Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023
УДК 372.881.111.1
Дата публикации 30.06.2023
Организация самостоятельной работы студента СПО по дисциплине Иностранный язык
Астанина Анна Николаевна
старший преподаватель кафедры Иностранных языков и образовательных технологий УГИ, Уральский Федеральный Университет, РФ, Екатеринбург, a.n.astanina@urfu.ru
Сазонова Наталья Владимировна
к.ф.н., доцент кафедры Иностранных языков и образовательных технологий УГИ, Уральский Федеральный Университет, РФ, Екатеринбург,
Ильющенкова Елена Николаевна
заместитель директора по научно-методической работе, Смоленский педагогический колледж, РФ, Смоленск, sml67rus@mail.ru
Ларионова Ирина Владимировна
Старший преподаватель кафедры филологического образования Академии постдипломного педагогического образования, РФ, Санкт-Петербург, larion_appo@rambler.ru
Рассказова Татьяна Павловна
к.ф.н., доцент кафедры Иностранных языков и образовательных технологий УГИ, Уральский Федеральный Университет, РФ, Екатеринбург
Рода Маргарита Викторовна
Ведущий специалист отдела разработки учебно-методических материалов по общеобразовательной подготовке в среднем профессиональном образовании, Институт развития профессионального образования, РФ, Москва, a-mv@list.ru
Аннотация: Самостоятельная работа является особо важным компонентом в обучении студентов языку. К сожалению, именно данный аспект не реализуется в полной мере. В статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования в рамках реализации коммуникативного подхода в обучении дисциплине «Иностранный язык». Материал обобщает теоретическую информацию и практические приемы зарубежных и отечественных практиков по изменению подхода к рассмотрению самостоятельной работы студентов как в классе, так и дома. Авторы уделяют особое внимание принципам организации самостоятельной работы в широком смысле слова и приводят примеры заданий, способствующих увеличению количества самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: Самостоятельная работа, работа в паре, аудиторная работа, вовлеченность студента, независимая работа, обучение ИЯ в колледже
senior lecturer, Department of Foreign languages and educational technologies, Department of Humanities, Ural Federal University, Russia, Ekaterinburg, a.n.astanina@urfu.ru
Ph.D in Philology., associate professor at the Department of Foreign languages and educational technologies, Department of Humanities, Ural Federal University, Russia, Ekaterinburg,
Deputy Director for scientific and methodological work, Smolensk pedagogical college, Russia, Smolensk, sml67rus@mail.ru
senior lecturer, Department of Philological Education, Academy of Postdoctoral pedagogical education, Russia, Saint Petersburg, larion_appo@rambler.ru
Ph.D. in Philology, associate professor at the Department of Foreign languages and educational technologies, Department of Humanities, Ural Federal University, Russia, Ekaterinburg,
Head Specialist of the Department for the Development of Educational and Methodological Materials for general education in secondary vocational education, Institute for the Development of Vocational Education, Russia, Moscow, a-mv@list.ru
Abstract: Learners’ autonomy is a vital component of students’ language training. Unfortunately, it is this aspect which is not paid much attention to. The article considers some features of developing learners’ autonomy in teaching a foreign language to vocational school students implementing communicative approach. The paper combines theoretical background and practical techniques of both Russian and foreign educators to reconsider the way students’ work is organised both in classroom and at home. Special attention is given to the principles of developing learners’ autonomy as well as techniques to increase learners’ self-study and pair work.
Keywords: self-study, learner’s autonomy, pair work, classwork, student’s engagement, individual work, EFL in vocational training
Астанина А.Н., Сазонова Н.В., Ильющенкова Е.Н., Ларионова И.В., Рассказова Т.П., Рода М.В. Организация самостоятельной работы студента СПО по дисциплине Иностранный язык // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-samostoyatelnoj-raboty-studenta-spo-po-distsipline-inostrannyj-yazyk.html (Дата обращения: 30.06.2023)
Современные тенденции в обучении иностранному языку предполагают активное вовлечение студентов в процесс обучения с целью развить их коммуникативные навыки в рамках и аудиторной, и внеаудиторной работы. Современные требования, предъявляемые к квалифицированным специалистам-выпускникам СПО, повлияли на трансформацию системы образования, в которой возрастает доля самостоятельной работы студента по осознанному и целенаправленному овладению практическими и теоретическими знаниями, по формированию универсальных и профессиональных компетенций. Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов. Правильно выстроенная стратегия самостоятельной работы позволит вовлечь студента в учебный процесс и заложить навыки автономной работы, которые пригодятся ему не только в процессе изучения иностранного языка, но и других предметов как во время обучения в учебном заведении, так и в будущей профессиональной деятельности.
Исследование различных аспектов самостоятельной работы стало особенно актуальным при переходе на систему измерения трудоемкости учебной дисциплины в зачетных единицах в учебном плане.
В статье Редько Л. [1] изучает самостоятельную работу с разных сторон. Во-первых, с точки зрения мотивации, результаты проведенного опроса показали, что 78% студентов положительно относятся к самостоятельной работе, но только 48% опрошенных обладают навыками самодисциплины, самоорганизации / умением расставлять приоритеты, навыками работы с источниками информации (поиск, анализ, синтез информации), могут творчески подходить к самостоятельной работе.
С позиции дидактических материалов, самым распространенным видом внеаудиторной работы является выполнение домашних заданий, но некоторые инновационные формы обучения (проектная деятельность, электронное обучение на основе Moodle, онлайн-курсы) показывают еще одну важную особенность современного учебного процесса: оказалось, что студенты предпочитают быть оцененными друг другом в этих видах работ.
Доступность технического оснащения учебной организации может стать препятствием для диверсификации самостоятельной работы и отсутствия познавательного интереса современного студента. Основным источником информации, согласно результатам проведенного опроса, остается Интернет.
Последнее, студент видит преподавателя в роли руководителя, консультанта, эксперта и координатора. Большинство преподавателей имеют место для проведения консультаций, но отсутствие должного информирования о расписании консультаций замедляет развитие самостоятельной работы.
Для успешного формирования продуктивных и рецептивных коммуникативных навыков на любом уровне владения языком необходимо организовать внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине «Иностранный язык» таким образом, чтобы их роль в учебном процессе была ведущей. В институтах СПО самостоятельная работа в том числе должна способствовать освоению профессионального языка и развитию навыков владения языком не только с позиций переводческой компетенции.
Задания для самостоятельного выполнения могут быть тренировочного типа, чаще реализуемые в форме выполнения домашних заданий [2] в Рабочей тетради учебно-методического комплекса для закрепления материала через его многократное употребление в известных контекстах и ситуациях. Таким образом формируются прочные знания лексических и грамматических единиц по конкретным темам.
Задания поисково-исследовательского типа особенно развивают познавательный интерес, когда у студента возникает противоречие между имеющимися знаниями и требованием новых знаний для решения учебно-познавательной задачи. Чаще всего источником новых знаний становится Интернет, в частности работа с переводными словарями и т.д. Удовлетворение от успешно выполненного задания является мотивирующим фактором. Просмотр фильмов на иностранном языке тренирует рецептивные навыки восприятия на слух или чтения при активации субтитров, помимо повышения мотивации изучения иностранного языка, также закрепляет языковые единицы.
В процессе решения задач познавательно-практического типа формируются предметные знания и умения в единстве с жизненным индивидуальным опытом студента. Результатом познавательно-практической работы является (индивидуальный / групповой) проект по теме, презентация по теме с использованием инструментов Office и т.д.
Творческая работа ведет к созданию чего-то совершенно нового, оригинального, требует значительного временного ресурса. Чрезмерное увлечение заданиями творческого типа может стать утомительным и демотивирующим для студентов. В особенности это касается студентов с низким уровнем развития языковых навыков. Выбирая творческое задание в качестве формы организации самостоятельной работы имеет смысл удостовериться, что у студентов достаточно времени и умения выполнить определенную работу. Работа творческого характера должна в первую очередь подчеркивать языковое выражение содержания, а не быть набором визуальных образов. Современные цифровые инструменты частично помогают решить данную проблему. При наличии технического оснащения и доступа к инструментам Padlet, Flipgrid, формы (Яндекс-формы, Google forms) и т.д. студенты могут оформить результаты своей творческой деятельности в форме плаката или записать видеоовет. Использование цифровых ресурсов может дополнительно мотивировать студентов в силу современности решений, но есть опасность демотивации, в случае если студенту тяжело освоить принципы работы с инструментом.
Отметим, что творческие задания с точки зрения проверки затратны и для педагога. Не всегда удается проверить результаты творческих работ студентов на занятии (например, презентации). В случае использования цифровых инструментов работы можно выполнять проверку по мере их появления, привлекать студентов к просмотру, оцениванию и комментированию работ своих одногруппников. В данном случае необходимо четко ставить крайние сроки сдачи. Еще одним фактором использования цифровых инструментов в учебном процессе, связанным с самостоятельной работой, является умение преподавателя пользоваться тем или иным инструментом.
Все виды самостоятельной работы не являются чистыми, а пересекаются в разных комбинациях. Роль преподавателя заключается в том, чтобы предложить студентам оптимальный план внеаудиторной работы и развивать познавательный интерес не только по дисциплине, но и в различных аспектах жизни.
Со ссылкой на новый ФГОС [3] самостоятельная работа в общеобразовательном цикле образовательной организацией может не планироваться, т.е. образовательная организация вправе решать, необходимо ли выделять часы на самостоятельную работу для тех, кто изучает стандарт среднего общего образования в пределах СПО, или нет. В свете этой информации возрастает важность самостоятельной, точнее сказать независимой, работы в аудитории.
Проблемы, с которыми сталкивается преподаватель на занятиях по иностранному языку, могут быть следующими: большая численность группы, разноуровневый класс, отсутствие интереса у студентов, предыдущий негативный опыт изучения языка. На ступени СПО дополнительным вызовом является необходимость освоения базовых профессиональных знаний и компетенций. Зарубежные методисты [4], [5], [6] в защиту коммуникативной методики, рекомендуют выстраивать работу на занятии таким образом, чтобы активная речь студентов составляла не менее 50% продолжительности урока. Добиться этого можно, организовав работу с заданиями в парах и микрогруппах. Во время фронтальной проверки задания вопросы, как правило, зачитывает учитель, отвечает при этом один студент, что сокращает вовлеченность оставшихся студентов в учебный процесс. Добавляя дополнительный этап обсуждения в парах или микрогруппах (а в идеале и в парах, и затем в микрогруппах), студенты несколько раз самостоятельно зачитывают текст задания, тренируя произношение, сравнивают свои ответы и находят ключевые фразы в тексте, если ответы в паре / микрогруппе не совпадают.
Данный принцип работает независимо от уровня языкового профессионализма: студенты низких уровней могут сравнить свои варианты ответов на то или иное задание, в крайнем случае прибегая к переводу на родной язык, постепенно привыкая к использование только иностранного языка, основываясь в своих ответах на ключевые фразы из текста. Как правило, студенты более низких уровней склонны обсуждать все ответы на родном языке [4], поэтому особое внимание необходимо уделить формированию умения минимального использования родного языка.
Можно экспериментировать с тем, по какому принципу разделить студентов на пары/микрогруппы. Принцип “дружбы” дает чувство эмоционального и морального комфорта сотрудничающих студентов. Разделение на пары/микрогруппы по принципу языкового профессионализма имеет ряд преимуществ в разноуровневом классе. Это позволяет выдавать разные задания группам с разным уровнем владения языка. Но практика показывает, что слабые студенты, работающие вместе, деморализованы, не имеют мотивации выйти из своей группы. Поэтому эффективным вариантом может стать парная работа слабого и сильного студентов, где последний выступает в роли преподавателя. Принцип “случайного” распределения можно реализовать следующим образом: каждый студент вытягивает карточку. На карточках могут быть слова-синонимы, слова-антонимы, две/три формы неправильных глаголов, вопрос-ответ, предложение с ошибкой - правильное предложение и т.д. Задача студента заключается в том, чтобы найти себе пару по принципу синонима, антонима, ответа на вопрос, и т.д. Такое задание можно использовать в качестве повторения какого-нибудь лексического/грамматического материала.
Роль самого преподавателя при парной/групповой форме организации занятия сводится к распределению времени (четко давать инструкции, предупреждать об ограничениях по времени и распределять время на разных этапах проверки), мониторингу правильности выполнения заданий (учитель “подслушивает” ответы в группах и указывает, на ответ, в которых есть ошибка, или хвалит за правильный). Мониторинг выполняется как бы со стороны, студентам дается шанс на самостоятельное исправление ошибки, что способствует мотивации при выполнении учебного задания.
Важным принципом, способствующим развитию навыков самостоятельной работы, является коммуникативная направленность упражнений на формирование речевых навыков.
Вслед за Коваленко Н.А. [7] предложим несколько вариантов заданий для активизации независимой работы студента на занятии по иностранному языку для отработки лексики по теме.
1) Предложите студентам самостоятельно перемешать буквы в словах по изучаемой теме, обменяться заданиями и выполнить их.
2) Раздайте половинки кроссворда студентам. Задание заключается в том, чтобы объяснить доступные слова партнеру, а затем заполнить свой кроссворд, выслушав объяснения партнера.
3) Коммуникативные игры типа Find someone who…, направленные на поиск людей со сходными характеристиками отлично закрепляют использование лексики и грамматики, также увеличат время активной коммуникации студентов на занятии с использованием ключевых языковых единиц, способствуют мотивации студентов, построению межличностных связей. Задания такого характера предполагают устное обсуждение или письменный ответ. В качестве предмета обсуждения стоит адаптировать материал с учетом интересов студентов. Отметим, что в данном формате обсуждения не стоит пытаться исправить все ошибки студентов или вмешиваться в процесс обсуждения без нужды [5], [8]. Данные задания в большей степени ориентированы на речь и вмешательство преподавателя в каждое слово, сказанное студентом демотивирует учащегося.
Включение в комплекс заданий для работы дома одного-двух упражнений с использованием лексики будущего урока (вариант организации работы по типу “перевернутого класса”) позволит студентам познакомиться с новыми единицами заранее, снимет трудности, сократит время работы с лексикой на уроке, увеличивая время на задания, формирующие продуктивные навыки.
Для формирования рецептивных навыков чтения, вместо монотонного чтения текста вслух “по цепочке”, предложите студентам в паре прочитать свою часть текста и пересказать её партнеру с целью заполнения пропусков в предложениях, нахождения ответов на вопросы, и выполнения других заданий поискового типа. В лингафонном кабинете такой же прием разделения можно реализовать для восприятия текста на слух.
Хорошо зарекомендовали себя задания, связанные с чтением в группах. При данной форме организации студентам, работающим в паре или микрогруппе, дается отдельный отрывок для чтения. В результате каждый из участников группы обладает уникальной информацией, которую впоследствии используют для ответа на вопросы или заполнения формы. При подобном виде организации чтения каждый член команды вносит свой вклад и дополнительно развивает личностные навыки работы в команде.
Подобным образом организовывается задание по чтению в формате jigsaw reading, когда один и тот же текст содержит разные пропуски для каждого участника пары. Для заполнения пропусков студенты составляют вопросы, что также повышает их вовлеченность в парную работу.
Неизбежно, что организация независимой работы на занятии встретит сопротивление студента. Главным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя, который заранее объяснит студенту правила работы. Система накопительных оценок, рейтинг и другие формы оценивания, которые вызывают эффект состязания, могут стать сильным мотивационным фактором самосовершенствования, самодисциплины студента.
Принципы организации самостоятельной работы в каждом из данных вариантов организации имеют свои преимущества и недостатки, а также некоторые особенности, учитывая которые преподаватель сможет увеличить время самостоятельной работы студентов. Описанные в статье некоторые формы самостоятельной работы успешно используются в работе как с общими, так и профессионально-ориентированными аспектами языка.
Самостоятельная деятельность формирует личностные результаты в виде чувства ответственности, навыки самовоспитания, самоконтроля и самообразования, создаёт благоприятные условия для удовлетворения запросов и интересов каждого студента в той мере и в том темпе, в котором это невозможно сделать в учебном процессе, ограниченном только пределами классной комнаты и только продолжительностью урока.
Список литературы
[1] Red’ko, L. Creative Independent Learning for Developing Students' Professional Competencies / Ludmila Red'ko, Mariya Yuzhakova, Marina Yanushevskaya // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 214. - 2015. – P. 319-324. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815060061 - Дата обращения: 27.10.2022
[2] Сорокина, Л.Л. Самостоятельная работа как фактор эффективной учебной деятельности студентов СПО / Л. Л. Сорокина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 1 (13). - 2014. - С. 65-69. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-faktor-effektivnoy-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-spo/viewer. - Дата обращения: 27.10.2022
[3] О планировании самостоятельной работы в учебных планах по программам среднего профессионального и высшего образования [Электронный ресурс]: Информио. https://www.informio.ru/news/id30153/O-planirovanii-samostojatelnoi-raboty-v-uchebnyh-planah-po-programmam-srednego-professionalnogo-i-vysshego-obrazovanija - Дата обращения: 27.10.2022
[4] Harmer, J. The Practice of English Language Teaching / Jeremy Harmer. - Pearson Longman ELT : 2007. - URL: https://www.academia.edu/25472823/The_Practice_of_English_Language_Teaching_4th_Edition_Jeremy_Harmer - Дата обращения: 28.10.2022
[5] Nunan, D. Language teaching methodology: A Textbook for Teacher / D. Nunan. Upper Saddle River, NJ : Prentice Hall, 1991. URL: http://www.princeton.edu/~pia/TEFL/Nunan%20Chapter%203%20tefl.pdf - Дата обращения: 29.10.2022.
[6] Kareema, F. Increasing student talk time in the ESL classroom : an investigation of teacher talk time and student talk time / F. Kareema // The fourth International Symposium of SEUSL held on 01.02.08.2014 At: SEUSL, Oluvil, Sri Lanka. - Volume 1. - 2014. - P. 1-8. URL: https://www.researchgate.net/publication/283353633_INCREASING_STUDENT_TALK_TIME_IN_THE_ESL_CLASSROOM_AN_INVESTIGATION_OF_TEACHER_TALK_TIME_AND_STUDENT_TALK_TIME - (Дата обращения: 29.10.2022)
[7] Kovalenko, N. A. Self-directed learning through creative activity of students / Natalia A. Kovalenko, Anna Yu. Smirnova // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 166. – 2015. – P. 393 –398. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814066804 - Дата обращения: 27.10.2022
[8] Scrivener, Jim. Learning Teaching. - 3rd Edition / Jim Scrivener. - Macmillan, 2011.