Психология развития, акмеология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 159.9.07

Дата публикации 30.09.2022

Профессиональное и творческое Я у студентов творческих вузов

Голубева Ольга Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и педагогики, Казанский государственный институт культуры, РФ, г.Казань, 2595234@mail.ru

Аннотация: В статье раскрывается соотношение профессионального и творческого Я студентов творческих специальностей. Также представлены результаты диагностики творческого Я будущих профессионалов. При этом автор указывает на специфику профессионального становления студентов творческих вузов, когда вместе с формированием профессионального Я становится и творческое Я. Теоретический анализ и результаты психодиагностического исследования позволили автору сделать вывод о специфичном соотношении профессионального и творческого Я в структуре личности человека, обучающегося на творческих специальностях, при котором профессиональное и творческое Я находятся не в иерархических отношениях, а в отношениях согласованности и гармоничности, что способствует развитию профессионального потенциала студентов в ракурсе освоения творческих специальностей.
Ключевые слова: professional I, creative I, professional education, professionalism, creative activity, creative potential

Professional and creative I am with students of creative universities

Golubeva Olga Yu.
Сandidate of Psychological Sciences, Аssociate professor, Department of socio-cultural activities and pedagogy, Kazan State Institute of Culture, Russian Federation, Kazan

Abstract: The article reveals the ratio of professional and creative I students of creative specialties. The results of diagnostics of creative self of future professionals are also presented. At the same time, the author points to the specifics of the professional formation of students of creative universities, when, together with the formation of a professional self, the creative self becomes. Theoretical analysis and the results of a psychodiagnostic study allowed the author to conclude on the specific ratio of professional and creative self in the structure of a person's personality, a student in creative specialties, in which the professional and creative self are not in hierarchical relations, and in terms of coherence and harmony, which contributes to the development of the professional potential of students in the perspective of mastering creative specialties.

Правильная ссылка на статью
Голубева О.Ю. Профессиональное и творческое Я у студентов творческих вузов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnoe-i-tvorcheskoe-ya-u-studentov-tvorcheskikh-vuzov.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Профессиональное образование для человека является еще одним этапом развития его личности. Правильно организованная образовательная среда способствует гармоничному развитию профессионального Я обучающегося. По определению профессиональное Я должно вписываться в структуру Я-концепции человека, как динамической системы представлений человека о самом себе. Впервые заговорил о наличии профессиональной Я-концепции у человека Дональд Сьюпер в 1949 году, однако данные им определения профессиональной Я-концепции были лишены конкретики. Более точное определение было дано А.А. Реаном, который под профессиональной Я-концепцией понимает совокупность представлений о себе как о профессионале. В.Н. Козиев выделяет в профессиональной Я-концепции возможные варианты профессионального Я. Во-первых, это актуальное Я, то есть то, каким видит себя профессионал в настоящее время. Во-вторых, ретроспективное Я — это изменение и оценка профессионального Я относительно начала профессионального становления. В-третьих — это идеальное Я, то есть, каким профессионал видит себя в будущем. В-четвертых — это рефлексивное Я, другими словами, это как профессионал видит себя глазами других [3].

Однако у студентов творческих вузов вместе с формированием профессионального Я активно развивается и творческое Я. По мнению Д.Б. Богоявленской и Ю.А. Миславской - творчество есть одно из личностных проявлений человека [2].

СЛ. Рубинштейн считает, что творчество — это процесс самостроительства человека. Тогда можно говорить об актах творческой самодеятельности. При этом в творчестве человек не только обнаруживается, но и создается и определяется [5]. При этом, ядром творческой индивидуальности является деятельное самосознание, которое включает в себя осознание неповторимости своего Я, сложную структуру взаимодействия креативных проявлений, гармонию личностных креативных способностей, саморазвитие и самоорганизацию себя как творческой личности.

Концепция творческого Я является главным конструктом в теории А. Адлера. По мнению Адлера, именно творческие способности влияют на формирование стиля жизни человека. Другими словами, каждый человек, получающий высшее образование, способен свободно практиковать свой собственный стиль жизни.

Другие зарубежные исследователи, например У. Джеймс, раскрывают творческое Я через изучение самости. 3. Фрейд в проявлениях творческого Я видит бессознательные структуры личности и интуицию. Р. Бернс, К. Роджерс, А. Маслоу под творческим Я понимают некий импульс, способствующий удовлетворению личностью потребности в реализации собственных задатков и возможностей.

В отечественной психологии творческое Я О.С. Анисимовым рассматривается как способ самопознания и эмоционального отношения личности [1]. Л.А. Бердяев рассматривает творческое Я как высшее Я, как источник личностных ресурсов. Е. Абасин и В.А. Тостенко в творческом Я усматривают запас жизненной энергии, В.П. Зинченко духовный слой сознания отождествляет с творческим Я человека.

Отдельные авторы (И.А. Джидарьян) указывают на то, что человек как субъект деятельности стремится выйти за пределы заданных обстоятельств жизнедеятельности, стремится проявить инициативу, осуществить творческий поиск с целью изменения и преобразования мира посредством своей профессии [4]. Согласно деятельностного подхода (Б.С. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн), личность понимается как субъект деятельности, при этом она сама формируется в процессе деятельности и определяет характер этой деятельности.

С.Н. Толстов и Т.В. Карасева в коллективной монографии (Психология развития человека как субъекта деятельности, 2018) утверждают, что творчество является основой развития профессионализма человека как представителя любой профессии.

Для выявления специфики творческого Я студентам третьих курсов Казанского государственного института культуры было предложено креативное диагностическое задание: «Рисунок моего творческого Я». Анализ творческих работ 92 студентов показал, что студенты отождествляют свое творческое Я исключительно с получаемой специальностью: в рамках творческого Я преобладают сюжеты профессиональной тематики. Из цветовой гаммы преобладают желтые, зеленые и сиреневые оттенки, что говорит о наличие двойственного спокойно-тревожного эмоционального фона. Такой амбивалентный настрой скорее всего можно объяснить становящимся профессиональным самосознанием, а также возникающими тревогами относительно будущего послевузовского трудоустройства. Практически все рисунки сделанные студентами, занимают все пространство листа, что может указывать на наличие определенного потенциала и стремление использовать его в плане реализации собственных творческих возможностей. При этом расположение рисунков в центре листа говорит о нормальной, чувствующий себя благополучно личности. В целом, для исследуемой группы обучающихся свойственно изображать целостные картинки, что можно определить как хорошую психологическую организацию студентов. Рисунки студентов изобилуют богатством разнообразных деталей, что характерно для людей с творческим подходом к жизни. Детальное прорисовывание образа своего творческого Я говорит о положительном отношении к собственному воображаемому образу. Все рисунки студентов были сделаны в цвете, с использованием ярких, разнообразных цветов, что указывает на благополучное эмоциональное состояние. Кроме этого рисунки, представлены разнообразием деталей, что характерно для людей с творческим подходом к миру. Это также может свидетельствовать о мечтательности и склонности к фантазированию.

Таким образом, говоря о студентах творческих вузов, необходимо учитывать их творческую активность и творческий потенциал, который, реализуясь через творческое Я, способствует выстраиванию собственной неповторимой траектории личностно-профессионального развития. При этом и профессиональное и творческое Я находятся не в иерархических отношениях, а в отношениях согласованности и гармонии как, бы дополняя друг друга, составляет при этом единую основу человека как будущего профессионала в сфере творческих специальностей.


Список литературы

1. Анисимов О.С. Субъективная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение. Энциклопедия управленческих знаний. – М.: Угрешская типография, 2012. – 384с.
2. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Одаренность: природа и диагностика. Изд.2-е, перераб. и дополн. – М.: АСОУ, 2018 – 240 c.
3. Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2011. — 372 с.
4. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 268с.
5. Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – M.: Наука, 1997. – 462с.

Расскажите о нас своим друзьям: