Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 371

Дата публикации 21.11.2016

О роли автономии как образовательной цели в овладении иностранным языком

Воробьёва Ольга Владимировна
Башкирский государственный университет, г.Уфа

Аннотация: В статье рассматривается роль автономии как образовательной цели в процессе изучения иностранного языка. Современные социальные тенденции в обществе ставят перед системой образования задачу воспитывать личность, осознающую свою социальную позицию и свободу, способную думать и действовать демократично. Именно развитие автономии учащегося ведёт к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком, формированию субъектности.
Ключевые слова: автономное обучение, личностно-ориентированное обучение, субъектность, иностранный язык

The role of autonomy as educational goal in learning foreign language.

Vorobyeva Olga Vladimirovna
Bashkir State University, Ufa

Abstract: The article deals with autonomy as educational goal in the process of learning a foreign language. Current social trends set the society with the task to build a personality, recognizing their social position and freedom, able to think and act democratically. Development autonomy with students results in independent managing the process of learning foreign languages, as well as forming subjectivity.
Keywords: autonomous learning, personalized educational approach, subjectivity, foreign language

В современной языковой политике в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Одним из основных положений данного подхода является направленность  на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности  и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу самообразования  и самосовершенствования  в течение всей жизни.

Основная идея автономии учащегося и автономного обучения заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося взять на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком [1, 13].

При помощи иностранного языка ставятся задачи развития личности учащегося, формирования у него умений учебной деятельности по овладению иностранным языком, способности самостоятельно управлять данной деятельностью, как в конкретной учебной ситуации, так и в изучении языка в целом.

Развитие автономии учащегося в процессе овладения иностранным языком является важной общеобразовательной целью в современных программах по иностранным языкам [6], в которых самоуправление в изучении  иностранных языков  рассматривается как обязательный критерий владения изучаемым языком.

Социальные тенденции в обществе ставят перед системой образования  задачу воспитывать личность, осознающую свою социальную позицию и свободу, способную думать и действовать независимо, т.е. демократично.

В основе демократизации образования лежит принцип свободной, самостоятельной личности. Обучение является частью процесса социализации. Следовательно, развитие автономии  учащегося можно рассматривать как одну из важных задач образовательной политики общества [2, 36].

В рамках  теории развивающего обучения образование и связанные с ним вопросы обучения и воспитания личности в процессе учебной деятельности  рассматриваются    в широком социально-культурном аспекте: «общество –личность – культура – самореализация личности» и определяются через понятие «субъектность».

Цель развивающего образования – формирование у обучаемого субъектности  как способности самостоятельно осуществлять своей учебной деятельностью, активно и осознанно управлять ею, ответственно принимать решения, касающиеся собственно учения и брать на себя ответственность за результат учебной деятельности [5, 67].

Главные слагаемые мастерства любого преподавателя иностранного языка – это, прежде всего, высокий уровень профессионализма, хорошее знание языка, доброжелательность, стремление научить новому, вселить в обучающихся уверенность в собственных способностях [4, 160]. Но не менее важно развить у учащихся стремление к самостоятельному эффективному обучению. Формирование автономии (самостоятельной работы) учащегося в учебной деятельности  связано с развитием его способности отражать свой опыт учебной деятельности, пропуская его через свое сознание и образовывая на этой основе индивидуальный опыт [3, 103]. Это и является показателем  сформированности  учащегося  как субъекта учения, степени его автономии в учебной деятельности.

Усиление автономии учащегося в процессе обучения предполагает определенную свободу выбора объема, темпа, форм обучения и т.д.

Такая модель обучения накладывает определенные обязательства и на преподавателя, который

— делает содержание учебных программ, форм и содержание контроля открытым и доступным для учащихся;

— отказывается от роли единственного источника информации;

— выступает в роли помощника и консультанта учебной деятельности;

— обеспечивает необходимыми учебными материалами и технологиями работы с ними;

— стимулирует умения в само- и взаимоконтроле  достигнутых  результатов.

В современной педагогической литературе уже неоднократно поднимали вопрос о необходимости усиления степени автономии учащихся вузов. Есть данные, что в ряде европейских стран от 20% до 60%  вчерашних школьников не справляются с университетскими учебными задачами и показывают неудовлетворительные результаты в первую экзаменационную сессию. Это имеет место быть и в наших университетах. Основная причина в том, что в школе учеников не приучили к самостоятельности, а в университете им необходимо самим определять и планировать свою учебную жизнь:

— что, когда и в каком объеме изучать;

— соблюдать сроки сдачи тестов и экзаменов;

— справляться с большим объемом текстовой информации, определять главное и второстепенное, а затем выборочно использовать в своих конспектах, докладах и т.д.

Достичь подлинной автономии можно только в случае наличия соответствующего курса и учебного процесса в целом.


Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков//Иностранные языки в школе -2009.- №7. – с.9-15.
2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы, изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 176с.
3. Маслыко Е.Ф., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранных языков.- Минск: Высшая школа, 1997. – 522с.
4. Мингазетдинова Р.Ф., Маннапова Л.Б. Обучение неправильным глаголам //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. № 1 (7). С. 158-160.
5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
6. European language portfolio. URL: http://www.coe.int/en/web/portfolio/the-european-language-portfolio-the-story-so-far-1991-2011-executive-summary (дата обращения: 13.11.2016)

Расскажите о нас своим друзьям: