Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (74) Сентябрь 2022

УДК 159.922.8

Дата публикации 30.09.2022

Особенности девиантной активности молодежи в виртуальной среде

Ким Ксения Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология и социальные науки» Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, г.Якутск
Москвитина Нарыйа Вячеславовна
студент Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, РФ, г.Якутск

Аннотация: В статье рассматривается вопрос девиантных форм активности в виртуальной среде, которые представлены следующими видами: троллинг, астротурфинг, секстинг, скамерство, фишинг, попрошайничество, флейминг, харассмент, очернение, имперсонация, открытая угроза, киберсталкинг, хеппислепинг. Целью эмпирического исследования выступало выявление частоты столкновения с различными видами девиантной активности в сети интернет. Объектом исследования выступили молодые люди в возрасте 18-25 лет (N=50). Выявлено, что наиболее часто молодежь сталкивается со следующими видами: очернение, попрошайничество, флеминг. Рассмотрены различия по полу в частоте встречаемости девиантных форм активности в виртуальной среде.
Ключевые слова: девиантная активность, виртуальная среда, троллинг, астротурфинг, секстинг, скамерство, фишинг, попрошайничество, флейминг, харассмент, очернение, имперсонация, открытая угроза, киберсталкинг, хеппислепинг

Features of deviant activity of young people in a virtual environment

Kim Ksenia Vasilevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Sciences, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Moskvitina Nary`ja Vyacheslavovna
student of the Institute of Psychology, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract: The article deals with the issue of deviant forms of activity in the virtual environment, which are represented by the following types: trolling, astroturfing, sexting, scamming, phishing, begging, flaming, harassment, vilification, impersonation, open threat, cyberstalking, happysleeping. The aim of the empirical study was to identify the frequency of collisions with various types of deviant activity on the Internet. The object of the study was young people aged 18-25 years (N=50). It was revealed that most often young people face the following types: vilification, begging, fleming. Gender differences in the frequency of deviant forms of activity in the virtual environment are considered.
Keywords: deviant activity, virtual environment, trolling, astroturfing, sexting, scamming, phishing, begging, flaming, harassment, vilification, impersonation, open threat, cyberstalking, happysleeping

Правильная ссылка на статью
Ким К.В., Москвитина Н.В. Особенности девиантной активности молодежи в виртуальной среде // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-deviantnoj-aktivnosti-molodezhi-v-virtualnoj-srede.html (Дата обращения: 30.09.2022)

Развитие технологий повлекло за собой появление особого вида пространства – виртуального. Реализация возможностей виртуального пространства безгранична: от образовательных до личностных. Исследователями подчеркивается особенностей поведения пользователей в системе виртуального пространства. Исследования виртуального пространства связаны с возможность обучения [1;2;3;4 и др.], как среда социализации [5;6], реализации отдельных видов поведения [7]. Следует отметить, что основной массив исследования активности в виртуальной среде чаще всего связан с понятием девиантной активности, как например В.Д.Менделевич, А.А.Осипова, А.А.Шарин и др. [7; 8; 9]. В целом, девиантная активность характеризуется нарушением норм, правил, предлагаемых обществом [10; 11; 12]. В свою очередь, виртуальная среда, не четко сформулировав нормы, перенимает их из реальной среды.  В.Д. Менделевич и А.И. Лучинкина выделяют следующие виды девиантной активности в Интернете: хакерство, троллинг, деятельность интернет-мошенников, брачных аферистов и др. [7; 13]. Одним из основных видов поведения в виртуальной среде выступает агрессивное, но виды агрессии существенно отличаются от привычного [9].

В качестве объекта выступает молодёжь от 18-25 лет (50 человек), распределение по полу равномерное. Были представлены социальные группы – студенты, рабочая молодежь. Предметом исследования выступили формы девиантной активности в интернет-среде. Методом исследования явилась анкета, предложенная А.А. Шаровым, «Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде» [15]. В анкете выделены две части: в первой части выявляются формы девиантной активности в интернете, с которыми респонденты сами сталкиваются в своей жизни, во второй части выявляется девиантные формы активности, которые респонденты сами могли совершать.

Автором предлагается следующие виды девиантной активности в сети интернет: троллинг, астротурфинг, секстинг, скамерство, фишинг, попрошайничество, флейминг, харассмент, очернение, имперсонация, открытая угроза, киберсталкинг, хеппислепинг (последние семь относятся к кибербуллингу).

В ходе проведенного исследования выявлены наиболее часто встречаемые виды девиантной активности в сети: очернение (80%), попрошайничество (76%), флеминг (72%). Очернение и флеминг, являясь проявлением вербальной агрессии, вместе с тем имеют различную природу. Так, очернение предполагает возможность представления непроверенной информации, что может быть уголовно наказуемым деянием (закон), тогда как флеминг предполагает деструктивную онлайн-коммуникацию в виде агрессивных высказываний для разжигания спора, включающие публичные оскорбления. Уровень активности агрессии в данном случае гораздо выше, чем при очернении. Попрошайничество же, как отдельный вид общения в сети, является одним из самых сознательных видов, так как содержит конкретный посыл, направленный на материальное обогащение. Распределение рангов по всем видам девиантного активности приведены в табл.1

Таблица 1. Ранги девиантной активности в виртуальной среде (N=50)

№ п/п

Вид девиантной активности

Ранг

  1.  

Троллинг

6

 

Астротурфинг

9

  1.  

Секстинг

5

  1.  

Скамерство

13

  1.  

Фишинг

7

  1.  

Попрошайничество 

2

  1.  

Флейминг 

3

  1.  

Харассмент

4

  1.  

Очернение

1

  1.  

Имперсонация

9

  1.  

Открытая угроза

9

  1.  

Киберсталкинг

11,5

  1.  

Хеппислепинг

11,5

Наименее часто встречаемыми видами являются киберсталкинг (90%), хеппислепинг (90%), скамерство (84%), открытая угроза (80%). Киберсталкинг, хеппислепинг и открытая угроза – максимально агрессивные формы поведения в виртуальной среде, выходящие за ее пределы. Данные формы направленны на изменение и запугивание жертвы в реальной жизни, а также связанны с проявлением агрессии у буллера. В виду своей максимально выраженной девиантности, данный вид встречается реже. Скамерство же, имея целью обогащение, основываясь на теплых чувствах жертвы (наиболее часто проявляется на сайтах знакомств), проявляется редко для опрашиваемых, что связанно с возрастной группой.

При исследовании различий в зависимости от пола использован U-критерий Манна-Уитни. При сравнении результатов получены следующие данные (табл.2):

Таблица 2. Показатели форм девиантной активности по гендерному аспекту

Виртуальная активность

Уровень значимости

Скамерство

p<0.01

Попрошайничество

p<0.01

Несмотря на небольшое количество людей (16%), который сталкивались с скамерством, чаще это были молодые люди. С попрошайничеством чаще сталкиваются девушки (84%).

Выводы

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены основные виды девиантной активности в виртуальной среде: очернение, попрошайничество, флеминг. Возможно, использование вербальной агрессии возникает в следствии анонимности самой площадки, а также отсутствия личного столкновения жертвы с обидчиком. Попрошайничество же выделяется как отдельный вид, так как по сути является способом зарабатывания и материального обогащения вне контекста виртуальной или реальной среды.

Такие формы девиантной активности как киберсталкинг, хеппислепинг, скамерство, открытая угроза редко представлены в опыте опрашиваемых. Одним из общих признаков киберсталкинга, хеппислепинга и открытой угрозы является прямая агрессия, что возможно снижает частотность проявления, повышая личную ответственность у преследователя.


Список литературы

1. Жабко, Е. Д. Виртуальные социальные сервисы в среде электронных библиотек // Библиотечное дело. – 2009. – № 15(105). – С. 18-19.
2. Королева, И. Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 2(14). – С. 196-199.
3. Ельникова, О. Е. Особенности влияние виртуальной образовательной среды на социализацию современных студентов (на примере видеоконференции Сант-Дьего - Елец 2010) // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Т. 1. – № 1. – С. 153-157.;
4. Лубков Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лубков . – Самара, 2007. – 22 с.
5. Гвинтовкин, А. Н. Виртуальное пространство как среда социализации молодежи в условиях становления информационного общества: специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы": диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Гвинтовкин Алексей Николаевич. – Ростов-на-Дону, 2013. – 198 с.
6. Меньшикова, Г. Я. Изучение этнических предпочтений при взаимодействии с аватарами в виртуальной среде / Г. Я. Меньшикова, О. А. Савельева, Ю. П. Зинченко // Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России: материалы круглого стола: в 2 томах, Москва, 15–16 декабря 2016 года. – Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" Издательский Дом (типография), 2016. – С. 96-129.
7. Осипова, А. А. Особенности девиантного поведения молодежи в виртуальной среде / А. А. Осипова, Д. В. Давыденко, Ю. Р. А. Абдулкадир // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 6. – С. 43-48. – DOI 10.23672/e2885-8389-1364-q. – EDN DVABKO.;
8. Менделевич, В. Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве / В. Д. Менделевич // Практическая медицина. – 2013. – № 1(66). – С. 143-146.
9. Шаров, А. А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур / А. А. Шаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3(169). – С. 450-454.
10. Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология / Ю. А. Клейберг // Общество и право. – 2015. – № 1(51). – С. 262-269.
11. Малик, А. А. Норма и девиации: соотношение понятий / А. А. Малик, Р. О. Агавелян // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 22-26.
12. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. – С. 78-86.
13. Лучинкина, А. И. Психологические аспекты девиантной интернет-социализации личности / А. И. Лучинкина, Т. В. Юдеева // Научный альманах. – 2015. – № 8(10). – С. 1535-1537. – DOI 10.17117/na.2015.08.1535.
14. Шаров, А. А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде / А. А. Шаров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 3(51). – С. 255-261

Расскажите о нас своим друзьям: