Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 376

Дата публикации 22.04.2022

Логопедическая работа по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при помощи дидактических игр

Меженцева Галина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Зенкевич Олеся Сергеевна
студентка 5 курса заочного отделения направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» профиля «Логопедия» ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск, girllesya@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема словарного запаса детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Авторы провели теоретическое исследование по развитию лексической системности и семантических полей, описали дидактические игры на развитие пассивного и активного словаря. На основе проведенного экспериментального исследования дошкольников и полученных данных охарактеризовали систему работы по формированию структуры значения слова.
Ключевые слова: словарный запас, недоразвитие речи, дидактические игры

Speech therapy work on the development of vocabulary in preschool children with phonetic and phonemic underdevelopment of speech with the help of didactic games

Mezhentseva Galina Nikolaevna
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk
Zenkevich Olesya Sergeevna
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: The authors consider in the article the problem with vocabulary in children with phonetic and phonemic underdevelopment of speech. The authors conducted a theoretical study on the development of lexical consistency and semantic fields. The authors describe didactic games for the development of passive and active vocabulary. Based on the experimental study of preschoolers and the data obtained, the authors characterized the systematic work on the formation of the structural meaning of the word.
Keywords: vocabulary, underdevelopment of speech, didactic games.

Правильная ссылка на статью
Меженцева Г.Н., Зенкевич О.С. Логопедическая работа по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при помощи дидактических игр // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/logopedicheskaya-rabota-po-razvitiyu-slovarnogo-zapasa-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi-pri-pomoshhi-didakticheskikh-igr.html (Дата обращения: 22.04.2022)

В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и низким словарным запасом существует тесная взаимосвязь. В современной дошкольной логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как сложное речевое расстройство, для которого характерно позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [1].

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР в 50-60-е годы ХХ в., под которым понималось нарушение звуковой и смысловой стороны речи [2].

Проанализировав специальную литературу по теме исследования,
мы убедились в том, что неразрешенной остается проблема поиска методов формирования и развития словообразовательных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.

М.Ф. Фомичева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина дают определение фонетико-фонематическому недоразвитию речи, как нарушению процессов формирования произносительной системы родного языка у детей
с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем [3].

Р.Е. Левина в своих работах указывает на то, что качественному овладению звукопроизносительной стороны речи предшествуют хороший уровень сформированности фонематического восприятия. Дети, у которых наблюдается нарушение произношения и восприятия фонемы, не могут точно воспринимать тонкие акустико-артикуляционные изменения в звучании звуков, а также возникают трудности с процессом формирования правильной артикуляции [4].

Выделяют основные проявления, которые характеризуют фонетико-фонематическое недоразвитие [5]:

  1. вместо двух или трех звуков ребенок произносит один звук, при этом не различает на слух те звуки, которые не произносятся;
  2. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием встречаются замены сложных по артикуляции звуков простыми. Обычно это звуки раннего периода речевого развития;
  3. смешение звуков, которое проявляется в неустойчивом употреблении ряда звуков в различных словах. В одних словах звук может произноситься правильно, в других заменяться или искажаться.

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина связывают рассмотренные выше отклонения в формировании произношения с недостаточностью фонематического восприятия. Выделяя признаки, которые позволяют нам судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, авторы отмечают следующие особенности:

  1. дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;
  2. допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  3. большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком;
  4. дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
  5. узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

При наличии вышеперечисленных нарушений можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие.

Важность применения игр на занятиях по развитию детей дошкольного возраста отмечают многие исследователи. Часть из них указывает на то, что в логопедической работе по развитию языковой способности у дошкольников с ОНР необходимо использовать обучающие дидактические игры. Использование дидактической игры на занятии детерминировано тем, что она содействует развитию психических процессов, включает дошкольников в учебную деятельность.

Компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача (задача обучения), игровая задача (задача ребенка), правила игры, игровые действия, результат игры.

В методику проведения дидактических игр входит:

  1. знакомство детей с содержанием игры, показ дидактического материала игры. Беседа, в ходе которой уточняются имеющиеся знания детей;
  2. разъяснение детям хода и правил игры (подчеркивается обязательность выполнения правил);
  3. показ игровых действий организатором игры;
  4. определение роли организатора в игре: его участие в качестве играющего, судьи (степень участия организатора в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил) [6].

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ № 78 «Исток» г. Смоленска.

В исследовании принимало участие 12 человек старшего дошкольного возраста (5-6 лет), из них 7 девочек и 5 мальчиков.

Для обследования особенностей развития речи детей, посещающих группу, мы использовали методику обследования, которая состояла из 5 заданий. Задания предъявлялись ребенку индивидуально в устной форме.

Цель проведения диагностического обследования – выявить состояние фонематического восприятия у детей.

Задание 1. «Поймай звук».

Задание 2. «Покажи картинку».

Задание 3. «Повтори, как я скажу».

Задание 4. «Внимательные ушки».

Задание 5. «Найди ошибку».

В результате у большинства детей был выявлен низкий уровень сформированности фонематических процессов речи. Для повышения уровня с детьми была проведена специально организованная работа.

Структура занятия имела следующий вид.

Организационный момент: организация детей. Введение в игровую ситуацию.

1-я часть – подготовительная. Включает: вводные упражнения.

2-я часть – музыкально-ритмическая. Включает: упражнения на развитие чувства темпа и ритма; упражнения на развитие координации речи с движениями.

3-я часть – основная, где решаются главные задачи того или иного этапа обучения. Содержит упражнения и игры:

  • на развитие основных двигательных и речевых умений;
  • на развитие артикуляции;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие голоса;
  • на развитие интонации;
  • на развитие координации дыхания, артикуляции, голоса;
  • на развитие координации речи и движения под музыку;
  • на развитие мелкой и речевой моторики, мимики.

В основную часть также входят следующие разновидности музыкальной и игровой видов детской деятельности:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • музыкально-ритмические движения (хороводы);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • музыкальные игры, коммуникативные игры;
  • подвижные игры.

4-я часть – заключительная, в которой происходит:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • формирование спокойного психоэмоционального состояния, благоприятного психофизического настроя;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • переключение внимания.

Содержит:

  • упражнения на релаксацию;
  • ходьбу спокойного характера;
  • дыхательные упражнения;
  • игровой самомассаж.

Реализация комплекса дидактических игр по развитию фонематического слуха, коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи позволило достичь следующих результатов:

  1. состояние фонематического слуха улучшилось. Дети стали допускать меньшее количество ошибок при различении свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  2. повторное обследование показало, что в целом нарушения по-прежнему присутствуют у детей, но заметны улучшения. Дети стали допускать меньшее количество ошибок при звуковом анализе;
  3. улучшение состояния фонематических процессов доказывает эффективность коррекционной работы;
  4. необходимо продолжение обучения.

Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику рук.


Список литературы

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 34.
2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. факульт пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2008. 528 с.
3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. 232 с.
4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 366 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 144 с.
6. Меженцева Г.Н., Логопедическая ритмика как средство развития моторных и речевых функций детей дошкольного возраста с ОНР // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2019. № 4 (82). С. 67-73.

Расскажите о нас своим друзьям: