Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024
УДК 372.874
Дата публикации 23.04.2024
Диагностика экологической культуры на занятиях по живописи в детской художественной школе
Овсянникова Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень
Шимова Аделия Александровна
студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, «Тюменский государственный университет», РФ, Тюмень
Аннотация: Статья направлена на поиск и разработку диагностических инструментов по исследованию уровня сформированности экологической культуры обучающихся на занятиях живописи в детской художественной школе. На основе уточненного понятия «экологическая культура на занятиях по живописи» выделены показатели исследуемого качества обучающихся. Для каждого показателя определены методы (тестирование, творческое задание) и диагностические задания для школьников подросткового возраста. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.
Ключевые слова: живопись, экологическая культура, диагностические методы, тестирование, творческое задание.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen
4th year student of the direction of training «Pedagogical education», profile «Fine Arts» of the Federal State Autonomous Educational, Institution of Higher Education, «Tyumen State University», Russian Federation, Tyumen
Abstract: The article is aimed at the search and development of diagnostic tools to study the level of formation of ecological culture of students in painting classes at a children's art school. Based on the refined concept of "ecological culture in painting classes", indicators of the studied quality of students are highlighted. Methods (testing, creative task) and diagnostic tasks for adolescent schoolchildren are defined for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.
Keywords: painting, environmental culture, diagnostic methods, testing, creative task.
Овсянникова О.А., Шимова А.А. Диагностика экологической культуры на занятиях по живописи в детской художественной школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-ekologicheskoj-kultury-na-zanyatiyakh-po-zhivopisi-v-detskoj-khudozhestvennoj-shkole.html (Дата обращения: 23.04.2024)
Введение. Формирование экологической культуры является важным элементом образовательного процесса, поскольку он способствует развитию экологического мышления у обучающихся, а также созданию живописных творческих работ на тему природы.
В Федеральных Государственных Требованиях для художественных школ есть требование формирования базовых национальных ценностей, одним из основных направлений которого является природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание [1]. К сожалению, в художественных школах на занятиях живописи в основном уделяется внимание навыкам освоения, применения различных живописных техник и материалов, и недостаточно уделяется внимание формированию экологической культуры. В связи с этим, перед педагогами стоит задача диагностики и формирования экологической культуры у обучающихся. Данная проблема на занятиях живописи недостаточно изучена, требует разработки диагностического инструментария: критерия, показателей, диагностических методов и заданий для учеников. Кроме того, формированию экологической культуры недостаточно уделяется внимание на занятиях живописи.
Изложение основного материала статьи.
Статья посвящена разработке диагностического инструментария по изучению уровня сформированности экологической культуры на занятиях по живописи в детской художественной школе. Разработка диагностического инструментария тесно связана с анализом понятийного аппарата.
Исследователи, педагоги смотрят на экологическую культуру по-разному. Об этой проблеме пишет Т.К. Сметанина, упоминая, что экологическая культура есть не что иное, как материализованное сознание в поступках и делах людей [2, с.14].
О проблеме формирования экологического мышления (как связанного с экологической культурой понятия) на уроках изобразительного искусства также писали О.А. Овсянникова и О.А. Старикова. Экологическое мышление в своей научной работе они трактуют как внутреннюю позицию по отношению к природе, к экологическим проблемам, выражающуюся в творческой активности через присвоение экологических знаний; через созерцание природы в процессе создания творческих работ, пропагандирование идей сохранения природы в собственных творческих работах [3, с.30].
Исследователь В.М. Писарик рассматривает понятие «экологическая культура» как часть общечеловеческой культуры, системе социальных отношений, общественных и индивидуально-этнических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [4, с.1].
Согласно учебному пособию М.Д. Андреева, «экологическая культура» - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов [5, с.76].
В исследовании и формировании экологической культуры необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития, характеризующегося преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют отношение ребенка к природному и социальному окружению, - пишет Ж.А. Леснянская [6, с.7].
Подростки начинают осознавать отношение к природе. Появляется непосредственное восприятие красоты, хрупкости, беззащитности явлений реального мира от человека, что расширяет возможность для понимания остроты современных экологических проблем. Подростки готовы к экологически созидательной деятельности, они восприимчивы к экологическому воспитанию, считает В.Ю. Львова [7, с.35].
Исследователь Н.Ф. Винокурова приводит такие формы и методы формирования экологической культуры: «…формирование экологической культуры должно быть сопряжено с игровыми технологиями, классно-урочной и внеурочной деятельностью» [8, с.32].
Несмотря на актуальность темы, проблема исследования изучена недостаточно, так как остается неразработанным диагностический инструментарий по исследованию уровня сформированности экологической культуры на занятиях по живописи, а само понятие «экологическая культура на занятиях живописи» требует уточнения в теории художественного образования.
В современной художественной школе очень редко затрагиваются проблемы экологического характера в программах различных предметов по изобразительному искусству, однако именно занятия живописью являются отличным инструментом для формирования экологической культуры, так как воздействуют на эмоциональный мир человека (через цвет, жанр и другое). Исходя из сущности понятия «экологическая культура», относительно специфики занятий живописи, нами было уточнено понятие «экологическая культура на занятиях живописи», которое трактуется нами как способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение, способность отражать картины природы в живописных творческих работах, основанные на понимании сущности понятия «экология».
В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика уровня сформированности экологической культуры на занятиях живописи. На базе детской художественной школы имени А.П. Митинского города Тюмени, было проведено исследование, в котором приняли участие 11 учащихся подросткового возраста.
На основе уточненного понятия – «экологическая культура на занятиях живописи», нами были выделены следующие показатели: «понимание сущности понятия «экология», «способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение», «способность отражать картины природы в живописных творческих работах».
С учетом данных показателей были определены методы и разработаны диагностические задания, в которых учитываются возможности и возрастные особенности обучающихся.
В таблице 1 представлены показатели и соответствующие им диагностические методы.
Таблица 1. Критерий, показатели, диагностические методы по определению уровня сформированности экологической культуры обучающихся на занятиях живописи
экологическая культура на занятиях живописи | ||||
Показатели | ||||
Понимание сущности понятия «экология» | Способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение | Способность отражать картины природы в живописных творческих работах | ||
Диагностические методы | ||||
Тестирование | Тестирование | Творческое задание |
Опишем сущность диагностических заданий по обозначенным методам.
Три первых задания (в рамках тестирования) были направлены на исседование показателя «понимание сущности понятия «экология». В первом задании учащимся предлагается ответить на вопрос, «что такое экология». Выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Были представлены следующие ответы:
- Наука о взаимодействии живых существ между собой и окружающей их средой.
- Наука о вреде человека природе.
- Наука о плохой окружающей среде.
- Наука о планете Земля.
Во втором задании необходимо было назвать 1-2 картины художников, где отображаются экологические проблемы.
В третьем задании учащимся предлагается назвать жанры изобразительного искусства, где чаще всего отображаются вопросы экологии.
Для определения уровня сформированности указанного выше показателя, нами были установлены следующие уровни:
Высокий (3 балла) - учащийся понимает сущность понятия «экология». Назвал 1-2 картины художников, где отображаются экологические проблемы. Описал, в каких жанрах изобразительного искусства отображаются вопросы экологии.
Средний (2 балла) – учащийся понимает сущность понятия «экология». Назвал 1 картину художника, где отображаются экологические проблемы. Не описал, в каких жанрах изобразительного искусства отображаются вопросы экологии.
Низкий (1 балл) – учащийся понимает сущность понятия «экология». Не назвал ни одной картины, где отображаются экологические проблемы. Не описал, в каких жанрах изобразительного искусства отображаются вопросы экологии.
Следующие пять заданий (тестирование) были разработаны для определения уровня следующего показателя – «способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение». В первом задании для анализа была представлена картина Бориса Глушкова «На заводе». Учащимся нужно было ответить на следующие вопросы:
- Посмотри на это произведение. Что ты чувствуешь, когда смотришь на него? Почему? Каким материалом и какими живописными средствами был отображен данный художественный образ?
Во втором задании для учащихся была представлены акварельная работа Михаила Кузнецова «Заря» с изображением утра в деревне. Учащимся также необходимо было ответить на вопросы:
- Что ты чувствуешь, когда смотришь на изображение природы? Какими художественными средствами художнику удалось передать туманное, легкое состояние?
В третьем задании учащимся необходимо было рассмотреть два произведения: «Лесной пожар» Константина Денисова и «Озеро» Исаака Левитана. Ответить необходимо было на следующие вопросы:
- Какая картина тебе нравится больше, почему? Что в них общего и чем они различаются? Какими средствами художественной выразительности пользовался автор, чтобы передать такое состояние природы?
В четвертом задании учащимся необходимо было ответить на следующий вопрос:
Знаком ли тебе такой жанр изобразительного искусства, как анималистика? Если да, приведи примеры каких-либо художественных произведений, связанных с этим жанром.
В пятом задании учащимся необходимо было посмотреть на два изображения животных, выполненных акварелью - зайца и щенка, и ответить на следующие вопросы:
- Нравятся ли тебе оба этих животных, или же кто-то один, почему? Как художнику удалось передать характер животного, с помощью каких приемов? Каким материалом они были написаны?
Для определения уровня сформированности указанного выше показателя, нами были установлены следующие уровни:
Высокий (3 балла) - учащийся умеет подробно описывать свое восприятие природы, оценивать ее, проявлять к ней свое отношение в живописных произведениях изобразительного искусства. Умеет определять материал и живописные средства, которыми пользовался художник для передачи состояния природы. Знает, что такое жанр анималистика и приводит примеры, связанные с этим жанром.
Средний (2 балла) - учащийся умеет описывать свое восприятие природы, оценивать ее, проявлять к ней свое отношение, воспринимая живописные произведения изобразительного искусства. Частично может определить материал и живописные средства, которыми пользовался художник для передачи состояния природы. Знает, что такое жанр анималистика, но не приводит ни одного примера, связанного с этим жанром.
Низкий (1 балл) – учащийся не умеет описывать свое восприятие природы, оценивать, проявлять к ней свое отношение, воспринимая живописные произведения изобразительного искусства. Не умеет определять материал и живописные средства, которыми пользовался художник для передачи состояния природы. Не знает, что такое жанр «анималистика» и не приводит ни одного примера, связанного с этим жанром.
Последнее задание (по методу творческого задания) было разработано на выявление уровня сформированности показателя «способность отражать картины природы в живописных творческих работах». Учащимся необходимо было написать осенний пейзаж гуашью по представлению, отразив в нем состояние природы и свое отношение к ней.
Для определения уровня сформированности указанного выше показателя нами были установлены следующие уровни:
Высокий (3 балла) – учащийся сумел изобразить осенний пейзаж по представлению, отразил состояние природы и свое отношение к ней; точно передал состояние природы, создал оригинальный художественный образ с помощью живописных средств: цвета, пятна, мазка, композиции, колорита, воздушной перспективы, фактуры.
Средний (2 балла) – учащийся сумел изобразить осенний пейзаж по представлению, отразил ее состояние и свое отношение к ней; точно передал состояние природы, создал оригинальный художественный образ с помощью живописных средств: цвета, пятна, мазка, композиции, колорита.
Низкий (1 балл) – учащийся сумел изобразить осенний пейзаж по представлению, однако не отразил ее состояние и свое отношение к ней, не передал состояние природы; создал стандартный художественный образ с помощью живописных средств: цвета, пятна, мазка.
Реакция учеников на поставленные задачи была весьма бурная: отмечалось их удивление, непонимание. Они говорили о том, что мало что знают о живописных средствах выразительности, не знают, как воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях, а также не понимают, как описать свое отношение к природе. Однако, когда мы сообщили ребятам о том, что нам предстоит познакомиться с данной темой, был замечен неподдельный интерес.
При проверке тестирования было выявлено, что некоторая часть обучающихся не смогла ответить на поставленные вопросы, так как не имели представления, о чем идет речь. Также было отмечено, что лишь небольшой процент учеников смог вникнуть в суть некоторых вопросов и ответить на них верно.
Третье задание (творческая работа) вызвало затруднение у учеников: они не знали, как написать осенний пейзаж по представлению, а также затруднялись, как отразить в нем состояние природы и свое отношение к ней.
При проверке работ наблюдались однотипные осенние пейзажи, со скудным количеством средств художественной выразительности. Учащимся было трудно отразить определенное состояние природы, а также выразить свое отношение к ней.
Выводы. После проведения начальной диагностики были выявлены следующие результаты. По первому показателю - «понимание сущности понятия «экология», низкий уровень проявился у 36% школьников, средний уровень – у 54%, высокий уровень показали только 9% обучающихся.
По второму показателю «способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение», низкий уровень был выявлен у 36% учащихся, средний уровень - у 63%, высокий уровень выявлен не был (0%).
По третьему показателю - «способность отражать картины природы в живописных творческих работах», низкий уровень проявился у 45% школьников, средний - у 45%, высокий уровень показали 10% обучающихся.
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что на среднем уровне исследуемого качества находятся 5 человек, на низком уровне – 6 человек, высокий уровень выявлен не был, что говорит о недостаточном уровне сформированности экологической культуры подростков на занятиях живописи.
Для повышения уровня сформированности показателей можно выделить следующие задачи:
- Необходимо формировать у обучающихся способность воспринимать, оценивать природу в живописных произведениях изобразительного искусства, проявлять к ней свое отношение.
- Научить отражать картины природы в живописных творческих работах.
Данные задачи будут реализовываться в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Тюмени «Детская художественная школа им. А.П. Митинского». Также необходимо с учетом возрастных особенностей обучающихся, подбирать способы работы, направленные на формирование обозначенного качества подростков.
Список литературы
1. Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе: приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012. Режим доступа: https://culture.gov.ru/documents/ob_utverzhdenii_federalnykh_gos352749/ (Дата обращения: 08.04.2024)
2. Сметанина Т.К. Актуальные задачи педагогики. Чита.: Издательство молодой ученый, 2011. – 51с.
3. Старикова О.А., Овсянникова О.А. Диагностика экологического мышления на уроках изобразительного искусства. Педагогический вестник. 2022. №21. С. 30-33.
4. Писарик В.М. Экологическая культура. Учебное пособие. Минск.: Беларусь, 2019. – 136 с.
5. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования, 2009 г. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2174 (дата обращения 14.11.23)
6. Леснянская Ж.А. Психология подросткового возраста и ранней юности. Чита.: ЗабГУ, 2018. – 148 с.
7. Львова В.Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-starsheklassnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-posredstvom-proektnyh-tehnologiy (дата обращения 14.11.23)
8. Винокурова Н.Ф. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. Москва.: Просвещение, 2016. – 49с.