Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023
УДК 37.033
Дата публикации 07.05.2023
Проектная и научно-исследовательская деятельность в области агротехнологий и агрохимии в образовательных учреждениях дополнительного образования
Якимович Елена Петровна
канд. пед. наук, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Уссурийск, 11021977ay@mail.ru
Крашевский Александр Сергеевич
директор, МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Уссурийск, ussur-cdt@mail.ru
Аннотация: В данной статье внимание уделяется тому, что при использовании в дополнительном образовании изучения элементов агротехнологий и агрохимии возможно решение следующего комплекса задач: ранняя профориентация детей и подростков, развитие у них предпринимательских навыков, а также формирование межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла.
Ключевые слова: агрохимия, агротехнологии, проектная деятельность школьников, научно-исследовательская деятельность школьников, дополнительное образование.
Cand. Sci. (Ped.), teacher of additional education, МBEI AE "Center for Children's Creativity", Ussuriysk
director, МBEI AE "Center for Children's Creativity", Ussuriysk
Abstract: This article focuses on the fact that when using the study of elements of agrotechnologies and agrochemistry in additional education, it is possible to solve the following set of tasks: early career guidance for children and adolescents, the development of entrepreneurial skills in them, as well as the formation of interdisciplinary connections between disciplines of the natural science cycle.
Keywords: agrochemistry, agricultural technologies, project activities of schoolchildren, research activities of schoolchildren, additional education.
Якимович Е.П., Крашевский А.С. Проектная и научно-исследовательская деятельность в области агротехнологий и агрохимии в образовательных учреждениях дополнительного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektnaya-i-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-oblasti-agrotekhnologij-i-agrokhimii-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 07.05.2023)
В современных условиях модернизации российского образования важным является внедрение в практику образовательных организаций метода проектов и исследовательской деятельности особенно в области естествознания, которые призваны способствовать формированию целостной картины мира, связывая получаемые обучающимися знания с практикой [1;3]. По нашему мнению, наиболее перспективными, доступными и эффективными в этом направлении являются агрохимия и агротехнологии.
Агрохимия - это междисциплинарная наука о рациональном применении удобрений с целью повышения урожайности, которая базируется на знаниях ботаники, химии, физиологии растений, почвоведения и других смежных наук.
Агротехнологии представляют собой комплексы технологических решений, которые направлены на получение качественной продукции в заданном экономически эффективном количестве с соблюдением всех норм экологической безопасности.
Проектная и научно-исследовательская деятельность в области агрохимии и агротехнологий решает следующие задачи:
- Налаживание межпредметных связей естественнонаучных дисциплин, что дает возможность сформировать у учащихся целостное видение мира, когда знания по отдельным предметам цикла представляют собой не разрозненные учебные общепринятые единицы, а единое целое [4].
- Популяризация профессий, связанных с агропромышленным комплексом.
- Развитие предпринимательских компетенций у обучающихся [6].
- Подготовка обучающихся к краевым и всероссийским проектным и грантовым конкурсам, направленным на выявление, и поддержу детей, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью в области агротехнологий и агрохимии [5].
Однако в условиях общеобразовательной школы далеко не всегда удается решить эти задачи ввиду следующих причин [2]:
- предметы естественнонаучного цикла традиционно изучаются раздельно, поэтому сложно выстраивать работу обучающихся по междисциплинарным тематикам;
- разновременность преподавания тем по разным дисциплинам естественнонаучного цикла, которые целесообразно стыковать для формирования межпредметных связей;
- отсутствие четких механизмов по формированию межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла в рамках образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
- оценочная система деятельности учащихся, сдерживающая формирование таких необходимых в предпринимательстве качеств как способность просчитывать риски и не останавливаться в поиске новых решений после неудач.
Решить данную проблему можно в условиях дополнительного образования, где возможности для проектной и научно-исследовательской деятельности шире, а именно:
- выбор удобного времени для занятий данными видами деятельности делает их комфортными;
- реализация индивидуального подхода, позволяющая работать с той скоростью, которая посильна для ребенка, что нивелирует тревожность при боязни не успеть выполнить исследование или проект в срок;
- отсутствие жестких оценочных процедур, способствующее развитию навыка переносить неудачи, которые возможны при постановке экспериментов и реализации проектов;
- организация работ заданной длительности с возможностью ее изменения как в полевых, так и в лабораторных условия, что обеспечивает более высокое качество исследований и проектов.
Данный вид деятельности целесообразно начинать уже с детьми дошкольного возраста, при работе с которыми можно планировать простые проекты, связанные с выращиванием растений, имеющих существенные морфологические различия, которые в дальнейшем станут базой для исследовательских работ по изучению влияния биотических и абиотических факторов среды на их рост и развитие.
С детьми младшего и среднего школьного возраста, когда в рамках школьной программы на уроках по предметам «Окружающий мир» и «Биология» дети изучают анатомию и морфологию растений, целесообразно осуществлять исследовательские проекты затрагивающие первоначальные понятия физиологии, биохимии растений и почвоведения, что сможет обеспечить не только связь с географией, но и совершенствовать метапредметные навыки.
Параллельно с началом изучения химии, посильными для обучающихся будут более сложные опыты по биохимии растений и анализу химического состава различных видов почв, которые могут лечь в основу длительных проектов направленных на выявление взаимосвязи физико-химического состава почв с ростом и развитием растений. Кроме того, на этом этапе обучающихся можно знакомить с элементарными методами математической обработки результатов исследований по определению достоверности различий, обеспечивающих правдивость выводов.
Со старшеклассниками можно осуществлять сложные проекты, направленные на выработку агротехнологических решений, в том числе связанных с автоматизацией процесса выращивания сельскохозяйственных культур, которые будут интересны представителям агробизнеса, что позволит формировать у обучающихся предпринимательские компетенции, представляющие собой набор следующих качеств:
- Способность нестандартно мыслить и находить новые подходы для решения практических задач.
- Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, убеждать их, делиться ответственностью и достигать общих целей.
- Способность планировать, организовывать и контролировать проектную и исследовательскую деятельность.
- Умение переносить неудачи, извлекать из них уроки и после них вновь разумно рисковать.
Одной из проблем у педагогов и обучающихся является выбор актуальных тем для исследовательских работ и проектов.
В качестве базовых тем для исследований в области агрохимии и агротехнологий мы предлагаем следующие:
- Изучение способов регулирования водного режима наземных растений.
- Условия повышения количества белков в семенах сои.
- Зависимость роста и развития растений от степени засоленности почв.
- Способы борьбы с засоленностью почв.
- Интенсивность дыхания растений в зависимости от температуры.
- Исследование хемотропизма у корней.
- Влияние экологических факторов на живую фазу почвы.
- Определение микрофлоры почвы.
- Способы борьбы с тлей.
- Определение минералогического состава почв.
- Лимитирующие факторы плодородия и мелиоративные приемы их минимализации.
- Проверка закона Р. Сакса на примере балконных сортов томата.
- Закон совокупного действия факторов жизни растений на примере выращивания балконных сортов томатов.
- Изучение химического состава почв до и после выращивания культурных растений.
- Доказательство закона антагонизма ионов при выращивании листового салата.
- Моделирование закона возрастания плодородия почвы.
- Эффективность разных видов азотных удобрений.
- Зависимость интенсивности фотосинтеза от степени оводненности листа или «Эффект Бриллиант».
- Зависимость урожая картофеля от количества магния в почве.
- Хлороз томатов: причины и лечение.
- Зависимость урожая картофеля от количества магния в почве.
Проекты отличаются от исследовательской работы ожидаемым результатом. Если в исследовательской работе результатом является получение нового знания или обнаружение истины, то в проектах – это создание уникального продукта. Мы предлагаем для работы с детьми следующие темы проектных работ:
- Выращивание томатофеля.
- Определение состава почв рядом со стоячими водоемами с произрастающим в них Лотосом Комарова с последующим составлением технологической карты его выращивания.
- Регуляция вкусовых качеств плодов томата сорта «...», предназначенного для выращивания в грунте, от различных концентраций солей в питательном растворе при выращивании его на гидропонике.
- Выращивание лекарственных трав.
- Выращивание трав для составления композиций травяного чая.
- Выращивание картофеля на балконе.
- Выращивание полиплоидных растений.
- Идентификация и количественное определение белков в семенах сои, выращенной в разных условиях.
- Моделирование вертикальных гидропонных ферм.
- Снижение себестоимости томатов (огурцов, др. культур), выращиваемых в гидропонных установках.
- Разработка новых субстратов для выращивания растений на гидропонике.
- Выращивание вешенок.
Таким образом, научно-исследовательская и проектная деятельность в области агротехнологий и агрохимии в образовательных учреждениях дополнительного образования позволяет решать задачи по формированию межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла, ранней профориентации детей и подростков, развитию у них предпринимательских навыков, а также по ранней профориентации детей и имеет ряд преимуществ перед средними общеобразовательными учреждениями, что в свою очередь дает возможность повысить качество выполняемых детьми работ.
Список литературы
1. Быканова О.В. Агрохимические опыты как методологическая основа организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / О.В. Быканова // Globularia: межвузовский сборник научно-исследовательских работ студентов. Вып. 3. - Самара: СГСПУ, 2016. - С. 135-138.
2. Быканова О.В. Основы методики использования агрохимических опытов как средства развития мотивации учащихся к изучению химии/ О.В. Быканова // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов, г. Пенза, 9 декабря 2015 г. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.- С. 73-76.
3. Нелюбина Е.Г. Организация практико-ориентированного обучения химии на основе агрохимических опытов как элемента экологического образования учащихся /Е.Г. Нелюбина, ЛЮВ. Панфилова // АНИ: педагогика и психология. - 2020.- №1 (30). -С.204-207.
4. Педагогика и психология: вопросы теории, методологии и практики / Э. С. Абдулаева, Е. И. Аверина, О. В. Бородина – Самара : ООО НИЦ «ПНК», 2022. – 180 с.
5. Чеченихина О.С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского аграрного университета / О.С. Чеченихина // АОН. - 2021.- №3.- С.3-12.
6. Ядыгина Р. Б. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе /Р.Б. Ядыгина И.В. Пчела // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-i-metodicheskogo-obespecheniya-proektnoy-deyatelnosti-v-shkole (дата обращения: 24.04.2023).