Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 372.893

Дата публикации 26.05.2023

Использование цифровой образовательной среды при обучении истории в школе

Кривочкина Карина Васильевна
студент отделения филологии и истории, Елабужский Институт Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга, rinajons575@gmail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс цифровизации образования и анализируется работа цифровых образовательных платформ в ключе изучения культуры на уроках истории. Сделан акцент на способах изучения культурных архитектурных памятников с помощью виртуальных экскурсий. Автор приходит к выводу о том, что на данный момент цифровое образование в России находится на стадии становления, однако использование виртуальных экскурсий может стать удобным инструментом для исследования исторического достояния.
Ключевые слова: цифровизация, культура, цифровая образовательная платформа, виртуальная экскурсия, история, цифровое образование

Using the digital educational environment when teaching history at school

Krivochkina Karina Vasilyevna
student of Philology and History department, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga

Abstract: This article examines the process of digitalization of education and analyzes the work of digital educational platforms in the key of studying culture in history lessons. The emphasis is placed on the ways of studying cultural architectural monuments with the help of virtual excursions. The author comes to the conclusion that at the moment digital education in Russia is at the stage of formation, but the use of virtual excursions can become a convenient tool for the study of historical heritage.
Keywords: digitalization, culture, digital educational platform, virtual tour, history, digital education

Правильная ссылка на статью
Кривочкина К.В. Использование цифровой образовательной среды при обучении истории в школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-tsifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-pri-obuchenii-istorii-v-shkole.html (Дата обращения: 26.05.2023)

Современное образование проходит этап модернизации, который включает в себя цифровизацию всего учебного процесса. Это является неотъемлемой частью процесса глобальной цифровизации, в условиях которой необходимо обеспечить обучающихся равными условиями для получения знаний. Образование не стоит на месте и продолжает эволюционировать, внедряя новые технологии и методики обучения. В этом процессе особую роль играет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который постоянно модернизируется и адаптируется к требованиям современного общества [1]. Введение нового ФГОС стало еще одним шагом в цифровизации образования и подготовке учеников к будущим вызовам. Основная задача ФГОС – обеспечение доступного образования, реализация индивидуального подхода к каждому ребенку.

Для решения данной задачи были созданы электронные платформы с цифровым образовательным контентом. Одним из таких цифровых ресурсов является «Российская электронная школа» [2]. По официальному описанию проекта эта платформа создана для учеников с 1 по 11 класс и содержит в себе интерактивные уроки. Данный проект был реализован в рамках целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы. Опубликованные уроки проходят экспертизу на соответствие ФГОС и основной образовательной программе общего образования. Проверочные задания и некоторые упражнения для выполнения обучающимися созданы в формате тестовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, что может помочь в более успешной подготовке к экзаменам.

Также исходя из информации официального сайта, данная платформа предназначена для учителей и родителей. Учителя могут «посещать» открытые онлайн-уроки других учителей. Это может стать возможностью для приобретения нового опыта или же поиска ранее неизученного дополнительного материала, методик для преподавания материала на уроках истории. Родители также могут изучать материал, предоставляемый образовательной платформой, производить мониторинг успеваемости детей, наблюдать за процессом изучения новых тем, полученными оценками и т.д. В целом, данная платформа нацелена на то, чтобы образовательные материалы были в открытом доступе для всех обучающихся, в том числе и детей с ОВЗ или особенными индивидуальными возможностями (одаренные дети), для детей, обучающихся в специальных условиях (на дому или временно медицинских учреждениях), для детей, проживающих на определенный момент времени за территорией Российской Федерации, но относящиеся к школе, находящейся на территории страны. Важно отметить, что весь функционал данного сайта открыт только зарегистрированным пользователям, незарегистрированные посетители образовательной платформы могут использовать и просматривать лишь часть материала, доступа к заданиям они не имеют.

Проанализировав содержание сайта Российская электронная школа, мы заметили, что интерактивный урок содержит в себе:

  • видеоролики, продолжительностью не более 10 минут;
  • задания, упражнения и задачи для выполнения и закрепления полученных знаний;
  • проверочные и итоговые задания для контроля по определенной теме или проверки изученного блока.

Задания, упражнения и задачи можно проходить несколько раз, они считаются тренировочными и не оцениваются. Проверочные и итоговые задания, напротив, выполняются лишь один раз и подразумевают фиксацию результата с оценкой. Благодаря системе фиксации оценок выстраивается график успеваемости обучающего. Дополнительные материалы предоставляются партнерами «Российской образовательной школы» и также доступны только зарегистрированным пользователям. Для регистрации можно выполнить вход на сайт через «Госуслуги», либо пройти регистрацию, заполнив анкету: указать свои данные, согласно необходимому перечню документов, указать населенный пункт и школу, в которой ребенок проходит обучение. Всё это создает для обучающихся комфортную среду для обучения, так как большее количество времени дети проводят в интернет-среде. Таким образом можно направить их привычное занятие в полезное образовательное русло.

На заглавной странице сайта расположены тематические блоки. Обратим внимание на блок «Каталог музеев» [3]. Несмотря на то, что название подразумевают собой лишь список музеев, переходя по данной ссылке, мы можем обнаружить гиперссылки на музеи, выставки, архитектурные памятники и ансамбли. В качестве примера, возьмем перечень экскурсий города Москва. В общем списке представлено 287 музеев. Однако, они подразделяются на частные музеи и виртуальные экскурсии. Нас интересует реализация на уровне цифрового пространства. Поэтому, мы выберем позицию «виртуальные экскурсии». В данном направлении мы обнаружили 42 музея. Например, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский кремль», Государственный музей кино, Музей Победы, Оружейная палата и другие.

Рассмотрим детальнее, что входит в виртуальную экскурсию Московского кремля.  Начинается экскурсия с обзорной точки – Ивановская площадь. Здесь расположены колокольни Ивана Великого, Успенский Собор, Грановитая палата и Большой Кремлевский дворец. Отличительной особенностью такой экскурсии является возможность осмотреть Сенат, где располагается кабинет Президента, а также – Большой Кремлевский дворец, где проходят официальные церемонии и встречи [4]. Подобные детали в обзорной экскурсии могут особенно заинтересовать обучающихся, замотивировать на самостоятельное изучение архитектурных ансамблей и их истории. Для изучения исторической составляющей, в виртуальную экскурсию был добавлен аудиогид для синхронного «сопровождения». Однако, существует и текстовый гид, который расположен вверху сайта для удобства обзора и полноты картины. Материал можно использовать и в качестве подготовки к блоку культуры для сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ. Виртуальная экскурсия – это новый способ изучения памятников архитектуры, способ увидеть сооружение, находясь в интернет-пространстве. Все это является частью медиа цифровой культуры, в которой современным детям легко ориентироваться, получать новую информацию, интерактивные площадки привлекают внимание школьников, вызывают интерес, а главное, являются доступными для каждого.

Образование, построенное на основе мультимедийных средств обучения, — это процесс формирования медиакультуры личности, обладающей развитой способностью к восприятию и усвоению базовых знаний, умений, навыков, к созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования мультимедиа в современном мире [5;112].

Для изучения культуры в школьном курсе на уроках истории необходимо рассмотреть в целом сферу культуры в условиях цифровизации. Важно понимать, что модернизация проходит с помощью технологических инновационных инструментов, за счет которых создается новая культурная среда. Процесс преобразования данного типа, в свою очередь, создает условия для изучения архитектурных памятников, приобщая молодое поколение к культурным ценностям. Анализируя цифровую среду, её особенности в рамках изучения культурного наследия мы можем выделить следующие достоинства:

  • Возможность оцифровки существующих документов или источников, художественных изображений, фото и видеоматериалов, схем архитектурных памятников и т.д.
  • Сканирование и архивирование в цифровом формате для частного или публичного онлайн-пользования документов, изображений и других материалов.
  • Возможность технологий 3D моделирования для визуализации архитектурных объектов в формате, максимально приближенном к действительности.

Выявленные нами пункты можно обозначить как действительное упрощение работы с изучением культуры на уроках истории, особенно в рамках мышления нового поколения школьников. Что не менее важно, подобный формат для изучения, касающийся конкретно памятников архитектуры, позволит разглядеть все детализировано, с максимальным увеличением разрешения, сохраняя хорошее качество изображения. Это может помочь с выполнением определенных заданий на уроках (например, описание и анализ убранства Царской опочивальни в Теремном дворце).

С целью популяризации среди населения культурного наследия, был создан онлайн-проект «Культура.РФ» [6]. Создана платформа по инициативе Минкультуры России и курируется им по настоящее время. Для изучения исторических объектов на сайте в данный момент времени расположено около четырёх тысяч музеев, трехсот виртуальных экскурсионных туров по усадьбам, дворцам, музейным залам, а также, оцифровано более тысячи схем и планировок архитектурных памятников, фотографий, гравюр, макетов и чертежей, принадлежащих истории российского зодчества. В отдельном формате расположена, так называемая, «архитектурная терминология» [7]. Данный раздел может позволить в доступном формате овладеть знаниями, которые касаются изучения архитектуры и архитектурных памятников. Таким образом, исследование мира архитектуры может проходить значительно легче и интереснее, так как помимо прямого термина, рядом расположено изображение, что делает работу более привлекательной для современных школьников.

Мы выяснили, что виртуальные экскурсии в эпоху цифровизации образования становятся не только источником информации и её представления, а также выступают в роли развлекательно-образовательного, социализирующего инструмента. Изучая вопрос о применении виртуальных туров, необходимо выделить и их функции. Так, Д.С. Василина выделяет 7 функций виртуальных экскурсий [8;99]:

  1. Социально-ориентированная функция. Она подразумевает под собой открытый доступ к изучению памятников архитектуры для всех, независимо от социальной группы, к который тот или иной ребенок принадлежит.
  2. Гносеологическая функция. Её суть заключается в ознакомлении с культурными ценностями на национальном и общемировом уровне.
  3. Коммуникативная функция. В данном случае, коммуникация подразумевает использование сети Интернет, социальных сетей для размещения информации о виртуальных экскурсиях, информации о конкретных исторических архитектурных памятников, а также получении обратной связи и комментариев по данным экскурсиям.
  4. Образовательная функция. Она включает в себя непосредственное использование достижений цифровизации в учебном процессе.
  5. Интегрирующая функция. Она подразумевает под собой объединение по интересам обучающихся.
  6. Досуговая функция. Любой школьник может посещать виртуальные экскурсии в свободное время по собственному желанию для общего развития или удовлетворения интересов, касающихся изучения истории культуры и архитектуры.
  7. Общественно-преобразующая функция. Данная функция выделяет виртуальные туры и экскурсии в новый отдельный формат творческой деятельности.

Таким образом цифровая среда и все её отрасли в условиях модернизации образования стремятся представить наиболее полное содержание исторического архитектурного объекта, а также обеспечить возможность детального взаимодействия с данными памятниками архитектуры. Это может стать удобным и понятным для обучающихся инструментом для изучения тем по истории, связанных с темами, посвященными культуре. Так, виртуальные экскурсии и туры представляют собой средство доступа к реальным предметам исторического наследия. Цифровые платформы для изучения памятников культурного наследия не столько предназначены для ощущения реального посещения музея или архитектурного сооружения, сколько для изучения и рассмотрения детализировано представленных изображений или видеорядов, погружения во временную-историческую эпоху, через доступные современным школьникам источники. Разумеется, применение виртуальных платформ может помочь не только обучающимся в школах, но и исследователям в области культуры для получения ранее не исследуемых материалов, детального изучения интересующих памятников искусства.


Список литературы

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. URL: https://uchitel.club/uploads/2022/07/additions/fgos-ooo.pdf (Дата обращения: 08.04.2023 г)
2. Российская электронная школа URL: https://resh.edu.ru/ (Дата обращения: 12.04.2023 г)
3. Российская электронная школа. Каталог музеев. URL: https://resh.edu.ru/museum/ (Дата обращения: 12.04.2023 г)
4. Виртуальный тур по Кремлю. URL: http://tours.kremlin.ru/ (Дата обращения 16.04.2023 г)
5. Изотов И.В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ // Интеграция образования. 2008. С. 112-115.
6. Паспорт национального проекта «Культура» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) URL: http://government.ru/info/35562/ (Дата обращения: 16.04.2023 г)
7. Культура.РФ. Архитектурные термины. URL: https://www.culture.ru/architecture/terms (Дата обращения: 16.04.2023 г)
8. Василина Д. С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 3. C. 96-101.

Расскажите о нас своим друзьям: