Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 30.06.2021

Применение балльно-рейтинговой системы оценивания при разноуровневом обучении иностранному языку в вузе

Орловская Анна Альбертовна
старший преподаватель кафедры английского языка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, a.orlovskaya@narfu.ru
Пак Наталья Санг Дуковна
специалист по УМР кафедры английского языка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, n.pak@narfu.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается применение балльно-рейтинговой системы оценивания при разноуровневом обучении иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. Авторы анализируют опыт реализации проекта по разноуровневому обучению на примере работы со студентами в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова. Обосновывается мысль о том, что применение балльно-рейтинговой системы оценивания способствует развитию у студентов универсальных компетенций и показывает свою эффективность в процессе реализации проекта по разноуровневому обучению студентов нелингвистических направлений подготовки.
Ключевые слова: разноуровневое обучение, балльно-рейтинговая система, шкала CEFR, компетенция, саморазвитие, оценивание

The implementation of a point-rating assessment system in multilevel foreign language training at a university

Orlovskaya Anna Albertovna
senior lecturer of English language department, Northern (Arctic) Federal University, Russia, Arkhangelsk
Pak Natalya Sang Dukovna
secretary of English language department, Northern (Arctic) Federal University, Russia, Arkhangelsk

Abstract: This article is devoted to the use of a point-rating assessment system in multilevel foreign language training of non-linguistic students. The authors analyse the experience of implementing a multilevel education project on the example of working with students at Northern (Arctic) Federal University named after V.I. M.V. Lomonosov. The main idea of the article is that the use of a point-rating assessment system contributes to the development of universal competencies among students and shows its effectiveness in the process of implementing a project on multilevel training of students in non-linguistic areas of training.
Keywords: multilevel education, point-rating system, CEFR scale, competency, self-development, assessment

Правильная ссылка на статью
Орловская А.А., Пак Н.С.Д. Применение балльно-рейтинговой системы оценивания при разноуровневом обучении иностранному языку в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primenenie-ballno-rejtingovoj-sistemy-otsenivaniya-pri-raznourovnevom-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Современный этап развития образования в целом и высшего образования в частности характеризуется качественными изменениями в целях, методах, средствах обучения и в организации педагогического взаимодействия. Студент должен быть субъектом обучения, он должен не просто получать знания, а развивать компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Одной из универсальных компетенций (УК-7), указанных в самостоятельно установленных образовательных стандартах (СУОС)  Северного (Арктического) федерального университета [1] является способность студента управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития в течение всей жизни. Балльно-рейтинговая система оценивания, используемая на кафедре английского языка САФУ в рамках реализации разноуровневого обучения способствует формированию данной компетенции, так как студенты имеют возможность проектировать и реализовывать траекторию саморазвития [2, с. 141] в области изучения иностранного языка, а также самостоятельно распределять время, выполняя задания регулярно в течение семестра [3, с. 22].

В настоящее время балльно-рейтинговая система оценивания активно исследуется и внедряется в образовательных процесс российских вузов. Изучается влияние балльно-рейтинговой системы на успеваемость студентов (О.В. Куликова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет [4] и др.), отношение студентов к балльно-рейтинговой оценке (Е. Ю. Новикова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова [5] и др.), использование цифровых технологий в балльно-рейтинговой системе оценивания (Л.В. Селиверстова, Т.В. Картузова, Чувашский государственный университет [6], Т.М. Асоян, Н.Ю. Бобкова и др., Российский государственный университет туризма и сервиса [7]) и другие вопросы применения балльно-рейтинговой системы оценивания. 

Целью данной статьи является анализ опыта применения балльно-рейтинговой системы оценивания при разноуровневом обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки.

Согласно проекту по разноуровневому обучению студенты 1 курса изучают дисциплину «Иностранный язык» в уровневых группах, в которые они распределяются по результатам диагностического (входного) тестирования [8]. В зависимости от стартового уровня, определяемого по системе общеевропейских концепций уровневого владения языком (CEFR) (Common European Framework of Reference: Learning, Teaching Assessment) [9] студенты каждой группы в течение курса выполняют ряд заданий, каждое из которых приносит определенное количество баллов для получения результирующей оценки. Перечень заданий включает в себя:

- контрольные работы (минимальный балл за каждую контрольную работу 7, максимальный балл 13);

- групповые и индивидуальные презентации (минимальный балл за презентацию 3, максимальный балл 5);

- письменные работы - эссе, резюме, сопроводительное письмо (минимальный балл за каждую работу 3, максимальный балл 5);

- промежуточное тестирование (минимальный балл 3, максимальный балл 5);

- собеседование по приему на работу (минимальный балл 3, максимальный балл 5);

- итоговое тестирование (минимальный балл 22, максимальный балл 34);

- экзаменационное собеседование (минимальный балл 4, максимальный балл 7).

Письменные работы оцениваются по таким критериям, как соответствие содержания письменной работы тексту задания, организация текста и лексико-грамматическое, орфографическое и пунктуационное оформление текста. Задания устного характера оцениваются по таким критериям, как выполнение коммуникативной задачи, организация высказывания, коммуникативное взаимодействие с преподавателем и др.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Для этого вузом обеспечен доступ студентов 1 курса к успешно апробированной многими вузами в период дистанционного обучения платформе Skyes University [10]. На данной платформе студентам регулярно выдаются задания. Отметка за их выполнение также входит в результирующую оценку по балльно-рейтинговой системе (минимальный балл за самостоятельную работу 4, максимальный балл 8).

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент в течение семестра составляет 100 баллов. Для получения положительной оценки студенту необходимо набрать от 61 балла.

Следует отметить, что ознакомление студентов со списком обязательных к выполнению заданий происходит на первом занятии по дисциплине, что способствует развитию их умения планировать и рационально распределять свое время. С этой же целью кафедрой английского языка была разработана памятка по разноуровневому обучению для обучающихся. Памятка содержит информацию о принципе распределения по уровневым группам, шкале оценивания, перечне заданий и количестве баллов за их выполнение, а также рекомендации по самостоятельной работе, в том числе на платформе Skyes University. Памятка доступна для студентов на электронной платформе университета. По результатам летнего семестра 2020-2021 учебного года студенты и преподаватели высоко оценили эффективность данной памятки для организации работы.

Далее рассмотрим подробнее результаты выполнения работ в рамках балльно-рейтинговой системы оценивания на примере группы студентов инженерных направлений подготовки уровня А2.

Количество студентов в группе на момент распределения составляло 17 человек. 16 человек по итогам семестра получили положительные оценки, при этом 13 человек (76,5%) сдали все требуемые работы с соблюдением поставленных сроков. Что касается видов заданий, следует отметить, что студенты особенно тщательно выполняли контрольные работы (практически все сдали в срок, необходимости отправлять на доработку не возникло). Самостоятельная работа студентов также осуществлялась регулярно и качественно. 15 человек (88,2% группы) систематически работали на платформе Skyes University и получили максимальный балл за выполнение заданий. Еще следует обратить внимание на то, что несмотря на сравнительно невысокий стартовый уровень студенты успешно справились с заданиями на продуктивные виды деятельности (говорение и письмо). Так, в ходе задания «Собеседование при приеме на работу» студенты продемонстрировали высокий уровень подготовки и были положительно оценены по всем критериям. Что касается письменных работ, то основной сложностью было то, что не все студенты ознакомились с требованиями к эссе. 10 человек (58,8%) справились с работой. Остальным студентам необходимо было доработать эссе и привести его в соответствие с требованиями. В этом проявляется развивающий характер балльно-рейтинговой системы оценивания: у студентов есть возможность скорректировать свои ошибки и получить недостающие баллы. Кроме того, студенты получившие недостаточное количество баллов за одно из заданий мотивированы на более качественное выполнение следующих заданий. Таким образом, в течение курса изучения дисциплины «Иностранный язык» студенты выполнили весь запланированный объем заданий и набрали достаточное количество баллов для получения положительной оценки.

В конце семестра студенты прошли итоговое тестирование по таким аспектам, как чтение, лексика, грамматика и аудирование. Тестирование проводилось на электронной платформе университета, как и диагностическое тестирование, которое студенты проходили в начале семестра. Максимальный балл по каждому виду деятельности, который может получить студент – 100 баллов. Далее баллы за тестирование были по заранее разработанной шкале переведены в баллы для результирующей оценки. Также было проведено экзаменационное собеседование, целью которого была оценка навыков говорения. Далее представлены результаты итогового тестирования в сравнении с диагностическим тестированием, которое проводилось в начале семестра. Приведены средние значения по группе А2 по каждому виду деятельности (рис.1).

Рисунок 1. Результаты диагностического и итогового тестирования в группе А2

Как видно из рисунка, студенты продемонстрировали рост уровня владения иностранным языком по всем аспектам. По чтению среднее количество баллов, набранное студентами, увеличилось на 17,3; по лексике и грамматике – на 14,5; по аудированию – на 16,7. Результаты экзаменационного собеседования также отражают прогресс студентов по сравнению с собеседованием в начале семестра (16 студентов получили положительные оценки, из них 13 справились на «хорошо» и «отлично»).

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно использования балльно-рейтинговой системы оценивания при разноуровневом обучении иностранному языку:

-  балльно-рейтинговая система обеспечивает учет стартового уровня студентов при формировании результирующей оценки;

-  включение в балльно-рейтинговую оценку баллов за самостоятельную работу на обучающей платформе Skyes University мотивирует студентов работать регулярно и выполнять весь объем выдаваемых заданий;

- заблаговременное ознакомление студентов с полным перечнем заданий, входящих в результирующую оценку и использование памятки по разноуровневому обучению способствует развитию у студентов компетенций, связанных с планированием собственной деятельности и рациональным распределением времени;

- балльно-рейтинговая оценка выполняет развивающую функцию, позволяя студентам корректировать свои ошибки в процессе освоения курса и компенсировать недостающие баллы;

- включение в результирующую оценку заданий продуктивного типа (эссе, резюме, презентация) даже для студентов с невысоким стартовым уровнем мотивирует студентов повышать свой уровень владения иностранным языком по всем аспектам и видам речевой деятельности.

Кафедра английского языка САФУ продолжает совершенствовать балльно-рейтинговую систему оценивания, вносить дополнения и изменения в соответствии с потребностями студентов и постоянно меняющимися реалиями современного мира.   


Список литературы

1. Северный (Арктический) федеральный университет. Сведения об образовательной организации. Образовательные стандарты. Режим доступа: https://narfu.ru/sveden/eduStandarts/ (Дата обращения: 29.06.2021).
2. Иляшенко Л.К., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Балльно-рейтинговая система оценки в учебном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т.8. №1(26). С.141-143.
3. Прахова М.Ю., Светлакова С.В., Заиченко Н.В., Хорошавина Е.А., Краснов А.Н. Концепция балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов // Высшее образование в России. 2016. № 3 (199). С. 17–25.
4. Куликова О.В. Влияние использования балльно-рейтинговой системы обучения на успеваемость студентов // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. №3. С. 220-223.
5. Новикова Е.Ю. Балльно рейтинговая оценка: мнение студентов // Высшее образование в России. 2013. №7. С. 132-136.
6. Селиверстова Л.В., Картузова Т.В. Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. №.1(18). С. 181-183.
7. Асоян Т.М., Бобкова Н.Ю., Горбов Л.С., Новикова Н.Г., Погодин А.В., Щиканов А.Ю. Использование технологий web 2.0 в балльно-рейтинговых системах оценки достижений студентов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. №1. С. 42-50.
8. Орловская А.А., Пак Н.С. Опыт реализации проекта по разноуровневому обучению иностранному языку студентов инженерных направлений подготовки // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 06 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/opyt-realizatsii-proekta-po-raznourovnevomu-obucheniyu-inostrannomu-yazyku-studentov-inzhenernykh-napravlenij-podgotovki.html (Дата обращения: 28.06.2021).
9. Федотова О.Л. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. №11. С. 14-21.
10. Рябова Е.С. Дистанционное обучение в вузе: опыт использования платформы Skyes University на занятиях английским языком // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации. Сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Самара, 2021. С. 56-60.

Расскажите о нас своим друзьям: