Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022
УДК 377.44
Дата публикации 28.11.2022
Профессиональная компетентность педагогов в условиях нового времени и в рамках реализации ФГОС
Сунгатуллина Айсылу Фаритовна
Магистрант, кафедра психологии и педагогики, Студентка Казанского Федерального Университета, РФ, Набережные Челны, sunajsylu@gmail.com
Ушакова Оксана Семеновна
Доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Аннотация: Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально - педагогической квалификации педагогов ДОУ. Качество педагогических кадров - самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Ключевые слова: The concept of modernization of Russian education, aimed at improving the quality of education in general and the quality of training specialists, in particular, requires updating the content and methods of educational activities, professional development of teachers. In this situation, professional competence is especially important, which is based on the personal and professional development of teachers. The need for a teacher capable of implementing pedagogical activity through its creative development and application of scientific achievements and advanced pedagogical experience has increased. The creation of a new type of educational institutions, the need to update the content of preschool education, the promotion of managerial aspects of professional activity to the fore, determines the need to improve the professional and pedagogical qualifications of teachers of preschool educational institutions. The quality of teaching staff is the most important component of the educational system because the implementation of all the others
Master's student, Department of Psychology and Pedagogy, Student of Kazan Federal University, Russian Federation, Naberezhnye Chelny
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of MANPO, Chief Researcher of the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of RAO
Abstract: Профессиональная компетентность, квалификация, профессиональный стандарт, ФГОС, методическая грамотность, профессиональная подготовка, самообразование.
Keywords: Professional competence, qualification, professional standard, FSES, methodological literacy, professional training, self-education.
Сунгатуллина А.Ф., Ушакова О.С. Профессиональная компетентность педагогов в условиях нового времени и в рамках реализации ФГОС // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnaya-kompetentnost-pedagogov-v-usloviyakh-novogo-vremeni-i-v-ramkakh-realizatsii-fgos.html (Дата обращения: 28.11.2022)
Самая главная задача педагога – это реализовать весь потенциал современных образовательных программ нового поколения. С чем связана надобность в новейших программах образования подрастающего поколения? Все новое, это хорошо выученное старое. На самом деле, если в основе лежат программы образования, которые были построены на ошибочных утверждениях, то все последующие «программы нового поколения» будут просто повторять одни и те же ошибки предыдущих поколений. Мы считаем, что в образовании, в сам процесс образования цикличен, и новейшее это повторение уже пройденного. Ведь насколько бы не была ошибочна та или иная точка зрения педагогов прошлого времени, говорят «даже сломанные часы дважды в день показывают правильное время».
Поэтому, полностью отрицать, или настаивать на ошибочности определенных методик образования и воспитания детей мы не можем, но современный педагог обязан отличать, находить в каждой методике, пусть даже самого известного ученого профессора, доктора наук, или просто философа, зерно, отделять его от плевел, и брать именно то, в чем есть потребность современного подрастающего поколения, в чем именно мы, педагоги можем помочь, оказать поддержку, заложить основу, стержень личности будущего взрослого человека. В обществе, профессия педагога недооценена, это правда, но сами педагоги впадают в другую крайность, и весьма переоценивают свою главную задачу, говоря простым языком, слишком много на себя берут, пытаются объять необъятное, но забывают, что сами тоже люди, не роботы, не гении, и совсем не боги. Поэтому, среди педагогов весьма высокий уровень стресса, и мы говорим, что педагогам необходимо иметь уровень стрессоустойчивости, но насколько он должен быть высок, чтобы вынести весь груз возложенных на плечи педагога обязанностей, воспитать, образовать, нести ответственность за создание прекрасных личностей из 25 детей, при условии, что педагог тоже человек, и ему свойственно ошибаться, при этом как и все люди, он имеет не право на ошибку, так как ошибка, может в будущем обернуться трагедией, коих мы множество встречаем именно в нашем, новейшем времени.
В нашем исследовании, мы сделали большой акцент на компетентность педагога, на разграничение ответственности педагога, то есть, где начинаются границы ответственности педагога и заканчиваются, при том, что они не должны быть гибкими, растяжимыми, или безразмерными, педагог несет столько ответственности, сколько он должен выполнить обязанностей по отношению к детям и другим участникам образовательного процесса. От этого напрямую зависит качество образовательного процесса.
Проблема повышения квалификации педагогов существует, по нашему мнению, по причине размытия границ обязанностей педагогов. Процесс образования детей дошкольного возраста прекрасно интегрируется в повседневную жизнь детей. Проблемы заключаются в том, что педагогам очень трудно отойти от урочной системы проведения занятий, но возрастная специфика детей этого возраста говорит, что игра, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. ФГОС нам диктует, занятия должны быть условно добровольны, и в игровом формате, причем педагог должен учитывать инициативу детей, и действовать в соответствии с ней. Идеально, но весьма проблематично, ведь педагоги не могут переключаться по щелчку, по требованию, для этого необходима переквалификация педагогов, и процесс этот длительный.
Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых - управленцев, как Т.Шамова, К.А.Нефедова, Г.Н.Сериков, И.О.Котлерова, Н.Горчарова, А.Дарвинский, А.Пескунова, В.Турчинка и другие.
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И.Ю. Алексашина, Е.В. Бондаревская; Т.П. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Е.В. Вторина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.А. Переломова, Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.).
Таким образом, компетентность педагогов выступает основным критерием качественного образования, и становится проблемой современной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Актуальность проблемы повышения квалификации кадров в современном мире обусловлена тем, что методики устаревают и теряют свою актуальность в нынешних условиях образования детей, возникает необходимость поиска новых подходов как к образованию детей, так и к образованию педагогов.
Профессиональная подготовка педагога – это процесс реализации образовательных программ профессионализации педагогических кадров, путем овладения необходимыми ЗУН для работы с детьми, а также приобщения к педагогической культуре.
В структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л. К. Гребенкиной, можно назвать технологической компетентностью.
Основными факторами развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н. Никифоровой, являются: приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков; субъективный смысл желаемых результатов.
Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в дошкольной организации сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательного учреждения является качественно новым этапом развития в этой области.
Согласно Профессиональному стандарту (воспитатель, учитель) педагог дошкольного образования должен выполнять ряд трудовых функций:
1) знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
2) знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности формирования и развития детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте;
3) уметь организовывать виды деятельности, проводимой в дошкольном возрасте: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивающую развитие детей. Организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
4) владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
5) уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
6) уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
7) реализовать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности при разработке программы или детьми с особыми образовательными потребностями;
В опытно-экспериментальной деятельности участвовало 18 педагогов из детского сада комбинированного вида №21 города Набережные Челны.
Для исследования мы использовали метод анкетирования, включающий в себя три анкеты для самоанализа педагогов.
Первая анкета состояла из вопросов, направленных на определение уровня знаний педагогов программ дошкольного образования, в том числе программы работы непосредственно нашего учреждения; изучить вероятную возможность участия педагогов в модернизации процесса образования в ДОУ; позволила оценить работу методического сопровождения педагогов, направленную на повышение профессиональных качеств и совершенствование педагогических компетенций.
Вторая анкета была направлена на выявление у педагогов своих профессиональных проблем, поиску их решения.
Третья анкета позволила выявить педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы.
Проведенное исследование позволило выявить, на констатирующем этапе проблемы с постановкой целеполагания при составлении конспекта занятий.
- содержание и формы образовательного процесса требуют обновления в соответствии с ФГОС ДО;
- более 50% педагогов недостаточно владеют методикой анализа собственной профессиональной деятельности.
По окончании мониторинга был выведен уровень профессиональной деятельности каждого педагога: низкий, средний или высокий.
Вывод: были выявлены данные проблемы:
- 8 педагогов испытывают трудности в организации работы с родителями, включении их в педагогический процесс, в применении информационных технологий (организаторские умения), видении каждого дошкольника в группе (коммуникативные умения), в отборе форм, методов и средств обучения, развития и воспитания для получения качественного педагогического результата (проектировочные умения), неумение видеть проблемы и противоречия и неумение находить нужное и оригинальное решение (творческие умения).
- 10 педагогов затрудняются в использовании педагогических технологий для грамотного проведения занятий. Можно утверждать, что многие компоненты профессиональной компетентности педагогов требуют комплексной, разносторонней доработки, оптимизации в соответствии с современными требованиями в образовании.
Рисунок 1. Уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ на констатирующем этапе исследования
- высокий уровень – 10 %;
- выше среднего – 25%;
- средний – 45%;
- ниже среднего -20%
- низкий - 0%.
На основе данных первого этапа исследования, мы поставили задави второго этапа – формирующего.
Второй этап - формирующий - включал в себя: разработку и реализацию программы повышения результативности профессиональной деятельности воспитателей;
- создание благоприятных педагогических условий для успешной образовательной деятельности в условиях ДОУ;
- разработку рекомендаций, направленных на повышение результативности профессиональной деятельности воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО.
Кратко описанный план работы формирующего этапа исследовательской работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в нашем образовательном учреждении был направлен на создание условий для обеспечения профессионального роста мастерства педагогов, способных осуществлять качественное дошкольное образование в условиях введения и реализации ФГОС ДО и формирование творчески работающего коллектива.
По итогам третьего этапа исследования, проведенных мероприятий направленных на повышение уровня компетентности педагогов в коллективе нашего ДОУ, мы можем сказать что, работа в данном направлении дает определенные результаты, и ее необходимо продолжать планомерно, без резкого скачка и сильного давления на педагогические кадры, конечно имеет необходимость проведения определенных мониторингов результатов деятельности, самое главное, это то, что работа по улучшению качества работы педагогов не должна вестись под давлением, и в максимально комфортных для педагогов условиях.
Рисунок 2. Уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по итогам опытно – экспериментальной работы
- высокий уровень – 25 %;
- выше среднего – 35%;
- средний – 40%;
- ниже среднего -0%
- низкий - 0%.
По результатам экспериментальной работы в ДОУ с педагогами, мы выявили рост, в процентном соотношении педагогов с высоким и выше среднего уровнем профессиональной компетентности. Конечно же, мы не претендуем на исчерпывающую полноту исследований в данной области, мы хотели продемонстрировать важность, необходимость работы по улучшению качества образования путем повышения профессиональной компетентности педагогов и планомерной работы с педагогическим коллективом.
Можно сделать вывод, что, современная система образования требует доработки, в некоторых компонентах пересмотра взглядов на образование педагогов, и соответственно образование детей определенного возраста. Оптимизация, изменения в системе образования это комплексный процесс, долговременный и планомерный, результаты которого можно увидеть по прошествии нескольких лет.
Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое - важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Список литературы
1. Виноградова, Н.А.; Микляева, Н.В.; Родионова, Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
2. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3
3. Бережкова, О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. // Управление №9, ТЦ
4. «Сфера», 2013.
5. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.
6. Виноградова, Н.А.; Микляева, Н.В.; Родионова, Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
7. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.