Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (76) Ноябрь 2022

УДК 811:378

Дата публикации 30.11.2022

Применение метода учебной дискуссии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Северина Виктория Феодосиевна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков, Алтайский государственный аграрный университет, РФ, г. Барнаул, svikki28@mail.ru

Аннотация: В статье дается краткая характеристика одного из интерактивных методов обучения - метода учебной дискуссии. Называются основные этапы ее проведения на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Выделены функции преподавателя, осуществляемые в ходе организации и проведения учебной дискуссии. Перечислены положительные и отрицательные стороны использования данного метода. Приводятся примеры заданий для проведения учебной дискуссии в зависимости от языкового аспекта изучаемого материала. Показывается необходимость использования условно-мотивированных и реально-мотивированных упражнений, направленных на подготовку студентов к участию в дискуссии на занятиях по иностранному языку, в том числе и вопросно-ответных упражнений.
Ключевые слова: учебная дискуссия, иностранный язык, неязыковой вуз, интерактивный метод, упражнение.

The application of the educational discussion method in teaching a foreign language in a non-linguistic university

Severina Viktoriya Feodosieyvna
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor at the Department of Foreign language, Altai State Agricultural University, Russia, Barnaul

Abstract: The article gives a brief description of one of the interactive teaching methods – the method of an educational discussion. The main stages of its implementation in foreign language classes in a non-linguistic university are called. The functions of the teacher in the course of organizing and conducting an educational discussion are highlighted. The positive and negative aspects of using this method are listed. Examples of tasks for conducting an educational discussion are given, depending on the language aspect of the material being studied. The necessity of using conditionally motivated and really motivated exercises aimed at preparing students to participate in the discussion in foreign language classes, including question and answer exercises is shown.
Keywords: educational discussion, foreign language, non-linguistic university, interactive method, exercise.

Правильная ссылка на статью
Северина В.Ф. Применение метода учебной дискуссии в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 11 (76). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-metoda-uchebnoj-diskussii-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 30.11.2022)

В настоящее время подготовка специалистов в неязыковых вузах при обучении иностранному языку предполагает формирование иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей будущим выпускникам решать стоящие перед ними социально-коммуникативные задачи при помощи различных языковых средств, во многих областях бытовой, культурной и профессиональной деятельности. «Профессиональное общение специалистов на иностранном языке – это сложный и целенаправленный процесс взаимодействия нескольких людей в рамках их профессиональной деятельности, решающих деятельностные задачи посредством воздействия на интеллект, взгляды, поведение и эмоции друг друга» [1]. Выбор и применение методов обучения иностранному языку, нацеленных на приобретение качественных знаний по изучаемому предмету, а также профессиональных навыков, на развитие профессионально-личностных качеств студента, совершенствование его языковой подготовки, креативный подход к решению стоящих перед ним проблем, в данном случае играют одну из основных ролей в повышении эффективности процесса обучения иностранному языку.

В первую очередь это, конечно, интерактивные методы обучения, подразумевающие межличностное познавательное взаимодействие всех субъектов процесса обучения (и студентов, и преподавателя), внесение индивидуального вклада каждого участника этого процесса в решение поставленных, значимых для всех участников задач, обмен знаниями, идеями, способами деятельности [2]. Применение интерактивных методов предполагает создание доброжелательной атмосферы, взаимную поддержку и способность участников учебного процесса принимать роль «другого», сопереживать, способствует развитию умений мыслить критически, творчески подходить к решению проблем, понимать и принимать альтернативные мнения, активно интерпретировать точку партнера, развивать способность к межличностному общению, умение слушать и слышать, что говорят партнеры по общению. Все это помогает переориентировать процесс обучения иностранному языку с простого усвоения некоторой суммы знаний по иностранному языку на развитие умений и навыков речевой деятельности студента, а также на развитие способности применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Одним из таких методов является метод учебной дискуссии. Дискуссия – форма учебной деятельности, в рамках которой обучающиеся высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Ее целью является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод дискуссии обеспечивает глубокую переработку имеющейся информации, возможность высказывания обучающимися разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме.

Метод учебной дискуссии часто используется совместно с методом проблемного обучения, так как в процессе поиска совместного решения стоящей перед студентами проблемы от участников требуется в данных условиях достижение максимально возможной степени согласованности ее участников.

В качестве положительных моментов использования метода учебной дискуссии можно выделить следующие:

  1. самостоятельное «добывание» знаний посредством самостоятельного решения познавательной проблемы;
  2. поиск совместного правильного решения спорного вопроса;
  3. совершенствование навыков говорения и аудирования (развитие коммуникативной компетенции);
  4. приобретение опыта публичного выступления;
  5. активизация речемыслительной деятельности студентов на иностранном языке;
  6. формирование умений вычленить главную мысль, аргументированно, обоснованно  подтверждать или опровергать ее;
  7. развитие спонтанной неподготовленной речи;
  8. развитие умения взаимодействовать с другими участниками проводимой дискуссии;
  9. толерантность к различным мнениям, точкам зрения;
  10. стимулирование творческой активности;
  11. формирование культуры творческого мышления;
  12. создание условий для использования своего личного опыта.

В качестве отрицательных сторон применения данного метода можно назвать следующие:

  1. трудоемкость (большая затрата времени на разработку, подготовку и проведение дискуссии);
  2. недостаточные знания по иностранному языку (нехватка языковых и речевых средств для решения поставленной задачи);
  3. низкий уровень владения жанром дискуссии;
  4. отсутствие умения использовать необходимые в конкретной коммуникативной ситуации формулы речевого этикета;
  5. отсутствие достаточной информации по данному вопросу у студентов не только на иностранном, но и на родном языке.

Традиционно при организации дискуссии на занятии выделяются 3 этапа ее проведения. Первый этап – подготовительный, на котором формулируется тема обсуждения, ставятся цели обсуждения, распределяются роли среди участников дискуссии с учетом их количества, подготовленности в плане языковых и неязыковых умений и навыков. На данном этапе преподаватель выступает организатором дискуссии. Следует учесть заинтересованность студентов в теме организуемой дискуссии, так как корректно выбранная тема способствует развитию положительной мотивации к изучению иностранного языка. Второй, основной этап предполагает непосредственное проведение дискуссии: выступления участников, обмен мнениями. На данном этапе преподаватель выполняет направляющую (преподаватель направляет дискуссию в нужное русло для достижения поставленной цели, подводит студентов к прояснению различных точек зрения на решение проблемы, к формулированию выводов, к которым они пришли) и контролирующую функции. На третьем, заключительном этапе подводятся итоги проведения учебной дискуссии, формулируется общее, согласованное мнение студентов по обсуждаемой проблеме. Преподаватель, будучи организатором и своего рода модератором, в данном случае высказывает свои оценочные суждения по проведению, эффективности достижения стоящей перед студентами проблемы и участию каждого студента в ходе дискуссии.

Наиболее часто используемые формы дискуссии: круглый стол, дебаты, симпозиум, групповая дискуссия, заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), мозговой штурм, форум.

В качестве основных признаков учебной дискуссии выделяют: работу в группе, предполагающую распределение ролей; единство места, времени и действия, состоящее в слаженной работе участников дискуссии; коммуникативный процесс, реализующийся во взаимодействии участников; достижение образовательной цели [3].

Не следует забывать о выполнении определенных, специально подобранных заданий, направленных на подготовку студентов к участию в учебной дискуссии. В первую очередь это упражнения на усвоение таких разговорных фраз и клише, как фразы для выражения согласия / несогласия (например, I completely agree with you; I can agree with you to a certain extent but …; I take your point, but that’s not the way I see it), своего личного отношения (например, From my point of view … ; Personally I … ; I’m quite sure …), прерывания собеседника (например, Sorry to interrupt you but …; Yes, but if I can interrupt you …), предложения своей идеи или просьбы к собеседнику поделиться своей идеей (например, We could start by talking about … ; What’s your opinion?), комментирования (например, Interesting point. I think that … ; Hmmm. I hadn’t thought of that before.), перефразирования (например, So, what you mean is … ; What I think you are saying is …), предложения подвести итог (например, To sum it all up …; I’ve come to conclusion that …), выражения непонимания (например, I’m sorry. I don’t understand. I don’t quite follow you; I’m afraid I didn’t quite catch you. Will you repeat it again, please) и других, необходимых для построения правильного речевого высказывания разговорных фраз и клише. Кроме того, мы подбираем упражнения на формирование умения адекватного выбора и оформления иноязычной речевой реакции; упражнения на использование различных форм связи речи и ее логического выстраивания с помощью союзов, вводных структур, реплик реагирования; упражнения на выражение отношения и оценки информации; упражнения на сокращение / сжатие текста; вопросно-ответные упражнения.

Особо следует отметить вопросно-ответные упражнения, которые довольно широко применяются в учебном процессе, в частности при обучении иностранному языку. Их использование, направленное на развитие умения правильно формулировать вопросы, способствует в дальнейшем достижению лучшего взаимопонимания участников коммуникации. Как отмечает А.П. Панфилова, при помощи правильно сформулированных вопросов можно «успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение» [4, c. 110].

Упражнения могут быть условно-мотивированными, то есть в процессе их выполнения присутствуют специально направляемая активизация изучаемого языкового материала и некоторая условность, преднамеренность, и реально-мотивированными, при выполнении которых имеет место наибольшее приближение к естественному, реальному общению. Такие упражнения имеют творческую направленность и дают стимул к выражению студентами своего отношения к тому или иному явлению, факту, событию и создают определенные ситуации для речевого общения на занятии в одной из сфер реального устного общения в бытовой или профессиональной области коммуникации. Они способствуют поддержанию контакта, без которого невозможно продуктивное общение, и направлены на развитие умений адекватно реагировать на высказывание партнера по общению, прогнозировать его реакцию, уточнять полученную информацию, то есть студент должен решить определенную речемыслительную задачу.

Помимо этого, необходимы специальные задания, нацеленные на овладение различными умениями ведения дискуссии: формулирования собственной идеи по поводу обсуждаемой проблемы в краткой и доказательной форме; умение выслушать партнера/ов; умение поддержать дискуссию, остановить дискуссию в соответствии с требованиями речевого этикета, умение аргументировать свою точку зрения, умение приходить к консенсусу и формулировать совместно принятое решение [5].

Все упражнения строятся с учетом реального информационного запаса студентов и опираются на усвоенные лексические единицы и грамматические структуры. Текстовый материал подбирается нами в соответствии с темой обсуждения.

Мы используем метод учебной дискуссии или его элементы на различных этапах занятий. Так, при введении новой лексики работа может проходить в микрогруппах по 4-5 человек, когда студентам следует составить небольшие высказывания, используя изучаемую лексику, а затем возможно их сравнение.

При работе с иноязычным текстом по изучаемой теме разным группам или разным студентам можно дать тексты, которые отличаются наличием или отсутствием некоторых фактов, которые следует выяснить у другой группы или другого студента. Затем можно предложить обсуждение проблемы, содержащейся в тексте, обсуждение разных точек зрения на эту проблему. После этого предполагается подведение итогов дискуссии и формулирование определенных выводов. Такой вид работы может проводиться как дискуссия в микрогруппах, так и в форме групповой дискуссии.

При изучении грамматики можно дать студентам текст или разные тексты, содержащие изучаемое грамматическое явление, которое студентам следует выделить и самостоятельно сформулировать правило, иллюстрируя его примерами из текста. Затем студенты приступают к обсуждению того, что у них получилось, и совместно формулируют грамматическое правило. В данном случае мы организуем групповую дискуссию.

Мы также организуем дискуссии по завершении изучения определенной устной темы, когда студенты уже изучили необходимую лексику, ознакомились с содержанием текстов по изучаемой тематике.

В зависимости от формы и темы дискуссии она может быть организована как на этапе базового уровня освоения языка, так и на продвинутом.

Следует отметить, что учебная дискуссия может использоваться не только как самостоятельный метод обучения, но и как прием, являясь одним из элементов других форм занятий, например, в процессе использования проектного метода, наряду с применением метода презентаций на иностранном языке, который используется для формирования навыков публичного выступления в профессионально ориентированной сфере общения [6].

Тем не менее, необходимо учитывать, что это дискуссия, происходящая в искусственных условиях, а не в реальных. Поэтому на первый план выдвигается возможность приобрести определенные умения и навыки и закрепить их в ходе дискуссии, а не решение какой-то конкретной проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебная дискуссия способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов, формированию у них навыков аргументированного восприятия иноязычной речи, активизации познавательного процесса благодаря вовлечению студентов в поиск самостоятельного решения проблем, дает импульс развитию творческого потенциала студентов, способствует повышению мотивации изучения иностранного языка, развитию у студентов толерантного отношения к другим точкам зрения, формированию умения работать в группе, учитывать интересы других участников, действовать в интересах своей группы, используя свой личный жизненный опыт, а также применяя ранее приобретенные знания для усвоения новых. Все это поможет в будущем выпускникам вуза организовать продуктивное взаимодействие с коллегами, а также с представителями других культур в процессе решения проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.


Список литературы

1. Тимофеева Е.В, Косачева Т.А. Содержание профессионально-ориентированного обучения иностранному языку как основа развития иноязычной коммуникативной компетенции // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2 – 1. С. 113–115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24506499 (дата обращения: 03.11.2022).
2. Северина В.Ф. Использование метода интервью при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 3 – 1 (36). С. 82–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46306218 (дата обращения: 15.11.2022).
3. Забирова В.Х., Коптякова Е.Е. Учебная дискуссия как форма взаимодействия на уроках иностранного языка // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 5А. С.281–287. DOI: 10.34670/AR.2020.88.51.029
4. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 336 с.
5. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 24 c.
6. Крюкова О.А. Презентация на английском языке в неязыковом университете / Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования: материалы X Международной научно-практической конференции на иностранных языках (г. Кемерово, 5 декабря 2019 г.). – С. 114–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41604598 (дата обращения: 04.11.2022).

Расскажите о нас своим друзьям: