемые результаты обучения дает студентам представление о том, как они будут демонстрировать свои достижения, приобретенные умения и навыки, т.е. их эмпирическое подтверждение;

- четко описанные критерии заданий, заранее обсуждаемые на предыдущих сессиях, помогают определить правильность/неправильность своих действий, не прибегая к посторонней помощи, т.е. делают их «независимыми» в оценивании своей деятельности. Совместное обсуждение критериев предоставляет возможность обучающимся сочувствовать сопричастность к процессу оценивания;

- комментарии ответов – обратная связь – выраженные не в исправлении, а в указании области ошибки, заставляют студентов самим определить и задуматься над решением проблемы, а указание привести примеры использования данного феномена в другой ситуации приглашает к продуктивному диалогу;

- выставленные задания разных уровней – пороговый, высокий и повышенный – направлены на овладение необходимыми компетенциями студентам разных уровней подготовки, где пороговый уровень для студентов, испытывающих трудности при изучении того или иного материала (темы) -   тренировочный, высокий - для обязательного выполнения всеми обучающимися и получения запланированного результата; повышенный - предполагает выход за пределы обязательных результатов обучения (по желанию студентов);

- упражнения по оценочной самостоятельности - это подготовка к осознанным, систематическим, оперативным, инициативным действиям по осуществлению контроля и оцениванию своей деятельности в условиях самостоятельного обучения и отсутствия постоянного консультирования со стороны преподавателя;

- введение Assessment List с фиксацией оценивания всех видов работ в динамике в течение 1 и 2 курсов наглядно демонстрирует динамику результатов достижений всех видов деятельности;

- выстраивание субъект-субъектных отношений необходимы для создания атмосферы сотрудничества и взаимодействия, особенно важно на младших курсах, когда идет привыкание к новой форме обучения и общения, что непосредственно влияет на взаимоотношения и мотивацию;

- распределение заданий в течение семестра предлагалось по желанию, для решения проблемы правильной организации своей работы - распределение времени на выполнение всех заданий. Студенты высылали часть заданий в течение семестра;

- консультирование  в течение семестра также предлагалось по желанию, для решения вопросов вызывающих трудности.

Обобщение полученных данных наблюдений, повторного анкетирования, позволило констатировать решение проблем, связанных с целями, критериями, разноуровневыми заданиями (100%), удовлетворение комментариями и обратной связью (82%), переводом целей в измеряемые результаты (80%);  положительный эффект упражнений по оценочной самостоятельности (67%); введением Assessment List (85%); консультированием и выполнением части заданий во время семестра воспользовались  60% студентов;  несовпадение результатов оценивания преподавателем и студентом отметили 3%. Из вышеуказанного следует, что такое оценивание оказало влияние на мотивационный аспект, который имеет решающее значение для активации таких процессов, как мышление, восприятие, понимание и усвоение материала, что подтверждено 89% участников эксперимента.

Таким образом, создание вышеуказанных условий для студентов младших курсов заочной формы обучения предоставило возможность осуществлять и отслеживать процесс оценивания, получения запланированных результатов, сделать его «прозрачным», что оказало позитивное отношение не только на мотивационную составляющую, но и на процесс обучения, результат, вовлеченность обучающихся в оценочную деятельность, оценочную самостоятельность студентов и заинтересованность в дальнейшем обучении. 

 


Список литературы

1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: практ. рук-во для учителя / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
2. Семенчук Л.В. Педагогическая оценка как стимул для учащегося. Эффективность педагогической оценки // Школьная педагогика. 2017. №3. С. 6-8. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2694/
3.Бершадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования / М.Е. Бершадский // Педагогическая диагностика. – 2013. – № 1. – С. 76-88.
4 Therese N. Hopfenbeck (2020) Making feedback effective, Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 27:1, 1-5, To link to this article: https://doi.org/10.1080/0969594X.2020.1728908
5. Голубовская Е.А. Динамическое оценивание как фактор влияния на развитие мотивации в обучении иностранному языку (опыт обучения говорению) / Е.А. Голубовская // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сборник научных трудов / Российский университет дружбы народов; Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2016. – С. 74-84.
6. Хамова С.Н. Оценка как один из стимулов самостоятельной работы студентов высшего учебного заведения / С. Н. Хамова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-1. – С. 250-254.
7. Якушева Г.И. Формирующее оценивание как инструмент повышения мотивации обучающихся / Г.И. Якушева, А.В. Дружинина // Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: Международная научно-практическая конференция, Оренбург, 19–20 марта 2020 года. – Оренбург: Экспресс-печать, 2020. – С. 309-316.

Расскажите о нас своим друзьям: