Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016
УДК 378+001
Дата публикации 21.11.2016
«Языковая игра — это замечательный учитель словесности» (Лингводидактический вектор применении юмористических кроссвордных загадок в системе филологического образования)
Твердохлеб Ольга Геннадьевна
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Аннотация: В статье описывается и анализируется актуальность использования учащихся кроссвордов как одного из вида интеллектуальной игры в системе филологического образования (на уроке и на факультативных занятиях в начальной и средней школе; в студенческой аудитории на филологическом факультете педагогического вуза). Автор рекомендует в качестве иллюстративного материала на занятиях по «Лексике» использовать юмористические кроссворды, включающих в свою структуру омонимичные слова, как с собственно лингвистическими, так и с экстралингвистическими целями. Утверждается, что использование кроссвордов при обучении учеников в классе может стать одним из очень интересных приемов обучения. Особое внимание уделено языковым особенностям кроссвордов, так как в них требуется угадать слова, находящиеся в лексической системе языка в формальных (омонимических) связях, но принадлежащие к разным стилям речи или имеющие различную синтаксическую сочетаемость. Автор акцентирует внимание на отражении в кроссвордных заданиях гипонимических связей. Показывается, что использование предложенного в статье материала в экстралингвистических целях способствует не только развитию речи ребёнка, но и расширению его кругозора. Заявляя, что только на решении кроссвордных заданий в школе не может строиться занятие в школе, автор статьи предлагает использовать приведенный в статье занимательный материал в конце урока, что позволит снять излишнее напряжение или усталость у учащихся. В заключение автор приходит к выводу, что умелое использование на занятии правильно отобранных юмористических заданий из кроссвордов, стимулирующих интерес к изучаемому предмету (и тем познавательную деятельность учащихся), может принести хорошие результаты.
Ключевые слова: языковая игра, кроссворды, обучение, омонимы
Orenburg State Teacher Training University, Orenburg
Abstract: The article describes and analyses the relevance of the use of students crossword puzzles as a kind of intellectual game in the system of philological education (in the classroom and in extracurricular activities in elementary and secondary schools; students at the philological faculty of pedagogical University). The author recommends as illustrative material in the classroom "Vocabulary" to use a humorous word puzzles, including the structure of homonymous words with their own linguistic and extralinguistic purposes. It is argued that the use of crossword puzzles in the training of students in the class may be one of the very interesting methods of teaching. Special attention is paid to linguistic features crossword puzzles, as they need to guess the words in the lexical system of the language in formal (homonymous) relations, but belonging to different speech styles or having different syntactic compatibility. The author focuses on the reflection in crossword jobs hyponymic relations. It is shown that using the proposed in the article of the material in the extralinguistic order promotes not only language development of the child, but also broaden their horizons. Saying that only on the solution of the initial tasks in school can not be built school, the author proposes to use the definition given in article entertaining material at the end of the lesson, which will help to eliminate excessive stress or fatigue in students. In conclusion the author comes to the conclusion that the skillful use of the lesson correctly selected the humorous tasks of the crosswords, stimulating interest to the subject (and the informative activity of pupils), can bring good results.
Keywords: the language game, the crosswords, the training, the homonyms
I.Мы уже писали о возможности применения материала загадок в кроссвордах как одном из приёмов развивающего обучения в школе [13-17].
В этой статье мы также проанализируем, как строятся юмористические кроссвордные задания, и покажем, как материал таких заданий можно использовать в системе филологического образования (на уроке и на факультативных занятиях в начальной и средней школе; в студенческой аудитории на филологическом факультете педагогического вуза).
Чешский педагог-гуманист, писатель и общественный деятель Я.А. Коменского (1592—1670), рассматривая игру как необходимую для ребенка форму деятельности, побуждал: «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно» [9, с. 94].
Исходя из справедливого замечания А.Н. Леонтьева о том, что «мотив игровой деятельности заложен не в самом результате игры, а в ее процессе» [10, с. 481], мы ранее указывали, что учебный процесс в школьной аудитории, связанный с использованием кроссвордных заданий, может быть «довольно значительными как по времени, так и по объему» [16, с. 235].
Нам особо будет интересовать только языковая игра, одной из функций которых, по мнению современного языковеда В.З. Санникова, является обучающая: «Долго не осознавалось (и полностью не осознаётся до сих пор), что языковая игра, может быть, бессознательно, преследует не только сиюминутные интересы (заинтриговать, заставить слушать), но она призвана выполнять и другую цель — развивать мышление и язык. Языковая игра — это замечательный учитель словесности» [12, с. 26-27].
Такое преднамеренное отступление от норм языка, «когда говорящий «играет» с формой речи, когда свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, пусть даже самое скромное» [6, с. 172], в лингвистике и называют языковой игрой.
Общеизвестно, что языковая игра в народных шутках, эпиграммах и, конечно, в каламбурах часто строится на сопоставлении значений омонимичных слов, когда удачное совмещение созвучных слов вызывает живой неподдельный интерес.
Поэтому нам представляется интересным в развитии творческой индивидуальности учащихся в системе филологического образования, использовать языковой материал занимательных, юмористических кроссвордов как одной из популярных форм интеллектуальной игры.
II.Проведенное нами исследование юмористических кроссвордных заданий из журнала «Крокодил» и из газеты «Комсомольская правда» показало, что в структуре таких кроссвордов активно применяется омонимичная лексика, в значительном количестве зафиксированная в современном русском языке.
Выявленный нами языковой материал можно использовать в развитии творческой индивидуальности учащихся в системе филологического образования, в частности, на занятиях по «Лексике» при изучении омонимии (или смежных с ней явлений) с разными целями:
а) собственно лингвистическими;
б) экстралингвистическими.
Опишем подробнее, как можно использовать предлагаемый нами языковой материал для выполнения указанных целей.
III. Кроссвордные загадки, включающие слова-омонимы, способствуют решению нескольких собственно лингвистических задач.
- Материал в загадках, включающих в свой состав омонимичные слова, позволяет показать принадлежность омонимов к разным стилям речи. Напр., в загадке: Мучной продукт, ставший соленым междометием (Блин) (О. Заочная, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1998. № 10, с. 12) сопоставлены два омонимичных слова: блин 1 ‘тонкая лепешка из кислого жидкого теста, испеченная на сковороде, на жару’[11] и блин 2 — эвфемизм [1].
- На занятии при изучении омонимии рекомендуется показать, как контекст загадки уточняет содержание омонимичных слов. Напр. для анализа можно сопоставить синтаксическую сочетаемость с прилагательным у омонимичных лексем: балка 1 ‘часть сооружения, машины, станка — опорный брус’[11] и балка 2 ‘лощина, ложбина, овраг, иногда большой протяженности’ [Там же], употреблённые в такой загадке: Балка, но не строительная, а природная (Овраг) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 15 января 2000).
- Интересно также привести в ходе занятия сразу два кроссвордных вопроса, где аналогично сопоставлены два слова-омонима: стан 1 и стан 3 (из трех имеющихся в современном русском языке созвучных слов: стан 1 ‘туловище человека’[Там же]; стан 2 ‘лагерь, место стоянки’ [Там же] и стан 3 ‘большая машина или система машин для изготовления крупных металлических изделий’ [Там же]). Ср. примеры, где особенно наглядно иллюстрируется синтаксическая сочетаемость:
- • У красавицы — тонкий; в металлургии — прокатный (Стан) (М. Калитин, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 3, с. 12);
- • Девичий, бывающий также прокатным (Стан) (Н. Зязякина, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1999. № 6, с. 12).
- На языковом материале загадок из занимательных кроссвордов, включающих в свой состав омонимию, можно рассмотреть, как строятся словарные толкования (см. об этом подробнее наши предыдущие работы [18-21]), и в частности, показать, что в структуре пояснительного слова толкование дается через:
а) гипероним, напр.:
- • Китайский чиновник до революции (цитрус.) (Мандарин) (Н. Азаров, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1994. № 10, с. 12);
б) согипоним, ср.:
- • Дубленка, которая у фигуристов бывает тройной (Тулуп) (С. Толокно, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1995. № 11, с. 12);
в) синоним, напр.:
- • Голодные собачки в слесарном смысле (Кусачки) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12).
Предлагаемый нами языковой материал также создает возможность понаблюдать, как может появиться толкование:
г) через контектуальный гипероним: Собрат ДДТ (но не муз.) (Дуст) (Г. Мунтян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 4, с. 12), где для омонимов дуст 1 и дуст 2 дается толкование через контектуальный гипероним: собрат.
IV.Применение на уроке кроссвордных заданий, включающих в свой состав омонимичную лексику, может служить и экстралингвистическим целям, т. к. и сами слова-омонимы, и загадки с ними являются тем ценным иллюстративным материалом, с помощью которого не только развивается речь ребёнка, но и расширяется его кругозор.
Если в обычной речи функционирование слов-омонимов может привести к искажению смысла высказывания, неуместному комизму, то богато представленная в занимательных кроссвордах омонимия, безусловно, может и должна служить как средством постижения языковой действительности в синхронии и диахронии, так и стимулом для приобретения новых сведений из разных областей знания.
Укажем несколько областей знаний, связанных с непосредственным отражением фрагментов картины мира.
1) Кроссвордные вопросы позволяют дать общие и частные представления о конкретных географическихтерриториях, с их природой, населением, хозяйством и общественными (социально-экономическими) особенностями.
Так, учащимся в ходе решения кроссвордного задания могут потребоваться сведения:
а) о различных географических объектах — частях света или странах земного шара, напр., о государстве в Центральной Африке, ср.:
- • Чад, но не африканская страна (Дым) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 25 января 2000), где чад1.‘удушливый дым от недогоревшего угля, от горящего жира’ [11]; а Чад 2 — государство в Центральной Африке;
б) общественно-политического порядка (названия представителей сословий, должностей и лиц по роду их занятий и т.п.), ср.:
- • Китайский чиновник до революции (цитрус.) (Мандарин) (Н. Азаров, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1994. № 10, с. 12), где мандарин1 ‘в феодальном Китае: крупный чиновник’[11]; а мандарин 2 ‘цитрусовое дерево’ [Там же];
в) о хозяйственном разнообразии (сведения о валюте), ср.
- • Страна, где на лире играют не столько в театре, сколько на бирже (Италия) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12), где лира 1 ‘древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент’[Там же], а лира 2 ‘денежная единица в Италии, Ватикане, Турции’[Там же];
2) из области биологии, в частности,
а) о представителях мира животного, ср.:
- • Бычок, но не морской и даже не сельский (Окурок) (О. Васильев, загадка в кроссворде. «Комсомольская правда». 20 января 2000), где требуется догадаться, что сопоставляются три слова: бычок 1 ‘молодой бык’ (уменьш. от бык‘крупное жвачное парнокопытное животное семейства полорогих’)[Там же]; бычок 2 ‘небольшая морская рыба, родственная окуню’ [Там же]и бычок 3 (прост.). ‘то же, что окурок’[Там же];
- • Горная коза скачущая по восточным двустишиям (Газель) (П. Лосинов, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 10, с. 12), где газель1 ‘родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега’[11] и газель 2 ‘строфа арабского стихосложения’ [2];
б) о представителях мира растительного, ср.:
- • Китайский чиновник до революции (цитрус.) (Мандарин) (Н. Азаров, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1994. № 10, с. 12), где речь идет о слове мандарин2 ‘цитрусовое дерево, а также сочный ароматный сладкий плод его с мягкой оранжевой кожурой’[11];
в) о представителях и мира животных, и мира растений, ср.:
- • Заморская птичка — тезка заморского фрукта (Киви) (Н. Зязякина, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1999. № 6, с. 12), где состыкованы два слова с лексическими значениями ки́ви1‘плодов культурных сортов растений рода Актини́дия’ [8]; и ки́ви 2 (от лат. Apteryx) ‘единственный род бескилевых птиц в одноимённом семействе или бескры́лых’ [7];
3) из области культуры, в частности, об отдельных элементах и проявлениях культуры, в частности, могут потребоваться знания:
а) известных музыковедческих понятий, ср.:
- • И несчастливая судьба, и музыкальный стиль (Рок) (загадка в кроссворде. «Московский комсомолец». 18—25 декабря 1999), где рок 1 ‘несчастливая судьба’[11] и рок 2 1. ‘обычно эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов)’. 2.‘то же, что рок-н-ролл’ [Там же];
- • Собрат ДДТ (но не муз.) (Дуст) (Г. Мунтян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 4, с. 12), где ДДТ1 ‘инсектицид, применяемый против комаров, вредителей хлóпка, соевых бобов, арахиса’ [5] и ДДТ (DDT) — советская и российская рок-группа, основанная летом 1980 года в Уфе [4];
б) понятий искусства слова — литературы, ср.:
- • Горная коза скачущая по восточным двустишиям (Газель) (П. Лосинов, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 10, с. 12), где газель 1 ‘млекопитающее’[11] сопоставлено с газель 2 (араб./перс.: غزل, азерб. qəzəl) — строфа арабского стихосложения, является самой распространённой формой стихосложения на Ближнем и Среднем Востоке [2];
в) о культурных особенностях тех или иных народов определённой страны (написание фамилий), ср.:
- • Цветок, украшающий шотландскую фамилию (Мак) (О. Веревкин, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 9, с. 12), где мак1.‘травянистое растение с длинным стеблем и крупными, чаще красными, цветками’ [11], а мак 2 ‘сын’ — фамильная приставка как составляющая и неотъемлемая часть ирландских и шотландских фамилий, которая обычно указывает на их происхождение и в большинстве случаев в русском языке пишется через дефис [23];
4) о различных артефактах (орудиях и инструментах, в том числе музыкальных, о технических устройствах), ср. примеры:
- • Голодные собачки в слесарном смысле (Кусачки) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12), где состыкованы два слова кусачки2 ‘собака как домашнее животное семейства псовых’ [11], которая может укусить, и кусачки2 ‘острые щипцы для откусывания проволоки, гвоздей, острогубцы’ [Там же];
- • Страна, где на лире играют не столько в театре, сколько на бирже (Италия) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12), где речь идет о слове лира 1 ‘древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент в форме овальной незамкнутой сверху рамы с плавно отогнутыми округлыми концами’[Там же];
- • Насос, без которого не обходится пышное торжество (Помпа) (В. Аскорутян, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 11, с. 12), где пoмпa 1 ‘внешняя, показная пышность’[Там же] и помпа 2 ‘то же, что насос’[Там же];
- • У красавицы — тонкий; в металлургии — прокатный (Стан) (М. Калитин, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1996. № 3, с. 12), где стан 1 ‘туловище человека’[Там же]; стан 2‘лагерь, место стоянки’ [Там же] и стан 3 ‘большая машина или система машин для изготовления крупных металлических изделий’ [Там же];
5) о спортивных понятиях, напр.:
- • Дубленка, которая у фигуристов бывает тройной (Тулуп) (С. Толокно, загадка в кроссворде. «Крокодил». 1995. № 11, с. 12), с первым словом тулуп 1 ‘долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном’ как ‘дубленый полушубок, дубленая шуба’, ‘дублёнка’[Там же] сопоставлены с тулу́п 2 (англ. toe loop— «петля на носке») — один из простейших прыжков в фигурном катании [22].
V. При этом преподавателю обязательно необходимо учитывать, что школьные уроки, безусловно, не должны полностью строиться только на решении кроссвордов.
Однако умелое использование на занятии правильно отобранных юмористических заданий из кроссвордов, стимулируя интерес к изучаемому предмету (и тем познавательную деятельность учащихся), может принести хорошие результаты.
Так как при помощи языковой игры можно добиться не только комического эффекта, то, по нашему мнению, особенно полезно использование приведенного в статье языкового материала в конце урока, так как «смех, провоцируемый в подобных случаях пониманием противоречия между должным и реальным», позволит снять «излишнее напряжение или усталость у учащихся» [17, с. 263].
Таким образом, в системе филологического образования мы рекомендуем использовать описанные нами задания юмористических кроссвордов, включающих омонимичные слова в свою структуру, на занятиях по «Лексике» как с собственно лингвистическими, так и с экстралингвистическими целями развития творческой индивидуальности учащихся.
Список литературы
1. Блин (значения) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
2. Газель (строфа) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C_(%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0)
3. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1996. – 214 с.
4. ДДТ (группа) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%94%D0%A2_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)
5. ДДТ (инсектицид) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%94%D0%A2_(%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B4)
6. Земская Е.А. Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, О.Н. Ермакова. – М.: Наука, 1983. – 214 с.
7. Киви (птицы) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B2%D0%B8_(%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B)
8. Киви (фрукт) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B2%D0%B8_(%D1%84%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82)
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – 656 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Издательство МГУ, 1972. – 575 с.
11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
12. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. – М.: Языки славянских культур, 1999. – 552 с.
13. Твердохлеб О.Г. Своеобразие отражения биографии и творчества А. С. Пушкина в кроссвордных заданиях // Два века с Пушкиным: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 февраля 1999 г. Ч. 1. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1999. – С. 61-64.
14. Твердохлеб О.Г. К проблеме развивающего обучения: использование кроссвордов в начальной школе // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения: материалы региональной научно-методической конференции. Главное управление общего и профессионального образования Псковской области; Псковское общественное движение «За интеллектуальную будущность России»; Псковский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова. – Псков, 2001. – С. 116-118.
15. Твердохлеб О.Г. Кроссвордные задания как прием развивающего обучения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2016. – № 2. – С. 139-146.
16. Твердохлеб О.Г. Изучение историзмов и архаизмов как приём развивающего обучения в школе (на материале занимательных кроссвордных заданий) // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 53. – С. 234-241.
17. Твердохлеб О.Г. Решение занимательных кроссвордных загадок, включающих слова-омонимы, как способ осуществления собственно лингвистических задач в системе филологического образования // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 54. – С. 260-264.
18. Твердохлеб О.Г. Лингвистика определений (о некоторых способах создания парадоксальности) // Язык. Система. Личность: Материалы докладов и сообщений международной научной конференции. – Екатеринбург, 1998. –С. 158.
19. Твердохлеб О.Г. О некоторых способах создания парадоксальных определений // Язык. Система. Личность. – Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 2000. – С. 334-342.
20. Твердохлеб О.Г. Гипонимический способ истолкования в парадоксальных определениях // Русский язык и литература в контексте современного гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 25 февраля 2016 г. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. – С. 12-20.
21. Твердохлеб О.Г. Парадоксальные определения: некоторые лингвистические способы создания // Филологический аспект. – 2016. –№ 2. – С. 26–30.
22. Тулуп (прыжок) // Википедия;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%BF_(%D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BE%D0%BA)
23. Фамильная приставка // Википедия; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0