Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 378.14

Дата публикации 30.06.2023

Проблемное обучение как фактор продуктивной профессиональной самореализации

Ткаченко Андрей Алексеевич
Аспирант, Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, E-mail: tkachenko.andrey@mail.ru

Аннотация: Сегодня продуктивность профессиональной реализации зависит от множества факторов, одним из них является проблемное обучение. Целью статьи заключается изучение использования метода проблемного обучения, как факторы продуктивной профессиональной самореализации. Для достижения цели проведён теоретический анализ положений: «проблемное обучение», «профессиональная самореализация, рассмотрены основы использования метода проблемного обучения как средство повышения продуктивной профессиональной самореализации. В статье было выявлено, что проблемное обучение включает в себя большое количество технологий, которые применяются к личности в зависимости от её уровня образования, возрастных особенностей, стажа профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа диссертаций, современных статей и научно-практических работ было выявлено, что без проблемного обучения профессиональная самореализация личности может иметь низкий или пониженный уровень.
Ключевые слова: проблемное обучение, метод, проблема, самореализация, профессиональная самореализация, продуктивность, структура, технологии, специфическое образование.

Problem-based learning as a factor of productive professional self-realization

Tkachenko Andrey Alekseevich
Graduate student, Samara State University of Economics, Samara, Russia

Abstract: Today, the productivity of professional implementation depends on many factors, one of them is problem-based learning. The purpose of the article is to study the use of the method of problem-based learning as factors of productive professional self-realization. To achieve the goal, a theoretical analysis of the provisions: "problem-based learning", "professional self-realization, the basics of using the method of problem-based learning as a means of increasing productive professional self-realization are considered. The article revealed that problem-based learning includes a large number of technologies that are applied to a person depending on her level of education, age characteristics, and professional experience. Based on the theoretical analysis of dissertations, modern articles and scientific and practical works, it was revealed that without problematic training, professional self-realization of a person can have a low or reduced level.
Keywords: problem-based learning, method, problem, self-realization, professional self-realization, productivity, structure, technology, specific education.

Правильная ссылка на статью
Ткаченко А.А. Проблемное обучение как фактор продуктивной профессиональной самореализации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problemnoe-obuchenie-kak-faktor-produktivnoj-professionalnoj-samorealizatsii.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Сегодня под проблемным обучением понимается организация действия, при котором искусственным путём создаётся проблемная ситуация, активизирующая самостоятельный поиск решений личностью или группой. Считается, что проблемное обучение является самым важным элементом в профессиональной деятельности, а именно мотивацией к самореализации личности в профессии.

Проблемное обучение сегодня является нетрадиционным обучением, которое даёт «тройной эффект»: мотивация на самостоятельный поиск решения ситуации; развитие профессиональных навыков и умений; повышение уровня жизнестойкости и самоконтроля. В. В. Байдук считает, что различия между традиционным обучением и проблемным обучением заключается во фронтальном изложении материала [2, с. 13]. При проблемном обучении главная цель может восприниматься по-разному в зависимости от деятельности личности, её профессионального стажа, жизненных и профессиональных проблем и даже психофизического здоровья. Так же следует отметить, что в традиционном обучении существует особая категоричность, которая не предполагает множество вариантов развития или решения ситуации в зависимости от приоритетов личности и его профессиональной деятельности.

В. В. Байдук выделяет следующие методические приёмы проблемного обучения: столкновение теоретических и практических положений; формирование различных точек зрения; рассмотрение ситуации с разных позиций; применение сравнительного анализа; постановка конкретных задач для решения ситуации [2, с. 15].

По мнению И. В. Ковалёва  проблемное обучение – это достаточно новый тип обучения, который сочетает в себе самостоятельно-поисковую деятельность и  принцип проблемности [4, с. 16]. В профессиональной деятельности проблемное обучение является элементом развития в личности собственного взгляда на профессию и деятельности внутри её [4, с. 17].

Н. Л. Никитина описывала проблемное обучение, как система знаний мотивирующих личность на самообучение и самообразование [6, с. 37]. Основной целью проблемного обучения является формирование особо стиля личности, как в профессии, так и в повседневной жизни. 

 В. А. Русских выделяет два вида проблемного обучения [7, с. 1]:

- педагогическое проблемное обучение – это формирование проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности детей. Педагогическое проблемное обучение по мнению В. А.Русских способствует профессиональной мотивации учащихся школ или студента средних учреждений или ВУЗов;

- психологическое проблемное обучение – применяет, как способ мотивации личности к самостоятельному поиску решению проблемы. Сегодня психологическое проблемное обучение активно используется психологическими консультантами, клиническими психологами и штатными психологами компании или учреждения.

Проблемное обучение сегодня применяет в образовании, профессиональной деятельности и даже при индивидуальных и групповых психологических консультациях. Сегодня благодаря проблемному обучению личность может повысить свою продуктивность, самореализоваться в профессии и расширить свои навыки.  Проблемное обучение как фактор продуктивной профессиональной самореализации включает в себя: мыслительный процесс; процесс решения проблемы; приобретение и усвоение новых профессиональных знаний. 

Под продуктивностью профессиональной самореализации принято считать совокупность внутренних сил личности направленных на осуществление профессиональной деятельности. Профессиональная самореализация обеспечивает человеку его социальную и индивидуальную ориентированность в профессиональной деятельности.

 М. А. Болдина выделяет следующие функции профессиональной самореализации [3, с. 3]:

- ценностно-ориентационная функция – профессиональное самоопределение личности;

- познавательная функция – профессиональное самопознание личности;

- технологическая функция – взаимодействие личности на профессиональный объект;

- коммуникативная функция – процесс профессионального общения между личностью и сотрудниками;

- управленческая функция – осознанное регулирование личности своих профессиональных действий;         

-  правовая функция – интегральное выражение личности по отношению к профессиональной деятельности;

- духовно-нравственная функция – формирование взаимосвязи ценностных ориентаций жизни и профессиональной деятельности;

- эстетическая функция – реализация личностью в профессиональной деятельности продукта, который сам бы сотрудник смог использовать для комфортной жизни и улучшения качества жизни.

Проблемное обучение как фактор продуктивной профессиональной самореализации включает в себя четыре этапа: вхождение проблемную ситуацию; организация деятельности по решению ситуации; использование методов поиска решения проблемной ситуации; рефлексия.

По мнению А. В. Махорт  для того, чтобы проблемное обучение личности влияло на продуктивность профессиональной самореализации, следует применять следующие технологии [5, с. 409]:

- организация специфической профессиональной ситуации проблема, которой направлена на развитие интуитивного мышления;

- создание проблемной ситуации, которая формирует систему прочных убеждений личности;

- создание проблемной ситуации, которая включает в себя теоретические, практические и дидактические проблемы.

- создание проблемной ситуации, которая включает в себя сочетание самостоятельной работы и расширение личностью профессиональной деятельности;

- создание проблемной ситуации, которая включает в себя индивидуальный подход;

- создание динамичной и эмоциональной проблемной ситуации, которая формирует и мотивирует усиление значения познавательной и творческой деятельности личности.

По мнению Е. В. Федосенко проблемное обучение, как фактор продуктивной профессиональной самореализации можно распределить на несколько видов [10, с. 301]:

- теоретическое исследование проблемной ситуации, при котором осуществляется поиск правил или законов сформированной проблемы. Под теоретическим исследованием проблемного обучения сегодня подразумевается поиск личности базовой информации (теоретические положения известных деятелей);

- поиск практического решения ситуации. Е. В. Федосенко  придерживает мнения, что проблемное обучение осуществляется ещё в школе, как фактор зарождения любви личности к профессии. Практический поиск решения является показателем успешности выбора профессии личностью;

- отражение действительности на основе теоретических и практических знаний профессиональной деятельности.

Н. А. Усова придерживается мнения, что успешность проблемного обучения в профессиональной деятельности возможно оценивать с помощью следующих критериев [9, с. 13]: наличие положительного мотива к профессиональной деятельности; наличие изменения в эмоционально-волевой деятельности; уровень переживания личностью проблемной ситуации; индивидуальное отношение к полученному опыту при решении ситуации; уровень овладения навыком обобщения выводов проблемной ситуации.

Н. А. Усова также придерживается мнения, что проблемное обучение влияет на продуктивность профессиональной самореализации за счёт [9, с. 14]: возможности самостоятельного поиска личности решения близкого к профессиональной деятельности; приобретение новых профессиональных навыков; поиск творческого подхода к решению профессиональной задачи; формирование инновационного пространства вокруг личности в рамках профессиональной деятельности.

По мнению А. В. Тимиркаевой сегодня проблемное обучение является популярным, так как оно способствует решению многих профессиональных и образовательных задач. А. В. Тимиркаева считает, что проблемное обучение – это новые вид обучения, который мотивирует личность на профессиональную самореализацию уже с начальной школы. Чтобы проблемное обучение могло эффективно влиять на  профессиональную самореализацию и продуктивность личности в рамках профессии следует соблюдать следующие условия [8, с. 2]:

- подготовленность и «глубина» проблемной ситуации. Личности должно быть интересно, искать решение проблемы, подбирать решения и обобщать выводы;

- предварительная подготовка личности к проблемной ситуации в рамках профессиональной деятельности: мотивация, побуждение интереса;

- научно-методическая обоснованность проблемной ситуации;

- учёт специфики профессиональной деятельности.

А. В. Тимиркаева считает, что, решая проблемную ситуацию личность учится находить что-то новое для себя, развивает свои мыслительные функции, стабилизирует эмоционально-волевую сферу и многое другое [8, с.4]. Исходя из данного предположения, можно сделать вывод, что проблемное обучение, является основным факторов продуктивной профессиональной самореализации личности.

Таким образом, на основе теоретического анализа следует отметить, проблемное обучение как фактор продуктивной профессиональной самореализации является эффективным процессом мотивации личности сотрудника вне зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

При соблюдении всех условий внедрения проблемного обучения, как в профессиональную, так и в образовательную деятельность личности, возможно, не только эффективно повысить продуктивность профессиональной к самореализации, но и избежать отрицательное воздействие: эмоциональное выгорание, потеря интереса к профессиональной деятельности, отказ от саморазвития личности в рамках профессии.


Список литературы

1. Ащеулова К. А. Специфика профессиональной самореализации современного студента // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4. 2019. С. 17 – 23.
2. Байдук В. В. Функции профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. № 3. 2014. С. 6-15.
3. Болдина М.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма // Ярославский педагогический вестник. №1. 2018. С. 1-5.
4. Ковалёва И.В. Технологии проблемного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 5. 2015. С. 15 – 21.
5. Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. № 1. 2020. С. 409-411.
6. Никитина Н. Л. Проблемное обучение как одна из эффективных педагогических технологий // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. № 12. 2016. С. 36 – 41.
7. Русских В. А. Проблемное обучение // Проблемы педагогики. № 2. 2015. С. 1-2.
8. Тимиркаева А. В. Технологии проблемного обучения // StudNet. № 1. 2021. С. 1-4.
9. Усова Н. А. Возможности использования проблемно-поисковой образовательной технологии в подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности // Образование и проблемы развития общества. № 9. 2021. С. 13-15.
10. Федосенко Е. В. Барьеры продуктивной профессиональной самореализации педагога // Ярославский педагогический вестник. № 3. 2012. С. 300-304.

Расскажите о нас своим друзьям: