Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 37.04

Дата публикации 24.04.2022

Преимущества использования образовательных и информационных технологий в обучении одаренных детей

Иванова Татьяна Павловна
магистрант, Университет Этвоша Лорана, Венгрия, г. Будапешт, ivanova.tatyana.1998@gmal.com

Аннотация: В данной статье рассматривается тема применения технологий в образовании одаренных детей для улучшения результатов обучения. Целью научной работы является выделение преимуществ использования технологий для развития некоторых навыков и получения новых знаний одаренными обручающимися. Основное содержание исследования составляет выделение технологических инструментов с целью обучения, таких как онлайн курсы. Выделяются и описываются некоторые характерные особенности одаренных детей. На основе анализа литературы делается вывод о том, что применение технологий в обучении одаренных детей является необходимым инструментом для того, чтобы в будущем быть конкурентоспособным на современном мировом рынке труда.
Ключевые слова: образовательные технологии, одаренные дети, интернет, онлайн-курсы, проектное обучение.

Benefits of using educational and information technology in teaching gifted children

Ivanova Tatjana Pavlovna
Master's student, Etvos Laurent University, Hungary, Budapest

Abstract: This article considers the topic of using technology in the education of gifted children in order to improve learning outcomes. The purpose of the scientific work is to highlight the benefits of using technology to develop some skills and gain new knowledge for gifted learners. The main content of the study is the highlighting of technological tools for the purpose of learning, such as online courses. Some characteristics of gifted children are singled out and described. Based on the analysis of the literature, it is concluded that the use of technology in the education of gifted children is a necessary tool in order to be competitive in future in the modern world labor market.
Keywords: educational technologies, gifted children, internet, online courses, project-based learning.

Правильная ссылка на статью
Иванова Т.П. Преимущества использования образовательных и информационных технологий в обучении одаренных детей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/preimushhestva-ispolzovaniya-obrazovatelnykh-i-informatsionnykh-tekhnologij-v-obuchenii-odarennykh-detej.html (Дата обращения: 24.04.2022)

В настоящее время для детей и подростков информационные технологии — это больше, чем инструмент обучения, они также используют их для общения, развлечений и т. д., и мы не можем исключать технологии из нового поколения. Более того, это один из ключевых факторов для достижения успеха в разных сферах жизни. Школьники посещают занятия с цифровыми инструментами, и это играет важную роль в развитии гибких навыков, таких как умение мыслить критически, работать в команде и коммуникативные навыки. В свою очередь, информационные технологии («приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных»[1]) в обучении используются в двух случаях: «для предъявления учебной информации обучающимся и для контроля усᴨешности ее усвоения»[2]. Образовательные технологии можно рассматривать как «средство реализации субъектно ориентированного подхода в образовании, основывается на взаимодействии участников образовательной деятельности и направлена на развитие индивидуальных качеств обучающегося, наличие которых обуславливает его активную позицию как в профессиональном, так и в социальном плане»[3].

Одаренные дети («ученики, чьи показатели необычайно высоки, поскольку у них отличные навыки»[4]) активно используют информационные технологии ежедневно. Согласно исследованию турецких ученых, большинство одаренных детей каждый день используют свои смартфоны для общения с друзьями или для серфинга в Интернете. Одаренные школьники сообщили, что не хотят жить без технологий. Одаренные ученики, которые зарегистрированы более чем в 3 учетных записях в социальных сетях, сообщили, что им грустно, когда нет подключения к Интернету [5]. Из этого можно сделать вывод о том, что школы или учителя могут учитывать мобильные устройства в качестве полезного инструмента для обучения.

Для каждого человека в современном мире важно уметь изучать что-то новое. В этом могут помочь информационные технологии. Таким образом, компьютеры с подключением к Интернету стали одним из основных инструментов доставки информации. Класс, ориентированный на преподавателя, превратился в класс, ориентированный на учащегося, в том числе из-за возможности легкого поиска необходимой информации, а также изменилась роль учителя. Технологические инструменты могут помочь учащимся повысить творческую продуктивность, синтезировать информацию и решать проблемы.

Более того, одаренные учащиеся имеют возможность более эффективно использовать технологии в образовании. А талантливые дети и подростки обладают особыми характеристиками (быстрое освоение видов и техник деятельности и высокая эффективность и успешность ее реализации; выход за рамки предложенного, новаторство, выявление новых приемов и закономерностей; скорость и легкость усвоения требуемого материала[6]), которые привлекают их к использованию технологий в образовании. Например, они заинтересованы в получении как можно большего количества информации, они пытаются узнать подробности, о которых иногда могут не знать даже учителя, таким образом, ученики могут достичь этого, комбинируя использование различных технологических инструментов, таких как открытие новой информации через интернет, например, поиск фотографий начала XX века для урока истории, чтобы сравнить архитектуру города в настоящем с городом в прошлом. Более того, одаренные учащиеся способны собирать, анализировать и синтезировать гораздо больше информации, чем обычные люди, а технологии, как мы видим, помогают им экономить свое время и использовать это время для получения уже известных знаний и изучения новых навыков, чтобы в дальнейшем применять их для решение реальных проблем.

Кроме того, в современном мире скорость играет важную роль. А высокая скорость подачи информации помогает одаренным учащимся быстрее ее обрабатывать. Еще одна характеристика одаренных учеников заключается в том, что они задают больше вопросов и обладают сильным любопытством, и в этот момент интернет также может очень быстро дать ответ [7]. Более того, индуктивный способ обучения, который больше нравится талантливым ученикам, можно лучше использовать, применяя в первую очередь технологические инструменты и интернет ресурсы.

Еще одной особенностью одаренных учащихся является ярко выраженная потребность в исследовательской и поисковой деятельности, что является одним из условий, позволяющих учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и проявить в нем тягу к знаниям, стремление к познанию нового, активную умственную работу. Внедрение проектной деятельности, используя компьютерную технику, позволяет активизировать познавательный интерес одаренных детей, а также позволяет развивать их творческие способности. С учетом способностей и возможностей каждого ученика требуется выполнять ту или иную проектную деятельность, анализируя и находя решение практической задачи, строя свою работу в форме исследования и завершая ее публичным отчетом. Такая форма обучения может позволить одарённому учащемуся оставаться включенным в привычные для него социальные отношения, расширять свои знания, выявлять свои способности и ресурсы в той области, которая соответствует содержанию его одарённости.

Проектная деятельность является одной из образовательных технологий воспитания мотивированных детей. Одаренным детям работа над проектами помогает овладеть методами научного творчества, а также позволяет им принимать участие в экспериментах, исследованиях, что придает им уверенность в себе, помогает самоутвердиться.

В свою очередь проектная деятельность позволяет одаренным детям развивать самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, примерять нестандартные ситуации, учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, необходимый для решения возникающих перед ними проблемных моментов, это условие стимулирует учащихся на самостоятельное применение полученных знаний в незнакомой ситуации, формирование новых способов действия в уже известных ситуациях [8].

Если говорить о видах оценивания успеваемости учащихся традиционным способом - это проверка работы учителем в течение некоторого времени, иногда это может занять неделю. Но в современном мире из-за важности скорости, как мы уже говорили ранее, этот способ будет менее эффективен. Однако мы не можем исключать оценивание из учебного процесса, так как оно оказывает большое влияние на успешность образовательной программы: отчасти помогает выявить одаренность в рамках конкретного предмета, учителям помогает понять пробелы в знаниях, чтобы лучше инструктировать или направлять учащихся, помогает понять цель обучения, показывает учителям и родителям направление обучения, иногда даже может привлечь учащихся к учебе. Из-за важности оценивания в процессе обучения, вместо того, чтобы тратить время на классическое оценивание, мы можем использовать альтернативный способ оценивания, основанный на компьютере. Он может дать ученику немедленную обратную связь, предоставить комментарии. В этом случае одаренным учащимся не приходится ждать проверки бумажной работы учителем, и они могут быстрее развивать свои навыки, так как скорость усвоения материала у одаренных детей выше [9].

Более того, компьютерное оценивание идеально подходит для самостоятельных занятий, одаренные учащиеся могут самостоятельно отслеживать прогресс, быстро проверяя свои знания используя тесы по различным предметам . Школьники могут практиковать свои навыки или проверять свои знания через онлайн-платформы или веб-страницы, используя компьютерные оценки с немедленной обратной связью в любое время, когда это необходимо. К сожалению, этот тип оценки не подходит для проверки творческих способностей. Тем не менее, это хорошая альтернатива для проверки знаний в некоторых сферах.

Еще одним преимуществом использования технологий в обучении одаренных детей являются онлайн курсы. Это очень хорошая возможность для одаренных учеников, ведь к курсам обычно есть гибкий доступ, таким образом, это могут быть даже дополнительные занятия, на которых появляется больше шансов работать со сверстниками с равным уровнем интеллекта. К сожалению, в некоторых регионах нашей страны наблюдается нехватка учителей и профессиональных кадров, которые обладали бы необходимыми компетенциями для обучения одаренных детей [10]. Для  талантливых школьников, например проживающих в сельской местности, онлайн курсы могут являться основным помощником в образовании.

В настоящее время популярно использование массовых открытых онлайн-курсов, например, Coursera, где реализация тестирования аналогична широко распространенной системе Moodle, на которой базируются многие платформы дистанционного обучения. Такие решения отлично зарекомендовали себя в задачах организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом образовательных ресурсов [11]. Для одаренных детей активно разрабатываются онлайн-курсы образовательным центром «Сириус» по различным направлениям, например, химия или литература. 

Подводя итог, можно смело заявить о том, что использование технологий в качестве инструмента в образовании для одаренных детей имеет немалое количество преимуществ, более того, в некоторых моментах это может стать необходимостью в современном мире для достижения лучших успехов, что позволит нам конкурировать с другими странами во многих сферах общественной жизни. 


Список литературы

1. Кутькина О.П. (сост.) Информационные технологии. Учебное пособие для сту-дентов специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» URL: http://www.twirpx.com/file/1334449/ (Дата обращения: 04.03.2022)
2. Белашов П. Д., Разуваев И. С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. – 2015. – Т. 1. – №. 6. – С. 54.
3. Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Образовательные технологии формирования универсальных компетенций студентов вуза //Ярославский педагогический вестник. – 2018. – №. 5. – С. 136-145.
4. Замалиева И. Н. Основные концепции творчества и одаренности //ББК 74 С 56. – 2019. – С. 255.
5. Ozcan D., Bicen H. Giftedness and technology //Procedia Computer Science. – 2016. – Т. 102. – С. 630-634.
6. Захарова Е. Ю. Психологические характеристики учащихся с признаками спе-циальной одаренности //Интеллектуальные ресурсы-региональному развитию. – 2019. – Т. 5. – №. 1. – С. 126-133.
7. Толстошеева К. Н. и др. Особенности развития одаренных детей //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – TSNS Interaktiv Plus, 2016. – №. 4 (9). – С. 260-264.
8. Rudenko I. V. et al. Modern technologies in working with gifted students //Propositos y representaciones. – 2020. – Т. 9. – №. SPE1. – С. 818.
9. Баранова И. М., Котова И. А., Муравьев А. Н. Возможности контроля и оцени-вания знаний студентов с помощью компьютера //Современные проблемы высшего профессионального образования. – 2013. – С. 233-235.
10. Павлышин А. Н. Проблема нехватки молодых учителей в России //Человек как предмет междисциплинарных исследований. – 2016. – С. 66-69.
11. Захарова О. А., Рункевич Ю. П. Массовые открытые онлайн-курсы ДГТУ. Пер-спективы внедрения //Образовательные технологии и общество. – 2018. – Т. 21. – №. 2. – С. 366-373.

Расскажите о нас своим друзьям: