Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 155.9
Дата публикации 24.11.2016
Рекомендации родителям по общению с детьми младенческого возраста второго полугодия жизни, имеющими нарушения социально-эмоционального развития
Сазонова Людмила Васильевна
Череповецкий государственный университет, РФ, г.Череповец
Аннотация: Статья рекомендована родителям, воспитывающим детей младенческого возраста: представлены особенности нарушенного развития, на которые следует обратить внимание родителям; общие рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие ребенка младенческого возраста, нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста, скрининг психического развития
Cherepovets state University, Russia, Cherepovets
Abstract: The paper is recommended for parents of infants: features of disrupted development that should draw the attention of parents; General recommendations for their elimination.
Keywords: socio-emotional development of infancy, disorders of social-emotional development of the child infancy, the screening of mental development
В младенческом возрасте наиболее пристальное внимание следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года ([ 2]). Эти сроки, по специалистов службы ранней помощи детям, являются одними из наиболее важных для определения возможности отклонения в развитии ребенка.
Одним из главных показателей развития ребенка на протяжении второго полугодия жизни, к концу первого года, по мнению многих родителей, являются: развитие навыков самообслуживания по возрасту, развитие его речи – что говорит, как часто, на сколько хорошо понимает взрослого и др. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. Однако следует помнить, что подобное понимание обращенной к малышу речи, инструкции для развития навыков самообслуживания развивается только на фоне эмоционально-положительного взаимодействия взрослого с ребенком. Показателем благоприятного уровня развития сферы эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым и уже с другими детьми является отсутствие нарушений социально-эмоционального развития ребенка.
Диагноз задержки социально-эмоционального развития ребенка ставится по результатам психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает (задержка развития) или опережает норму развития (опережение развития), делает вывод отдельно по каждой сфере. Также в поведении ребенка могут наблюдаться временное ухудшение состояния, связанное с объективными причинами: следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс (трудности в развитии).
Обратите внимание на нижеперечисленные нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста:
- Предпочитает играть один,
- Проявление страха, вспышек агрессии при появлении кого-то в пространстве его деятельности.
- Требует много внимания со стороны взрослого, избирательно идет на контакт.
- Нет или очень короткий взгляд «глаза в глаза»
- Избирательность или отказ от приема пищи.
- Категорический отказ от посещения туалета (на горшок), все в «памперс», в том числе из-за страха.
- Особенность движений: нарушение координации (падает на «ровном месте»), повторяющиеся движения (раскачивания), что-то ковыряет, крутит, накручивает.
- Особенности игры: выполняет повторяющиеся действия (строит ряды, выставляет животных в одну линию). Нарушение его порядка вызывает возмущение, агрессию
- Обильное слюнотечение.
Рекомендации для родителей на этапе выявления в ходе наблюдений за ребенком нарушений социально-эмоционального развития
- Успокойтесь! Помните: ваш ребенок в течение первого года жизни всегда находится под наблюдением специалистов.
Наблюдение за развитием ребенка в динамике на базе детской районной поликлиники является обязательным в течение первого года в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н: консультация педиатра 1 раз в месяц, невролога в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев ([ 1]). При наличии нарушений уже с первых дней наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).
- Знайте! Многие факторы риска социально-эмоционального развития выявляются на этапе скрининговой оценки психомоторного развития в первый месяц развития ребенка.
Выявление нарушений слуха в учреждениях родовспоможения (2-3- день жизни ребенка). Исследование проводят: врач- неонатолог, врач-педиатр, врач- оториноларинголог, медицинская сестра. Дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг в учреждениях родовспоможения, в первый месяц проходят в детской поликлинике. Врач-офтальмолог осуществляет диагностику нарушений в развитии зрительного анализатора (1 месяц), врач-невролог проводит оценку нервно-психического развития (1 месяц), педиатр – смотрит общее состояние здоровья (1 месяц), наличие врожденных дефектов развития (врач – хирург, 1 месяц).
При нарушении социально-эмоционального развития наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).
- Подумайте! У вас возникли подозрения на наличие рисков социально-эмоционального развития? С какими объективными причинами может быть связано их появление?
Вы заметили расстройства в поведении как следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс и др.
- Позвоните в регистратуру детской районной поликлиники и запишите на внеочередной прием к участковому педиатру. Малейшая уверенность в их наличии является причиной обращения за помощью в разъяснении к педиатру и в последующем к специалистам.
Рекомендации для родителей на этапе обращения за помощью
- Врач — педиатр при объективной необходимости направляет ребенка для наблюдения к специалисту. врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.
Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.
В дальнейшем ребенка направляют на комплексное обследование в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей). Служба ПМПК готовит направление в Службу ранней помощи. Рассмотрим подробнее трудности, которые возникают у родителей, с которыми они могут справиться сами (Таблица 1).
Таблица 1. Трудности социально-эмоционального развития, возникающие у родителей в процессе общения, пути решения
Трудности | Пути решения |
Пассивный эмоциональный отклик ребенка на контакт с вами | Необходимо использовать игры, способствующие повышению эмоционального тонуса и развитию положительных эмоций ребенка в общении с вами. |
Ребенок, мало интересуется игрушками. Создается впечатление, что это занятие неинтересно | Необходимо стимулировать интерес, положительное отношение к игрушке: ласковым разговором привлекайте внимание ребенка к вашему лицу, вызывайте его ответную улыбку, после чего переводите его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, различные голосовые реакции.
|
Ребенок долго не может успокоиться. Проявляет агрессию в отношении взрослого | Обучение родителям приемам успокоения ребенка, переключения внимания, поведения в ситуации агрессии со стороны ребенка..
|
У ребенка отсутствует интерес к игре «Ладушки», «Ку-ку», «Найди спрятанный предмет». | Используйте игры на развитие совместного внимания, коммуникативные игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона для общения (игра «Ку-ку», игры с предметами, вызывающими у ребенка яркие положительные реакции (колокольчик, яркая погремушка, фонарик и др.)). Стимулируйте развитие указательного жеста, используя вопросы типа: покажи, где часы? |
Ребенок не смеётся, когда вы приподнимаете и опускаете его или быстро приближаете и отдаляете от своего лица | Необходимо учить ребенка выражать эмоцию радости от эффекта приближения-удаления. Поэтому на первом этапе радоваться необходимо вам самим, привлекая его внимание своей мимикой, жестами, возгласами: «Ух, ты! Как здорово!» Найдите подходящий момент для игры. Следите за изменением настроения ребенка, он даст вам понять хочет ли он продолжать эту игру. |
Не обращается жестом взять его на руки, чтобы поднести к игрушке и показать ее, успокоить, если ребёнок плохо себя чувствует или испуган | Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым ).
|
Помните: 1. Ребенок мгновенно считывает ваше эмоциональное состояние и так же им заражается. Будьте терпимее к ВАШЕМУ ребенку. 2. Ребенок не поддается на уговоры. Сначала он услышит ваш голос, а только потом, успокоившись, начнет понимать, что вы хотите. 3. Неправильная ваша реакция, реакция близких, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, может лишь усилить его, закрепить или привести к появлению новых «странностей» ребенка.
Специальные рекомендации для родителей
- Исключив физические причины беспокойства ребенка (болевые ощущения, чувство дискомфорта от мокрых пеленок, голода, холода и т.п.) и наладив с первых дней жизни строгий режим дня, мать приступайте к проведению с малышом специальных игр, способствующих повышению эмоционального тонуса и развитию положительных эмоций.Будьте эмоциональны в общении с ребенком, для него ваши положительные эмоции – ключ к дальнейшему развитию. При любом контакте обязательно откликайтесь на его гукание, лепет, двигательную активность; повторятйте все, что он говорит; старайтесь «поймать» его взгляд, поглаживать, придавать голосу певучий, ласковый оттенок. Главное: в момент игры заражайтесь одновременной с ним радостью!
- Родители должны помнить, что выбирать игрушки нужно те, которые вызывают у ребенка положительные эмоции и стимулируют тем проявление «спонтанных» вокализаций. Необходимо также ориентироваться на выбор игрушек соответствующий возрасту ребенка и правилам безопасности.
- Важно активно комментировать действия ребенка, сопровождать соответствующей вокализацией: «Здорово! Молодец! Еще кинешь кубик? Умница!», «Нравится? Еще?».
- Для развития умения выражать свои эмоции, родителям необходимо привлекать внимание к своему лицу, мимике. Прикосновение к лицу матери дает возможность ребенку стимулировать подражание предметным и речевым движениям, мимике.
Список литературы
1. Борковская О.Л. Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей: дисс. ...кандидата псих. наук: 19.00.13 /Борковская Ольга Леонидовна . – СПб, 2010. - 170 с.
2. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.