Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 377.5

Дата публикации 28.07.2020

Проектный метод в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся профессиональной образовательной организации

Малиновский Евгений Станиславович
директор, Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова, РФ, г. Копейск, 25012000@inbox.ru
Шакирова Райля Салимьяновна
преподаватель, Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова, РФ, г. Копейск, amin65@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены возможности использования проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся в рамках социализационно-образовательного процесса профессиональной образовательной организации; представлен опыт работы в ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова». Особое внимание уделяется понятию «социализационно-образовательный проект», как форме организации педагогической деятельности. В результате исследования авторы показали, что социализационно-образовательный проект направлен на социализацию обучающегося с ориентацией на формирование позитивных социальных и образовательных компетенций. Использование проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся ПОО позволяет формировать у обучающегося и выпускника ПОО гражданско-патриотические компетенции, заложенные во ФГОС СПО.
Ключевые слова: проектный метод, воспитание, музейная педагогика, профессиональная образовательная организация

Project method in civil and patriotic education of students of a professional educational organization

Malinovsky Eugene Stanislavovich,
Director, The kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Russia, Kopeysk
Shakirova Railya Salimjanovna
Educator, The kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov, Russia, Kopeysk

Abstract: This article discusses the possibility of using the project method in the civil-Patriotic education of students in the socialization and educational process of a professional educational organization; the experience of working in the «Kopeysky Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov» is presented. Special attention is paid to the concept of "socialization and educational project" as a form of organization of pedagogical activity. As a result of the research, the authors have shown that the socialization-educational project is aimed at the socialization of the student with a focus on the formation of positive social and educational competencies. The use of the project method in the civil-Patriotic education of students allows the student and graduate to form civil-Patriotic competencies laid down in the Federal state educational system of the Federal state standard of secondary vocational education.
Keywords: project method, education, Museum pedagogy, professional educational organization

Правильная ссылка на статью
Малиновский Е.С., Шакирова Р.С. Проектный метод в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся профессиональной образовательной организации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektnyj-metod-v-grazhdansko-patrioticheskom-vospitanii-obuchayushhikhsya-professionalnoj-obrazovatelnoj-organizatsii.html (Дата обращения: 28.07.2020)

Статья подготовлена под научным руководством проф. Молчанова С.Г.

 

В соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы" целью государственной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1].

Система образования призвана создавать условия для становления личности, воспитания гражданина российского общества. Образованию принадлежит огромная роль в сохранении культурной доминанты, а выбор образовательной программы, а также их многообразие является главным достижением современного процесса профессионального образования специалистов [2]. И если мы не будем вкладываться в воспитание в полной, необходимой и достаточной мере, то обеспечим человечеству прямой путь к гибели [3].

Стало хорошей традицией создавать в профессиональных образовательных организациях (далее – ПОО) музейные комнаты, экспозиции которых посвящены истории России или отдельных периодов истории учебных заведений, предприятий и отраслей. Уже не одно поколение педагогов используют в воспитательной работе музеи для проведения классных часов, экскурсий, а в последнее время – и организации проектной деятельности обучающихся.

Воспитание как системная деятельность отличается от стихийных влияний наличием определенной программы, форм, методов, приемов и средств воздействия, концентрирующих в себе как исторический опыт формирования личности, так и результаты специальных научных исследований [4].

Личность каждого человека наделена присущим только ей сочетанием характера, темперамента и особенностей, образующих в совокупности ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его оригинальность, его отличие от других личностей [5]. Некоторым юношам и девушкам иногда достаточно просто посмотреть документальный фильм (скажем, о Холокосте), другим же необходимо предоставить пространство для беседы и размышлений после просмотра, а третьи нуждаются в активном включении в организацию классного часа на подобную тему, в самостоятельной подготовке материала воспитательного воздействия. Во всех этих ситуациях должны достигаться определенные воспитательные цели и результаты [6] в виде «внеучебных достижений обучающихся».

В настоящий момент многими педагогическими сообществами в системе среднего профессионального образования применяется метод проектов в социализационно-образовательном процессе, однако проведенный мониторинг результатов воспитательной работы в 4550 ПОО разной ведомственной принадлежности и 422 программы воспитательной работы выявил, что большая часть ПОО считают главным проведение мероприятий, связанных с определенными событиями и знаменательными датами, что показывает отсутствие представленности системной работы. В 22,6% ПОО в воспитательных программах используется проектный подход, в 21,1% - ориентированы на праздничные даты и 6% указали проектный подход, в которых так же, уделено внимание и праздничным датам. Организаторы мониторинга приходят к выводу, что проектный подход в воспитательной работе ПОО практически не применяют [7].

По мнению В.С. Лазарева, осваивая способы проектной деятельности, обучающиеся могут увеличить выраженность позитивных социальных компетенций, которые будут полезными в жизни:

  • анализировать проблемные ситуации;
  • проектировать цели деятельности и жизни;
  • разрабатывать гипотезы;
  • проверять (верифицировать) гипотезы;
  • планировать достижение конкретных результатов;
  • оценивать решения и делать обоснованный выбор;
  • ставить и решать познавательные задачи;
  • эффективно работать в группе [8].

С целью раскрытия сущности обозначенного педагогического явления и выработки новых вариантов использования (применения) метода проектов, в нашем исследовании используем предложенное профессором С.Г. Молчановым понятие «социализационно-образовательный проект», как проекта, при реализации которого происходит позитивная социализация обучающегося (воспитанника) с ориентацией на формирование позитивных социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи [9]. Социализация включает в себя проблемы обучения — когнитивного процесса, охватывающего приобретение новых знаний, а также воспитания — целенаправленного воздействия всех сфер социума на духовную сферу и поведение индивида и непосредственно освоение ролей индивидом — практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу личности. У обучающегося и выпускника ПОО должны быть сформированы общие компетенции, определенные в ФГОС СПО, одна из которых – это компетенция проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать социально-одобряемые способы поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей [10].

Мы считаем, что через социализационно-образовательный проект в гражданско-патриотическом воспитании с применением различных средств и технологий, можно формировать гражданско-патриотические компетенции у обучающихся ПОО, необходимые для дальнейшей жизни, работы и проявлений позитивной социальной активности.

Использование проектной деятельности в ПОО рассматривали Васильева Т.П., Лаврентьева О.С., Корякина И.В., Раковская О.В., Сауренко Н.Е., Митрофанова Е.А. Проектную деятельность обучающихся ПОО как средство воспитания социальной активности обучающихся ПОО рассматривала Дралюк И.А.

В нашем исследовании мы обсуждаем возможности реализации метода проектов на опыте ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени Семен Васильевича Хохрякова» (далее – колледж).

В колледже создан Музей Великой Отечественной войны имени С.В. Хохрякова, который начал свою деятельность как музей боевой, трудовой и спортивной славы. В музее были собраны материалы истории училища № 34 г. Копейска, а также многочисленные материалы о выпускнике этого училища, дважды Герое Советского Союза С.В. Хохрякове, о спортсменах, чьи имена украшают доску почета в колледже, о трудовой деятельности обучающихся колледжа.

В 2014 году после реорганизации учебного заведения и накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне возникла идея создания новой музейной комнаты – Музея Великой Отечественной войны имени С.В. Хохрякова (далее – музей). 30 апреля 2015 года состоялось торжественное открытие обновленного музея. Символическую ленточку разрезала племянница С.В. Хохрякова Ирина Георгиевна Рябых.

Основу музейного фонда составляют движимые памятные предметы истории и культуры, представляющие ценность с точки зрения науки, истории и культуры (культурную ценность), выявленные и собранные в процессе формирования фондов, осуществляемого на основе концепции комплектования музея.

Важным средством педагогического воздействия и взаимодействия является специально организованная предметно-пространственная среда музейной экспозиции. Новая организация музейного пространства дает возможность ознакомиться с большей частью коллекции и (или) по-другому интерпретировать ее [11] с позиций воспитательного воздействия. Основной формой коммуникации в рамках музея является экспозиционно-выставочная деятельность, которая представлена и постоянно действующими, и временными, тематическими экспозициями: «Вклад в Победу копейчан», «Добровольческая танковая бригада», «Великие полководцы Великой Отечественной войны», выставка предметов времен Великой Отечественной войны и др.

В апреле 2017 года поисковый отряд «Росток», в состав которого входят и обучающиеся колледжа, привез из республики Крым, из окрестностей города Армянска и передал в музей предметы, принадлежавшие воинам–освободителям Советской Армии.

Одной из важнейших функций музея является образовательно-социализационная, которая реализуется посредством массовой и просветительной работы и, в частности, в такой форме, как проведение экскурсий, подготовленных самими обучающимися. Помимо этого, в музее проводятся уроки истории по теме «Великая Отечественная война», классные часы «Герои фронта и тыла». Обучающиеся – волонтеры музея участвуют в проектах, конкурсах, посвящённых 75-летию Дня Победы. Обучающийся группы Т-19 стал победителем областного конкурса мультимедийных презентаций «Великой Победе – 75 лет!» среди обучающихся ПОО.

В рамках инновационной деятельности педагогического персонала (табл. 1) колледжа в музее разработана, утверждена и действует рабочая программа кружка «Музейное дело», направленная на привлечение активных студентов в музейную деятельность; определена программа пешеходной экскурсии, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне - «Помним, чтим, гордимся!» - для студентов 1-ого и 2-ого курсов колледжа, а также обучающихся школ города Копейска и воспитанников старших и подготовительных групп детских садов. В колледже особое внимание уделяется созданию «современной, новой воспитательной компоненты», реализуются социализационно-образовательные программы дополнительного образования, ориентированные на формирование позитивных личностных и профессиональных компетенций, обучающихся [11].

Таблица 1. Инновационная деятельность колледжа в рамках функционирования региональных инновационных площадок

Период

Тема

2014-2017 гг.

Разработка и реализация системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода на базе профессиональной образовательной организации

2018-2021 гг.

Формирование социальной активности обучающихся ПОО

С 2018 года в рамках региональной инновационной площадки, функционирующей на базе колледжа, реализуются 24 проекта, из них 6 гражданско-патриотических. В таблице 2 указаны социализационно-образовательные проекты по направлению гражданско-патриотическое воспитание обучающихся колледжа.

Таблица 2. Перечень реализуемых социализационно-образовательных проектов

Наименование проекта

Цель проекта

«Память сердца»

Познакомиться с героями-земляками, которые в годы Афганской войны совершали подвиги.

«История города Копейска в памятниках»

Изучить историю города Копейска, его традиции, достопримечательности

«Волонтеры для ветеранов»

Оказать помощь ветеранам войны и труда

«Связь поколений»

Подготовка биографии участника Великой Отечественной войны Кузнецова Георгия Яковлевича.

«Мы помним. Мы гордимся»

Создание памятной экспозиции, посвященной Вачугову Владимиру Андреевичу, участнику Великой Отечественной войны, директору Копейского горного колледжа в течение 18 лет

«Не прервется связь поколений»

Озеленение прилегающей территории памятника Дважды Героя Советского Союза Семена Васильевича Хохрякова

Одним из проектов является подготовка биографии Кузнецова Георгия Яковлевича и сбор материалов о его жизни и деятельности. В реализации проекта приняли участие преподаватели, мастера производственного обучения и обучающиеся по профессиям «Токарь на станках с ЧПУ» и «Мастер жилищно-коммунального хозяйства». Участники кружка «Музейное дело» в рамках проекта «Связь поколений» ведут переписку с сыном однополчанина С.В. Хохрякова - Сорокиным Александром Михайловичем, проживающим в городе Пенза. Он, в частности, прислал фотографию С.В. Хохрякова, запечатлённого в момент вручения 2-ой медали «Золотой Звезды» Героя Советского Союза.

Идея реализации проекта возникла после того как в колледж обратился Сергей Владимирович Кузнецов, проживающий в г. Северодвинске Архангельской области, внук Г.Я. Кузнецова. Он попросил о помощи в поисках информации о создании 99-ой танковой бригады в г. Копейске, так как Георгий Яковлевич Кузнецов был назначен командиром 99-ой танковой бригады, которая формировалась в Копейске в марте 1942 года.

С.В. Кузнецов прислал информацию о своём дедушке: краткую биографию, личные фотографии, фотографии наградных листов. В процессе общения с ним по переписке, а также по телефону, выяснилось, что его отец Владимир Георгиевич Кузнецов воевал вместе с его дедом, то есть отец и сын воевали в одной танковой бригаде. В рамках этой работы начали и продолжаем исследование биографии подполковника Г.Я. Кузнецова.

Биография – это процесс и результат жизнеописания развития человека, который проявляется в оценке и осмыслении им отдельных, разрозненных биографических эпизодов, объединении их в связную, непротиворечивую, субъективную картину жизни. Такая работа обучающихся под руководством опытных педагогов, владеющих биографическим методом, позволяет осуществлять направленное воздействие на осознание и понимание всеми участниками проекта собственного предназначения и ориентирует их на творческую, осознанную реализацию своего уникального биографического маршрута [12]. Используя биографический метод, предметом которого является изучение личности, педагог создает для обучающихся возможность освоить представления об этапности жизни, восполнить недостающие компетенции, а также осознать направление своей собственной жизни, расставить приоритеты и «сформировать» в конечном итоге свою биографию [13].

Мы установили, что Кузнецов Георгий Яковлевич родился в 1906 году в селе Валуевка, в Черноярском уезде Астраханской губернии. В 1929 году стал рядовым Красной Армии. На фронтах Великой Отечественной войны командовал батальоном средних танков 28-го полка 14-й танковой дивизии в звании майора. В 1941 году за бои на знаменитой Соловьёвской переправе во время битвы за Смоленск награжден орденом «Красного Знамени», который получил в Москве из рук легендарного «всесоюзного старосты» М.И. Калинина. В наградном листе сообщается: «тов. Кузнецов за период боев показал себя как храбрый, смелый, волевой командир батальона. Своим личным примером повел батальон в первую атаку, своей машиной уничтожил в первую атаку 3 ПТОР и один танк противника, в последующих боях с небольшим количеством танков (5 танков) остановил продвижение колонны танков по Смоленскому шоссе, нанося короткие удары по колонне, уничтожая танки противника, рассеяв колонну. Батальон, которым командует тов. Кузнецов, является передовым батальоном в полку, пользуется большим авторитетом среди личного состава всего полка» [14].

В том же году он отличился в боях за город Ростов-на-Дону. Являясь командиром 2-ой танковой бригады, принял на себя главный удар вражеской группировки, рвавшейся к Новошахтинску, прикрыв отход главных сил 9-ой армии Южного фронта. О заслугах Г.Я. Кузнецова пишет маршал Советского Союза И.Х. Баграмян в своей книге «Так начиналась война» [15].

Челябинская область в годы войны стала местом формирования около 70 воинских частей и соединений, которые принимали участие в разгроме немецко-фашистских захватчиков на всем протяжении фронтов — от Брестской крепости до Сталинграда, от Баренцева моря до гор Кавказа. Танковые части – на южном направлении; стрелковые дивизии – на Карельском, Волховском, Калининском и Северо-Западном фронтах. На фронт ушло свыше одного миллиона человек, а не вернулось около 150 тыс. [16].

99-ая танковая бригада начала формироваться в Челябинской области в городе Копейске. В таблице 3 представлены командиры 99-ой танковой бригады с момента создания до расформирования. 19 июля 1942 года бригада была переброшена юго-западнее Сталинграда. В июле – августе 1942 года 99-ая танковая бригада вела ожесточенные бои с врагом в излучине реки Дон и обороняла Сталинград.

Таблица 3. Командиры 99-ой танковой бригады [17]

ФИО, звание

Период руководства

Кузнецов Георгий Яковлевич, подполковник

08.03.1942 - 08.08.1942

Житнев Павел Семенович, подполковник

28.08.1942 - 07.09.1942

Городецкий Моисей Исакиевич, подполковник

07.09.1942 - 10.03.1943

Малов Леонид Иванович, подполковник

10.03.1943 - 23.08.1943

Пузанков Григорий Степанович, подполковник

23.08.1943 - 23.09.1944

Георгий Яковлевич погиб во время Сталинградской битвы 8 августа 1942 года. 2 декабря 1942 года он был посмертно награжден вторым орденом «Красного Знамени». Из наградного листа от 13 октября 1942 года: «99-ая танковая бригада в боях за высоты 157,5, 113,6, 128,3 и 127 уничтожила 17 фашистских танков, из них 4 закопанных в землю, 2 дзота, 3 автомашины с пехотой, 6 пулеметных гнезд и свыше 800 солдат и офицеров. 07.08.42 г. в 9.00 противник превосходящими силами, при наличии большого количества танков, прорвал оборону 196-ой СД из направления Майоровский, крупная группировка противника прорвалась: Качалинская, Остров в направлении Калач. Справа противник отрезал часть бригады из направления совхоз «Красный скотовод». Боевые подразделения бригады оказались в полном окружении. Командир бригады, оставаясь в окружении на «НП» 800 м. южнее хутора Еруслановский, продолжал руководить боем полные сутки. Воодушевленные волей своего командира, оставшаяся часть бригады честно вместе с ним выполнили свой долг перед Родиной, не отступили, дрались до последнего вздоха. Мотострелковый батальон в этом бою уничтожил 600 немецких солдат и офицеров, батарея ПТО неоднократно отражала атаки фашистских танков, нанося им большой урон. Утром 8 августа 1942 года тов. Кузнецов был вплотную окружен фашистскими автоматчиками; живьем не сдался, продолжал отстреливаться, но был смертельно ранен в голову и умер храброй смертью командира большевика» [18]. Кузнецов Г.Я. похоронен в Братской могиле около хутора Скворин Суровикинского района Волгоградской области.

Мы приводим подробно биографию участника Великой Отечественной войны Кузнецова Георгия Яковлевича с целью показать результат работы обучающихся в рамках социализационно-образовательного проекта «Связь поколений», направленного на социализацию обучающегося с ориентацией на формирование позитивных социальных и образовательных компетенций с использованием проектного метода.

В рамках реализованного социализационно-образовательного проекта «Связь поколений» обучающиеся колледжа смогли:

  • более подробно узнать об одном из важнейших сражений Великой Отечественной войны, Сталинградской битве, познакомиться с подвигами участников войны на примере командира 99 танковой бригады Георгия Яковлевича Кузнецова;
  • принять участие в проектной деятельности.

Таким образом, использование проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся ПОО позволяет формировать у обучающегося и выпускника ПОО гражданско-патриотические компетенции, заложенные во ФГОС СПО. При этом происходит позитивная социализация обучающегося с ориентацией на формирование позитивных социальных и образовательных компетенций в их взаимосвязи.

Молодежь в настоящее время мало знает о подвигах героев Великой Отечественной Войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений, восполнить пробелы в истории 99-ой танковой бригады, создать стенд о героях войны, чтобы сохранить их память для потомков.


Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
2. Есаулко А.Н., Мазницына Л.В., Безгина Ю.А., Стукало В.А., Балацкий М.Ю., Трубачева Л.В. Формирование патриотических и профессионально-ориентированных компетенций студентов-первокурсников в свете дисциплины «Введение в специальность» // Современные проблемы науки и образования. 2012. - №6. С. 350. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23220685
3. Малиновский Е.С. Феномен "социальная активность" / Е.С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 2 (22). - С. 106-115.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Мысль. 1983. – 289 с. // Режим доступа: https://www.studmed.ru/kovalev-ag-psihologiya-lichnosti_f216df19e3f.html
5. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11
6. Кострова, Г. Л. Значение патриотического воспитания студентов системы СПО /Г. Л. Кострова, К. В. Степанова // Среднее профессиональное образование. -2017. -№ 10. -С. 7-11.
7. О разработке проектов моделей профессионального воспитания в профессиональной образовательной организации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c25ea419ebc46296d49cf920dd25251f/download/480/]
8. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307.
9. А. В. Киселева, Е. В. Штифанова ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет». Музейное пространство как образовательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29779128_33156106.pdf
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477324/
11. Молчанов С.Г. Использование исторических объектов в воспитательной работе профессиональной образовательной организации / Молчанов С.Г., Малиновский Е.С. // Мир педагогики и психологии. 2020. № 3 (44). С. 41-48.
12. Яковлева, С. В. Биография как педагогический феномен / С.В. Яковлева // Известия государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 76. - С. 286-289.
13. Молчанов С. Г. Биография героя в социализационно-образовательном процессе профессиональной образовательной организации / С. Г. Молчанов, Е. С. Малиновский, О. В. Зимина // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и Здравоохранение. – 2020. – № 1 (9). – С. 54-59.
14. Сайт «Память народа 1941-1945» Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/commander/3863/
15. Баграмян И.X. Так начиналась война. — М.: Воениздат, 1971. [Электронный ресурс] // Сайт «Милитера» («Военная литература») : [сайт]. [2001]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/bagramyan1/index.html
16. Книга Памяти Челябинской области в 15 т. Т. 1. Челябинск, 1994. С. 1.
17. Танковый фронт 1939-1945 : [сайт]. URL: http://tankfront.ru/ussr/tbr/tbr099.html
18. Память народа 1941-1945 : интернет-портал подлинных документов о Второй мировой 1939-1945 и Великой Отечественной войне 1941-1945. [сайт]. URL: https://pamyat-naroda.ru/commander/3863/

Расскажите о нас своим друзьям: