Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 159.99
Дата публикации 25.04.2024
Приемы разрешения межличностных конфликтов у курсантов в образовательных организациях МВД России
Канунников Роман Игоревич
доцент кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, roma.kanunnikov@inbox.ru
Аннотация: В статье изучено понятие межличностного конфликта. Автором рассмотрена специфика возникновения причин межличностного конфликта у курсантов образовательных организаций МВД России. Определены наиболее часто встречающиеся субъективные и объективные причины возникновения межличностных конфликтов у курсантов. Предложены наиболее эффективные приемы разрешения конфликтов у обучающихся в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: конфликт, межличностный конфликт, причины конфликтов, приемы разрешения конфликтов, профилактика конфликтов, курсанты.
Associate Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: The article examines the concept of interpersonal conflict. The author examined the specifics of the emergence of the causes of interpersonal conflict among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The most common subjective and objective causes of interpersonal conflicts among cadets have been identified. The most effective methods of conflict resolution for students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed.
Keywords: conflict, interpersonal conflict, causes of conflicts, methods of conflict resolution, conflict prevention, cadets.
Канунников Р.И. Приемы разрешения межличностных конфликтов у курсантов в образовательных организациях МВД России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/priemy-razresheniya-mezhlichnostnykh-konfliktov-u-kursantov-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-mvd-rossii.html (Дата обращения: 25.04.2024)
Отношения людей возникают как результат потребности людей в общении и взаимодействии между собой. В этом процессе часто возникают конфликтные ситуации, характеризующиеся острыми противоречиями, вызывающими социальную напряженность. Конфликты сопровождают человека в течении всей жизни. Они являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности человека [6].
Изучением проблемы межличностного конфликта в органах внутренних дел занимались такие ученые как: И.Г. Елесина, Н.А. Кислова, А. В. Булгаков, А.Д. Казаков, В.Ф. Родин, И.Б. Марьясис, А.А. Феоктистова и др.
По мнению А.А. Феоктистовой, межличностный конфликт в курсантской среде характеризуется серьезным обострением противоречий и представляет личностную значимость из-за сложностей при выполнении учебно-служебной деятельности [8].
При поступлении в образовательную организацию МВД России происходит ограничение свободы. Начинается жесткая регламентация повседневной жизни. Возникает необходимость строго исполнять все предписания и уставы. В связи с этим, у курсантов первого курса возникает желание проявить свою уникальность, показать значимость, что и приводит к возникновению межличностных конфликтов в процессе адаптации к учебно-служебной деятельности [1].
Коллективные наказания за невыполнение распоряжений и приказов приводит к коллективному наказания, когда из-за одного курсанта наказывают целую группу. На первых порах это тоже становится благоприятной почвой для возникновения межличностных конфликтов.
Межличностные конфликты, зачастую приводят не только к столкновению между людьми, но и могут нарушать деятельность коллектива курсантов в ходе выполнения учебно-служебной деятельности. Такого рода конфликты приводят к снижению работоспособности коллектива, к нарушению социально-психологического климата, повышению эмоциональной напряженности между курсантами. Причины межличностных конфликтов достаточно разнообразны, но при этом их как правило делят на субъективные и объективные.
Субъективные причины межличностных конфликтов у курсантов характеризуются сложившимися антипатиями, ценностными установками, различиями в оценке событий, психологической несовместимостью и т.д.
Наиболее распространенными объективными причинами возникновения межличностных конфликтов у курсантов являются:
- Низкая культура общения.
- Нарушения социальной справедливости при распределении обязанностей и материальных благ.
- Высокая эмоциональная напряженность [5].
Низкая культура общения заключается в том, что достаточно большому числу курсантов, особенно младших курсов сложно соблюдать существующие нормы и принципы взаимодействия в образовательных организациях МВД России. Кроме этого, не все курсанты могут ясно выразить цель общения, не обладают навыками межличностной коммуникации, не знают особенности обучающихся других национальностей. Многие, не правильно используют юмор. Двоякое толкование различного рода шуток зачастую также приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Нарушения социальной справедливости довольно часто вызывают у курсантов конфликтные ситуации. Например, неравномерное распределение премии всегда вызывает бурные дебаты в курсантской среде и может приводить к межличностным конфликтам. Точно такие же конфликтные ситуации, возникают и процессе распределения нарядов в праздничные дни, подготовке докладов и т.п.
Как считает А.Д. Казаков, высокая эмоциональная напряженность возникает в результате высокой интенсивности учебно-служебной деятельности (экзамены, несение нарядов и т.д.). На все это накладывается нахождение в достаточно замкнутом коллективе. Повышенная эмоциональная напряженность приводит к возникновению различного рода конфликтных ситуаций, характеризующихся особой остротой [3].
Курсанты далеко не всегда осознают необходимость выбора оптимальной позиции в решении возникшей конфликтной ситуации, нечетко осознают критерии, по которым выбирается та или иная позиция, неосознанно совершают переход из одной позиции в другую. Как следствие, интуитивное либо импульсивное решение, которое не разрешает конфликтную ситуацию, а, наоборот, усугубляет отношения между курсантами [7].
Курсанты образовательных организаций МВД России являются достаточно молодыми людьми, не имеющими богатого жизненного опыта. Отсутствие такого опыта сказывается на поведении курсантов. Свое поведение они выстраивают исходя из оценки и одобрения окружающих, ориентируясь на курсантов более старших курсов. Исходя из этого происходит знакомство с разрешенными стратегиями поведения в конфликтной ситуации в учебном заведении.
Вот почему курс «Психология конфликта в деятельности сотрудника ОВД» нужно давать на первом курсе. В рамках данного курса курсанты узнают специфику конфликтов в служебном коллективе и способы их преодоления.
С учетом постоянно меняющейся среды, необходимо организовывать курсы и для профессорско-преподавательского состава и курсовых офицеров по предупреждению и профилактике конфликтов. А подбор кураторов, особенно на первых курсов, должен в первую очередь опираться на возрастной критерий. Чем меньше разница в возрасте, тем легче найти общий язык во время неформального взаимодействия, проникнуть во внутренний мир молодых людей. Знание внутреннего мира, групповых процессов будет способствовать преодолению конфликтных ситуаций [4].
Межличностные конфликты в образовательной среде курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России явление достаточно управляемое. При этом не следует забывать, что необходимо не только заниматься профилактикой и предупреждением конфликтных ситуаций, но и уметь их разрешать, учитывая интересы всех участников [2].
Для наиболее эффективного разрешения межличностных конфликтов у курсантов образовательных организаций МВД России можно использовать следующие приемы:
- Привлечение к возникшему межличностному конфликту значимых лиц. В качестве таких лиц могут выступать командир группы, курсовой офицер преподаватели.
- Обсуждение конфликта внутри курсантской группы. Вовлекается максимальное число курсантов в группе с целью обсуждения проблемы и поиска наиболее эффективного выхода из создавшейся ситуации.
- Прием оптимизации. В этом случае осуществляется перевод возникшего межличностного конфликта в деловое русло. Происходит смещение акцента с личности участника конфликта на суть существующей проблемы с целью разрешения существующих противоречий.
- Прием эмоционального сближения. Важно выслушать оппонента, понять какие чувства у него были задеты в процессе межличностного конфликта. Поделиться с ним своими переживаниями.
- Прием неожиданности. Можно задать неожиданный вопросили спросить совета по какой-либо проблеме, не относящейся к конфликту. Как правило в этом случае реакция собеседника – это удивление, которое позволяет снизить градус напряжения.
Таким образом, использование вышеперечисленных приемов разрешения межличностных конфликтов в процессе выполнения учебно-служебной деятельности у курсантов образовательных организаций МВД России, будет способствовать преодолению таких конфликтов.
Список литературы
1. Булгаков А. В. Особенности проявления человечности в межличностных и межгрупповых отношениях как элемента национального менталитета у обучающихся в МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 4. – С. 235 – 242.
2. Елесина И.Г., Кислова Н.А. Роль руководителя подразделения органов внутренних дел в профилактике и преодолении конфликтов в коллективе // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 2. – С. 20 – 23.
3. Казаков А.Д. Особенности преодоления конфликтов в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2001. – № 2. – С. 55 – 60.
4. Охотников Ю. М. Психологические условия предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций у сотрудников органов внутренних дел в ходе переговорного процесса // Вестник Московского университета МВД России. –2022. – № 5. – С. 361– 365.
5. Родин В.Ф., Марьясис И.Б. Психология разрешения конфликтов в ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2022. – № 1. – С. 59 – 61.
6. Труфанов Г.А., Томин В.В., Федорцова С.С. Проблема буллинга как конфликта в образовательных учреждениях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2024. – № 01 (90). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-bullinga-kak-konflikta-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh.html (Дата обращения: 31.03.2024)
7.Ульянова И.В. Педагогическая профилактика остракизма в образовательной среде курсантов-первокурсников // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 231-237.
8. Феоктистова А.А. К вопросу о необходимости социально-педагогической профилактики конфликтов в курсантской среде (Результаты пилотажного исследования) // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32490 (дата обращения: 07.04.2024).