Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (78) Январь 2023

УДК 372.851

Дата публикации 31.01.2023

Применение технологии развития критического мышления в дистанционном обучении на уроках математики

Карамышева Александра Андреевна
Студент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», asya.karamysheva.00@mail.ru
Моисеенкова Мария Олеговна
Студент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», m.o.moiseenkova@gmail.com
Научный руководитель: Морозова Елена Валентиновна
к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»

Аннотация: В данной статье описано использование технологии развития критического мышления на уроках математики, а также представлен опыт использования данной технологии при проведении уроков по темам «Показательные уравнения» и «Производная сложной функции», описаны некоторые из приемов технологии развития критического мышления.
Ключевые слова: технология развития критического мышления, дистанционное обучение, урок математики, контролируемая самостоятельная работа, работа с информацией.

Application of critical thinking development technology in distance learning in mathematics lessons

Karamysheva Alexandra Andreevna
Student, Smolensk State University
Moiseenkova Maria Olegovna
Student, Smolensk State University
Scientific adviser Morozova Elena Valentinovna
Cand. of Ped. Sciences, Associate Professor, Smolensk State University

Abstract: This article describes the use of technology for the development of critical thinking in mathematics lessons, and also presents the experience of using this technology when conducting lessons on the topics "Exponential Equations" and "Derivative of a complex function", describes some of the techniques of technology for the development of critical thinking.
Keywords: technology for the development of critical thinking, distance learning, mathematics lesson, controlled independent work, work with information.

Правильная ссылка на статью
Карамышева А.А., Моисеенкова М.О. Применение технологии развития критического мышления в дистанционном обучении на уроках математики // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (78). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-distantsionnom-obuchenii-na-urokakh-matematiki.html (Дата обращения: 31.01.2023)

В последние годы образовательный процесс претерпел некоторые изменения. Дистанционное обучение получило широкое распространение и все чаще стало рассматриваться как самостоятельная форма обучения. Приоритетными принципами данной формы являются: акцент на самостоятельном обучении; принцип совместной деятельности обучающегося и преподавателя на всех этапах обучения; принцип ориентации на индивидуальный опыт обучающегося.

Ядром процесса дистанционного обучения должна стать самостоятельная работа каждого обучающегося, которая осуществляется путем реализации разнообразных видов как групповой, так и индивидуальной работы во время учебных занятий и при выполнении домашней работы, при этом, несмотря на то, что работа и рассматривается как самостоятельная, все же она контролируема педагогом. 

Одним из эффективных способов обучения в рамках данной формы мы рассматриваем применение технологии развития критического мышления (далее ТРКМ). По мнению российского исследователя Д.М. Шакировой ТРКМ основана на общедидактических, а также специфичных для данной технологии принципах. Во-первых, для построения собственных рассуждений, доказательств, аргументов учащиеся должны опираться на максимально разнообразный информационный материал. Во-вторых, темы, проблемы и задачи, которые могут быть решены с использованием данной технологии, должны иметь социально обусловленный характер. В-третьих, ТРКМ предполагает активизацию коммуникативных навыков студентов, т.к. критическое мышление рождается в дискуссиях и спорах в публичном пространстве. В-четвертых, изучаемый материал должен иметь проблемный характер. В-пятых, критичность ума проявляется в случае, когда учащиеся обладают мотивацией и потребностью в получении знаний. В-шестых, информация, которой оперируют студенты, должна быть научной и несомненно достоверной. В-седьмых, эффективность ТРКМ возрастает в случае ее системного использования [2, c.40].

ТРКМ включает в себя множество различных приемов обучения, например «INSERT», «Тонкие и толстые вопросы», «Корзина идей», «Таблица: Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Верные и неверные высказывания», «Кластер», «Ромашка Блума» и другие.

В рамках данной технологии нами было проведено ряд дистанционных уроков в 11 классе, такие как: «Показательные уравнения» и «Производная сложной функции».

Рассмотрим результаты проведения урока по теме «Производная сложной функции». Так как любой урок с применением технологии развития критического мышления представляет собой урок со следующей структурой: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии; то достаточно будет продемонстрировать фрагмент урока, который выстроен на данной технологии, реализуемый при изучении этой темы. На стадии вызова, конечно, необходимо вспомнить материал, который ученики уже знают, а также замотивировать их изучать новую тему. Здесь можно использовать прием «Верите ли вы?». В данном приеме ученикам необходимо начертить схематическую таблицу, по которой они будут вести  разговор. Таблица состоит из трех колонок: номера вопроса, ответа в начале урока и в конце. Ученики могут отвечать “да” или “нет”, “+” или “-”, иными способами, понятными для него и других. Вид для учителя данного задания можно представить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Вид задания для учителя

Для ученика таблицу можно представить иначе (табл. 1).

 Таблица 1. Вид задания для ученика

Номер вопроса

В начале урока

В конце урока

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7.

 

 

8.

 

 

9.

 

 

10.

 

 

11.

 

 

12.

 

 

Рассматривая применение данного приема можно заметить, что ученикам нравится такая форма подачи, когда они на основании своей интуиции пытаются определить верное утверждение там, где их знаний еще не достаточно. После заполнения таблицы обязательным является обсуждение каждого пункта: кто так ответил и почему. Таким образом можно определить учеников, которые больше всего готовы к усвоению новой темы, которые мыслят нестандартно или которым уже известен изучаемый материал.

На фазе осмысления хорошо использовать приемы чтения и письма. Например, ходовым является прием «INSERT».

INSERT — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией. В методике его часто называют и технологией эффективного чтения. Суть данного приема заключается в следующем: учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны пояснения, уточнения. Затем каждым учащимся на основании маркировок заполняется следующая таблица (табл. 2)

Таблица 2. Вид таблицы для заполнения в приеме «INSERT»

V

+

-

?

 

 

 

 

Ученикам можно предложить для изучения следующий текст (представлен фрагмент всего текста), который достаточно полно описывает новую тему (рис. 2). Ученикам остается заполнять таблицу по ходу чтения.

Рисунок 2. Фрагмент текста по изучению нового материала с помощью приема «INSERT»

Ученикам такой прием кажется неинтересным, так как они просто читают текст, но на самом деле при использовании данного приема каждый школьник изучает материал в своем темпе, что повышает усваиваемость нового материала. При использовании данного приема ученики детальнее читают текст, чтобы не только его прочитать, но и выделить то, что они знают, что не знают, что им непонятно или что они представляли иначе. Такой прием способствует в целом развитию критического мышления. Важно отметить, что не нужно давать ученикам много теоретического материала с новой информацией, так как было замечено, что чем больше нового материала в одном тексте (даже с примерами использования), тем тяжелее ученикам его усваивать, понимать и запоминать. Поэтому необходимо разрабатывать тексты с основной информацией, в которой все детально описано. Можно сделать больше упор на примеры, так как для учеников они не занимают много умственных ресурсов, которые могут пойти на переработку материала.

После изучения текста необходимо опять провести по нему рефлексию: обсудить все колонки, но основное внимание уделить именно второй («Новые факты для меня»). Как правило, ученики редко заполняют последние две колонки («Я думал по-другому» и «Нужны объяснения, уточнения»), но если они появились, то на них необходимо также обратить должное внимание, так как это еще больше повышает мотивацию того ученика, который указал это в таблице.

Далее, как это положено в традиционном уроке, необходимо провести первичное закрепление материала. Это можно сделать обыкновенным решением заданий на нахождение производных сложных функций. Именно на этом этапе уже будет понятно, насколько хорошо ученики усвоили новый материал через прочтение текста. Здесь деятельность можно организовать в разной форме: каждый решает самостоятельно или один на интерактивной доске для совместной работы с использованием цифровых сервисов, а другие -   самостоятельно в тетрадях. В нашем случае было использовано то, что ученики решают на данного рода интерактивной доске задания с комментариями, остальные работают у себя в тетрадях. Но необходимо в таком случае сделать так, чтобы каждый ученик мог ответить на интерактивной доске.

Заключительным этапом идет фаза рефлексии, на которой ученики подводят итоги. Здесь можно провести множество различных мероприятий, но необходимо обязательно вернуться к таблице «Верите ли вы?». На данном этапе окончательно обсуждаются ответы, ученики пересматривают свои таблицы и ищут у себя ошибки, если они есть. Далее необходимо провести обязательное обсуждение наиболее частых ошибок с описанием правильного ответа. Ученики активно ведут обсуждение, так как каждый хочет высказать свою точку зрения, поэтому данная деятельность достаточно эффективна.

Так как при дистанционном обучении необходимо выделять время на организацию деятельности учеников, то для остального после проведения всех вышеуказанных приемов остается мало времени. В таком случае хорошим приемом являются рефлексивные вопросы, которые подводят итоги не только по изучению нового материала, но и по оцениванию деятельности каждого из учеников. Здесь можно использовать разные вопросы, но хорошо себя показали следующие:

  1. С какой информацией, которая была на сегодняшнем уроке, вы не согласны?
  2. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих ответов?
  3. Какую пользу вы извлекли из урока?
  4. Были ли моменты недовольства собой?
  5. О чем хотелось бы поговорить подробнее?
  6. Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?
  7. Каким способом мы решали задания? нельзя ли было использовать иные способы?

Можно сделать вывод о том, что данный урок был эффективен как для учителя, так и для учеников, так как позже они показывали хорошие результаты по использованию правила дифференцирования сложных функций.

При изучении темы «Показательные уравнения» также целесообразно построить урок, опираясь на технологию развития критического мышления. Целью данного занятия является изучение и отработка способов решения показательных уравнений. Аналогично предыдущему уроку на фазе вызова целесообразно использовать прием «Верите ли вы?». Для этого каждому учащемуся предлагается заполнить следующую таблицу (табл. 3):

Таблица 3. «Верите ли вы? Показательные уравнения»

Вопрос

«+» верю

«-»не верю

До чтения

После чтения

1. Верите ли вы, что  показательное уравнение?

 

 

2. Верите ли вы, что - показательная функция?

 

 

3. Верите ли вы, что в показательном уравнении неизвестная входит только в показатели степеней при некоторых постоянных основаниях?

 

 

4. Верите ли вы, что некоторые алгебраические приемы решения квадратных уравнений были известны еще 4000 лет назад в Древнем Вавилоне?

 

 

5. Верите ли вы, что существует несколько методов решения показательного уравнения?

 

 

6. Верите ли вы, что решение показательного уравнения  возможно только методом уравнивания показателей?

 

 

7.Верите ли вы, что 2х = 3+х - это показательное уравнение?

 

 

8. Верите ли вы,  что для решения показательного уравнения  нужно «выкинуть» одинаковые основания?

 

 

Следующая стадия - стадия осмысления. Ее цель: получить и осмыслить новую информацию, соотнести новую информацию с собственными знаниями, отследить процесс познания и собственного понимания. На данном уроке удачно использовать такой прием как «INSERT». Обучающимся предлагается следующий текст для изучения (рис. 3)

Рисунок 3. Фрагмент текста по изучению темы «Показательные уравнения»  с помощью приема «INSERT»

Также для более эффективного осмысления теоретического материала учащимся предлагается совместно составить таблицу «толстых» и «тонких» вопросов. Для этого класс разделяется на две группы: 1 группа - специалисты по «тонким» вопросам, 2 группа - специалисты по «толстым» вопросам (формирование групп происходит с учетом уровня знаний учащихся). Учащиеся заполняют таблицу (табл. 4). После чего происходит обсуждение таблицы (озвучивание вопросов, ответы на озвученные вопросы, оформление таблицы ответов).

Таблица 4. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…

 

 

Дайте объяснение, почему...

Что…

 

 

 

Почему вы считаете...

Когда…

 

 

 

В чем разница...

Может…

 

 

 

Предположите, что будет, если...

Будет…

 

 

 

Что, если...

Согласны ли…

 

 

 

Почему вы думаете...

На стадии рефлексии учащимся предлагается вернуться к таблице «Верите ли вы?» и заполнить последний столбец. После чего происходит обсуждение выбранных ответов.

Таким образом, меняя виды деятельности во время урока и подходя более осознанно к получению информации учащиеся усваивают максимальное количество учебного материала.

Можно сделать общий вывод, что при дистанционном обучении необходимо стремиться постоянно повышать эффективность каждого урока. С этой задачей справляется технология развития критического мышления. Именно она способствует не только усвоению нового материала, но и развитию критического мышления каждого ученика, так как каждому учителю необходимо помнить, что в результате из школы выходят не только ученые, а прежде всего обычные люди, которым критическое мышление необходимо при повседневной деятельности. Однако необходимо учитывать, что на дистанционном обучении тяжелее контролировать деятельность учеников, поэтому при использовании ТРКМ обязательно нужно спрашивать каждого ученика на уроке, чтобы понимать успехи всех, а не некоторого количества из класса.


Список литературы

1. Седова А.С., Ваганова А.И., Кутепов М.М. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования/ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2. - С. 79-85.
2. Шакирова, Д. М. Формирование критического мышления учащихся и студентов в условиях модернизации образования / Д. М. Шакирова, Н. Ф. Плотникова. – Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. – 58 с.

Расскажите о нас своим друзьям: