Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (68) Март 2022

УДК 372.881

Дата публикации 22.03.2022

Применение смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку

Хлыбова Марина Анатольевна
доцент, кандидат педагогических наук, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы применения смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье подчеркивается актуальность использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, однако, это не должно исключать использование традиционных методов обучения. Смешанное обучение представляет собой сочетание традиционных форм обучения с формами учебного взаимодействия в цифровой среде. Автором подчеркивается, что смешанное обучение в неязыковом вузе соответствует современным требованиям, значительное количество времени, отведенное на самостоятельную работу, можно направить на обучение с использованием цифровых образовательных ресурсов. В статье описаны основные модели смешанного обучения.
Ключевые слова: смешанное обучение, традиционное обучение, цифровые образовательные ресурсы, иноязычная коммуникативная компетенция, неязыковой вуз.

The use of blended learning in the process of teaching a foreign language

Khlybova Marina Anatolyevna
Cand. Sci (Pedagogy), assistant professor of foreign languages department, Perm State Agro-Technological University, Russia, Perm

Abstract: The paper considers the problem of integration of blended learning into the system of foreign language training in high school. The use of blended learning in education helps to enrich traditional teaching methods. The aim of the article is to assess the use of blended learning implemented into a foreign language teaching process. The technology of blended learning of a foreign language in a non-linguistic university meets modern requirements and is currently widespread. The article emphasizes the fact that the main issue of developing the content of a training course in blended learning environment is the creating and sharing material in classroom and online learning. The article describes the main models of blended learning.
Keywords: blended learning, traditional learning, digital educational resources, foreign language communicative competence, non-linguistic university.

Правильная ссылка на статью
Хлыбова М.А. Применение смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (68). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-smeshannogo-obucheniya-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 22.03.2022)

На сегодняшний день эффективным инструментом оптимизации образовательного процесса выступает организация обучения с использованием разнообразных цифровых образовательных ресурсов. Применение цифровых ресурсов в образовательном процессе вуза позволяет разнообразить занятия, расширить количество организационных форм обучения, способствует интерактивности и эффективности учебного процесса.

Поскольку цифровые образовательные ресурсы не должны исключать использование традиционных методов обучения, поэтому сегодня в условиях всеобъемлющей технологизации образования могут применяться широкие возможности смешанного обучения (blended learning).

Смешанное обучение компенсирует недостатки цифрового обучения, предполагая, что обучающийся должен использовать все возможности, предоставляемые как традиционным обучением, так и цифровыми образовательными технологиями. Большинство исследователей отмечает, что смешанное обучение является современным универсальным способом образования, ориентированным на индивидуальные запросы обучающихся [1-3].

Целью данной статьи является рассмотрение использования смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку в вузе.  

Смешанное обучение рассматривается как комбинация традиционных (контактных) форм обучения (traditional classroom) с цифровыми формами учебного взаимодействия (e-learning) [1]. Смешанное обучение объединяет в себе в качестве основных составляющих очное обучение, самостоятельное обучение, совместное онлайн обучение, при котором обучающиеся и преподаватели работают с использованием цифровых образовательных ресурсов [2]. Эта комбинация способствует более эффективному процессу получения знаний и формирования умений [3].

Смешанное обучение может широко применяться в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах, так как способствует решению одной из основных проблем, а именно недостаточного количества аудиторных занятий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Значительное количество времени, отведенное на самостоятельную работу, можно направить на обучение с использованием цифровых образовательных ресурсов. Смешанное обучение предполагает параллельное следование традиционного и электронного методов обучения: каждому блоку, пройденному на аудиторном занятии, должен соответствовать блок заданий на цифровых ресурсах.

Применение смешанного обучения может обеспечить студентов дополнительной мотивацией к изучению иностранного языка. Курс обучения иностранному языку с применением цифровых технологий может включать готовую образовательную программу на базе электронных образовательных ресурсов. В процессе создания курса можно применять разные  онлайн-площадки, экспериментировать с игровыми ресурсами и платформами. В частности, учебная онлайн-платформа Moodle является одной из самых популярных платформ для создания и применения учебных курсов, направленных на использование цифровых ресурсов в образовательном процессе вуза [4].

Практика показала, что одной из проблем разработки содержания курса иностранного языка при смешанном обучении является распределение учебного материала. Преподавателем определяется  адекватное сочетание материала по типу задания (аудиторное, самостоятельное) и его целевой аудитории (групповое, индивидуальное) и распределение его для прохождения в традиционной форме на аудиторных занятиях и учебного материала, предназначенного для размещения на цифровых образовательных ресурсах.

В педагогической литературе существует несколько подходов к классификации смешанного обучения. В отечественной литературе широко представлено описание моделей смешанного обучения, разработанных исследователями B. Х. Стейкером и М. Хорном [5]:

1) Ведение традиционных занятий с применением онлайн технологий в качестве вспомогательного средства (Face-to-Face Driver – «очное обучение с элементами сетевых компьютерных технологий»);

2) Модель комбинирования традиционного очного аудиторного обучения с самостоятельными онлайн занятиями (Rotation – «чередование»);

3) Преимущественное применение онлайн обучения с групповыми и индивидуальными очными консультациями (Flex -  «гибкая модель»);

4) Полное онлайн обучение с непосредственным участием преподавателя, проводимое на платформе учебного заведения (Online Lab – «онлайн лаборатория»);

5) Обучение с самостоятельным выбором обучающимся изучаемых предметов и формы организации обучения (Self-blend - «саморегулируемое онлайн-обучение»);

6) Индивидуальное обучение с преимущественным использованием электронных форм обучения и персональным удаленным контактом с преподавателем (Online Driver - «дистанционное онлайн-обучение»).

Далее авторами были объединены дублирующие друг друга модели Face-to-Face Driver и Online Lab и предложена модель Enriched Virtual - «обогащенная виртуальная модель» [6].

В практике отечественного образования разработаны модели на основе соотношения аудиторной и самостоятельной работы: - замещающая, предполагающая широкое задействование цифровых технологий в обучении; - поддерживающая, предполагающая сочетание онлайн и очного компонентов; - модель электронно-образовательного центра, основанная на замещении традиционных аудиторных занятий очными занятиями в компьютерных классах [7].

Стоит заметить, что применение существующих моделей в чистом виде ситуативно, зависит от условий обучения, целевой группы, уровня знаний, целей обучения и т.д., что приводит к необходимости создания собственных моделей, учитывающих особенности конкретных ситуаций [8].

Таким образом, смешанное обучение является элементом новой образовательной парадигмы, основанной на сочетании традиционных форм обучения и дистанционных технологий с использованием цифровых средств обучения. Включение цифровых образовательных ресурсов в качестве современных образовательных технологий позволит значительно расширить спектр организационных форм, используемых в процессе обучения. Грамотное применение цифровых образовательных ресурсов и разумное соотношение аудиторных занятий стимулирует выработку навыков самообучения, способствует интенсификации образовательного процесса, повышая уровень мотивации обучающихся.


Список литературы

1. Shand K., Farrelly S.G. Using Blended Teaching to Teach Blended Learning: Lessons Learned from Pre-Service Teachers in an Instructional Methods Course // Journal of Online Learning Research. 2017. № 3(1). Pp. 5-30.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4–25.
3. Крылова А.С., Лаптева Е.Ю. Проблемы создания и использования электронных курсов в обучении иностранному языку в техническом университете // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. №2. С. 45-48.
4. Ежгурова А.А., Просвирнина Л.Г. Методические особенности обучения иностранному языку на базе электронной платформы Moodle в рамках педагогической технологии смешанного обучения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 2 (30). С.16-20
5. Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 Blended Learning, 2012. 22 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED535180 (дата обращения: 05.03.2022)
6. Staker H., Horn M.B. The Rise of K-12 Blended Learning, 2011, 14 р. URL: https://aurora-institute.org/resource/the-rise-of-k-12-blended-learning (дата обращения: 05.03.2022)
7. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4. С. 115–125
8. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73). С. 22–31.

Расскажите о нас своим друзьям: