Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №04 (69) Апрель 2022

Дата публикации 30.04.2022

Предупреждение негативного влияния бытовых проблем пилота на безопасность полетов

Алексеева Татьяна Григорьевна
канд. пед. наук, доцент каф. ЛЭиБП ФГБОУ ВО «Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева», Taniamchik_19_78@mail.ru
Аммятов Илья Ринатович
курсант ФГБОУ ВО «Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева», ammyatov@yandex.ru

Аннотация: Рассматривается необходимость применения мер, предупреждающих негативное влияние бытовых проблем пилота на безопасность полетов, путем повышения внимания к личностным особенностям, изучения психологического портрета пилота, подготовки летного состава к осуществлению профессиональной деятельности в особых ситуациях полета. Предложены способы предупреждения негативного влияния бытовых проблем пилота на безопасность полетов.
Ключевые слова: бытовые проблемы, психологические проблемы, безопасность полетов, личностные особенности, психологический портрет.

Prevention of the negative impact of the pilot's everyday problems on flight safety

Alekseeva Tatyana Grigoryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Flight Operations and Flight Safety, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation B. P. Bugaev
Ammyatov Ilya Rinatovich
cadet of the Higher Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Air Marshal B. P. Bugaev

Abstract: A precedent measure is considered, suggesting the negative impact of the pilot's everyday problems on flight safety, the consistent consideration of attention to personal characteristics, the study of the psychological portrait of the pilot, the preparation of the flight crew for changing professional activities in a particular application. A presumably negative analysis of the pilot's everyday problems in flight safety.
Keywords: domestic problems, psychological problems, flight safety, personal characteristics, psychological portrait.

Правильная ссылка на статью
Алексеева Т.Г., Аммятов И.Р. Предупреждение негативного влияния бытовых проблем пилота на безопасность полетов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 04 (69). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/preduprezhdenie-negativnogo-vliyaniya-bytovykh-problem-pilota-na-bezopasnost-poletov.html (Дата обращения: 30.04.2022)

Авиатранспортная отрасль играет важную роль в мировой экономической деятельности и по-прежнему входит в число наиболее быстро растущих секторов мировой экономики. Обеспечение безопасности гражданской авиации является основной целью Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Обеспечение необходимого уровня безопасности полетов является актуальной проблемой современной гражданской авиации, решение которой требует системного подхода изучение неблагоприятных факторов, влияющих на безопасность системы воздушного транспорта и их причинно-следственных связей, и разработка мер по снижению их роли улучшат показатели безопасности полетов.

На безопасность полетов влияет большое число факторов, от которых зависит качество функционирования авиационно-транспортной системы (АТС). Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации и важный элемент авиационной системы, однако и наиболее уязвимый с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность [1].

По данным ИКАО, в течение многих лет каждые три из четырех авиационных происшествий происходили в результате сбоев в работоспособности человека. Анализ показывает, что ошибочные действия летного состава порождаются различными факторами, систематизация которых представляет определенные трудности. В разных источниках по причинам, обусловленным «виной» ЧФ, приходится до 60-90% общего количества авиационных происшествий.

На пилота, как носителя индивидуального человеческого фактора, определяющего безопасность полетов, в случае абстрагирования от фактора отказа техники, влияют три группы факторов: факторы микроуровня; факторы макроуровня; факторы индивидуального характера.

Значительное влияние на безопасность полетов оказывает психоэмоциональное состояние пилота, которое включает в себя следующие составляющие: стресс, самоуверенность и самодовольство пилота, допущение (обнаружение и предотвращение) ошибок; усталость (утомление); особенности профессиональных отношений; индивидуальные требования к организации работы; особенности функционирования экипажа; индивидуальные различия и особенности человека. Кроме того, на каждое решение, которое принимает в полёт пилот, накладываются физиологические, психологические и социальные факторы [1].

Структура личности пилота включает в себя направленность личности возможности личности, особенности поведения. Особенное значение для личности пилота имеют следующие качества личности: любовь к высоким скоростям и соответствующим техническим средствам; уверенность и быстрота в принятии решений, способность воссоздать целостный образ на основе минимальной информации, абстрактно-логический, аналитический стиль мышления, внимательность, быстрая реакция, высокие интеллектуальные способности, отсутствие страха высоты.

Исходя из качеств личности, характерных для пилота, и характеристик профессиональной деятельности были выявлены основные черты психологического портрета.

Профессиональная деятельность пилота представляет собой сложную систему действий. Значительную часть в механизме авиационных происшествий имеют индивидуальные психофизиологические свойства оператора. Ошибки пилотов проистекают также исходя из общих особенностей их личности, общего состояния здоровья, условий жизни, взаимоотношений в коллективе, личных, семейных проблем [2] .

Рассмотрим несколько случаев авиационных происшествий, связанных с бытовыми проблемами пилотов.

27 марта 1972 года таран четырехэтажного дома в Ворошиловграде (ныне Луганск). Командир воздушного судна Тимофей Шовкунов намеренно направил АН-2 в жилой дом, где жил вместе с супругой и сыном. Больше того: целился в собственную квартиру, которая находилась на третьем этаже, но врезался в верхнее перекрытие той, что находилась этажом выше. Пробив перекрытие, двигатель самолета отделился и вместе с обломками перекрытия рухнул на пол квартиры. Остатки крыльев вместе с шасси при этом застряли на балконе квартиры, а хвостовое оперение и пилотская кабина влетели на чердак, вызвав пожар. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. Сам летчик погиб при ударе, в доме при этом каким-то чудом никто не пострадал. Комиссия, расследовавшая авиационное происшествие, постановила, что Шовкунов врезался в дом преднамеренно, вследствие психопатической реакции на почве семейных неурядиц.

26 сентября 1976 года 24-летний пилот Владимир Серков протаранил на самолете Ан-2 жилой дом на улице Степной, 43/1 г. Новосибирска. ЧП произошло примерно в 8 часов утра. Вылетев из аэропорта Новосибирск – Северный и недолго покружив над городом, пилот направил свой самолет на пятиэтажный жилой дом. Так летчик хотел отомстить своей жене и ее родителям, накануне он сильно поссорился с родней. Самолет врезался в дом, начался пожар, в котором погибли 11 новосибирцев, сам пилот тоже погиб. Как показало следствие, таран был умышленным. Причиной атаки стали личные мотивы пилота. Из материалов расследования следует, что Серков решился на такой ужасный шаг после того, как жена решила подать на развод и забрать ребенка. В доме на улице Степной она проживала вместе с родителями, именно поэтому пилот-смертник и целился в многоэтажку, в квартиру на третьем этаже, где была жена и ребёнок. Но по иронии судьбы супруги Серкова и ее родни в момент ЧП дома не оказалось. Комиссия, расследовавшая причины авиационного происшествия, сделала вывод, что непосредственной причиной происшествия стала нервно-психическая неуравновешенность Серкова.

Октябрь 2005 г. – катастрофа вертолета КА-32 АО НПК ПАНХ в Азербайджане. Вертолет снизил путевую скорость практически до нуля и начал падать, после чего рухнул на землю и разбился, погибли все три члена экипажа. Результаты психологического тестирования по тесту «MMPI», который обязаны выполнять все пилоты при прохождении врачебно-летной экспертизы в момент приема на работу в авиакомпанию, показали, что по шкале депрессии имели место довольно высокие значения (пик на шкале), что указывало на пребывание пилота в депрессивном состоянии. Но врачи не придали этому особого значения: мало ли пилотов летают в грустно-печальном состоянии. Изучение личной жизни пилота показало, что его депрессия была обоснованной, по этой причине он потерял интерес к работе и к жизни в целом.

19 февраля 2010 г. американец штата Техас 53-летний Джозеф Стэк направил свой легкомоторный самолет в офисное семиэтажное здание города Остин. В результате происшествия погибли двое. Незадолго до этого Стэк поджег свой дом. По данным властей, он совершил самоубийство из-за финансовых и личных проблем.

24 марта Airbus A320 компании Germanwings разбился во французских Альпах. Лайнер летел из Барселоны в Дюссельдорф, на его борту находились 150 человек, все они погибли. По версии следствия, второй пилот А320 Андреас Лубиц, заперся в кабине и начал снижение самолета, после чего лайнер врезался в гору. В ходе расследования выяснилось, что пилот имел серьезные проблемы в личной жизни и отклонения по состоянию здоровья.

Авиационное происшествие с самолетом немецкой авиакомпании Germanwings обнажило проблемы, стоящие как в правовом поле, так и в области проверки психологического состояния пилотов. Поступок пилота заставил по-новому взглянуть на то, как происходит проверка психологического состояния пилотов. На предполетном медицинском контроле не применяются психологические тесты, которые позволил ли бы за короткое время выдать достоверный ответ об измене­нии психического состояния пилота [3].

Созданная недавно компьютерная методика «АМОД» («Адаптивная модель опе­раторской деятельности») моделирует выпол­нение совмещенной деятельности, т.е. требует практически одновременного вы­полнения двух задач: задач арифметического счета и задач слежения за движу­щимся на экране объектом. Программа выводит «типичную» для данного пилота кривую психической работоспособности и может сравнивать её с кривой, по­лученной в конкретные дни предполетного контроля. Степень расхождения кривых дает информацию о степени снижения или повышения уровня пси­хической работоспособности пилота по сравнению с его обычным уровнем.

Однако данный тест не может определить вид неблагоприятного психического состояния: депрессия ли это или алкогольное опьянение, либо стресс. Для уточнения вида состояния нужны дополнительные методики (в условиях медицинского центра).

В настоящее время ведется разработка диагно­стической методики, которая позволяла бы в условиях отсутствия психологиче­ского мониторинга за текущими состояниями пилотов своевременно обнаружи­вать потенциально опасных лиц, находящихся на грани суицида.

Планируется создать компактный набор методик на 30 минут тести­рования, причем диагностика будет проводиться в ходе занятий пилотов по курсу «Управление ресурсами кабины» (CRM) [4].

Исследования, связанные с психофизиологическими и характерологическими особенностями пилотов, оказывающими влияние на безопасность полета, очень актуальны, однако их ограниченное количество [5].

Проведенный анализ вышеприведенных происшествий и инцидентов показывает, что основной угрозой для обеспечения безопасности полетов является недостаточность мер.

Необходимыми мерами предупреждения АП, происходящих по причине ЧФ являются:

– контроль психофизиологического контроля, (результаты психологического обследования часто остаются без внимания);

– поддержание необходимого уровня профессиональной подготовки членов летных экипажей ВС (меры должны осуществляться со стороны командно-летного, инспекторского и инструкторского состава);

– объективность выводов при допуске летного состава к работе;

– учет психологической совместимости членов экипажа;

– контроль режима и условий труда.

Исследование показало, что снижению негативного влияния выявленных в деятельности пилота опасностей возникновения негативных явлений, обусловленных личностными и бытовыми проблемами, и их влияния на безопасность полетов, следующие способы:

1. Прохождение медицинского и психологического обследования.

2. Пролонгированный контроль динамики текущих состояний курсантов (в процессе обучения) и действующих пилотов (в ходе выполнения профессиональной деятельности в авиакомпаниях)

3. Изучение морально-волевых качеств пилотов, их интересов и наклонностей, ситуации в семье, проведение работы среди личного состава по повышению бдительности, ответственности, по соблюдению имеющихся правил режима; качественный предполетный медицинский контроль, изучение психофизических особенностей пилотов. Использование информации коллег, которые могут знать, о переживаниях пилота (по причине чьей-либо смерти или разрыва отношений с близким человеком и т.п.), и другие источники (социальные сети и т.п.).

4. В системе профессионального обучения курсантов и в тренажерной подготовке пилотов целесообразно предусмотреть задачу привития умений организации и проведения специального психологического обеспечения действий в особых ситуациях полёта.

Таким образом, несмотря на то, что нет большого числа доказательств

негативного влияния на безопасность полетов именно бытовых проблем, как и нет возможности четко разграничить бытовые и производственные проблемы, тем не менее, проблемы личного характера, проблемы со здоровьем, депрессии, бытовые проблемы в жизни пилота – все это в совокупности может привести к негативным последствиям. Из этого следует актуальность дальнейших усилий в разработке психологически обоснованных способов подготовки пилотов и диагностики предполетного состояния курсантов и пилотов на основе использования широкого спектра современных средств обучения, обеспечивающих интеллектуальное и личностное развитие профессионала.


Список литературы

1. Никифоров, Д.А. Разработка методического аппарата для оценки качества жизни и условий профессиональной деятельности летного состава / Д.А. Никифоров А.А. Ворона, Ю.А. Кукушкин // Медико-биологические и социально-психологические пробле¬мы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - № 2. - 2015. - С. 115-119.
2. Гандер, Д.В. Профессиональная культура личности в опасной профессии / Д. В. Гандер, М. С. Алексеенко // Психология обучения. - № 4. - 2012. - C. 38-48.
3. Мокеева, Н.С. Влияние человеческого фактора на безопасность полета / Н. Мокеева // Молодой ученый. - 2020 - №9 - С.153-156.
4. .Марихин, С.В., Афанасьев Н.В. Роль человеческого фактора в системе управления безопасностью полетов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С.3100-3104.
5. Туманова О.М., Климов Р.Н. Как минимизировать влияние человеческого фактора на безопасность полетов // Менеджмент качества. — 2020. — No2. — С.124–133.

Расскажите о нас своим друзьям: