Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №02 (67) Февраль 2022

УДК 376.37

Дата публикации 28.02.2022

Предупреждение нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Меженцева Галина Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Хребтова Юлия Юрьевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

Аннотация: У детей с общим недоразвитием речи имеются сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне. А также мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма. Исправить их можно с помощью специальных методов обучения, при правильном педагогическом подходе, направленных на восполнение имеющихся у детей пробелов.
Ключевые слова: развитие речи ребенка, общее недоразвитие речи (ОНР), грамматический строй речи, связная речь, письменные навыки, мелкая моторика.

Prevention of writing disorders in children of senior preschool age with general underdevelopment of speech in speech therapy classes

Mezhentseva Galina Nikolaevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk,
Khrebtova Yulia Yurievna
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russian Federation, Smolensk

Abstract: Children with general underdevelopment of speech have complex speech disorders in which the formation of all components of the speech system related to the phonetic-phonemic and lexical-grammatical side is impaired. As well as fine motor skills, visual-spatial orientation and a sense of rhythm. They can be corrected with the help of special teaching methods, with the right pedagogical approach, aimed at filling the gaps that children have.
Keywords: child's speech development, general speech underdevelopment (OHP), grammatical structure of speech, coherent speech, written skills, fine motor skills.

Правильная ссылка на статью
Меженцева Г.Н., Хребтова Ю.Ю. Предупреждение нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 02 (67). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/preduprezhdenie-narushenij-pisma-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.html (Дата обращения: 28.02.2022)

Речевое развитие - одно из важных направлений педагогической работы, которое призвано обеспечить овладение умственным развитием ребенка.

Работа с детьми, страдающими ОНР, направлена на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. благодаря которым возможно полноценное речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития – овладение письменной речью.

Проблема развития речи является актуальной в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. В связи с возросшими требованиями к детям, идущим в первый раз в школу, усложнением и насыщением разными материалами программы обучения, дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при обучении чтению и письму. Обучение желательно начинать в дошкольном возрасте по специальным методикам. Это и создает необходимость поиска новых направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи.

Поэтому целью данного исследования является выявление коррекционно-педагогических условий, которые обеспечат эффективность логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Письменная речь является вторичной формой существования языка, которая возникла более позднее, состоящая из письма и чтения. Устная и письменная формы речи являются своего рода временной связью второй сигнальной системы. Но в отличие от устной письменная речь формируется только путем целенаправленного обучения. Механизмы письма формируются при обучении грамоте и совершенствуются при дальнейшем обучении (Л.С. Выготский) [1]. В результате рефлекторного повторения формируется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражителей (М.Е. Хватцев) [7].

В своих работах Р.Е. Левина отмечает, что «уровень сформированности всех сторон речи имеет большое значение для овладения письменной речью. В письме отражаются нарушения правильного произношения, фонематического и лексико-грамматического развития» [3]. Глаз и рука также активно участвуют в процессе письма, и тогда особенно подчеркивается вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма.

А.Н. Леонтьев представляет «письмо, как вид деятельности, которая включает в себя три основные операции: символическое обозначение звуков речи, т.е. фонем; моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; графо-моторные операции. При этом каждая операция является самостоятельным навыком и имеет психологическое обеспечение» [6].

У детей старшего дошкольного возраста, как правило, должен быть сформирован грамматический строй, фонематический слух, словарь по возрасту, а также связная речь, в которую входят: простые предложения и короткие рассказы.

Впервые Р.Е. Левиной было научно обосновано общее недоразвитие речи как отклонение в развитии. Она утверждает, что «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи» [5].

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Чиркиной.

Дети с недоразвитием речи допускают большое количество специфических ошибок из-за отклонений в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматической структуры речи. Таким детям необходимы систематические занятия по формированию устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также по совершенствованию навыков звукового анализа, развитию общей и мелкой моторики и координации движений.

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процесса письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи.

Исследования Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой являются осуществлением идеи профилактического подхода в работе по предупреждению недостатков письменной речи у детей с ОНР. Авторы разработали упражнения, которые направлены на формирование у детей нарушенных неречевых психических функций: общей и мелкой моторики, слухового внимания и памяти, пространственного восприятия, зрительного внимания [2].

Работу необходимо вести сразу в нескольких направлениях. Развивать и прививать ребенку навыки самообслуживания (постоянные тренировки в застёгивании пуговиц, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на платке, складывании своей одежды в шкафчик). Регулярное проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных умений и навыков.

Необходимо уделять особое внимание специальным упражнениям, занятиям и дидактическим играм, которые направлены на развитие мелкой моторики (массаж и самомассаж рук специальными мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом, самомассаж карандашами, пальчиковая гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус, плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам). Проводить занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, разным видам ручного труда. Использовать дидактические игры такие, как мозаика, складывание кубиков, разрезных картинок, пазлов, головоломок.

В дополнение к академическим методам коррекционной работы современные дефектологи, педагоги представляют новые способы усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей, благодаря применению которых занятия будут более эффективными.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева представляет сказкотерапию, как эффективный метод коррекционной работы с дошкольниками. Для того чтобы результат работы с дошкольником был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер [3]. Преодоление речевых и психофизических нарушений в коррекционной работе с детьми посредством проведения индивидуальных и групповых занятий. При наличии большого спектра методов такой терапии создаются новые учебно-развивающие программы педагогами, воспитателями, социальными работниками, дефектологами.

Применение театрализованных игр в коррекционной работе всесторонне развивает ребенка. Результатом является активирование и расширение словарного запаса, у детей совершенствуется звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность; развитие психических процессов (воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления), а также улучшение у детей моторики, координации, переключаемости и целенаправленности движений. Театрализованная игра способствует необщительным и скованным детям вступать в речевое общение и раскрываться.

Специальные логопедические сказки, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Логосказки могут быть разных видов. Артикуляционные направлены на развитие дыхания и артикуляционной моторики. Пальчиковые развивают мелкую моторику и графические навыки. Фонематические для уточнения артикуляции заданного звука. Лексико-грамматические способствуют обогащению словарного запаса, закреплению знаний грамматических категорий. Также сказки, которые способствуют формированию связной речи и для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Уровень развития мелкой моторики ведущей руки определяет скорость и легкость формирования навыка письма. Наряду с уже известными упражнениями, можно использовать игры с песком. Песочная терапия способствует развитию образного мышления, связной речи, познавательных функций, обогащает словарный запас. Плюсы данного метода заключаются в том, что дошкольник работает с природным материалом, при этом активизируется чувствительность нервных окончаний на кончиках пальцев, снимается мышечное напряжение у ребенка, происходит развитие моторики рук.

Для развития у детей равновесия, ловкости, координации движений, умения произвольно менять положение тела, сенсомоторных функций необходимо проводить физкультурные и музыкальные занятия, подвижные игры и динамические паузы.

Для проведения таких занятий нами была рассмотрена современная логопедическая технология – логоритмика. Данный метод представляет комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. «Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Логоритмические упражнения имеют следующие задачи: развить чувство ритма и такта; научить правильному речевому дыханию; улучшить общую и мелкую моторики; развить внимание, память и слуховое восприятие; включить в речь ребенка мимику и жесты; научить плавности произнесения слов и фраз» [8]. Способствует обучению переключиться дошкольнику с одного вида деятельности на другой, а также научиться двигаться выразительно. При этом развивается выносливость, ловкость, чувство равновесия.

Таким образом, система коррекционно-развивающей работы должна включать в себя разнообразные задания и игровые упражнения, направленные на формирование и совершенствование речевых и неречевых предпосылок и операций, входящих в структуру письменной речи. Система должна быть основана на использовании игровых методов и приемов и основана на принципах последовательности в обучении, сложности, ясности и доступности, постепенного усложнения речевого материала и характера заданий.


Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С.Выгодский.- М.: Лабиринт - 2010. –350с.
2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 2015.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Михайлова Е. «Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология» // Журнал практического психолога 2011, №5, стр.44.
4. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей // вопросы логопедии. – М., 2009. – С. 207 – 252.
5. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Логопедия сегодня. – 2009. – №1 (23). – C. 6-19.
6. Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
7. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. – М.: Учпедгиз, 1959. – 476 с.
8. Логоритмика. Что это и для чего // KuKuRiKu.ru - Все о детях и для детей // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/logoritmika/ (Дата обращения: 01.03.2022)

Расскажите о нас своим друзьям: