Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 378.02 : 37.016

Дата публикации 28.05.2023

Применение мультимодальной среды обучения на базе Интернета в преподавании иностранного языка в вузе

Абжарова Жибек Кенжеханкызы
магистр педагогических наук, ассистент профессора Международной образовательной корпорации (КазГАСА), Казахстан, г.Алматы, zhibka_91@mail.ru

Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что мультимодальное обучение в большей степени способствует развитию интереса студентов к обучению, развивает их способность к самостоятельному обучению и, таким образом, улучшает их межкультурно-коммуникативную компетенцию, позволяя в значительной степени компенсировать недостатки традиционных методов обучения. Это будет иметь ключевое значение для повышения качества и эффективности образования, удовлетворения потребностей студентов вуза и создания благоприятной среды обучения на основе Интернета.
Ключевые слова: мультимодальная среда обучения, мультимедийные ресурсы, компьютерные и сетевые технологии, иностранный язык, теория мультимодальности.

Using of Multimodal Learning Environment based on the Internet in foreign language teaching at university

Abzharova Zhibek Kenzhekhankyzy
Master of Pedagogical Science, assistant professor of International Educational Corporation (KazGASA), Kazakhstan, Almaty

Abstract: The article substantiates the idea that multimodal learning to a greater extent contributes to the development of students' interest in learning, develops their ability to learn independently and, thus, improves their intercultural and communicative competence, making it possible to largely compensate for the shortcomings of traditional teaching methods. It will have crucial significance to improving the quality and efficiency of education, meeting the needs of university students, and creating an enabling learning environment based on the Internet.
Keywords: multimodal learning environment, multimedia resources, computer and network technologies, foreign language, theory of multimodality.

Правильная ссылка на статью
Абжарова Ж.К. Применение мультимодальной среды обучения на базе Интернета в преподавании иностранного языка в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-multimodalnoj-sredy-obucheniya-na-baze-interneta-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-v-vuze.html (Дата обращения: 28.05.2023)

В последние годы компьютерные сетевые технологии серьезно продвинулись вперед, и понимание мира людьми еще больше расширилось. Новое поколение студентов  (мы называем их цифровыми аборигенами) выросло в эпоху новых медиа. То, как они познают мир, и их доступ к знаниям сильно изменились. Модернизация методов обучения в вузах становится еще более необходимой и актуальной, чем когда-либо. Казахстан ориентировал свою образовательную систему на многоязычие, чтобы подготовить высококвалифицированного многофункционального творческого, позитивно мыслящего человека, и разработал политику трехъязычия. Согласно государственному стандарту образования, политика трехъязычия направлена на обучение языкам с использованием дифференцированных методов [1].

В настоящее время в вузах по-прежнему широко используются методы обучения, ориентированные на преподавателя. Некоторые традиционные инструменты, такие как тесты и викторины, оценка успеваемости в группе, выступления и эссе, которые существовали веками, по-прежнему остаются привилегированными формами оценки, а экзамен является единственным стандартом для проверки языковых способностей учащихся. Преподаватели вузов склонны уделять чрезмерное внимание грамматике и лексике. В результате студенты, естественно, сосредотачиваются на получении хороших результатов на экзаменах. Как видим, такие методы обучения, основанные исключительно на мнемонике, не приносят идеальных результатов.

Мы должны изучить эффективный режим обучения, чтобы повысить эффективность обучения. Это не только определяет, как преподаватели вузов достигают своих целей обучения, но также ограничивает выбор методов обучения, а также режимов обучения. Однако внедрение Интернета в процесс обучения, по-видимому, обеспечивает многорежимное решение.

Отмечается, что обучающиеся погружены в мультимедийный и информационный мир, и все они ежедневно участвуют в различных мультимодальных видах чтения. Нередко аудитории в вузах оснащены мультимедийными и Интернет-средствами. Традиционный режим очного обучения в сочетании с сетевым мультимедийным оборудованием превратился в новый режим обучения, который мы называем мультимодальным обучением. Согласно Гу Юэго, модальность относится к органическому взаимодействию между людьми и внешней средой через зрительные, слуховые и другие сенсорные системы [2]. Одномодальная система взаимодействует с внешней средой с помощью одной сенсорной системы; взаимодействие со средой с помощью двух сенсорных систем называют бимодальной системой, а с помощью трех и более - мультимодальной.

Мультимодальное обучение может быть реализовано только тогда, когда человек осознает возможности цифрового инструмента, и этот инструмент задействован в соответствии с потребностями человека и деятельностью, которую он / она реализует [3]. Появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что обучающиеся могут активно участвовать в построении своих знаний в мультимодальной учебной среде, в которой они выбирают наиболее полезные для них учебные ресурсы.

Современные сетевые технологии дополнили и усилили традиционную педагогическую деятельность. Процесс овладения иностранным языком больше не зависит от нецифрового метода, а прибегает к мультимедийным ресурсам и инструментам, таким как интерактивные видео и изображения, дискуссионные форумы и онлайн-задачи, которые предоставляют информацию в наилучших возможных форматах, пакетах и размерах [4]. Эффективная интеграция технологий в образование должна предполагать сочетание педагогических навыков и предметного содержания. Безусловно, речь идет не столько о самой технологии, сколько о моделях обучения, учебной среде и мультимодальности, которые преподаватели включают в конкретные методы обучения, которые создают смысл для обучающихся.

В настоящее время учебную среду студентов вуза можно разделить на три типа: учебная среда компьютерного микромира, которая представляет собой компьютерную учебную среду, в которой обучающиеся могут построить систему обучения, прибегая к технологии компьютерного моделирования; среда обучения в аудитории: в этом сценарии аудитории становятся основной средой обучения, где широко используются различные устройства и другие технологии, которые могут поддерживать учебную деятельность; виртуальная среда: в этой среде компьютер и Интернет-технологии используются для моделирования среды обучения для студентов, отличной от среды обучения компьютерного микромира, в которой обучающиеся взаимодействуют с компьютерами, в виртуальной среде студенты и преподаватели имеют доступ в Интернет для взаимодействия друг с другом.

Как указывалось ранее, развитие Интернета внесло существенные изменения в образование с самого начала этого века, поскольку произошли значительные изменения в подходах к обучению, а также в стратегиях и методах обучения. Некоторые ученые отмечают, что при поддержке сетевых средств, преподаватели вузов, как правило, используют смешанную модель, сочетающую онлайн- и офлайн-обучение. Онлайн-образование развивалось как подмножество обучения в целом, а не как подмножество дистанционного обучения [5]. Необратимость информатизации решает, что цифровые технологии скоро будут внедрены во все курсы и программы, открывая новые возможности для анализа и понимания моделей обучения на основе Интернета, которые используются в обучении языкам.

В нынешних условиях текст, изображения, аудио, видео и презентации (PPT) интенсивно используются в режиме обучения на занятиях, усиливая выражение учебного содержания, в то время как веб-сайты, онлайн-курсы и приложения на портативных устройствах могут использоваться в качестве инструментов обучения после занятий, предлагая огромную поддержку для автономного обучения студентов.

В науках о жизни модальность относится к основным каналам человеческого восприятия с доступом к внешней информации, такой как визуальная информация, обрабатываемая глазами, и звуковая информация, обрабатываемая ушами. Основываясь на описании модальности в исследованиях, выражение было применено к лингвистическим исследованиям, и исследователи-лингвисты построили понятие «модальность» в этой области [6]. Таким образом, мультимодальность относится к нескольким типам модальностей, задействованных в общении.

Применяя эту концепцию к практике преподавания иностранного языка, он выступает за использование изображений, сетей, ролевых игр и других форм для мобилизации интереса обучающихся к учебе, активизации их чувств к лингвистической информации. В этом процессе обучения студенты приобретают большой объем рецептивных знаний и постепенно готовятся к сознательному и автоматическому языковому выводу путем восприятия, понимания, кодирования и хранения информации, образуя, таким образом, эффективную круговую систему.

Благодаря взаимодействию различных технологий, мультимодальность предоставляет ресурсы и возможности, которые бросают вызов традиционным формам общения и обучения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что новым инструментом преподавателя иностранного языка в современной мультимедийной среде становится обучение с опорой «на самые разные мультимодальные тексты: иллюстрированные журнальные и газетные материалы, рекламные тексты, произведения искусства (театральные постановки, музыкальные композиции и т.п.), видеоматериалы, компьютерные программы и игры, различные сайты и т.д.» [7]. Обучающиеся анализируют все виды символических ресурсов, таких как тексты, языки, звуки и цвета, в многорежимном обучении и комбинируют многорежимность с мультимедиа. Можно сказать, что мультимодальное обучение иностранному языку в среде новых медиа представляет собой органическую интеграцию современных технологий и теории мультимодальности.

В мультимедийной и сетевой среде происходит многорежимное взаимодействие между студентами и педагогической практикой, а также между преподавателями и сетевой средой посредством оценки и обратной связи, что способствует развитию учебного процесса.

Теория мультимодальности утверждает, что язык является своего рода социальным символом, таким как изображения, цвета и действия, которые участвуют в построении значения посредством слухового, визуального и тактильного восприятия. Из-за этого атрибута преподавание иностранного языка принципиально подходит для мультимодального обучения.

Мультимедиа является важным носителем мультимодального обучения, которое содержит множество разнообразных обучающих форм. Мультимодальное обучение подчеркивает, что преподаватели используют музыку, изображения, диаграммы, действия и другие модальные символы в соответствии с целями, содержанием и задачами обучения. Следует использовать разнообразные методы обучения, чтобы мобилизовать множественные чувства обучающихся, чтобы они могли участвовать в обучении. Таким образом, суть мультимодальности заключается в предоставлении обучающимся различных типов ресурсов для стимулирования обучения осмысленными способами.

В то время как язык, будь то письменный или устный, традиционно считается де-факто способом преподавания и обучения в вузе, трудно представить преподавателей, использующих только письменные или устные способы общения со своими студентами [8]. Таким образом, становится крайне важным применять мультимодальные методы в практике преподавания иностранного языка в вузах. Используя изображения, Интернет, ролевые игры и другие способы, преподаватели помогают обучающимся развивать свои способности обрабатывать информацию из мультимедиа и многорежимных материалов. С другой стороны, обучающиеся, погруженные в такую многорежимную среду, могут построить свои собственные знания о реальном мире, а затем достичь цели автономного обучения, по-настоящему улучшить свои языковые навыки.

Основываясь на теории мультимодальности, модели теории преподавания и теории среды обучения, а также принимая во внимание настоящее положение современного преподавания иностранного языка в вузах, в этой статье строится мультимодальная модель обучения, как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студента, как показано на рисунке 1.

Дизайн модели придает большое значение (1) роли преподавателей в практике преподавания; (2) интерес у студентов к обучению и улучшение их языковых способностей в мультимодальной практике преподавания иностранного языка в вузе; (3) критериям оценки.

Когда образовательная среда оптимизирована для мультимодального обучения, у каждого обучающегося есть возможность учиться и развиваться по-своему. Повседневная жизнь наполнена мультимодальными входными данными, и лучшие методы обучения должны отражать это разнообразие.

Рисунок 1. Мультимодальная модель обучения

По мере улучшения доступа к Интернету для различных групп обучающихся, высшие учебные заведения все больше заинтересованы в предложении более гибких методов преподавания и обучения. Наиболее сильное преимущество мультимодальной сетевой среды обучения заключается в органичном сочетании текстовых, изобразительных, цветных, звуковых и других мультимодальных ресурсов с учебниками, Интернетом и видео, что позволяет в полной мере мобилизовать зрительные, слуховые, тактильные и другие смыслы, а также облегчить проведение яркого и эффективного занятия по иностранному языку. В то же время учебная среда выходит за пределы классной комнаты, помогая обучающимся развить способность к самостоятельному обучению. Несомненно, внедрение мультимедийных и сетевых технологий делает преподавание иностранного языка в высшем учебном заведении более эффективным, предоставляя студентам хороший способ понять информацию курса и, таким образом, усиливая эффект обучения. Надо помнить: каждый обучающийся учится по-разному. Таким образом, мультимодальный подход должен обеспечивать наиболее актуальные и эффективные способы коммуникации и варианты самовыражения.


Список литературы

1. Мейрбеков А.К., Керимбай Ж.М., Абрамова Г.И. Использование мультимодальных методов преподавания и видео ресурсов в процессе обучения английскому языку // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5.;
2. Гу Ю. Анализ мультимедийного и мультимодального обучения. Электронное обучение иностранным языкам. 2007; № 4: 3 – 12.
3. Christiansen M. S. Teaching Literature and Language Through Multimodal Texts. 1. San Antonio, CA, USA: University of Texas; 2019. Creating multimodal texts in the L2 writing classroom: a Re-mediation activity; pp. 172–190.
4. Abdulrahaman M. D., Faruk N., Oloyede A. A. Multimedia tools in the teaching and learning processes: a systematic review. Heliyon. 2020;6(11):2405–8440.
5. Picciano A. G. Theories and frameworks for online education: seeking an integrated model[J] Online Learning. 2017;21(3):166–190.
6. Chen Y. A Study of FLTRP High School English Textbooks Based on the Theory of Multimodal Discourse Analysis. Dalian, China: Liaoning Normal University; 2021.
7. Омельяненко В.А., Ремчукова Е.Н. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности. Коммуникативные исследования. 2018; № 3 (17): 66 - 78.
8. Jennifer Y., Nielsen W. Multimodal science teaching and learning. Learning: Research and Practice. 2020;6(1):1–4.


Расскажите о нас своим друзьям: