Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

УДК 379.835

Дата публикации 21.04.2022

Историко-педагогический анализ понятия социализации в отечественных гуманитарных науках

Тихий Антон Евгеньевич
магистрант, ПИ ТОГУ старший вожатый отдела воспитательной работы, КГБНОУ "Краевой Детский Центр "Созвездие", genagromkii@mail.ru

Аннотация: Процесс «социализации» с научной точки зрения в педагогике и психологии стал изучаться относительно недавно, однако за последнее столетие отношение, как отечественных исследователей, так и политической власти к этому понятию, претерпело значительные изменения. Сейчас под социализацией принято понимать особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Этот процесс может проходить, как стихийно, так и целенаправленно. С годами, чем больше изучалось это понятие, тем шире оно становилось. Так, Б. Г. Ананьев рассматривал социализацию расширительно как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности. Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И.С. Кона. Для педагогики идеи И.С. Кона о ценности индивидуально-личностного в процессе социализации означают обращение к воспитанию способности личности к жизненному самоопределению, выработку навыков самовоспитания, социальной активности. Изучение социализации с годами показало, что у подрастающего поколения этот процесс протекает по-разному в отдельных странах и в различных исторических эпохах. Специфика социализации проявляется, главным образом, в характере воздействий на личность ребенка со стороны институтов и агентов социализации, причем приоритетная роль на протяжении многих веков отводится семье, которую с социально-педагогической точки зрения можно рассматривать как основной институт социализации детей.
Ключевые слова: социализация, младший школьный возраст, отечественная педагогика, сензитивный период, воспитательный процесс, воспитывающая среда, индивидуализация.

Development of the theoretical foundations of the socialization of younger schoolchildren in Russian pedagogy

Tikhy Anton Evgenievich,
Master's student, PI TOGU senior counselor of the department of educational work, KGBNOU "Regional Children's Center "Sozvezdie"

Abstract: Primary school age is considered a sensitive period for the formation of social experience. During this period, the social position of the child develops, presented in the form of "I am in society". Therefore, many teachers and psychologists paid special attention to the process of socialization in primary school age. Family-school interaction provides assistance to children in independent interaction with society on the basis of humanization, cultural conformity, natural expediency, integrity, social coherence, technologization of the educational process.
Keywords: socialization, primary school age, domestic pedagogy, sensitive period, educational process, educational environment, individualization.

Правильная ссылка на статью
Тихий А.Е. Историко-педагогический анализ понятия социализации в отечественных гуманитарных науках // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/istoriko-pedagogicheskij-analiz-ponyatiya-sotsializatsii-v-otechestvennykh-gumanitarnykh-naukakh.html (Дата обращения: 21.04.2022)

Введение

В педагогике под социализацией понимают процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом его возрастных особенностей, а также особенностей воспитания, культуры и окружающей среды.

Термин «социализация» изначально появился в политической экономике и обозначал обобществление средств производства и земли. В России можно было встретить такое понятие, как «социализация земли», и использовалось оно в аграрной программе партии эсеров. Владимир Ильич Ленин подмечал, что у них смешаны понятия «социализация» и «буржуазная национализация» [12, с. 319]. После февральской революции 1917 года был издан документ «Социализация земли: Проект основных положений земельного закона», а позднее был утвержден «Основной закон о социализации земли» [18, с. 12]. Тогда под социализацией подразумевался переход земли из частной собственности в общенародное (на деле, государственное) достояние путем конфискации помещичьих и крупных частных земельных владений.

В современном понимании термин «социализация» стал появляться в научных трудах примерно в 40-х годах ХХ века в западных странах. Сегодня этот термин активно используется в таких разделах, как антропология, история, культурология, педагогика, политология, психология, социология, философия, этнография и многие другие науки.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили учебники, словари терминов, учебные пособия для студентов высших учебных заведений, опубликованные в период XX-XXI вв. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью сбора и накопления данных через анализ документов и продуктов деятельности, а также опыта работы учителей.

Результаты  исследования

В отечественной науке термин «социализация» вошел в понятийный аппарат с начала 1960-х годов и употреблялся в социально-психологических и социально-философских трудах. Этим термином авторы объясняли поведение детей и взрослых в различных ситуациях. В те годы отечественные исследователи понимали под социализацией пассивный процесс, который приобщает и адаптирует человека к определенному социуму с помощью усвоения индивидом ряда социальных норм.

Из-за этого вплоть до 1960-х годов проблема социализации личности ребенка относилась к числу «закрытых» областей педагогической науки. Первые сдвиги  начнутся только в период первой демократической «оттепели». Началось все с попытки известных педагогов прошлого века (Владимир Ефимович Гмурман, Михаил Александрович Данилов, Фёдор Филиппович Королёв, Иван Трофимович Огородников и другие) уточнить такое понятие, как «воспитание». В процессе изучения стали появляться термины «социальное формирование», «объективно протекающий воспитательный процесс». Все это было необходимо, чтобы подчеркнуть воспитательное влияние общества на личность. Лучше всего эта позиция отражена в труде «Общие основы педагогики» 1967 года, в котором авторы предприняли попытку разделить воспитательный и педагогический процессы и обозначить их границы [11, с. 134]. По их мнению, термин «педагогический процесс» обозначает организованный учебно-воспитательный процесс в целом, а процесс воспитания человека может протекать во всех сферах жизни общества и результатом этого процесса авторы называют «социальным формированием».

Первым уделил должное внимание социализации Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Он поставил вопрос о социализации как важной предпосылке формирования воспитательной силы коллектива. Вот, как он определял социализацию в своих трудах: «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях, взаимоотношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией» [19, с. 53]. Одной из проблем современной действительности Сухомлинский считал недостаточную изученность педагогического аспекта социализации.

Одним из основных вопросов для Василия Александровича Сухомлинского был вопрос о том, как каждый ребенок при становлении в определенный период жизни членом коллектива «включается в общество» [19, с. 79].

По мнению Василия Александровича Сухомлинского труднее всего утвердить стойкие взгляды и идейные убеждения в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте, так как основой их нравственной жизни являются образные представления, личные переживания и эфемерные чувства [19, с. 126]. Во многом эта нравственная жизнь исходит из того образа жизни, который ребенок ведет в семье и при общении со сверстниками. Таким образом, автор подчеркивает фундаментальную значимость воспитания ребенка в семье и влияние этого воспитания на адаптацию ребенка в обществе.

Однако в то время взгляды Василия Александровича Сухомлинского на семью как на значимый фактор воспитания и социализации разделяли далеко не многие. Официальная педагогическая наука в эпоху хрущевской «оттепели» активно внедряла идею того, что задачи формирования всесторонне развитой личности должны лежать не на членах семьи, а только на государственной системе образования, при помощи широкой сети детских яслей, садов, школ и прочих образовательных учреждений. Исходя из этой мысли в сентябре 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановление «Об организации школ-интернатов» [7, с. 207]. Школа-интернет должна была стать новой моделью школы будущего, выполняя роль «очага коммунистического образования». Предполагалось, что новые школы-интернаты заменят детям семью, а также воспитают новых советских людей, оградив их от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма в молодежной среде, приучат к труду и дадут навыки коллективной жизни.

Владимир Александрович Сухомлинский, будучи к тому времени известным директором Павлышской средней школы, написал статью «К вопросу об организации школ-интернатов», однако все издания отказались от публикации [19, с. 102]. Впервые свет увидела эта статья только в 1988 году. Сухомлинский публично выражал свое беспокойство о провале разворачивающейся кампании по организации школ-интернатов как образцовых школ. В ходе кампании связь между детьми и семьей стала еще слабее, что привело молодое поколение к отчуждению от главных социальных обязанностей – помогать престарелым родителям, заботиться о младших членах семьи, сохранять и передавать традиции своего рода. Главной проблемой Сухомлинский считал то, что школы превращались в замкнутое, политически контролируемое пространство, которое по своему выстраивает решение задач социализации и воспитания личности. «Отгораживаясь» от внешней среды, такие школы-интернаты сосредотачивали внутри себя всю детскую жизнь, не допуская неформального общения и неконтролируемых интересов среди обучающихся. Таким образом, признанная в стране проблема кризиса школ с внедрением школ-интернатов не только не решилась, но и усугубила положение дел: в таком изолированном от реальной жизни режиме проблема социализации детей и молодежи не имела перспектив решения.

Известный исследователь истории отечественной педагогики Феликс Аронович Фрадкин, изучая развитие функций советской школы как фактора социализации, отмечал, что «абсолютное большинство существовавших в годы советской власти моделей взаимодействий «организованного» и ХХ в. «неорганизованного» процессов воспитания, школы и среды было школоцентрично» [7, с. 156]. Все они либо воздействовали на среду с целью ее переделки в соответствии с официальной идеологией, либо организовывали замкнутое воспитательное пространство, однако и в первом, и во втором случае взаимодействия с реальной средой не происходило. Как итог, вся их деятельность приводила не к созданию нового человека, а к разрушению, как личности, так и духовности и института семьи. Именно поэтому в будущем от этих моделей отошли.

Говоря об основах социализации в отечественной педагогике, стоит сказать, что почти до середины 80-х гг. прошлого века в советской идеологии культивировалось не только критическое отношение к социализации, а почти полное игнорирование этого понятия даже на уровне терминологии. В советское время считалось, что концепции социализации – это продукт буржуазной культуры, созданный западными идеологами ради стремления помочь государственно-монополистическому капитализму манипулировать сознанием подрастающих детей, молодежи и тем самым установить над ними свое идеологическое влияние. Аргументировалось это тем, что социализация – это инструмент принудительной адаптации советского народа к нормам и ценностям буржуазного общества.

В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века стали появляться работы по отдельным вопросам социологии воспитания и образования. Эти вопросы нашли отражение в работах таких авторов, как Гуров Роман Александрович, Мальковская Татьяна Николаевна, Новикова Людмила Ивановна, Семенов Владимир Давыдович, Турченко Владимир Николаевич, Филиппов Фридрих Рафаилович, Анатолий Георгиевич Харчев и других. В их работах стали появляться и анализироваться такие понятия, как «социальные институты», «социальные нормы», «неинституциированные социальные общности», « социальная активность личности» и, как итог, в рамках предмета педагогической науки стали говорить о таком явлении, как «социализация».

Во многом достижения отечественной философии и социальной педагогики в последней четверти ХХ века подготовили почву для принятия советской педагогической наукой самого явления социализации. Ряд исследователей (Ананьев Борис Герасимович, Дубинин Николай Петрович, Леонтьев Алексей Николаевич, Полис Альфред Фрицевич) определяют социализацию как процесс социальной эволюции человека. В этом процесс происходит конфликт между биологическим и социальным, решение которого проходит через преобразование биологического. Такой подход вполне правомерен, так как человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окружающим миром, поэтому социализация проявляется весьма многообразно. В ходе анализа выделили три уровня социализации.

Первый уровень социализации «организм – окружающая среда». Многие медицинские данные свидетельствуют о том, что часто современные неврозы и соматические заболевания вытекают из многочисленных конфликтов в социальной среде (например, в семье, в рабочем коллективе, в кругу общения и так далее). Иными словами, то социализация человека начинается в приобщения к жизни в обществе как живого организма в окружающей среде.

Второй уровень социализации – «субъект – объект», обозначает взаимодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. На этом уровне у человека происходят процессы «опредмечивания» и присвоения. Одним из фундаментальных этапов второго уровня является процесс овладения человеком речью как общественным инструментом коммуникации. Благодаря этому человек приобщается к нормам и ценностям современного общества, к его духовной культуре.

Третий и последний уровень обозначается, как «личность – общество». Это высший уровень детерминирования. На этом уровне происходит усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, норм. На этом уровне образуются мотивы поведения, закладываются установки, которые личность должна усваивать, чтобы благополучно существовать в данном обществе. Например, Ананьев Борис Герасимович относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведений и тому подобное» [3, 105 с.]. Парыгин Борис Дмитриевич описывает социализацию как многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду [15, с. 33]. Таким образом, понятие «социализация» стало расширяться и включать в себя социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, а также всю совокупность социальных функций, норм, ролей, прав и обязанностей.

Однако на этом уровне отечественные исследования вызвали резкие расхождения диалектико-материалистической концепции с западными. С марксисткой точки зрения буржуазное мировоззрение было не в состоянии решить проблему взаимоотношения личности и общества. Большинство научных трудов подчеркивало превосходство коммунистического воспитания с его глубоким акцентом на важность коллектива, противопоставляя его буржуазной социализации, которая создавала культ социального принуждения и пассивного подчинения личности стандартам общества.

В самом советском обществе к концу 70-х гг. ХХ в. все больше возникало критических вопросов к деиндивидуализации социальной жизни. Все больше людей подмечали противоречие между воспеваемыми в программных документах партии ценности и реальными жизненными ценностями. Ответы на эти вопросы искали в философии, социальной психологии, что привело к усилению интереса к проблемам личности. Стоит отметить, что с этого момента процесс социализации стал всерьез изучаться, начались попытки разграничения категорий «человек», «личность», «индивидуальность», некоторые аспекты советского образа жизни стали рассматриваться как факторы становления личности. Несомненную значимость представляли работы, посвященные проблеме личности как субъекта деятельности и общения, ее саморегуляции и целостности самого процесса становления личности.

К сожалению, многочисленные научные труды в рамках диалектико-материалистической методологии рассматривали формирование личности как результат внешних социально-экономических, морально-политических воздействий и внешних обстоятельств. Поэтому считалось, что в самом процессе формирования личности главный акцент был сделан на то, чтобы оградить, уберечь ребенка от дурного влияния и специально организовывать продуктивные внешние влияния. Минус такого подхода в том, что упускается из виду своеобразие самой личности. Сергей Леонидович Рубенштейн считал, что в случае, когда у человека отсутствует избирательность в отношении к внешним воздействиям, то «такая, только внешняя, детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту личности» [15, с. 54].

Основываясь на теоретическом наследии Сергея Леонидовича Рубинштейна, Ксения Александровна Абульханова-Славская разработала важную для концепции социализации фундаментальную идею о личности как об индивидуальном уровне общественного бытия [1, с. 49]. Ксения Александровна утверждает, что вне проявлений самого человека как общественного субъекта невозможно понять значение внешней детерминации личной жизни человека.

Личность – это всегда субъект жизнедеятельности, поэтому несмотря на то, что личная жизнь человека имеет единые для всех аспекты и проблемы, способ решения проблем всегда глубоко индивидуален. «Понятие субъекта не просто означает того, кто действует, осознает, относится и так далее. Оно исходно характеризует то, как субъект осуществляет действие, как осознает мир в зависимости от его социальной позиции, от социальных определений его общественной сущности. Поэтому через понятие субъекта передается и мера его активности, и направленность, и социальная сущность сознания, действия, отношений». То есть Ксения Александровна Абульханова-Славская считает, что психология подошла к разработке своеобразной «психологической теории относительности» [2, с. 101]. Суть теории в том, что человек воспринимает не все в окружающем мире, а лишь то, что для него лично актуально и весомо.

Говоря о появлении и разработке теории социализации личности в отечественной философско-психологической науке, стоит обратиться к работам Игорю Семеновичу Кону. Он исследовал проблему социализации с точки зрения разных ролей: философа, социального психолога, этнографа. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [10, с. 94].

В педагогике стала активно создаваться новая область – социальная педагогика, стали появляться социальные работники, социальные педагоги – специалисты, реализующие это знание в профессиональной деятельности. Анатолий Викторович Мудрик – известный теоретик социальной педагогики – так определил предмет этой отрасли: «Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации» [13, с. 87].

Мало кто из авторов обращался к попытке классифицировать факторы социализации. В переводе с латинского factor – делающий, производящий, то есть движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Обычно выделяются три фактора – наследственность, среда и воспитания; якобы именно они оказывают влияние на развитие человека. Однако их тоже можно объединить в две большие группы – биологические и социальные факторы развития.

Анатолий Викторович Мудрик выделил свою классификацию факторов социализации, разделив их в зависимости от масштаба влияния на количество людей. В классификации представлены четыре группы факторов – мега, макро, мезо и микро факторы [14, с. 75]. Рассмотрим эти факторы по группам.

К мегафакторам социализации относят космос, планета, мировая экономика, политика. В последние годы ученые обращают на них все большее внимание, говоря о влиянии природно-географических условий, как прямым, так и косвенным способом на становление личности. В каждом индивидуальном сознании находят отражение глобальные проблемы человечества.

К макрофакторам относят такие источники, как страна, этнос, общество, государство. Их влияние более ограничено территориально, однако все равно широко. Эти факторы распространяют свое влияние на население страны, государства, республики. Ведь в каждом субъекте своя специфика – природные условия, политический режим, экономика, средства массовой информации, культура. Здесь еще огромную роль играет проблема взаимосвязи природы и этноса, так как по историческим причинам у каждого народа есть свой ареал обитания, оказывающий влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Из всего этого у каждого этноса складывается свое представление о личности, ее поведении и менталитете.

Основные составляющие влияния мезофакторов на социализацию личности – регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения (сельские поселения, малый город, мегаполис, поселок, муниципальная система социального воспитания). На данном этапе стихийные и управляемые процессы взаимодействуют, влияя на результаты друг друга.

И завершают классификацию макрофакторы социализации. Их характеристику определяет семья и семейное воспитание, детское дошкольное учреждение, школа, личность учителя или сверстника, соседство, группа, коллектива, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации и социальное воспитание. Сюда же относят контркультурны организации (сатанисты, эмо, расизм, экстримизм, неофашизм и другие) и диссоциальное воспитание (улица, клубы, секции).

Во многом благодаря трудам Игоря Семеновича Кона и Анатолия Викторовича Мудрика понятие «социализация» завоевало устойчивые позиции в отечественной педагогической науке, а ее понимание стало учитывать многогранность и многофункциональность этого процесса.

Позже в 1999 года Анатолий Викторович Мудрик писал: «Для педагогики особое значение имеют работы, исследующие на междисциплинарном уровне (представленные в отечественной литературе лишь фундаментальной монографией И. С. Кона «Ребенок и общество», 1988)» [14, с. 57].

Некоторые социальные педагоги пытаются, обратившись к идеям 20-30-х гг. прошлого века, объявить свою новую область педагогики «педагогикой социальной среды». Теоретики социальной педагогики подчеркивают, что специфика этой новой области педагогических знаний сосредоточена в понятии «социальная»: как педагогика, она обращена к процессам воспитания и образования личности, но особо выделяет в них те аспекты, которые связаны с «вхождением» ребенка в общество, то есть с его социализацией.

Нетрудно заметить, что наша отечественная социальная педагогика пытается «выделить» себя из общей педагогики и, сосредоточив основное внимание на закономерностях социализации детей и молодежи, отмежеваться от изучения закономерностей образования личности, от взаимосвязей воспитания и социализации.

На данный момент история рассматривает социализацию с позиций сравнительно-исторических исследований; педагогика – сквозь призму воспитания; психология – при изучении процессов деятельности; психология развития – в фокусе исследования когнитивных процессов взросления человека; социальная педагогика – как социальное воспитание; социология – в разрезе соотношения различных процессов в макросистеме того или иного общества; социальная психология – в объективе социализирующих функций непосредственного окружения индивида; этнография – в фарватере изучения этнических особенностей развития индивидуальных качеств человека.

Стоит также отметить подход Владимира Ивановича Добренькова и  Альберта Ивановича Кравченко к пониманию термина «социализация». Под социализацией авторы понимали «усвоение человеком самостоятельно или посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального положения в обществе» [8, с. 463]. Авторы делают акцент на том, что социализация проходит через всю жизнь человека: начиная с младенчества и заканчивая глубокой старостью. Таким образом, социализация характеризуется как переход человека из существа биологического в существо социальное.

Воронин Александр Сергеевич дает следующее определение социализации – это «процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидуумом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта» [4, с. 99]. Говоря проще, социализация – это процесс адаптации человека к окружающим его условиям. Благодаря социализации личность развивается в разных сферах жизни, принимает определенную систему норм.

Именно в младшем школьном возрасте процесс социализации проходит наиболее успешно. В своей статье Тюкавкина Наталья Владимировна пишет о том, что «младший школьный возраст – это «возраст впитывания, повышенной восприимчивости и внимательности, игрового отношения к действительности» [20, с. 85]. Для младших школьников характерно не только смена ведущего вида деятельности, а точнее переход от игровой деятельности к учебной, но и приобретение нового социального статуса – статуса школьника. Этот переход на новый уровень развития сопровождается кризисом семи лет, из-за чего в задачи педагога входит не только помочь ребенку войти в новую учебную среду, но и помочь беспрепятственно преодолеть этот кризис. Как говорилось выше, процесс социализации сопровождает человека всю его жизнь, но самый главным этапом считают школьный период, так как именно в этом периоде человек начинает задумываться над своей профессиональной ориентацией, осознает свои возможности, осваивает нормы поведения в обществе, у него формируется уважение к старшим и ответственность за свою деятельность или бездеятельность.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что изначально термин «социализация» пришел в русский язык не со сферы педагогики или психологи, а с экономической и политической. И хотя все исследователи этого термина говорили о важности коллектива в процессе воспитания личности, подход к реализации воспитания через социализацию у многих был разный. Советская власть ставила коллектив в основу воспитания (даже выше семьи), однако школы-интернаты, созданные в то время для воспитания молодежи, были автономны и замкнуты в себе. В настоящее же время социализация подразумевает включение человека в различные социальные группы (семья, учеба, работа, жители одного города и прочее). В таком случае, человек в каждой группе будет находиться в разной роли, что поможет ему осознать себя, как существо многогранное.

Изначально социализацию рассматривали только в рамках взаимодействия «человек – общество», однако позже исследователи стали смотреть на проблему шире. Процесс социализации может протекать и под влиянием государства, мировой политики или даже климата. Понятие «социализация» стало расширяться, в связи с чем появилась потребность в классификации факторов социализации и форм взаимодействия.

Расширение понятия коснулось и временных рамок. Если раньше о социализации говорили, как о процессе «вхождения» ребенка в общество и формирование его как личности, то позже исследователи пришли к выводу, что социализация сопровождает человека всю его жизнь.

Проанализировав научную литературу о вопросе социализации, можно сделать вывод, что взаимодействие процессов социализации и индивидуализации представляет собой две равноценные стороны развития личности с одной стороны, а с другой – противостояние данных процессов. При этом, стоит учесть, что в социализацию включают не только вхождение в мир конкретных социальных связей, но еще и освоение социального. Последнее является по факту осознанием младшим школьником социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию личности, ведь через общественные контакты, диалог и самоопределение происходит рефлексия и развивается самосознание. Выходит некий парадокс: чем больше младший школьник социализируется, тем в большей степени он индивидуализируется. При этом социализация выражается как присвоение ребенком норм человеческого быта и ценностей, а индивидуализация представляет собой постоянное внутреннее открытие, утверждение и формирование себя как субъекта.

Считаю нужным отметить, что не нужно противопоставлять два, противоположных на первый взгляд, термина – социализация и индивидуализация. Социализация не является антиподом индивидуализации и наоборот. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации личность раскрывает свою индивидуальность. В основе процесса социализации лежит социальный опыт, который не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, тем самым становясь источником индивидуализации личности, рассматривая индивида в процессе социализации как активного субъекта.

Таким образом, получается, что индивидуализация представляет собой неизбежный результат процесса социализации, так как развитие индивидуализации может протекать только в случае активной социализации, ведь на основе этого процесса могут строиться индивидуальные формы поведения. С процессом накопления в себе социального опыта как человеческого свойства повышается степень социальной зрелости растущего человека, что и является результатом социализации личности [7, с. 106].

Так как в данном исследовании нас больше всего интересует младший школьный возраст, то стоит отметить, что этот возраст представляет собой процесс вытеснения индивидуального содержания социальным. В этом возрасте у ребенка происходит спад творческой энергии, снижение непосредственности восприятия мира, сведение индивидуального к социальному.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что социализация представляет собой процесс взаимодействия социализации и индивидуализации как двух равноценных сторон единого социального и духовного развития личности. К тому же в период школьного возраста ребенок в большей степени социализируется, нежели индивидуализируется [5, с. 6].

В педагогической науке многие исследователи пытались найти свое более точное определение этого термина. Как по мне, лучше всего удалось у трех человек. Советский и российский социолог Игорь Семенович Кон дал такое определение: социализация – это «усвоение социального опыта, создающего конкретную личность» [9, с. 35]. Американский социолог Нейл Смейзлер определял этот процесс как «процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих  их социальным ролям» [17, с. 321]. Британский социолог Энтони Гидденс в свою очередь заявлял, что социализация – «процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился» [6, с. 228].


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1977. - 224 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Ананьев Б. Г. Основы психологии / СПб. : Изд-во «Питер», 2001. – 135 с.
4. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 308 с.
5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманную цивилизацию 21 века / Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996. – с. 6-8.
6. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и восприятие ребенка / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. –272 с.
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. / М., 2009. 605 с.
9. Кон И.С. Социология личности / -М.: Просвещение, 1967. – 122 с.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. Москва, 1988. – с. 142.
11. Краевский В. В. К 774 Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
12. Ленин В. И. Сочинения / Издание четвертое. Т. 1. 1893-1894. М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1941. - 514 с.
13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / Учебное пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1997. – 132 с.
14. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 159 с.
15. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М., 1971. – 374 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / М.: Учпедгиз, 1946. – 132 с.
17. Смелзер Н. Социология / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
18. Социализация земли: Проект основных положений земельного закона / Предисл. С. Л. Маслова. - Петроград: Революционная мысль, 1917. - 32 с.
19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
20. Тюкавкина Н. В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Актуальные задачи педагогики: материалы II Международной научной конференции (г. Чита, июнь 2012г.) – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2012. с. 84-87.

Расскажите о нас своим друзьям: