Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 376.37
Дата публикации 24.04.2024
Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
Селезнева Валерия Андреевна
студент 5 курса, Технический институт (ф), Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, Нерюнгри
Шахмалова Ирина Жаповна
к.п.н., доцент кафедры ПиМНО, Технический институт (ф), Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, Нерюнгри
Аннотация: Коммуникация помогает младшим школьникам вступать в диалог, задавать вопросы и получать ответы, уверенно общаться со взрослыми, позитивно общаться со сверстниками, принимать мнения сверстников и взрослых, определять подходящее время для начала диалога со взрослыми или сверстниками, завершать диалог справедливым и вежливым образом. Эффективность общения, однако, зависит от уровня развития коммуникативных навыков коммуникаторов. В данной статье рассматривается вопрос определения уровня коммуникативных навыков младших школьников. Представлены результаты исследования уровня сформированности коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: общение, коммуникация, взаимодействие, обучение, дети.
5th year student, Technical Institute (f) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russian Federation, Neryungri
Ph.D., Associate Professor of the Department of PiMNO Technical Institute (f) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University", Russian Federation, Neryungri
Abstract: Communication helps younger students to engage in dialogue, ask questions and get answers, communicate confidently with adults, communicate positively with peers, accept the opinions of peers and adults, determine the appropriate time to start a dialogue with adults or peers, and end the dialogue in a fair and polite way. The effectiveness of communication, however, depends on the level of development of communication skills of communicators. This article discusses the issue of determining the level of communication skills of younger schoolchildren. The following methods were used for the diagnosis: V. V. Sinyavsky and V. A. Fedoroshin. to determine the level of formation of children's communicative abilities
Keywords: communication, communication, interaction, learning, children.
Селезнева В.А., Шахмалова И. Ж. Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-urovnya-sformirovannosti-kommunikativnykh-navykov-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 24.04.2024)
В современном обществе общение является предметом определенной актуальности и имеет особое значение в процессе развития и становления каждого человека. Современные учителя начальных классов должны осуществлять обучение, развитие и воспитательную работу, основанную на знании индивидуальных особенностей младшего школьника, уметь управлять процессом постоянного изменения школьника и обеспечивать его восхождение на более высокий уровень развития, осуществлять научно-педагогический поиск, решая проблемы развития ребенка. формирование личности ребенка на научной основе.
Актуальность данного исследования определяется тем, что в нем рассматривается проблема овладения коммуникативными навыками как неотъемлемой части навыка речевого общения, что является необходимым условием успешной социальной адаптации обучаемого. Данной темой занимались: Выготский Л. С. Гришанова И.А., Александр Венгер, Запятая О.В., Крушельницкая, О. И.
Под коммуникативными навыками мы рассматриваем такие умения человека, которые отвечают за взаимодействие с другими людьми и участниками процесса общения. Мы включаем в навыки коммуникации следущее: умение слушать собеседника, способность находить общий язык с другими людьми, способность поддержать разговор, желание вступить в контакт, умение организовать общение и взаимодействие с людьми [1, с. 106].
«Коммуникативные способности — это индивидуальные способности личности, обеспечивающие взаимодействие между людьми в процессе общения, умение найти правильный контакт с учащимися, а также установление оптимального взаимоотношения с ними» [2, с. 126].
По мере того как дети растут, мы обычно оцениваем их развитие, сопоставляя их успехи с набором универсальных показателей. При рассмотрении любых показателей развития важно помнить, что все дети и молодежь развиваются в своем собственном темпе. Дети школьного возраста и молодежь становятся вдумчивыми и целеустремленными. Они размышляют и мыслят более логично о своей жизни и окружающем мире. Это заставит их задавать вдумчивые, а иногда и сложные вопросы.
Дети младшего школьного возраста также могут находиться под влиянием своего окружения, что может повлиять на их манеру общения. Они могут начать использовать язык, заимствованный из социальных сетей, популярного телешоу, или включать в свой словарный запас то, что они слышат от своих друзей [3, с. 52].
Целью исследования является выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Для выявления уровня сформированности коммуникативных навыков было проведено исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 н. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия), среди обучающихся третьего и четвертого класса. Всего в исследовании приняли участие 54 ребенка. Возраст испытуемых – 9-12 лет.
Для диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков нами была использована методика В. В. Синявского и В. А. Федорошина. по определению уровня сформированности коммуникативных способностей.
Также при помощи данной методики можно охарактеризовать межличностные отношения, социальное взаимодействие, широту круга общения, степень активности общения, особенности общения со сверстниками, и некоторые склонности характера у испытуемых.
Данная методика была адаптирована под младший школьный возраст. В первоначальном виде методика состоит из 40 вопросов, половина которых направлена на оценку уровня организаторских способностей. Мы оставили 20 подходящих для нашего исследования вопросов и частично скорректировали их, согласно возрасту наших испытуемых.
Рассмотрим полученные результаты диагностического исследования.
При инструктаже детей просили долго не думать над вопросами и отвечать сразу, первое, что придет в голову. Также детям предлагалось отвечать максимально честно.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что 33% младших школьников (18 чел.) не обладают коммуникативными способностями и навыками общения. При подсчете результатов, они набрали более 15 баллов, что характеризует их уровень коммуникативных способностей как низкий.
Данный результат говорит о том, что дети чувствуют себя некомфортно в компании, они часто молчат, не склонны поддержать разговор, чувствуют себя неуверенно. Также они предпочитают одиночество или же одного друга со схожими интересами. Из-за своей неуверенности не могут отстоять свои интересы. Часто соглашаются делать то, что они на самом деле не хотят, боясь отказать, хотя явных причин на это нет. Обращаем внимание на то, что среди данных детей были новенькие, которые недавно перешли в класс или школу, что может также повлиять на результат [4, с. 33].
Средний уровень коммуникативных способностей выявлен у 48% учащихся (26 чел.). Проявления общительности у таких детей являются открытость, искренность, позитивное общение со сверстниками. коммуникации осознают значение слов и тщательно подбирают их в предложениях с учетом контекста (дома, в школе, в обществе). Они дипломаты и позволяют своим сверстникам первыми высказывать свое мнение, руководить деятельностью, предлагать тему для разговора. В своих разговорах они делают заявления, которые указывают на понимание, любопытство и синхронизацию со своими сверстниками, их принятие. Однако у этих детей нет стабильности в общении, они могу довольно часто менять свой круг общения и свое мнение [5, с. 42].
Высокий уровень коммуникативных способностей обнаружен у 19% учащихся (10 чел.). Высокий уровень вербальной коммуникации учащихся можно наблюдать, когда они общаются устно, не используя каких-либо ориентиров (рекомендации родителей, коллег, в некоторых случаях указания учителя). Им удается легко вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми (а также они могут отвечать на вопросы). В третьем классе у детей уже более развиты навыки общения с друзьями, а также коммуникабельность и способность вести себя социально адекватно. В четвертом классе они отрабатывают и закрепляют упомянутые навыки, чтобы использовать их позже, на этапе обучения [6, с. 34].
Основные проблемы, которые могут повлиять на уровень коммуникативных способностей, - это отсутствие постоянного друга, человека, с которым можно поделиться своими проблемами, боязнь насмешек со стороны одноклассников при ответе на свой внешний вид; отсутствие должного внимания со стороны родителей [7, с. 16].
Вот несколько основных коммуникативных навыков, которые должен развить или освоить каждый ребенок:
- техника вежливого общения с другими людьми;
- Умение общаться четко и корректно;
- Умение общаться, не перебивая других и позволяя другим тоже общаться;
- Умение правильно общаться, отвечая другим людям;
- Умение правильно общаться, обращая внимание на то, что говорят другие;
- Умение общаться без грамматических ошибок;
- Умение общаться, будучи хорошим слушателем;
- Умение общаться, используя хорошие манеры и навыки общения;
- Умение общаться, используя правильную мимику и жесты;
- Эффективное или приятное завершение разговора без какого-либо проявления высокомерия.
Таким образом, уровень коммуникации у младших школьников является основополагающим в их социальном взаимодействии и развитии эмоционально-волевой сферы. В данном возрасте умение грамотно общаться со сверстниками, родителями и учителями поможет достичь лучших результатов в учебе и личных увлечениях ребенка.
Список литературы
1. Дарманян А. С. Понятие коммуникативных способностей в психологии // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 105-107.
2. Выготский Л. C. Избранные психологические исследования. - СПб. : Питер, 2012 - 458 с.
3. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО вузов России. - М. : Аспект- пресс, 2021. - 832 c.
4. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. - М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2022. - 917 c.
5. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. Учебное пособие. - М.: СПбГУП, 2022. - 320 c.
6. Крушельницкая О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М.: Сфера, 2021. - 156 c.
7 Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Цурикова. - М.: Academia, 2023. - 336 c.