Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 155.9

Дата публикации 24.11.2016

Рекомендации родителям по общению с детьми младенческого возраста второго полугодия жизни, имеющими нарушения социально-эмоционального развития

Сазонова Людмила Васильевна
Череповецкий государственный университет, РФ, г.Череповец

Аннотация: Статья рекомендована родителям, воспитывающим детей младенческого возраста: представлены особенности нарушенного развития, на которые следует обратить внимание родителям; общие рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие ребенка младенческого возраста, нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста, скрининг психического развития

Guidance for parents on communication with children the second half of life with disorders of socio-emotional development

Sazonova Ljudmila Vasil'evna
Cherepovets state University, Russia, Cherepovets

Abstract: The paper is recommended for parents of infants: features of disrupted development that should draw the attention of parents; General recommendations for their elimination.
Keywords: socio-emotional development of infancy, disorders of social-emotional development of the child infancy, the screening of mental development

В младенче­ском возрасте наиболее пристальное внимание следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года ([ 2]). Эти сроки, по специалистов службы ранней помощи детям, являются одними из наиболее важных для опре­деления возможности отклонения в развитии ребенка.

Одним из главных показателей развития ребенка на протяжении второго полугодия жизни, к концу первого года, по мнению многих родителей, являются:  развитие навыков самообслуживания по возрасту,  развитие его речи – что говорит, как часто, на сколько хорошо понимает взрослого и др. Дети с нормальным психическим развитием и сохран­ным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое обще­ние и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. Однако следует помнить, что подобное понимание обращенной к малышу речи, инструкции для развития навыков самообслуживания  развивается только на фоне эмоцио­нально-положительного взаимодействия взрослого с ребенком. Показателем благоприятного уровня развития  сферы эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым и уже с другими детьми является отсутствие нарушений социально-эмоционального развития ребенка.

Диагноз задержки социально-эмоционального развития ребенка ставится по результатам психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает (задержка развития) или опережает норму развития (опережение развития), делает вывод  отдельно по каждой сфере. Также в поведении ребенка могут наблюдаться временное ухудшение состояния, связанное  с объективными причинами: следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс (трудности в развитии).

Обратите внимание на нижеперечисленные нарушения  социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста:

  • Предпочитает играть один,
  • Проявление страха, вспышек агрессии при появлении кого-то в пространстве его деятельности.
  • Требует много внимания со стороны взрослого, избирательно идет на контакт.
  • Нет или очень короткий взгляд «глаза в глаза»
  • Избирательность или отказ от приема пищи.
  • Категорический отказ от посещения туалета (на горшок), все в «памперс», в том числе из-за страха.
  • Особенность движений: нарушение координации (падает на «ровном месте»), повторяющиеся движения (раскачивания), что-то ковыряет, крутит, накручивает.
  • Особенности игры: выполняет повторяющиеся действия (строит ряды, выставляет животных в одну линию). Нарушение его порядка вызывает возмущение, агрессию
  • Обильное слюнотечение.

Рекомендации для родителей на этапе выявления в ходе наблюдений за ребенком нарушений социально-эмоционального развития

  1. Успокойтесь! Помните: ваш ребенок в течение первого года жизни всегда находится под наблюдением специалистов.

Наблюдение за развитием ребенка в динамике на базе детской районной поликлиники является обязательным в течение первого года  в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н: консультация  педиатра 1 раз в месяц, невролога в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев ([ 1]). При наличии нарушений уже с первых дней  наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).

  1. Знайте! Многие факторы риска социально-эмоционального развития выявляются на этапе скрининговой оценки психомоторного развития в первый месяц развития ребенка.

Выявление нарушений слуха в учреждениях родовспоможения (2-3- день жизни ребенка).  Исследование проводят: врач- неонатолог, врач-педиатр, врач- оториноларинголог, медицинская сестра.  Дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг в учреждениях родовспоможения, в первый месяц проходят в детской поликлинике. Врач-офтальмолог осуществляет диагностику  нарушений в развитии зрительного анализатора (1 месяц), врач-невролог проводит оценку нервно-психического развития (1 месяц), педиатр – смотрит общее состояние здоровья (1 месяц), наличие врожденных дефектов развития (врач – хирург, 1 месяц).

При нарушении социально-эмоционального развития наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).

  1. Подумайте! У вас возникли подозрения на наличие рисков социально-эмоционального развития? С какими объективными причинами может быть связано их появление?

Вы заметили расстройства в поведении как следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс и др.

  1. Позвоните в регистратуру детской районной поликлиники и запишите на внеочередной прием к участковому педиатру. Малейшая уверенность в их наличии является причиной обращения за помощью в разъяснении к педиатру и в последующем к специалистам.

Рекомендации для родителей на этапе обращения за помощью

  1. Врач — педиатр при объективной необходимости направляет ребенка для наблюдения к специалисту. врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.

Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.

В дальнейшем ребенка направляют на комплексное обследование в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей). Служба ПМПК готовит  направление в Службу ранней помощи. Рассмотрим подробнее трудности, которые возникают у родителей, с которыми они могут справиться сами (Таблица 1).

Таблица 1. Трудности социально-эмоционального развития, возникающие у родителей в процессе общения, пути решения

Трудности Пути решения
Пассивный  эмоциональный отклик ребенка на контакт с вами Необходимо использовать игры, способствующие повышению эмоционального то­нуса и развитию положительных эмоций ребенка в общении с вами.
Ребенок, мало интересуется игрушками.  Создается впечатление, что  это занятие неинтересно

Необходимо стимулировать интерес, положительное отношение к иг­рушке: ласковым разговором привлека­йте внимание ребенка к вашему лицу, вызывайте его ответную улыбку, после чего переводите его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться  улыбка, смех, различные голосовые реакции.

 

 

Ребенок долго не может успокоиться. Проявляет агрессию в отношении взрослого

Обучение родителям приемам успокоения ребенка, переключения внимания, поведения в ситуации агрессии со стороны ребенка..

 

 

У ребенка отсутствует интерес к игре «Ладушки», «Ку-ку», «Найди спрятанный предмет». Используйте игры на развитие совместного внимания, коммуникативные игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона для общения (игра «Ку-ку», игры с предметами, вызывающими у ребенка яркие положительные реакции (колокольчик, яркая погремушка, фонарик и др.)). Стимулируйте развитие указательного жеста, используя вопросы типа: покажи, где часы?
Ребенок не смеётся, когда вы приподнимаете и опускаете его или быстро приближаете и отдаляете от своего лица Необходимо учить ребенка выражать эмоцию радости от эффекта приближения-удаления. Поэтому на первом этапе радоваться необходимо вам самим, привлекая его внимание своей мимикой, жестами, возгласами: «Ух, ты! Как здорово!» Найдите подходящий момент для игры. Следите за изменением настроения ребенка, он даст вам понять хочет ли он продолжать эту игру.
Не обращается жестом взять его на руки, чтобы поднести к игрушке и показать  ее, успокоить, если ребёнок плохо себя чувствует или испуган

Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым ).

 

 

 

Помните: 1. Ребенок мгновенно считывает ваше эмоциональное состояние и так же  им заражается. Будьте терпимее к ВАШЕМУ ребенку. 2. Ребенок не  поддается на уговоры. Сначала он услышит ваш голос, а только потом, успокоившись, начнет понимать, что вы хотите. 3. Неправильная ваша реакция, реакция близких, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, может  лишь усилить его, закрепить или привести к появлению новых «странностей» ребенка.

Специальные рекомендации для родителей

  1. Исключив физические причины беспокойства ребенка (бо­левые ощущения, чувство дискомфорта от мокрых пеленок, го­лода, холода и т.п.) и наладив с первых дней жизни строгий режим дня, мать приступайте к проведению с малышом специ­альных игр, способствующих повышению эмоционального то­нуса и развитию положительных эмоций.Будьте эмоциональны в общении с ребенком, для него ваши положительные эмоции – ключ к дальнейшему развитию. При любом контакте обязательно откликайтесь  на его гукание, лепет, двигатель­ную активность;  повторятйте все, что он говорит; старайтесь «поймать» его взгляд, поглаживать, придавать  го­лосу певучий, ласковый оттенок.  Главное: в момент игры заражайтесь одновременной с ним радостью!
  2. Родители должны помнить, что выбирать игрушки нужно те, которые вызывают у ребенка положительные эмоции и стимулируют тем проявление «спонтанных» вокализаций. Необходимо также ориентироваться на выбор игрушек соответствующий возрасту ребенка и правилам безопасности.
  3. Важно активно комментировать действия ребенка, сопровождать соответствующей вокализацией: «Здорово! Молодец! Еще кинешь кубик? Умница!», «Нравится? Еще?».
  4. Для развития умения выражать свои эмоции, родителям необходимо привлекать внима­ние к своему лицу, мимике. Прикосновение к лицу матери дает возможность ребенку стимулировать подражание пред­метным и речевым движениям, мимике.

Список литературы

1. Борковская О.Л. Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей: дисс. ...кандидата псих. наук: 19.00.13 /Борковская Ольга Леонидовна . – СПб, 2010. - 170 с.
2. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: