Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 37

Дата публикации 23.11.2016

Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие молодого ученого

Мухаметшина Юлия Асгатовна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск
Савина Екатерина Сергеевна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск
Аксёнова Людмила Николаевна
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Челябинск

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы самоопределения молодого ученого. Приведено финансирование данной отросли из федерального бюджета.
Ключевые слова: ученый, профессия, самоопределение, развитие, возможности

Professional self-determination and professional development of a young scientist

Mukhametshina Yuliya Asgatovna
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk
Savina Ekaterina Sergeevna
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk
Aksenova Ludmila Nikolaevna
South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk

Abstract: The article deals with the basic problems of self-determination of the young scientist. Powered financing of the federal budget from growing back.
Keywords: scientist, occupation, self-development opportunities

Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие играют одну из самых главных ролей в жизни каждого человека. От этого зависит не столько даже выбор будущего, сколько реализация выбранного пути. Ведь одно дело – выбрать для себя профессию ученого и совсем другое – действительно им стать и добиться успехов в этом деле.

С тем, что профессия ученого является одной из наиболее сложных, наверное, согласится каждый. Можно выучиться, к примеру, на продавца и уже на следующий день встать на кассу. А вот получить высокое и почитаемое звание ученого не так просто. Для этого мало получить высшее образование. Сначала  необходимо определиться с областью науки, сопоставив свои желания со своими возможностями. Важно понимать, что можешь именно можно привнести нового в выбранную сферу, иметь для этого определенные качества и какие-то идеи. Не представляя четко, что конкретно хотите получить от своей профессии, на что именно направить свои усилия или занимаясь всем понемногу, вряд ли чего-либо можно добиться. Да и просто-напросто без предварительного самоопределения и определенных замыслов в конкретной сфере, ни о каком ученом звании и речи идти не может. Однако, самоопределение молодого ученого – это еще только полбеды. Настоящую сложность представляет непосредственно само профессиональное развитие.

В мире, где, казалось бы, все, что только можно придумать, уже придумано до тебя, трудно изобрести что-то новое, прославив тем самым себя как ученого и проложив себе верную дорогу в профессиональное будущее. Колесо, радио, телефонную связь, роботов и всевозможные гаджеты изобрели уже несколько лет и даже несколько веков назад. У современного человека благодаря некоторым гениям сегодня есть все, что необходимо для комфортного существования. Более того, даже вывести какие-то новые виды растений или животных уже практически не представляется возможным, все существующее вокруг, уже давным-давно всем известно. Но это также только одна из проблем, поскольку даже если вдруг ученого и посетит сегодня какая-либо гениальная мысль, ее воплощение в реальность может быть весьма непростым. Средства для реализации своих замыслов ученым найти довольно затруднительно. Финансирование научной отрасли из федерального бюджета, как известно, оставляет желать лучшего. Если еще в недалеком 2013 году на науку приходилось 2,6% из федерального бюджета, то в текущем году эта доля составляет уже всего 1,9%. Приблизительно доля расходов на эту сферу деятельности в 2016 году составляет 300 миллиардов рублей, что значительно меньше, чем финансирование предыдущих лет и еще меньше, чем того требует сама наука. Приобретение необходимых для этого материалов, проведение каких-либо опытов или экспериментов и непосредственно само изготовление задуманного обходится недешево, притом, что гарантии на то, что опыт пройдет успешно, как правило, никакой нет. В науке всегда существует риск того, что затраченные на дело средства не оправдаются. Сколько подобных случаев, когда приходилось повторять опыт за опытом, каждый раз внося какие-то изменения и что-то переделывая прежде, чем получить то, что нужно, знает история! А сколько надежд и идей так и остаются неоправданными? Кроме того, в среде ученых к молодым специалистам отношение складывается не очень доверительное.

Как сфера деятельности довольно-таки серьезная и ответственная, наука не с особой охотой принимает к себе молодых ученых. Как и повсюду, здесь также среди набравшихся уже профессионального опыта ученых, считающих, что только они способны действительно что-то совершить, открыть миру что-то новое и необычное, сложилось мнение, что молодые ни на что дельное не способны, а тем более в такой необыкновенно сложной отрасли, как наука. Довольно сложно пробиться сквозь эту стену недоверия и предвзятости. Только доказав на деле свою ученость можно завоевать уважение и получить некое негласное разрешение на осуществление дальнейшей деятельности в области науки, стать частью сообщества ученых. Поэтому если с самоопределением молодого ученого связано только желание и возможности, то для профессионального развития требуется куда больше различных личностных качеств от целеустремленности до упорства, от конкретного осознания своих задач до настойчивого осуществления их решений, а кроме того аналитический склад ума, неординарный подход к делу, изобретательность и решительность. Потому сегодня молодому ученому приходится, можно сказать, бороться за свое звание и отстаивать свои права на занятие наукой.

Как видно из всего вышеизложенного, путь от профессионального самоопределения до профессионального развития молодого ученого довольно длинный и очень не простой. Если еще несколько десятков лет назад за учеными умами стояло будущее, поскольку в новых изобретениях была серьезная потребность, то сегодня ученым за свое существование необходимо сражаться, доказывая миру свою нужность и полезность, ломая голову, где раздобыть необходимые для осуществления своего замысла средства, да и просто раздумывая над тем, чем бы еще удивить народ, который уже имеет все, что ему нужно. Со всеми этими и многими другими трудностями связано профессиональное развитие, поэтому далеко не все молодые специалисты, даже вошедшие в ряды ученых, действительно добиваются каких-то успехов в этой сфере. Многие, разочаровавшись, вынуждены покинуть науку, направив свои знания и умения в другое русло. Остаются только самые стойкие, абсолютно точно знающие, чего они хотят и каким образом будут этого добиваться, несмотря ни на что. Именно поэтому сегодня среди ученых так мало молодых людей, получивших признание и по праву зовущихся молодыми учеными, но, тем не менее, такие есть.


Список литературы

1. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/ Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова//Вопросы психологии.-2001.-№ 5- с.91–96.
2. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499.
3. Филиппова Н.К. Проблемы профессионального становления молодых ученых // Вестник Бурятского государственного университета.- 2009- №4.Режим доступа- http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnogo-stanovleniya-molodyh-uchenyh-na-primere-aspirantury-irgtu

Расскажите о нас своим друзьям: