Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 159.92

Дата публикации 23.04.2024

Интернальность как фактор личностной зрелости и эффективности познавательной деятельности школьника

Крупин Дмитрий Владимирович
Студент, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, future500081@mail.ru

Аннотация: В статье автор проводит контент-анализ понятия «интернальность» как фактора личностной зрелости, влияющего на эффективность познавательной деятельности обучающегося. Целью работы является изучение теоретических основ понятия «интернальность» и обоснование направлений развития интернальности как качества личности при организации педагогического процесса в школе. Так как этот термин имеет личностные характеристики, в работе анализируется интернальность как склонность личности рассматривать причины происходящих событий через самоанализ и выявление своих психологических характеристик, свойств характера. Проблема исследования заключается в определении степени влияния интернальности на эффективность учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемный вопрос исследования заключается в обосновании условий развития интернальности с учетом условий образовательной среды школы и возможностей развития данного качества личности. Автор делает вывод о том, что интернальность обеспечивает личностную зрелость, повышает успешность решения жизненных ситуаций и способствует выстраиванию осознанных жизненных перспектив личности.
Ключевые слова: интернальность, познавательная деятельность, жизненные ситуации, личностная зрелость, свойства характера, ценностный подход.

Internality as a factor of personal maturity and efficiency of student’s cognitive activity

Krupin Dmitry Vladimirovich
Student, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg

Abstract: In the article, the author conducts a content analysis of the concept of “internality” as a factor of personal maturity that influences the effectiveness of a student’s cognitive activity. The purpose of the work is to study the theoretical foundations of the concept of “internality” and substantiate the directions for the development of internality as a personality quality in the organization of the pedagogical process at school. Since this term has personal characteristics, the work analyzes internality as a person’s tendency to consider the causes of ongoing events through introspection and identification of his psychological characteristics and character traits. The research problem is to determine the degree of influence of internality on the effectiveness of a student’s educational and cognitive activity. The problematic issue of the study is to substantiate the conditions for the development of internality, taking into account the conditions of the educational environment of the school and the possibilities for the development of this personality quality. The author concludes that internality ensures personal maturity, increases the success of solving life situations and contributes to building conscious life prospects for the individual.
Keywords: internality, cognitive activity, life situations, personal maturity, character traits, value approach.

Правильная ссылка на статью
Крупин Д.В. Интернальность как фактор личностной зрелости и эффективности познавательной деятельности школьника // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/internalnost-kak-faktor-lichnostnoj-zrelosti-i-effektivnosti-poznavatelnoj-deyatelnosti-shkolnika.html (Дата обращения: 23.04.2024)

Понятие «интеранальность» рассматривается учеными как в области психологии, так и педагогики. Целью исследования было выявление теоретических основ понятия «интернальность» и определение взаимосвязи интернальности с учебно-познавательной эффективностью обучающегося.

Термин «интернальность» зачастую соотносится с теорией локуса контроля Джулиана Роттера, связанной с анализом субъективной локазизации рефлексивной деятельности [1]. Локус контроль, как устойчивая характеристика личности, способствует осознанию причин происходящих жизненных ситуаций через самооценку как сферу внутренних факторов, а также через анализ внешних факторов. При этом, интернальность предполагает лишь аналитическую способность личности объяснять жизненные ситуации через свои личностные характеристики как причины возникновения этих ситуаций. То есть относится к интернальному типу локуса контроля.

Интернальность связана с теорией самоэффективности, которую изучают А.Бандура, Д.Бем, Ф.Хайдер, Г.Келли и др., с теорией мотивации достижения Дж.Аткинсона, Д.Макклелланда, в психологических теориях ответственности К.Муздыбаева, Э.Шура, Ф.Хайдера и др.В педагогике интернальность входит в понятия компетентность, системно-деятельностный подход, активная субъектная позиция, познавательная активность, универсальные учебные действия (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные).

А.В. Хуторской, описывая этапы реализации деятельностного подхода  по принципу эвристического обучения, обращает внимание на необходимость формирования самостоятельности обучающегося, развитие познавательной активности, творческого применения знаний при решении практических задач, умение осуществить адекватную самооценку обучающимся и выявить свои результаты учебной деятельности [2].

В связи с этим, интернальность можно рассматривать как зрелость личности, влияющей на успешность в многочисленных жизненных ситуациях. В современном обществе требуются ответственные, самостоятельные, творческие специалисты, готовые нести ответственность за свою судьбу и принятые жизненные решения в различных ситуациях.

Одним из коррелятов локуса контроля является связь интернальности и когнитивной активности, самостоятельности личности. Интернальность характерна для зрелой личности, как отмечает Н.И. Непомнящая [3]. Поэтому, активную познавательную деятельность связывают в науке с самостоятельностью, ответственностью, мотивацией, развитием регулятивных навыков.

Проблема интернальности в учебной деятельности связывается с осознанием и принятием неудач, а также со стремлением к достижению успеха через анализ слабых и сильных сторон личности, имеющихся ресурсов и возможностей человека.

В ряде психологических исследований доказывается соотношение локус-контроля и самооценки. Считается, что интернальный или внутренний локус-контроль говорит об адекватной самооценке личности, умеющей проанализировать жизненную ситуацию по отношению к себе и своим характеристикам, при этом отсутствует неоправданная тревога и неустойчивость психики, состояние стресса или даже агрессии, что возможно при экстернальном или внешнем локус-контроле [1].

На основе данных психологических исследованиях устанавливается взаимосвязь уровня развития интернальности с личностной зрелостью человека, которая влияет на успешность и осознанность в построении и реализации жизненной стратегии.

Д.В. Карась в своем исследовании определяет классификацию качеств и умений личности, которые развиваются благодаря внутреннему (интернальному) локусу-контролю:

  1. Уверенность в себе и в завтрашнем дне.
  2. Умеренное (адекватное) чувство вины и страха при анализе жизненных ситуаций.
  3. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, стремление к познанию нового.
  4. Умение последовательно решать поставленные задачи и цели.
  5. Умение постоять за себя и отстоять свою точку зрения.
  6. Доброжелательность к окружающим.
  7. Коммуникабельность и открытость, общительность [4].

При этом, если сравнивать человека с внешним локус-контролем, то можно выделить совершенно противоположные характеристики: тревожность, неуверенность, даже фрустрация, не готовность решать жизненные задачи "здесь и сейчас", зависимость от мнения других, неспособность к личностному развитию и т.д.

Карась Д. В. подчеркивает социальное значение уровня сформированности интернальности как свойства личности. При низком уровне наблюдается социальная дезадаптация, что приводит к депрессиям и осознаю неуспешности, выявлению сфер жизни, к которым личность недостаточно адаптирована.

Обманова Г.С. обращает также внимание на ценностную составляющую интернальности [5]. Только при формировании долга, ответственности, которые входят в структуру духовно-нравственных ценностей, можно говорить о развитии познавательной самостоятельности личности школьника и о его эмоциональной зрелости.

Таким образом, на основе рассмотрения теоретических основ понятия «интернальность», в рамках нашего исследования было сформулировано предположение, что повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха, формирование регулятивных и рефлексивных навыков, формирование личностных перспектив (в том числе и профессиональное самоопределение) способствует развитию интернальности личности как фактора личностной зрелости и влияющего на эффективность познавательной деятельности школьника.

В качестве результатов теоретической части исследования можно выделить основные психолого-педагогических условия, способствующих развитию интернальности:

  1. Применение интерактивных технологий обучения, способствующих проявлению и становлению активной субъектной позиции обучающегося (проблемное обучение, проектная технология, кейс обучение и т.д.).
  2. Оказание психологической, консультационной помощи школьного психолога (на основе диагностических данных).
  3. Активное вовлечение обучающихся в мероприятия профориентационной направленности (посещение дней открытых дверей, профессиональные пробы, проведение занятий в условиях технопарка и т.д.).
  4. Вовлечение школьников в активное участие в организации воспитательных событий школыне только внутренних, но и социально-ориентированных.
  5. Развитие регулятивных и рефлексивных навыков при постановке целей учебного занятия, подведения итогов урока как на групповом уровне рефлексии, так и в личностном плане (применение приемов развития критического мышления).

Данный список можно продолжить с учетом уровня развития самостоятельности, самоконтроля и самооценки школьников, с учетом особенностей возраста, личностных характеристик и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интернальность как свойство личности, характеризует самостоятельного, ответственного человека, осознанно анализирующего различные жизненные ситуации с учетом своих индивидуально-личностных особенностей, стремящегося к успеху и построению жизненных перспектив, эмоционально относящегося к личностному результату.

В процессе обучения следует создавать условия для развития интернальности как фактора становления и формирования зрелой личности, готовой жить в эпоху перемен и развиваться в течении всей жизни, стремящегося к повышению профессионального мастерства за счет реализации когнитивных навыков.


Список литературы

1. Карась Д.В., Серый А.В. Постнеклассический взгляд на психологию выбора в терминах «отношение», «интенциональность» и «смысл» // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. № 4. - С. 100-112.
2. Хуторской А.В. Педагогика: Учебник для вузов. — 2-е изд. [Электронное издание]. М.: Эйдос, 2023 – 406 с.
3. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. -М., 2011 - 192 с.
4. Карась Д.В. Ценностно-смысловые детерминанты интернальности как факторы осуществления личностного выбора // дисс. на соис. канд. наук. 2019. – 195 с.
5. Обманова Г.С. Становление интернальности как условие развития жизненных перспектив личности на этапе школьного обучения // дисс. на соис. канд. психол. наук. 2007. – 168 с.

Расскажите о нас своим друзьям: