Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 23.11.2016
Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие молодого ученого
Мухаметшина Юлия Асгатовна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск
Савина Екатерина Сергеевна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск
Аксёнова Людмила Николаевна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск
Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы самоопределения молодого ученого. Приведено финансирование данной отросли из федерального бюджета.
Ключевые слова: ученый, профессия, самоопределение, развитие, возможности
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk
Abstract: The article deals with the basic problems of self-determination of the young scientist. Powered financing of the federal budget from growing back.
Keywords: scientist, occupation, self-development opportunities
Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие играют одну из самых главных ролей в жизни каждого человека. От этого зависит не столько даже выбор будущего, сколько реализация выбранного пути. Ведь одно дело – выбрать для себя профессию ученого и совсем другое – действительно им стать и добиться успехов в этом деле.
С тем, что профессия ученого является одной из наиболее сложных, наверное, согласится каждый. Можно выучиться, к примеру, на продавца и уже на следующий день встать на кассу. А вот получить высокое и почитаемое звание ученого не так просто. Для этого мало получить высшее образование. Сначала необходимо определиться с областью науки, сопоставив свои желания со своими возможностями. Важно понимать, что можешь именно можно привнести нового в выбранную сферу, иметь для этого определенные качества и какие-то идеи. Не представляя четко, что конкретно хотите получить от своей профессии, на что именно направить свои усилия или занимаясь всем понемногу, вряд ли чего-либо можно добиться. Да и просто-напросто без предварительного самоопределения и определенных замыслов в конкретной сфере, ни о каком ученом звании и речи идти не может. Однако, самоопределение молодого ученого – это еще только полбеды. Настоящую сложность представляет непосредственно само профессиональное развитие.
В мире, где, казалось бы, все, что только можно придумать, уже придумано до тебя, трудно изобрести что-то новое, прославив тем самым себя как ученого и проложив себе верную дорогу в профессиональное будущее. Колесо, радио, телефонную связь, роботов и всевозможные гаджеты изобрели уже несколько лет и даже несколько веков назад. У современного человека благодаря некоторым гениям сегодня есть все, что необходимо для комфортного существования. Более того, даже вывести какие-то новые виды растений или животных уже практически не представляется возможным, все существующее вокруг, уже давным-давно всем известно. Но это также только одна из проблем, поскольку даже если вдруг ученого и посетит сегодня какая-либо гениальная мысль, ее воплощение в реальность может быть весьма непростым. Средства для реализации своих замыслов ученым найти довольно затруднительно. Финансирование научной отрасли из федерального бюджета, как известно, оставляет желать лучшего. Если еще в недалеком 2013 году на науку приходилось 2,6% из федерального бюджета, то в текущем году эта доля составляет уже всего 1,9%. Приблизительно доля расходов на эту сферу деятельности в 2016 году составляет 300 миллиардов рублей, что значительно меньше, чем финансирование предыдущих лет и еще меньше, чем того требует сама наука. Приобретение необходимых для этого материалов, проведение каких-либо опытов или экспериментов и непосредственно само изготовление задуманного обходится недешево, притом, что гарантии на то, что опыт пройдет успешно, как правило, никакой нет. В науке всегда существует риск того, что затраченные на дело средства не оправдаются. Сколько подобных случаев, когда приходилось повторять опыт за опытом, каждый раз внося какие-то изменения и что-то переделывая прежде, чем получить то, что нужно, знает история! А сколько надежд и идей так и остаются неоправданными? Кроме того, в среде ученых к молодым специалистам отношение складывается не очень доверительное.
Как сфера деятельности довольно-таки серьезная и ответственная, наука не с особой охотой принимает к себе молодых ученых. Как и повсюду, здесь также среди набравшихся уже профессионального опыта ученых, считающих, что только они способны действительно что-то совершить, открыть миру что-то новое и необычное, сложилось мнение, что молодые ни на что дельное не способны, а тем более в такой необыкновенно сложной отрасли, как наука. Довольно сложно пробиться сквозь эту стену недоверия и предвзятости. Только доказав на деле свою ученость можно завоевать уважение и получить некое негласное разрешение на осуществление дальнейшей деятельности в области науки, стать частью сообщества ученых. Поэтому если с самоопределением молодого ученого связано только желание и возможности, то для профессионального развития требуется куда больше различных личностных качеств от целеустремленности до упорства, от конкретного осознания своих задач до настойчивого осуществления их решений, а кроме того аналитический склад ума, неординарный подход к делу, изобретательность и решительность. Потому сегодня молодому ученому приходится, можно сказать, бороться за свое звание и отстаивать свои права на занятие наукой.
Как видно из всего вышеизложенного, путь от профессионального самоопределения до профессионального развития молодого ученого довольно длинный и очень не простой. Если еще несколько десятков лет назад за учеными умами стояло будущее, поскольку в новых изобретениях была серьезная потребность, то сегодня ученым за свое существование необходимо сражаться, доказывая миру свою нужность и полезность, ломая голову, где раздобыть необходимые для осуществления своего замысла средства, да и просто раздумывая над тем, чем бы еще удивить народ, который уже имеет все, что ему нужно. Со всеми этими и многими другими трудностями связано профессиональное развитие, поэтому далеко не все молодые специалисты, даже вошедшие в ряды ученых, действительно добиваются каких-то успехов в этой сфере. Многие, разочаровавшись, вынуждены покинуть науку, направив свои знания и умения в другое русло. Остаются только самые стойкие, абсолютно точно знающие, чего они хотят и каким образом будут этого добиваться, несмотря ни на что. Именно поэтому сегодня среди ученых так мало молодых людей, получивших признание и по праву зовущихся молодыми учеными, но, тем не менее, такие есть.
Список литературы
1. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/ Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова//Вопросы психологии.-2001.-№ 5- с.91–96.
2. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499.
3. Филиппова Н.К. Проблемы профессионального становления молодых ученых // Вестник Бурятского государственного университета.- 2009- №4.Режим доступа- http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnogo-stanovleniya-molodyh-uchenyh-na-primere-aspirantury-irgtu